Государственные органы по охране и реставрации культурных объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные органы по охране и реставрации культурных объектов



После революции 1917 декреты, постановления и действия советской России имели непосредственное отношение к Беларуси. В ноябре 1917 нарком просвещения Анатолий Луначарский создал в Народном комиссариате просвещения Советской России коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. В октябре 1917 Яшманов и Мандэльбаум были назначены комиссарами по охране музеев, дворцов и художественных ценностей.

В мае 1918 в Москве в системе Наркомпросвещения был создан Отдел по делам музеев и охраны памятников, имевший в своём составе две реставрационные комиссии (по памятникам архитектуры и произведениям ис-ва). С целью оказания помощи и организации контроля из Москвы в Минск был направлен ряд российских специалистов в области охраны памятников истории и культуры.

Формирование и деятельность органов в сфере музейной д-сти и охраны памятников в Беларуси до создания БССР (01.01.1919) происходило в очень сложных условиях. На протяжении 1918 года функция охраны памятников была возложена на художественно-археологический подотдел отдела народного просвещения Западной области.

28 июля 1918 было принято «Обращение художественно-археологического подотдела отдела народного просвещения Западной области к учащимся об охране памятников культуры и искусства». Смысл обращения состоял в том, чтобы не уничтожать памятники к-ры под лозунгами постройки новой жизни, а создавать общества, кружки охраны памятников как центров нашей к-ры на местах. Обращение поддержали учителя, ученики, историки, художники, археологи и др. Активную позицию в деле сбора и охраны национальных ценностей занял научно-художественный подотдел Белорусского национального комитета. Непосредственное участие в пропаганде памятников принял известный белорусский этнограф Владимир Добровольский, проживавший в то время в Смоленске. В Минске, Бобруйске, Могилёве были организованы хранилища для выявленных произведений искусства.

19 января 1919 был создан Народный комиссариат просвещения БССР, взявший под свою опеку памятники культуры и ис-ва. В первые дни существования комиссариата было принято решение об организации отдельного художественно-археологического подотдела, основной задачей которого должна была стать охрана памятников ис-ва и древности. Однако вопрос о его штатном составе долго оставался открытым из-за долгого подбора кандидатуры его начальника.

30 января 1919 Временное рабоче-крестьянское пр-во Беларуси приняло специальное постановление, направленное на организацию охраны наследия. Постановление повторяло аналогичный Декрет СНК РСФСР от 5 октября 1918. Основным руководящим органом охраны был назван Народный комиссариат просвещения БССР и его местные органы – отделы народного образования. В этой работе принимали учасьтие также чрезвычайные комисии, Совет народного хозяйства, Комиссариат внутренних дел, Отдел по жилищным делам и др.

Предусматривалось также создание отдельных комиссий, в состав которых должны были войти специалисты-консультанты.

В феврале 1919 был создан Отдел изобразительного искусства Наркомпросвещения БССР. Сотрудник отдела эмиссар Всероссийской коллегии по делам искусств художник Владимир Дмитриев начал работу по созданию областного музея. С этой целью он использовал фонды старых собраний епархиального церковно-археологического об-ва и общества любителей природы и археологии. Затем Дмитриев начал собирать безхозные ценности.

3 марта 1919 коллегия Наркомпросвещения БССР утвердила штаты музейно-археологического подотдела. Заведующим отделом был назначен В.Дмитриев. для областного музея коллегия Наркомпросвещения выделила нижний этаж в здании бывшего дворянского собрания и ассигновала на ремонт и охрану Несвижского ансамбля 50 000 руб.

Повсеместно начался сбор произведений ис-ва. 4 марта 1919 на коллегии была рассмотрена ситуация с охраной замка Радзивиллов в Несвиже и организация Минского областного музея. На то время Несвижский замок уже был безхозным, сильно разграбленным; многое было украдено: часть фарфора, шпалеры, кожаная обивка мебели и др.). Предлагалось передать замок на баланс Народного комиссариата просвещения БССР под музей, а всё, что осталось неразграбленным, должно быть использовано в музее. Архив ВКЛ, хранившийся в замке, должен был быть передан будущему ун-ту. Планировалось возвращение в замок его бывших работников, в частности, архивариуса Клейпштейна. кроме Несвижского ансамбля было предложено обследовать частные музеи, библиотеки, все культурные ценности Минской губернии.

