А . Статьи из литературных энциклопедий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А . Статьи из литературных энциклопедий



РАССКА́З — малый прозаический (изредка стихотв.) жанр, соотносимый с повестью, как более развернутой формой эпич. повествования. Имеет глубокие традиции в лит-рах Запада и Востока; генетически связан с первичными формами нар. творчества (миф, легенда, притча, сказка, анекдот и др.); как само-

 

стоят. жанр обособился в письменной лит-ре.

 

В европ. традиции Р. практически сливается с новеллой, хотя для особых разновидностей Р. во мн. языках есть самостоятельные обозначения и мн. теоре-тики (в т. ч. Гегель) разграничивают эти термины (см. Новелла). Эпоха Возрожде-ния — первая большая эпоха европ. новеллистики; одним из центр. явлений ее принято считать «Декамерон» Боккаччо. При всей пестроте новеллистич. лит-ры термин «новелла» применяется обычно для обозначения краткого повествования с острой фабулой и неожиданной, но закономерной развязкой. С конца 18 — нач. 19 в. новелла выделяется как краткая повесть, отличающаяся строгой последова-тельностью действия, четкой экспозицией, завязкой, остроумным поворотом и развязкой, а также выдержанным эпич. содержанием и тоном повествования («Новелла» И. В. Гёте, «Кармен» П. Мериме, «Пиковая дама» А. С. Пушкина и др.). Р. в таком случае допускает бо́льшую авторскую свободу повествования, расширение описат., этнографич., психологич., субъективно-оценочного элемен-тов, иначе говоря, развитие лирического начала, неизвестного в такой мере клас-сич. новелле.

 

Эпоха романтизма и формирование реалистич. направления в лит-ре Евро-пы и Америки расширили жанровые возможности Р. Возрождается традиция нар. рассказа, интонация устного повествования, колоритная бытовая манера индиви-дуально окрашенной прямой речи, связанной с лит. образом рассказчика. В

 


41

 

 

зависимости от характера рассказчика (иногда мистифицированного, литератур-но-условного) Р. получают стилевой колорит — нац., сословный, профессиональ-ный, местный, порою причудливо фантастич., иронич., сатирический и т. п. («Се-рапионовы братья» Э. Т. А. Гофмана, «История Нью-Йорка» У. Ирвинга, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя и др.).

 

В рус. лит. традиции Р. долгое время существовал как разновидность крат-кой повести (у А. Марлинского, М. П. Погодина, В. Ф. Одоевского, Пушкина, Го-голя). «Повести Белкина» и др. краткие повести Пушкина стали основополагаю-щими для рус. классич. Р.: общая идея народности естественно совпала в этом жанре с устойчивым и обостренным вниманием к жизни народа («Станционный смотритель», «Гробовщик», «История села Горюхина»). В проспекте «Учебной

 

книги словесности для русского юношества» (1844—45) Гоголь дал определение повести, к-рое включает Р., как частную разновидность («мастерски и живо рас-сказанный картинный случай»). В отличие от традиции новеллы («необыкновен-ное происшествие», «остроумный поворот»), Гоголь переносит акцент на «слу-чаи», могущие произойти со всяким человеком и «замечательные» в психологич.

 

и нравоописат. отношении. Своим петерб. циклом («Невский проспект», «Ши-нель», «Записки сумасшедшего») Гоголь ввел в лит-ру разновидность короткой психологич. повести, получившей продолжение у Ф. М. Достоевского, Льва Тол-стого, а в дальнейшем и во мн. Р. («Красный цветок» В. М. Гаршина, «Палата № 6» А. П. Чехова, «Петлистые уши» И. А. Бунина и мн. др.). При ослаблении фа-бульного начала, замедлении действия, здесь возрастает сила познават. аналитич. мысли. Место необычайного происшествия в рус. Р. все чаще занимает обыкно-венный случай, обыкновенная история, осмысленные в их внутр. значительности.

 

С конца 40-х гг. 19 в. рус. Р. осознается как особый жанр и по отношению к краткой повести и в сравнении с «физиологическим» очерком. Развитие прозы, связанное с именами Д. В. Григоровича, В. И. Даля, А. Ф.

 

Писемского, А. И. Герцена, И. А. Гончарова, Достоевского, привело к выде-лению и кристаллизации новых повествоват. форм. «И потому же теперь самые пределы романа и повести раздвинулись, — утверждал в 1848 В. Г. Белинский, — кроме „ рассказа“, давно уже существовавшего в литературе, как низший и более легкий вид повести, недавно получили в литературе право гражданства так назы-ваемые физиологии, характеристические очерки разных сторон общественного быта» (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 316). В отличие от очерка, где преобладает прямое описание, исследование, проблемно-публицистич. или лирич. монтаж действительности, Р. сохраняет композицию замкнутого повествования, сгруппи-рованного вокруг определ. эпизода, события, человеч. судьбы или характера.

