Основные положения семиотики  знака 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные положения семиотики  знака



 

1. Семиотика ---наука о знаках и сфере знаковой коммуникации: как знаки обретают значения, как происходит обмен знаками внутри общества.

Создатели семиотики: американский философ Чарльз

Пирс(1839-1914), швейцарский лингвист Фердинан де Соссюр(1857-1913), французский философ Ролан Барт(1915- 1980), Р.Якобсон, Ю.Лотман и др.

 

Основные понятия семиотики: семиосфера, коммуникация, текст, язык, знак

Знак – центральное понятие семиотики и графического дизайна

Язык – система знаков, посредством которой люди обмениваются информацией

 

 

                   СЕМИОТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗНАКА

                                             знаковая форма

                                               синтактика

    изучает внутреннюю форму знака: отношения между частями

     и целым: пропорции, симметрию, ритмы -- композицию

                                                    ЗНАК

     
 

 

 


   прагматика                                  семантика                                               

изучает отношение                                                     изучает отноше

знака к денотату                                                            ние знака к озна

-функции знака                                                             чаемому-

                                                                                              смысл знака 

                                                                                                                                             

 

                                 

 

 

     
 


        денотат                               содержание                   концепт                                                                   

     ОБОЗНАЧАЕМОЕ                            ОЗНАЧАЕМОЕ

2. Семиотическая модель знака

       

В семиотике знак изображают в виде равностороннего

Треугольника, три вершины которого обозначают три структурных составляющих знака:

Знаковая форма (верхний угол);

  Денотат (нижний левый угол: обозначаемое,т.е. объект, к которому относится знак);

 Десигнат или коннотат, концепт(нижний правый угол: означаемое, смысл знака, концепция).

 

В соответствии с трехчастным строением знака семиотика описывает знак в трех разделах:

 

Синтактика – изучает внутреннюю форму(формальную структуру) знака как такового, как материально-пластической, визуально-пространственной, цвето-фактурной и т.п. данности;

 это структурное отношение частей между собой и к целому, характеризуемое категорией и принципом композиции.

 

Прагматика – изучает отношение знака к денотату, т.е. обозначаемому; это отношение характеризуется категорией и принципом целесообразности.

Семантика – изучает отношение знака к означаемому, концепту; это отношение характеризуется категорией и принципом смыслосообразности.

 

Для описания исследуемого или проектируемого знака в каждом из разделов семиотики строятся и используются свои особые модели и классификации: 

классификация знаков по способу обозначения: словесно-графические, иконические, абстрактные, схематические и др.

классификация знаков по способу означения: метафорические, метонимические, аллегорические и др.

классификация знаков по композиционному строю: симметричные, ассиметричные, статические, динамические, фактурные и др.

 

Форма—содержание. Денотат и концепт, являются не только относительно самостоятельными структурными срезами знака, но и двумя нераздельными сущностями, активно взаимодействующими друг с другом через посредничество формы, выступая по отношению к форме как содержание знака. Это отношение характеризуется категориями «текст» и «контекст». Один и тот же знак или текст приобретает разный смысл в зависимости от контекста, в котором мыслится этот знак-текст. Например, символика свастики в контексте культуры Индии восходит к древнейшему культу солнца как источника жизни и представлению о вечном движении по кругу,а в контексте европейской истории ХХв свастика – символ фашизма. Именно контекст заключает в себе смыслообразующий код для построения концепции знака и програмирующий формообразование текста как системы знаков.

Парадигма—синтагма

Система смыслообразующих значений, кодирующих знак-текст и программирующих формообразование текста, называется парадигмой. Парадигма – это системообразующая конструкция языка как знаковой системы.

 Чтобы построить фирменный стиль как систему, нужно иметь (изобрести) парадигму. Недостаточно нарисовать какой-либо знак и размножить его на различных носителях корпоративной документации, имитируя таким примитивным образом «стилевое единство» документации в качестве имиджа или бренда фирмы. Фирменный стиль это многослойный и многозначный текст, развернутый по принципу предложения (называемого в семиотике «синтагмой») средствами визуального языка, формообразующий код которого дан в парадигме.

Наглядный пример: обычный детский конструктор, состоящий из ограниченного числа форм, различные комбинации которых по заданному коду дают значимые объекты («предложения»), число которых многократно превосходит число исходных форм. Код конструктора как системы и есть парадигма.

Знак – парадигматический, стилеобразующий жанр ХХ века. Принципы формообразования знака(функция – конструкция –форма) пронизывают всю проектную культуру ХХ века.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.006 с.)