Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А . Статьи из литературных энциклопедий ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
РАССКА́З — малый прозаический (изредка стихотв.) жанр, соотносимый с повестью, как более развернутой формой эпич. повествования. Имеет глубокие традиции в лит-рах Запада и Востока; генетически связан с первичными формами нар. творчества (миф, легенда, притча, сказка, анекдот и др.); как само-
стоят. жанр обособился в письменной лит-ре.
В европ. традиции Р. практически сливается с новеллой, хотя для особых разновидностей Р. во мн. языках есть самостоятельные обозначения и мн. теоре-тики (в т. ч. Гегель) разграничивают эти термины (см. Новелла). Эпоха Возрожде-ния — первая большая эпоха европ. новеллистики; одним из центр. явлений ее принято считать «Декамерон» Боккаччо. При всей пестроте новеллистич. лит-ры термин «новелла» применяется обычно для обозначения краткого повествования с острой фабулой и неожиданной, но закономерной развязкой. С конца 18 — нач. 19 в. новелла выделяется как краткая повесть, отличающаяся строгой последова-тельностью действия, четкой экспозицией, завязкой, остроумным поворотом и развязкой, а также выдержанным эпич. содержанием и тоном повествования («Новелла» И. В. Гёте, «Кармен» П. Мериме, «Пиковая дама» А. С. Пушкина и др.). Р. в таком случае допускает бо́льшую авторскую свободу повествования, расширение описат., этнографич., психологич., субъективно-оценочного элемен-тов, иначе говоря, развитие лирического начала, неизвестного в такой мере клас-сич. новелле.
Эпоха романтизма и формирование реалистич. направления в лит-ре Евро-пы и Америки расширили жанровые возможности Р. Возрождается традиция нар. рассказа, интонация устного повествования, колоритная бытовая манера индиви-дуально окрашенной прямой речи, связанной с лит. образом рассказчика. В
41
зависимости от характера рассказчика (иногда мистифицированного, литератур-но-условного) Р. получают стилевой колорит — нац., сословный, профессиональ-ный, местный, порою причудливо фантастич., иронич., сатирический и т. п. («Се-рапионовы братья» Э. Т. А. Гофмана, «История Нью-Йорка» У. Ирвинга, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и др.).
В рус. лит. традиции Р. долгое время существовал как разновидность крат-кой повести (у А. Марлинского, М. П. Погодина, В. Ф. Одоевского, Пушкина, Го-голя). «Повести Белкина» и др. краткие повести Пушкина стали основополагаю-щими для рус. классич. Р.: общая идея народности естественно совпала в этом жанре с устойчивым и обостренным вниманием к жизни народа («Станционный смотритель», «Гробовщик», «История села Горюхина»). В проспекте «Учебной
книги словесности для русского юношества» (1844—45) Гоголь дал определение повести, к-рое включает Р., как частную разновидность («мастерски и живо рас-сказанный картинный случай»). В отличие от традиции новеллы («необыкновен-ное происшествие», «остроумный поворот»), Гоголь переносит акцент на «слу-чаи», могущие произойти со всяким человеком и «замечательные» в психологич.
и нравоописат. отношении. Своим петерб. циклом («Невский проспект», «Ши-нель», «Записки сумасшедшего») Гоголь ввел в лит-ру разновидность короткой психологич. повести, получившей продолжение у Ф. М. Достоевского, Льва Тол-стого, а в дальнейшем и во мн. Р. («Красный цветок» В. М. Гаршина, «Палата № 6» А. П. Чехова, «Петлистые уши» И. А. Бунина и мн. др.). При ослаблении фа-бульного начала, замедлении действия, здесь возрастает сила познават. аналитич. мысли. Место необычайного происшествия в рус. Р. все чаще занимает обыкно-венный случай, обыкновенная история, осмысленные в их внутр. значительности.
С конца 40-х гг. 19 в. рус. Р. осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести и в сравнении с «физиологическим» очерком. Развитие прозы, связанное с именами Д. В. Григоровича, В. И. Даля, А. Ф.
Писемского, А. И. Герцена, И. А. Гончарова, Достоевского, привело к выде-лению и кристаллизации новых повествоват. форм. «И потому же теперь самые пределы романа и повести раздвинулись, — утверждал в 1848 В. Г. Белинский, — кроме „ рассказа“, давно уже существовавшего в литературе, как низший и более легкий вид повести, недавно получили в литературе право гражданства так назы-ваемые физиологии, характеристические очерки разных сторон общественного быта» (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 316). В отличие от очерка, где преобладает прямое описание, исследование, проблемно-публицистич. или лирич. монтаж действительности, Р. сохраняет композицию замкнутого повествования, сгруппи-рованного вокруг определ. эпизода, события, человеч. судьбы или характера.