 

Развитие рус. формы Р. связывают с «Записками охотника» И. С. Тургенева, объединившими опыт психологич. повести и физиологич. очерка. Рассказчик почти всегда является свидетелем, слушателем, собеседником героев; реже — участником событий. Худож. принципом становится «случайность», непреднаме-ренность выбора явлений и фактов, свобода перехода от одного эпизода к друго-му. Почти незаметными средствами создается эмоциональная окраска каждого эпизода. Опыт психологич. прозы, знакомой с «подробностями чувства», широко

 


42

 

 

использован в детализации впечатлений рассказчика. Свобода и гибкость эскиз-ной формы, натуральность, поэтичность рассказа при внутр. остроте социального содержания — качества жанра рус. Р., идущего от «Записок охотника». Драматич. действенности традиц. новеллы Тургенев противопоставил лирич. активность ав-торского повествования, основанного на точных описаниях обстановки, характе-ров и пейзажа. Он приблизил Р. к границе лирико-очеркового жанра. Эта тенден-ция была продолжена в нар. рассказах Л. Толстого, Г. И. Успенского, А. И. Эртеля, В. Г. Короленко и др. Особое место в развитии классич. рус. Р. при-надлежит Н. С. Лескову — мастеру бытового и историч. анекдота, тонких языко-вых стилизаций, лежащих в основе т. н. сказа («Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», «Воительница», «Леон — дворецкий сын» и др.). Сказовая ма-нера имела многочисл. последователей (А. Ремизов, М. Пришвин, Вс. Иванов, М. Зощенко, И. Бабель, П. Бажов).

 

Глубокую худож. реформу короткого Р. осуществили на Западе Г. де Мо-пассан, а в России — Чехов. Оба писателя подводили итоги классич. реализма 19 в., и их Р. вобрали в себя богатейший опыт портретно-изобразит. и психологич. прозы. Вслед за Мопассаном Чехов необычайно усилил объективность повество-вания, внешнюю отстраненность автора при абсолютной пластичности худож. изображения. Чем обыкновеннее казались объекты его Р., тем неожиданнее, ори-гинальнее становилось их освещение, авторский подход к ним («Студент», «Му-жики», «Дама с собачкой», «Архиерей», «В овраге»). Чехов-рассказчик развивает пушкинскую линию рус. прозы с ее гармоничностью и лаконизмом.

 

В прозе нач. 20 в. Р. — один из господствующих жанров, что связано с пе-рестройкой старой системы классич. реализма. Наряду с модернистскими тенден-циями (Ф. Сологуб, А. Белый, А. Ремизов, отчасти Л. Андреев) преобладающее

 

влияние сохраняет реалистич. Р., широко представленный в творчестве М. Горького, И. Бунина, А. Куприна, А. Серафимовича, С. Сергеева-Ценского, М. Пришвина, А. Толстого. Новым отношением к судьбе человека, к взаимодей-ствию характера и обстоятельств отмечены горьковские Р., чрезвычайно разнооб-разные в жанровом отношении. Нек-рые из них близки к краткой фабульной по-вести («Челкаш», «Мальва», «Варенька Олесова»); другие представляют

 

собой ряд динамичных сцен («Ярмарка в Голтве»), живых очерков «с нату-ры» («Коновалов», «В степи»), романтич. аллегорий и символов («Старуха Изер-гиль», «О Чиже, который лгал...»). Особое значение в горьковских Р. приобрела автобиографич. фигура «проходящего», организующая сюжет («По Руси» и др.).

 

В европ. лит-ре 20 в. поэтика Р. обогатилась открытиями, связанными с эво-люцией всей прозы (в т. ч. интенсивное развитие «внутреннего монолога», усиле-ние элементов психоанализа, пересмотр традиц. отношений личности и среды, действия и времени, что свойственно, напр., Т. Манну, Ф. Кафке, Ф. Мориаку, А. Моруа, А. Камю, А. Моравиа и др.). Усложнение структуры повествования,

 

напряженный психологизм характерен для амер. школы Р. (У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, Э. Колдуэлл, Д. Сэлинджер), сохраняющей критич. дух и правди-вость своих предшественников — Марка Твена и Джэка Лондона.


43

 

 

Ранний период сов. прозы ознаменован расцветом героич., романтич. повес-ти и Р. Напряженная метафорич. манера отличает первые Р. и повести Вс. Иванова, И. Бабеля, Л. Сейфуллиной, Б. Пильняка, Б. Лавренева, М. Шолохова и др. Героика сов. Р. 20-х гг. сочеталась с суровой, обнаженной бы-товой живописью. Новые черты приобрел жанр сатирич. и юмористич. Р. (М. Зощенко, М. Булгаков, А. Толстой, В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров). Героико-романтич. и сатирич. формы сов. Р. — противоположные полюса новой прозы, «сходившиеся», однако, в повышенной экспрессивности, резкости светотеней. Между крайними стилевыми пределами формировался широкий спектр сов. но-веллистики, к образцам к-рой относятся многочисл. произв. А. Грина, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Ю. Олеши, А. Платонова, А. Гайдара, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Лидина, В. Шукшина, Ю. Нагибина, С. Антонова, В. Тендрякова, Ю. Казакова, В. Белова, В. Аксенова, И. Друцэ, Ч. Айтматова, Ф. Искандера и др.

 

А. Нинов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.012 с.)