Для реализации постановления на местах музейно-археологический подотдел Народного комиссариата просвещения БССР разработал и разослал инструкцию по вяыявлению и сбору произведений ис-ва, готовил помещение для хранилища культурных ценностей в Бобруйске для восточных уездов БССР. В конце марта в Минске открылся созданный в кратчайшие сроки на основе выявленных и спасённых памятников ис-ва Государственный историко-художественный областной музей.

В то же время московские эмиссары имели задание отбирать для москвы всё самое ценное.

В феврале 1919 в Могилёве и Орше побывал спецуполномоченный из Москвы Пашуканис. Именно ему было поручено провести тщательный осмотр коллекций, выявить предметы музейного значения и составить научные описи художественно-исторического имущества в деревнях, имениях и усадьбах, а также музейных ценностей бывших полковых военно-исторических музеев. Наиболее ценные экземпляры предписывалось вывезти в Москву.

Особенно трагичным это время выдалось для дворцово-паркового комплекса Румянцевых-Паскевичей в Гомеле. В то время, когда в гомеле работала комиссия Пашуканиса, в городе начались антисоветские волнения. В результате боевых действий во дворце возник пожар. Центральный корпус сгорел. В огне погибли живописные полотна, хрустальные люстры и много ценных вещей. Остальные ценности (серебрянные кубки, табакерки, часы, подносы, блюда с золотыми медальонами, посуда, чаши, вазы и др.; всего 100 пудов разных художественных изделий из цветных металлов) были вывезены в Москву.

В Витебске охраной историко-культурных ценностей также занимались российские специалисты. Тут осенью 1919 решение всех вопросов по охране памятников области было передано в компетенцию Петроградского отдела по делам музеев и охраны памятников. В ноябре 1919 из петрограда в Витебск прибыл уполномоченный отдела Наседкин. С февраля 1920 учётом, отбором и охраной историко-культурного наследия Витебщины занимался Лавровский, сотрудник Петроградского отдела музеев. Во время боевых действий между польскими и советскими войсками в 1919 командование Западного форнта обратило внимание на то, что в Несвижском дворце осталось много ценных произведений ис-ва. Эмиссар московского отдела по делам музеев и охраны памятников Пашуканис был срочно отозван из Гомеля и прикомандирован к штабу Западного фронта для организации работы по вывозу художественных ценностей Несвижа в Москву. Помешало этому взятие польскими войсками Несвижа.

 

Летом 1920 г. В Беларуси стали создаваться ревкомы под контролем политорганов красной армии. В это время создаётся ряд музеев, картинных галерей и т.п. (Гродно, Несвиж, Лида и др.). Новогрудский ревком принял решение от 16 сентября 1920 о сохранении дома, где жил и творил Адам Мицкевич и об организации в нём музея или библиотеки-мемориала.

В этот период в Минск из Москвы были направлены члены художественно-археологического отдела Народного комиссариата просвещения РСФСР: художник Петр Киселис, заведующий московского военно-исторического музея Незнамов и преподаватель художественно-технических мастерских Филиппов. Цель их приезда – проведение инвентаризации, отбор всего лучшего и вывоз его в Россию. Для реализации плана командующим Западным фронтом Михаилом Тухачевским был издан приказ о создании при отделе агитпропа политуправления фронта отделения учёта и охраны культурных ценностей в районе фронта. Отделение имело 6 структурных подразделений. Все сотрудники отделения были срочно направлены в Слуцк, Лиду, Несвиж, окрестности Минска и другие места, где находились богатые собрания произведений ис-ва, исторических реликвий и др. ценностей. Эта работа была прекращена с наступлением польских войск, а затем было упразднено и само отделение.

С 27 октября 1920 в Минске возобновил свою деятельность Народный комиссариат просвещения БССР в это время произошла реорганизация художественно-археологического подотдела в подотдел охраны памятников искусства и старины. В 1921 при Народном комиссариате просвещения начала работу экспедиция по изучению белорусского народного искусства, потом стала работать музейная комиссия, а ещё поже – экспертная комиссия.

В 1922 на базе Научно-терминологической комиссии Народного комиссариата просвщенения был создан Институт белорусской к-ры (Инбелкульт) В конце 1923 в структуре Инбелкульта на правах постоянной комиссии было создано Центральное бюро краеведения.

До 1925 охрану памятников истории и к-ры осуществлял Народный комиссариат просвещения БССР, а позже – Институт белорусской культуры, который с 1926 стал самостоятельным научным учреждением при СНК БССР, а с 1928 был реорганизован в Академию наук БССР.

При Институте белорусской к-ры с 1924 действовало 7 секций, в том числе историко0археологическая, этнографическая, природоведческая, художественная и др., а также 6 постоянных комиссий, 2 из которых (по охране памятников и изучению революционного движения) непосредственно вели работу по охране памятников истории и культуры.