Развитие рус. формы Р. связывают с «Записками охотника» И. С. Тургенева, объединившими опыт психологич. повести и физиологич. очерка. Рассказчик почти всегда является свидетелем, слушателем, собеседником героев; реже — участником событий. Худож. принципом становится «случайность», непреднаме-ренность выбора явлений и фактов, свобода перехода от одного эпизода к друго-му. Почти незаметными средствами создается эмоциональная окраска каждого эпизода. Опыт психологич. прозы, знакомой с «подробностями чувства», широко
42
использован в детализации впечатлений рассказчика. Свобода и гибкость эскиз-ной формы, натуральность, поэтичность рассказа при внутр. остроте социального содержания — качества жанра рус. Р., идущего от «Записок охотника». Драматич. действенности традиц. новеллы Тургенев противопоставил лирич. активность ав-торского повествования, основанного на точных описаниях обстановки, характе-ров и пейзажа. Он приблизил Р. к границе лирико-очеркового жанра. Эта тенден-ция была продолжена в нар. рассказах Л. Толстого, Г. И. Успенского, А. И. Эртеля, В. Г. Короленко и др. Особое место в развитии классич. рус. Р. при-надлежит Н. С. Лескову — мастеру бытового и историч. анекдота, тонких языко-вых стилизаций, лежащих в основе т. н. сказа («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Воительница», «Леон — дворецкий сын» и др.). Сказовая ма-нера имела многочисл. последователей (А. Ремизов, М. Пришвин, Вс. Иванов, М. Зощенко, И. Бабель, П. Бажов).
Глубокую худож. реформу короткого Р. осуществили на Западе Г. де Мо-пассан, а в России — Чехов. Оба писателя подводили итоги классич. реализма 19 в., и их Р. вобрали в себя богатейший опыт портретно-изобразит. и психологич. прозы. Вслед за Мопассаном Чехов необычайно усилил объективность повество-вания, внешнюю отстраненность автора при абсолютной пластичности худож. изображения. Чем обыкновеннее казались объекты его Р., тем неожиданнее, ори-гинальнее становилось их освещение, авторский подход к ним («Студент», «Му-жики», «Дама с собачкой», «Архиерей», «В овраге»). Чехов-рассказчик развивает пушкинскую линию рус. прозы с ее гармоничностью и лаконизмом.
В прозе нач. 20 в. Р. — один из господствующих жанров, что связано с пе-рестройкой старой системы классич. реализма. Наряду с модернистскими тенден-циями (Ф. Сологуб, А. Белый, А. Ремизов, отчасти Л. Андреев) преобладающее
влияние сохраняет реалистич. Р., широко представленный в творчестве М. Горького, И. Бунина, А. Куприна, А. Серафимовича, С. Сергеева-Ценского, М. Пришвина, А. Толстого. Новым отношением к судьбе человека, к взаимодей-ствию характера и обстоятельств отмечены горьковские Р., чрезвычайно разнооб-разные в жанровом отношении. Нек-рые из них близки к краткой фабульной по-вести («Челкаш», «Мальва», «Варенька Олесова»); другие представляют
собой ряд динамичных сцен («Ярмарка в Голтве»), живых очерков «с нату-ры» («Коновалов», «В степи»), романтич. аллегорий и символов («Старуха Изер-гиль», «О Чиже, который лгал...»). Особое значение в горьковских Р. приобрела автобиографич. фигура «проходящего», организующая сюжет («По Руси» и др.).
В европ. лит-ре 20 в. поэтика Р. обогатилась открытиями, связанными с эво-люцией всей прозы (в т. ч. интенсивное развитие «внутреннего монолога», усиле-ние элементов психоанализа, пересмотр традиц. отношений личности и среды, действия и времени, что свойственно, напр., Т. Манну, Ф. Кафке, Ф. Мориаку, А. Моруа, А. Камю, А. Моравиа и др.). Усложнение структуры повествования,
напряженный психологизм характерен для амер. школы Р. (У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Э. Колдуэлл, Д. Сэлинджер), сохраняющей критич. дух и правди-вость своих предшественников — Марка Твена и Джэка Лондона. 43
Ранний период сов. прозы ознаменован расцветом героич., романтич. повес-ти и Р. Напряженная метафорич. манера отличает первые Р. и повести Вс. Иванова, И. Бабеля, Л. Сейфуллиной, Б. Пильняка, Б. Лавренева, М. Шолохова и др. Героика сов. Р. 20-х гг. сочеталась с суровой, обнаженной бы-товой живописью. Новые черты приобрел жанр сатирич. и юмористич. Р. (М. Зощенко, М. Булгаков, А. Толстой, В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров). Героико-романтич. и сатирич. формы сов. Р. — противоположные полюса новой прозы, «сходившиеся», однако, в повышенной экспрессивности, резкости светотеней. Между крайними стилевыми пределами формировался широкий спектр сов. но-веллистики, к образцам к-рой относятся многочисл. произв. А. Грина, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Ю. Олеши, А. Платонова, А. Гайдара, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Лидина, В. Шукшина, Ю. Нагибина, С. Антонова, В. Тендрякова, Ю. Казакова, В. Белова, В. Аксенова, И. Друцэ, Ч. Айтматова, Ф. Искандера и др.
А. Нинов.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.012 с.) |