Писателю тоже надо поработать , чтобы он не думал над художественными средствами . Чтобы они приходили к нему как бы сами собой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Писателю тоже надо поработать , чтобы он не думал над художественными средствами . Чтобы они приходили к нему как бы сами собой.



Д. Композиция

 

Практически все начинающие авторы пишут рассказы в хронологическом порядке.

 

Да, гении могут не волноваться. Андрей Платонов в рассказе «Еще мама», практически, не пользовался временными инверсиями. И Николай Лесков, рабо-тая «Левшу». И Юрий Коваль в «Чистом Доре». И таких, без инверсионных, при-меров можно привести много. Как и других примеров, которые свидетельствуют о том, что даже гении понимали, какие огромные возможности сокрыты в компози-ции, и смело пользовались этим художественным средством.

 

Классическая композиция: экспозиция – завязка – кульминация, или напря-жение, Spanung, как говорят в Германии, - развязка.

 

Экспозиция — начало основных событий в произведении. Она предшеству-ет завязке сюжета. В ней автор обозначает главного героя и даже некоторых дей-ствующих лиц, излагает некоторые обстоятельства и причины будущего кон-фликта, даёт основные характеристик пространства и времени. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после.

 

Казалось бы, всё очень просто: сначала написал экспозицию, затем завязку

 

и т.д. до финала. Но почему же, повторюсь, даже самые крупные писатели поль-зовались не только временной, но и композиционной инверсиями? А потому, что им важно было чем быстрее увлечь читателя. Это – чистой воды спекулятивный приём. Но он срабатывает! Особенно хорошо им владеют современные мастера так называемого детективного жанра, которые, как сказано ранее, пишут не соб-ственно детектив, а «криминал-роман», изобретенный немецкими писателями в

 

1920-1930 годах.


8

 

Детектив это своего рода шахматная партия. Криминал-роман – нагромож-дение криминальных приключений, которые часто не связаны между собой логи-кой и даже мотивацией героев, а значит, и не нуждаются в сколько-нибудь серь-езной логике поиска преступников. Разница, повторюсь, принципиальная.

 

Почему же я вспомнил криминал-роман и, особенно, детектив? – Потому что авторы и того, и другого жанров прекрасно владеют искусством композиции, а, значит, у них можно этому поучиться, не забывая о российском человечестве, которое достойно именно высокой литературы, а не криминального ширпотреба.

 

Завершая разговор о композиции, я вынужден повториться: и здесь начи - нающему автору следует хорошенько поработать. Написал рассказ в хронологи - ческом порядке и в строгом соответствии с классической цепочкой: экспозиция – завязка – кульминация (напряжение) – развязка (финал, концовка), а затем попро - буй написать этот же рассказ, используя и хронологические, и композиционные инверсии. Все те же 20-30 рассказов.

 

Е. Распределение рассказного пространства

Возьмём за основу рассказ объёмом в половину авторского листа, то есть в

 

20 тысяч знаков, или где-то 11-12 машинописных страниц. Из них экспозиция может занять, максимум, 2/3 страницы, завязка – до 2 страниц, кульминация – до 6-7 страниц и развязка – 1 страницу.

 

Но! Ни в коем случае нельзя ориентироваться на эти сухие схемы-цепочки, а уж тем более на жёсткие цифры.

 

Вспомним рассказ Уильяма Фолкнера «Поджигатель». Большой рассказ! На

 

2 а. л. потянет. Но уже в первом абзаце, объёмом в те же 2/3 машинописные стра-ницы автор, пусть и намеком наметил время и пространство, характер главного героя, тайну будущего конфликта, психологического состояние юного человека. Вряд ли можно сказать, что в этом абзаце мастер наметил завязку в полном смыс-ле этого слова. Но читатель уже догадывается, о чём пойдет речь дальше. И чита-телю уже хочется читать дальше. А это значит, что автор пусть и штрихпунктир-ной линией очертил главное событие будущего рассказа.

 

Начинающие писатели иной раз слишком долго топчутся в экспозиции, будто бы забывая о том, ради чего они взялись за перо или, по - современному го - воря, сели за компьютер. Иной раз они тратят на экспозицию треть, а то и поло-вину рассказного пространства. Да, можно и так, можно даже написать «рассказ-экспозицию», в котором на фоне экспозиции будут изложены все сюжетные пе-рипетии. Но этот метод могут использовать только крупнейшие мастера. А начи-нающие писатели частенько барахтаются в экспозиции, как дети в мелкой воде, и она вдруг превращается для них в грустное болото, из которого трудно выбраться.

 

Ё. Главное событие

 

Рассказ, как литературный жанр, интересен еще и тем, что в нём, как прави-ло, есть одно главное событие. Именно о нём необходимо думать с первой же строки, с первого абзаца. Это не значит, что автор обязан сразу же, как то делают мастера детектива и американские сценаристы приключенческих фильмов, бро-


9

 

сать на первых же страницах фразы, типа: «Господин Президент, к нашей планете летят сто космических аппаратов, начиненных смертоносным оружием! Есть только один человек, способный спасти мир…» И далее по обычному плану.

 

Мастера рассказа в редких случаях пользуются подобными приёмами. Они себе цену знают. Они могут начать даже с пленера, как это делал Максим Горь-кий, например, в таких рассказах, как «Мальва» и «Челкаш». Можно начать рас-сказ с психологической миниатюры, блистательно сработанной У. Фолкнером в уже упоминавшемся рассказе «Поджигатель». И с диалога – читай рассказы Эрне-ста Хемингуэя. Главное уже в первых абзацах необходимо любым из способов и любыми средствами либо намекнуть читателю о том, что станет сущностной до-минантой рассказа, либо создать настроение, а то и психологическое напряжение. И, конечно же, нельзя забывать о чисто практической творческой задаче: нужно продемонстрировать свои писательские возможности.

 

Участвуя в качестве члена, а иногда и Председателя жюри разных литера - турных конкурсов, я очень часто ловил себя на мысли: нет первой страницы – не будет и рассказа. У меня даже появилось крамольное желание читать только одну страницу текста: не понравилась, дальше не читай. Нельзя!! Потому что были у меня и такие рукописи, где одна, две страницы – на вылет, уже руки опускаются, и вдруг пошёл текст!

 

Значит, и над этим начинающему автору необходимо работать … после на - писания рассказа.

 

В идеале должно быть так. Заявил в начале текста о сверхзадаче, которую ты предполагаешь решать вместе с читателем, увлек его, продемонстрировал свои писательские возможности, и не выпускай читателя, постоянно держи его в на-пряжение. Делай это разными завихрюшками сюжета, глубокими и по даосскими краткими мыслями и размышлениями, быстрым, буквально на лету, ярким пей-зажным мазком, напряженным диалогом, какой-нибудь меткой Времени и Про-странства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.006 с.)