В составе комиссий и секций Инбелкульта работали известные деятели белорусского возрождения В.Пичета, Николай Азбукин, Якуб Колас, Янка Купала, Чеслав Родевич, Василий Друщиц и др.

Комиссия по охране памятников Инбелкульта выявила и описала ряд монументальных памятников Полоцка, Витебска, Орши, Могилёва, Слуцка и Минска. Список этих памятников был представлен в правительство для провозглашения их национальным достоянием. Через высшие государственные учреждения Комиссия провела приказ о возложении дела охраны памятников монументальной архитектуры, а также городищ, курганов, селищ на местные органы власти. Комиссия подготовила план реставрации наполовину разрушенных памятников, особенно в минске и Полоцке.

В 1926 был проведён 1-й Всебелорусский краеведческий съезд. с 1925 выходил ежемесячный журнал «Наш край», сыгравший большую роль в поддержке дела охраны памятников.

 

С конца 1920- начинается процесс свёртывания белорусизации. В 1931 ЦК КП9б) Беларуси принимает постановление «Об усилении борьбы с отклонениями в национальном вопросе», а в декабре 1933 на объединённом пленуме ЦК КП(б) Беларуси вина за срыв белорусизации была возложена на национал-демократов. В 1930 было расформировано Центральное бюро краеведения, а журнал «Наш край» переименован в «Советскую страну».

В 1932 постановлением СНК БССР была проведена реорганизация государственных учреждений по охране памятников. При народном комиссариате просвещения был создан межведомственный комитет по охране памятников материальной к-ры в БССР, деятельность которого подчинялась генеральной линии партии по проведению сплошной коллективизации и разрушении старого быта.

В 1939 создана правительственная комиссия по охране памятников истории, революции, гражданской войны, архитектуры и искусства.

В довоенный период мало что было сделано для охраны памятников арх-ры и искусства. В основном деятельность была сконцентрирована на проблемах проектирования и возведения монументов лидерам революции и одновременно велось приспособление закрытых сакральных строений и помещичьих усадеб под хозяйственные нужды, культурные учреждения, а часто они просто разрушались.

 

В послевоенный период начался новый этап формирования государственных органов охраны памятников Беларуси. С 1944 г. памятники истории и к-ры курировали 2 ведомства: Народный комиссариат просвещения БССР и Главное управление по делам арх-ры при СНК БССР.

В 1944 при Главном управлении по делам арх-ры при СНК БССР был создан отдел по охране памятников арх-ры, в компетенцию которого входила научно-исследовательская работа на памятниках арх-ры, ведение учёта, охранных мероприятий и реставрации наиболее важных архитектурных памятников. Руководителем отдела был назначен Иван Володько.

В том же 1944 при отделе охраны памятников архитектуры была создана Инспекция по охране памятников архитектуры, начальником которой был назначен Михаил Кацар. На инспекцию возлагалось проведение научных экспедиций, обследование памятников, экспертные проверки и т.р.). Одновременно при отделе охраны памятников архитектуры начало действовать постоянное совещание специалистов, имеющих отношение к работам с историческими архитектурными объектами.

Должность начальника отдела 9позже – старшего инспектора) по охране памятников архитектуры при Главном управлении по делам архитектуры при СНК БССР (позже совета Министров БССР) существовала до 1959, когда она была ликвидирована.

Параллельная структура по охране памятников существовала в Народном комиссариате просвещения БССР с соответствующими охранными функциями. Сначала при Народном комиссариате просвещения было создано два управления: по музеям (до 1945), начальником которого был Орхиненко, и управление библиотек (начальник М.Коляда). штаты областных историко-краеведческих музеев утверждала Государственная штатная комиссия при СНК СССР в Москве.

Постановлением СНК БССР от 24.04.1945 № 870 был создан Комитет по делам культурно-просветительских учреждений при СНК БССР на правах республиканского комиссариата, которому были переданы функции управления музеями, библиотеками и иными культурно-просветительскими учреждениями.

В начале 1950-х гг. в структуре этого комитета был создан отдел охраны памятников истории и культуры. Если отдел по охране памятников при главном управлении по делам архитектуры занимался исключительно памятниками архитектуры и частично археологии, то отдел по охране памятников при комитете по делам культурно-просветительских учреждений занимался памятниками истории и археологии.

