Организация исследования деятельности конкурентов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация исследования деятельности конкурентов



Исследование деятельности конкурентов – это постоянно действующая система учета, анализа и контроля конкурентов, целью которой является определение конкурентных позиций, выявление сильных и слабых сторон их деятельности, оценка собственных возможностей и на этой основе разработка стратегии и тактики конкурентного поведения на рынке.

Методика такого исследования включает следующие этапы:

1) Предварительный этап – выбор конкурентов, установление их целей, сбор информации.

На первом этапе проводится конкретизация целей деятельности конкурентов, которая необходима для четкой ориентации исследования и повышения объективности его результатов. Целью проведения исследования деятельности конкурентов является сбор и обработка информации, необходимой для выработки конкурентной стратегии.

Сбор информации зависит от установления приоритетных конкурентов – выделение тех из них, которые по определенным признакам находятся в непосредственной близости к предприятию, либо оказывают существенное влияние на его деятельность.

2) Аналитический этап – анализ определенных сторон деятельности конкурентов: текущие стратегии, предположения, возможности (М.Портер); установление стратегий, оценка сильных и слабых сторон, возможные реакции (Ф. Котлер); анализ рыночной доли конкурентов и оценка финансовой стабильности (Г.Л. Азоев).

Наиболее сложным является второй аналитический этап, так как от того какие стороны деятельности конкурентов рассматриваются и анализируются в ходе исследования зависит: а) достоверность и комплексность исследования; б) возможность получения количественной оценки деятельности конкурентов и однозначность ее интерпретации.

Для обоснования структуры аналитической части исследования деятельности конкурентов применяется экспертный опрос. Перед экспертами ставиться задача выделить те характеристики деятельности предприятия, которые а) наиболее значимы для успешного ведения конкурентной борьбы; б) наиболее полно, всесторонне и с достаточной степенью достоверности отражают способность предприятия конкурировать, т.е. отражают конкурентоспособность предприятия.

При организации экспертного опроса необходимо решить следующие методические вопросы:

– выбор способа организации опроса;

– определение числа экспертов;

– разработка анкеты и инструкции по ее заполнению.

В настоящее время существуют различные способы организации опроса, основными из которых являются:

1) Экспертам предлагается лишь указать перечень показателей, характеризующих анализируемое явление или процесс. Затем проводится оценка с помощью рангов (весомости) перечня показателей составленного всеми экспертами.

2) Экспертам предлагается оценить весомость каждого показателя из уже составленного перечня.

Достоинства и недостатки методов опроса

Методы опроса Преимущества Недостатки
Первый Эксперт не только оценивает значимость показателей, но и устанавливает их перечень Высокая трудоемкость опроса
Второй Рассылка и сбор анкет выполняется один раз Эксперты не могут высказать мнения (изменить) о перечне показателей

Второй способ является более экономичным и предпочтительным при условии устранения недостатка: в анкете предусматривается место для расширения перечня показателей, которое может выполнить каждый эксперт.

Общий недостаток двух методов – не соблюдается единообразие в понимании процесса выявления показателей, характеризующих исследуемое явление

Анкетный опрос основывается на мнении отдельных экспертов. В зависимости от сложности изучаемой проблемы необходимым условием успешного ее решения является наличие достаточного числа компетентных специалистов. Критерием достаточности количества наблюдений является степень согласованности ответов экспертов по каждому фактору или в целом по каждому перечню

3) Интерпретация и реализация результатов в виде:

– оценки реакции конкурентов;

– выбора конкурентов, которых следует атаковать и которых следует избегать;

– построение конкурентной карты рынка.

Содержание этапов конкретизируется в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия и специфики направлений хозяйственной деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.006 с.)