Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Писателю тоже надо поработать , чтобы он не думал над художественными средствами . Чтобы они приходили к нему как бы сами собой.
Д. Композиция
Практически все начинающие авторы пишут рассказы в хронологическом порядке.
Да, гении могут не волноваться. Андрей Платонов в рассказе «Еще мама», практически, не пользовался временными инверсиями. И Николай Лесков, рабо-тая «Левшу». И Юрий Коваль в «Чистом Доре». И таких, без инверсионных, при-меров можно привести много. Как и других примеров, которые свидетельствуют о том, что даже гении понимали, какие огромные возможности сокрыты в компози-ции, и смело пользовались этим художественным средством.
Классическая композиция: экспозиция – завязка – кульминация, или напря-жение, Spanung, как говорят в Германии, - развязка.
Экспозиция — начало основных событий в произведении. Она предшеству-ет завязке сюжета. В ней автор обозначает главного героя и даже некоторых дей-ствующих лиц, излагает некоторые обстоятельства и причины будущего кон-фликта, даёт основные характеристик пространства и времени. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после.
Казалось бы, всё очень просто: сначала написал экспозицию, затем завязку
и т.д. до финала. Но почему же, повторюсь, даже самые крупные писатели поль-зовались не только временной, но и композиционной инверсиями? А потому, что им важно было чем быстрее увлечь читателя. Это – чистой воды спекулятивный приём. Но он срабатывает! Особенно хорошо им владеют современные мастера так называемого детективного жанра, которые, как сказано ранее, пишут не соб-ственно детектив, а «криминал-роман», изобретенный немецкими писателями в
1920-1930 годах. 8
Детектив это своего рода шахматная партия. Криминал-роман – нагромож-дение криминальных приключений, которые часто не связаны между собой логи-кой и даже мотивацией героев, а значит, и не нуждаются в сколько-нибудь серь-езной логике поиска преступников. Разница, повторюсь, принципиальная.
Почему же я вспомнил криминал-роман и, особенно, детектив? – Потому что авторы и того, и другого жанров прекрасно владеют искусством композиции, а, значит, у них можно этому поучиться, не забывая о российском человечестве, которое достойно именно высокой литературы, а не криминального ширпотреба.
Завершая разговор о композиции, я вынужден повториться: и здесь начи - нающему автору следует хорошенько поработать. Написал рассказ в хронологи - ческом порядке и в строгом соответствии с классической цепочкой: экспозиция – завязка – кульминация (напряжение) – развязка (финал, концовка), а затем попро - буй написать этот же рассказ, используя и хронологические, и композиционные инверсии. Все те же 20-30 рассказов.
Е. Распределение рассказного пространства Возьмём за основу рассказ объёмом в половину авторского листа, то есть в
20 тысяч знаков, или где-то 11-12 машинописных страниц. Из них экспозиция может занять, максимум, 2/3 страницы, завязка – до 2 страниц, кульминация – до 6-7 страниц и развязка – 1 страницу.
Но! Ни в коем случае нельзя ориентироваться на эти сухие схемы-цепочки, а уж тем более на жёсткие цифры.
Вспомним рассказ Уильяма Фолкнера «Поджигатель». Большой рассказ! На
2 а. л. потянет. Но уже в первом абзаце, объёмом в те же 2/3 машинописные стра-ницы автор, пусть и намеком наметил время и пространство, характер главного героя, тайну будущего конфликта, психологического состояние юного человека. Вряд ли можно сказать, что в этом абзаце мастер наметил завязку в полном смыс-ле этого слова. Но читатель уже догадывается, о чём пойдет речь дальше. И чита-телю уже хочется читать дальше. А это значит, что автор пусть и штрихпунктир-ной линией очертил главное событие будущего рассказа.
Начинающие писатели иной раз слишком долго топчутся в экспозиции, будто бы забывая о том, ради чего они взялись за перо или, по - современному го - воря, сели за компьютер. Иной раз они тратят на экспозицию треть, а то и поло-вину рассказного пространства. Да, можно и так, можно даже написать «рассказ-экспозицию», в котором на фоне экспозиции будут изложены все сюжетные пе-рипетии. Но этот метод могут использовать только крупнейшие мастера. А начи-нающие писатели частенько барахтаются в экспозиции, как дети в мелкой воде, и она вдруг превращается для них в грустное болото, из которого трудно выбраться.
Ё. Главное событие
Рассказ, как литературный жанр, интересен еще и тем, что в нём, как прави-ло, есть одно главное событие. Именно о нём необходимо думать с первой же строки, с первого абзаца. Это не значит, что автор обязан сразу же, как то делают мастера детектива и американские сценаристы приключенческих фильмов, бро-
9
сать на первых же страницах фразы, типа: «Господин Президент, к нашей планете летят сто космических аппаратов, начиненных смертоносным оружием! Есть только один человек, способный спасти мир…» И далее по обычному плану.
Мастера рассказа в редких случаях пользуются подобными приёмами. Они себе цену знают. Они могут начать даже с пленера, как это делал Максим Горь-кий, например, в таких рассказах, как «Мальва» и «Челкаш». Можно начать рас-сказ с психологической миниатюры, блистательно сработанной У. Фолкнером в уже упоминавшемся рассказе «Поджигатель». И с диалога – читай рассказы Эрне-ста Хемингуэя. Главное уже в первых абзацах необходимо любым из способов и любыми средствами либо намекнуть читателю о том, что станет сущностной до-минантой рассказа, либо создать настроение, а то и психологическое напряжение. И, конечно же, нельзя забывать о чисто практической творческой задаче: нужно продемонстрировать свои писательские возможности.
Участвуя в качестве члена, а иногда и Председателя жюри разных литера - турных конкурсов, я очень часто ловил себя на мысли: нет первой страницы – не будет и рассказа. У меня даже появилось крамольное желание читать только одну страницу текста: не понравилась, дальше не читай. Нельзя!! Потому что были у меня и такие рукописи, где одна, две страницы – на вылет, уже руки опускаются, и вдруг пошёл текст!
Значит, и над этим начинающему автору необходимо работать … после на - писания рассказа.
В идеале должно быть так. Заявил в начале текста о сверхзадаче, которую ты предполагаешь решать вместе с читателем, увлек его, продемонстрировал свои писательские возможности, и не выпускай читателя, постоянно держи его в на-пряжение. Делай это разными завихрюшками сюжета, глубокими и по даосскими краткими мыслями и размышлениями, быстрым, буквально на лету, ярким пей-зажным мазком, напряженным диалогом, какой-нибудь меткой Времени и Про-странства.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.006 с.) |