Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексная охрана культурного и природного наследия

Поиск

По сегодняшний день природа и культура дополняют друг друга. Почти все проявления культуры получают свою уникальность именно из-за того, что сформировались в своеобразной природной среде, от которой нередко зависят облик и красота культурных объектов.

Попытка объединения принципов охраны культурного и природного наследия появилась первоначально в Автро-Венгрии. В 1903 г. вышла работа Алоиза Ригля «Современный культ памятников: его суть и происхождение», а его идеи развил Макс Дворжак в напечатанной в 1916 книге «Катехизис охраны памятников». Это первая практическая инструкция сохранения культурных ценностей. В ней автор расширяет понятие охраны памятников, включая в него интерьеры, ландшафты, местные традиционные знания, природу – всё культурное пространство. Это стало сильным теоретическим толчком к комплексному пониманию наследия, стремящемуся охватить всё, что исторически сформировалось. на её основе в немецкоязычных странах сформировалась концепция Heimatschutz (Хейматшюц – Охрана малой родины). Это движение одним из первых взяло под охрану культурные ландшафты. На несколько иных принципах возникло движение по охране природного наследия в англоязычных странах, где с конца 19 в. стали возникать национальные парки: Йеллоустонский в 1872, В 1879 г. создан Королевский национальный парк в Австралии, в 1885 г. – национальный парк Роки Маунтин в Канаде, в 1887 г. – национальный парк Тонгариро в Новой Зеландии, в 1926 г. – национальный парк Крюгер в Южной Африке Концепция национальных парков подчёркивала важность «диких», «нетронутых» ландшафтов.

Хотя во многих странах системы охраны природного и культурного наследия по сей день разделены, в некоторых уже наметилось сближение этих дисциплин (особенно в Северной Америке). Поэтому в последнее время при исследовании наследия акцент делается на использовании экологической теории и методов анализа ландшафтов.

В США со временем была поставлена под сомнение концепция «дикой» природы. Исследования показали, что перед приходом европейцев ландшафт континента вовсе не был заповедным. Признание влияния местных жителей на формирование ландшафта даже привело к идеализации индейской культуры. Вследствие этого люди с их традиционной практикой использования земли начали вовлекаться в национальные парки. Территории, сначала охраняемые как природные ценности, получили статус культурных ценностей. Возникла интегральная система охраны наследия, создающая возможности включения местных жителей в охранную д-сть, что расширяет стратегию охраны и обеспечивает сбалансированное использование земли.

Существуют и проблемы интегральной охраны природного и культурного наследия:

- охрана природного наследия редко опирается на отдельные объекты, чаще всего выступает как сохранение видов и экосистем.

- охрана природы основывается на долгосрочной экономической и экологической пользе, а культурные объекты сохраняются вследствие культурной или эстетической полезности.

Сегодня как природное, так и культурное наследие начинает больше восприниматься человечеством как экономические ресурсы, приобретшие значимость для развития регионов. Они становятся одним из важнейших факторов устойчивого развития, понятия, признанного и широко использующегося ООН.

 

Сегодня одной из основных категорий интегральной науки о наследии является понятие культурного ландшафта. Авторами его являются американские географы Сауэр и Салтер, которые в нач.20в. обозначили этим термином искусственные, созданные человеком ландшафты. Впоследствии Дэвид Лоуэнталь выделил три свойства культурного ландшафта: 1) материальность (КЛ воспринимаются всеми нашими органами чувств, что делает их ощутимыми); 2) богатство ресурсов (КЛ используются как резервуары для артефактов большого разнообразия, придавая им широкий контекст и увеличивая их индивидуальные качества); 3) стабильность (КЛ является самым наглядно фиксируемым недвижимым феноменом в нашем окружении, что придаёт ему значение безопасности и надёжности).

Таким образом, КЛ – это наиболее сложные объекты деятельности и политики охраны наследия, поэтому и воспринимаются они по-разному. Одно из их значений – ландшафты как административные единицы, области. В других случаях отмечаются их визуальные и эстетические качества (пейзаж). В-третьих, КЛ – это территория определённого физического характера, топография, определённая специфическими природными формами и взаимоотношениями. Кроме физической составляющей выделяется и духовная сторона КЛ с ярко выраженными символическими ценностями, ассоциациями и верованиями.

В 1992 экспертами всемирного наследия было дано определение КЛ как общего творения природы и человека. В целом под ними стали пониматься лишь сознательно созданные, экологически стабильные, экономически полезные, эстетически привлекательные совместные творения человека и природы.

Согласно Руководству по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия, определены три категории КЛ:

- Органически сложившиеся ландшафты. Самая большая категории, в основном это сельские ландшафты. Делятся на 2 подтипа – архаичные (реликтовые), эволюция которых уже закончилась и функционирующие (живые), связанные с традиционным образом жизни и важные для об-ва, отражающие историю трансформации пространства.

- Специально созданные КЛ. Сюда относятся сады и парки, созданные в основном для эстетических нужд.

- Ассоциативные КЛ. являются самой сложно определяемой категорией. Их исключительная ценность основана на разных религиозных, художественных или духовных феноменах. Их содержание основано на происходивших здесь важных исторических событиях (например, поля сражений), сакральной д-сти (монастырский ландшафт), этнокультурном наследии местных жителей (деревенский или этнографический ландшафт), ассоциациях с жизнью и творчеством знаменитых людей. Ассоциативная сила таких КЛ не всегда очевидна по их внешнему виду или материальным символам. Она основана на мифологии, фольклоре, преданиях, истории.

В список всемирного наследия в качестве культурных ландшафтов включено 35 объектов. Среди них национальный парк Какаду в Австралии, территория которого со всех сторон окружена горными уступами, что создало уникальные условия для проживания многих биологических видов. В то же время под охраной находятся пещеры с наскальной живописью племени какаду, старейшим из которых более 18 тыс. лет; гора Афон в Греции с 20 монастырями, где проживает около 1,5 монахов. Здесь сложились уникальные взаимоотношения между людьми и окружающей средой. Заброшенный город инков Мачу-Пикчу в Перу. Лапландия в Швеции. В то же время специалисты подчёркивают, что многие объекты Списка всемирного наследия, внесённые только по культурным или только по природным критериям также можно рассматривать де-факто как культурные ландшафты. Например, Рисовые террасы в Филиппинских Кордильерах ил Винодельческий ландшафт о.Пику (Азорские о-ва, Португалия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.006 с.)