Деятельность отдела по охране памятников при комитете по делам культурно-просветительских учреждений шла медленно. Работа с кадрами охраны памятников в БССР имела массу недостатков. В ряде областей инспекторами по охране назначались совершенно неподготовленные люди (Минское, Гродненское, Полоцкое управления культуры), а в Брестском, Полесском и витебском управлениях эти единицы вообще были сокращены. была большая текучка инспекторов. За 1951-52 гг. в Могилёвской области сменилось 4 инспектора. Плохо обстояло дело с предоставлением информации от областей о результатах работы с памятниками. Большинство отчётов (если они вообще присылались) были отписками.

С 1960-х гг. охрана памятников истории и культуры была возложена на Мин-во культуры БССР (отдел музеев и охраны памятников). В целом до середины 1960-х гг. практически вся работа специалистов в области охраны памятников заключалась в благоустройстве братских могил и памятных мест, связанных с событиями ВОВ.

В 1967 в ЦК КПБ и совете Министров БССР рассматривался вопрос «О состоянии и мерах улучшения охраны памятников истории искусства и архитектуры в Белорусской ССР». После него началась подготовительная работа по созданию в БССР подрядной реставрационной организации (реставрационных мастерских). Попытки их создания велись с 1956 г., но созданы они были в мае 1968 г. в соответствии с постановлением ЦК КПБ и совета Министров БССР от 19.09.1967. заниматься они должны были ремонтом и реставрацией памятников истории, ис-ва, арх-ры м археологии по хозрасчёту. Руководство мастерскими возлагалось на Государственную инспекцию по охране памятников истории, искусства, арх-ры и археологии, Мин-во к-ры БССР. Распоряжением Совета Министров БССР от 26.04.1968 Специальные реставрационные мастерские были наделены собственными оборотными средствами на 1968 год в сумме 10 000 руб. из резерва мин-ва к-ры. В структуре мастерских существовало научно-исследовательское проектное бюро, занимавшееся разработкой научно-проектной документации на памятники истории и к-ры.

В 1985 началась реорганизация реставрационных мастерских. Согласно приказу министра к-ры БССР от 03.04.1986 они были преобразованы в производственное объединение Мин-ва к-ры БССР «Белреставрация», объединявшее Минскую (головная организация), Брестскую, Витебскую, гродненскую и Могилёвскую специальные научно-реставрационные творческие мастерские и Белорусский реставрационный проектный ин-т. Производственное объединение активно продолжало дело управлением строительно-монтажными, проектными и научно-исследовательскими работами по реставрации и консервации памятников истории, арх-ры, градостроительства, садово-паркового ис-ва, произведений станковой и монументальной живописи, скульптуры, декоративно-прикладного ис-ва. Археологическое подразделение ПО «Белреставрация» проводило исследования архитектурно-археологических памятников с целью их консервации, реставрации; охраные раскопки с Институтом истории НАН в исторических центрах городов, разрабатывало охранные зоны культурного слоя в древних населённых пунктах.

В 1988 в структуре объединения «Белреставрация» был создан Белорусский специализированный ин-т по разработкке проектной документации на реставрацию памятников истории и к-ры «Белспецпроектреставрация», реорганизованный в самостоятельное предприятие – «Белорусский реставрационно-проектный ин-т»

В 1991 специальным постановлением Совета Министров БССР ПО «Белреставрация» было преобразовано в Главное управление по реставрации и консервации памятников истории и к-ры при совете Министров БССР.

В 1994 согласно Постановлению совета Министров Главное управление по реставрации и консервации памятников и тории и культуры при Совете Министров Беларуси реорганизовано в Комитет по реставрации и консервации памятников истории и культуры при Министерстве культуры РБ.

В настоящее время основной государсвтенный орган, отвечающий за охрану культурного наслкедия в нашей стране – Мин-во к-ры РБ. В его структуре действует Управление по охране историко-культурного наследия и реставрации, которое состоит из Управления научно-проектных работ и реставрационного производства и управления по охране историко-культурного наследия. в составе последнего выделяется отдел по охране ИКН.

 

Структура Управления по охране ИКН и реставрации Мин-ва к-ры РБ

Директор

Зам.директора/начальник управления научно-проектных работ и реставрационного производства

Зам.директора/начальник управления по сохранению ИКН

Отдел научно-проектных работ Отдел реставрационного производства Отдел по охране ИКН Отдел экспертов-искусствоведов по перемещению культурных ценностей через границу РБ
Проектные реставрационные предприятия Служба заказчика – унитарные предприятия в областных центрах; подрядные реставрационные предприятия Региональные инспекторы по охране ИКН; методисты Группы экспертов в Бресте и Гродно

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.023 с.)