Прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прекрасное и безобразное в жизни и искусстве.



Прекрасное и безобразное. В основе понимания прекрасного и безобразного лежит представление человека о красоте.
Прекрасное — это высшее проявление красоты. В противоположность прекрасному безобразным считают все то, чем отсутствует проявление красоты. Прекрасное доставляет человеку духовную радость, наслаждение. Напротив, безобразное всегда вызывает в человеке возмущение, гнев; негодование.

С проявлением прекрасного и безобразного человека встречается постоянно и повсюду.
Восхищаясь прекрасным, человек во все времена ставил вопрос: «Что есть красота?»
Понимание красоты. как чего-то целесообразного, гармоничного, совершенного, полезного, доброго и т. п.

Прекрасное в природе определяется человеком, который и этом случае восхищается яркостью и блеском световых пилений, мелодичностью и высотой звуков, многообразием и насыщенностью цветовых тонов, целесообразностью и совершенством строения.
Например, пчелы постройкой своих восковых ячеек могут посрамить некоторых архитекторов, настолько целесообразно они сделаны. Любуясь природой, человек может не думать о пользе или выгоде. Однако если природное явление в момент его восприятия грозит опасностью для человеческой жизни или человек по опыту знает, что оно может причинить ему вред, то оценка становится диаметрально противоположной

 

Прекрасное в предметном мире определяется органическим сочетанием красоты внешнего вида вещи и степенью ее полезности. «Под красотой, — писал М. Горький, — понимается такое сочетание различных материалов... которое придает созданному — сработанному — человеком-мастером, оказывается ограниченным и неполным».

Прекрасное и безобразное в человеке проявляется в различных формах: в чертах лица и строении тела, в манере поведения и речи, во взглядах и убеждениях, в физических,
умственных и душевных качествах, в поступках и отношении другим людям. По внешности человека обычно складываете первоначальная оценка его как прекрасного или безобразного. Но эта оценка не всегда оказывается истинной. Бывает достаточно одной фразы или жеста, и внешне красивы!

Определяющим моментом в оценке человека как прекрасного или безобразного является его духовный мир и его поступки.
Персидский и таджикский поэт XV века писал:
«Коль не красило твоей
Души учтивости понятье.
Что толку в том, что всех людей
Затмил ты красотою платья!»

 

Уродливая же внешность горбуна-звонаря Квазимодо в романе Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» делает его для нас безобразным, так как в его поведении раскрываются благородство, гуманность, щедрость души, способность к самопожертвованию.

 

Возвышенное и низменное.

Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека: оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою ограниченность, но одновременно возвышает его духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства над несоизмеримыми и подавляющими его событиями.

Возвышенное в жизни находит свое отражение в искусстве. Создавая произведения, соответствующие категории возвышенного, человек тем самым роднится с вечностью, обретает бессмертие посредством творчества. Грандиозность, масштабность, монументальность – типичные формы отражения возвышенного в искусстве. Ярким примером таких произведений являются знаменитые египетские пирамиды – не только по причине их «возвышенности» над пустыней, а потому, что они утверждали сопоставимость фараона с бесконечностью и вечностью. Образ возвышенного в средневековом искусстве запечатлен, прежде всего, в готических соборах, проникнутых пафосом порыва к абсолютному и почти недостижимому бытию – Богу. В терминах возвышенного может быть охарактеризована Библия и другаялитература героического содержания.

Возвышенное представляет высокую эстетическую ценность, и это сближает его с прекрасным. Однако оно менее гармонично и достигается благодаря победе духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями.

Соотносительной категорией возвышенного является категория низменного. Низменное – эстетическая категория, характеризующая чрезвычайно негативную ценность явлений, которые таят в себе угрозу для общества и личности. Низменному в сильной степени присущ этический аспект: оно напрямую связывается с силами зла, которые по традиции располагаются в Аиде, в аду, т.е. в «низменном» месте. Если возвышенное переживается как сфера, где человеческий дух возобладал над внешними силами, то низменное – свидетельство социальной или психической зависимости человека, ничтожности человеческого, уничтожения человечности. Низменное (по схеме) трактуется как привязанность к материальному (физиологическому) и пренебрежение духовным, разгул чувственности и унижение разума, господство эгоистической субъективности над объективными ценностями. Низменное схоже с безобразным, однако сопровождается отрицательными нравственными чувствами: негодованием и брезгливостью.

В качестве ярких проявлений низменного можно рассматривать насилие, разврат, цинизм, нигилизм, подавление личности, а также алкоголизм и наркоманию как формы саморазрушения. Тесная связь низменного со злом находит отражение и в художественном творчестве. Обычно художественное произведение указывает на низменное в реальности, чтобы духовно преодолеть его силой добра. Если же само произведение низменно, оно может считаться допустимым только в среде малокультурных людей, жизнь которых сама по себе соответствует категории низменного.

 

Трагическое и комическое.

Трагическое – категория эстетики, отражающая неразрешимое противоречие, порожденное столкновением человеческой свободы с необходимостью, заложенной в самом мироустройстве. Существование трагического связано с развитием свободного личностного начала в человеке. Чаще всего источником трагедии становится противоречие между порывом к свободе и возможностью добыть ее только ценой смерти, между значимой для человека ценностью и слишком дорогой ценой за ее осуществление. Трагическое (по схеме) имеет сходство с возвышенным. Та же победа духа над материей, свободы над необходимостью, порядка над хаосом, разума над страстями заканчивается неудачей или осуществляется ценой гибели героя.

В античную эпоху трагедия трактовалась как борьба личности и Рока (типичный пример – трагедия Софокла «Царь Эдип»). Центральные персонажи средневековой трагедии – святые мученики, которые по своей воле пошли на жертвы во имя Бога, или грешники, нарушившие по собственной свободной же воле божественные установления. Здесь трагическое разворачивалось как противоречие между стремлением к духовности и обретением ее через страдания тела, или стремлением к свободе и неспособностью обосновать с ее помощью позитивные ценности. В Новое время, когда личностное начало получило всестороннее развитие, источником трагедии становится противоречие между стремлением к разумности и порядку и неразумностью самого мира.

Центральная проблема трагедийного произведения – расширение возможностей человека, разрыв тех границ, которые исторически сложились, но стали тесными для наиболее смелых и активных людей, одухотворенных великими идеалами. И хотя их борьба сопровождается страданиями и часто заканчивается смертью, трагическое искусство оказывает очищающее воздействие на людей (катарсис), призывает их на борьбу со злом. Смерть героя вызывает боль и скорбь зрителей или читателей, но вызывает восхищение самоотверженной жертвенностью.

Противовесом трагического в жизни и в искусстве выступает комическое. Комическое – категория эстетики, отражающая неопасные, но социально-значимые противоречия действительности, это эмоционально насыщенная форма их критики. Комическое (по схеме) означает признание существования в жизни чувственного, материального, хаотичного, занудно-необходимого, не соответствующего требованиям духовности, разума и порядка. Полная победа таких явлений характеризуется как низменное и вызывает осуждение, а их неопасное преобладание комично и вызывает смех.

Оттенки комического многообразны: это юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, каламбур, гротеск. Комедийный смех не только отрицает и разрушает то нелепое и злое, которое им обнаружено, но и утверждает определенный положительный идеал, т.к. осмеянное перестает быть страшным или дискомфортным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.7 (0.006 с.)