Раздел 9:  начала математического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 9:  начала математического анализа



Самостоятельная работа № 21 «Применение производной к исследованию функции»

Цель:  Знать условия возрастания, убывания функции, точек максимума и минимума функции. Знать схему исследования функции и применять её при построении графика.

Признак возрастания функции: Если  в каждой точке некоторого промежутка, то на этом промежутке функция  возрастает.

Признак убывания функции: Если  в каждой точке некоторого промежутка, то на этом промежутке функция убывает.

Признак максимума функции: Если функция непрерывна в точке х0, а   на интервале   и   на интервале , то x0 является точкой максимума.

Упрощённая формулировка: Если в точке х0 производная меняет знак с плюса на минус, то х0 есть точка максимума.

Признак минимума функции: Если функция    непрерывна в точке х0, а   на интервале   и   на интервале , то x0 является точкой минимума

Упрощённая формулировка: Если в точке х0 производная меняет знак с минуса на плюс, то х0 есть точка максимума.

Схема исследования функции.

· Находим область определения;

· Вычисляем производную;

· Находим стационарные точки

· Определяем промежутки возрастания и убывания;

· Находим точки максимума и минимума;

· Вычисляем экстремум функции; 

· Данные заносят в таблицу.

· На основании такого исследования строится график функции.

Решить самостоятельно:

Вариант 1

I. Найти стационарные точки и промежутки возрастания и убывания

1.

2.

II. Исследовать функцию и построить график

Вариант 2

I. Найти стационарные точки и промежутки возрастания и убывания

1.

2.

II. Исследовать функцию и построить график

Вариант 3

I. Найти стационарные точки и промежутки возрастания и убывания

1.

2.

II. Исследовать функцию и построить график

Контроль: работу сдать преподавателю в тетрадках для самостоятельных работ в установленный срок.

Самостоятельная работа № 22   «Применение производной к исследованию функции. Творческое задание»

1.Индивидуальное творческое задание: с оставить кроссворд «Производная».

Форма выполнения задания: кроссворд.

2.Индивидуальное творческое задание:  «Исследование функций с помощью производной»

Цель работы: научить студентов применять производную при исследовании функций.

 

Теоретический материал

Общая схема исследования функций с помощью производной.

1. Нахождение области определения функции.

2. Проверка того, является ли функция четной, нечетной, периодической или эта функция – функция общего вида.

3. Определение точек пересечения с осями координат.

4. Нахождение критических точек

(точек, в которых производная равна нулю или не существует).

5. Определение промежутков знакопостоянства функции.

6. Определение промежутков возрастания и убывания функции

(промежутков, на которых производная положительна или отрицательна).

7. Определение экстремумов функции.

8. Исследование функции на выпуклость, вогнутость, определение точек перегиба (исследование проводится по второй производной функции).

9. Нахождение асимптот функции.

10. Уточнение графика функции по точкам (произвести окончательное уточнение графика, в особенности на участках, где информация о нем недостаточна).

Данную схему можно варьировать в зависимости от конкретных особенностей функции, переставлять отдельные этапы, некоторые из них опускать, какие-то, наоборот, добавлять.

Индивидуальные задания для студентов

1. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 3x – x3 2.  Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 – 12x
3. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 – 12x 4. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 5x - x3
5. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 – 3x – 1 6. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 2 + x3
7. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 1 + 4x - x3 8. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 – x + 3
9. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 4x3 – 6x2 10. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 3x2 – x3
11. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) =3x2 – 2x3 12. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 + 3x2
13. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 4x3 - 6x2 14. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = -x3 -3x2
15. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 2x3 + 3x2 – 2 16. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 1 + 3x2 – 2x3
17. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 1 – 3x2 – x3 18. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 - 3x2 + 3
19. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 – 2x2 + 1 20. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 2 + x2 - x3
21. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 4 + 3x – x2 - x3 22. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 + x2 -2x -
23. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 – 6x2 + 9x - 3 24. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 + 6x2 + 9x + 8
25. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = 8x2 - x4 - 7 26. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x4 - -2x2 – 5
27. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x4 -2x2 – 6 28. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = -x4 + 2x2 + 3
29. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3 – 3x 30. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график: f(x) = x3  + 3x2

Форма выполнения задания: график функции.

3.Практическое задание:   выполнить тест по теме «Производная» и решить задачи

Вариант 1 1.Производная функции  равна: а) ; б) ; в) ; г) . 2.Производная функции  в точке  равна: а) –1,5; б) 1,5; в) –0,75; г) 0,75. 3.Какая из приведенных функций является производной функции ? а) ; б) ; в) ;   г) . 4. Точка движется прямолинейно по закону . Какой формулой задается скорость движения этой точки в момент времени t. 5. Угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции   в точке с положительной абсциссой , равен 2. Найдите . Вариант 2 1.Производная функции  равна: а) ; б) ; в) ; г) . 2. Производная функции  в точке  равна: а) 1,2; б) 2; в) –1,2; г) 2,5. 3. Какая из приведенных функций является производной функции ? а) ; б) ; в) ;    г) . 4. Тело движется по прямой так, что его скорость v (м/с) изменяется по закону . Какую скорость приобретает тело в момент, когда его ускорение равно 12м/с2. 5.Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к параболе   в точке с абсциссой .  

 

Самостоятельная работа № 23 «Геометрические и физические приложения производной»

Цель самостоятельной работы: Иметь понятие о геометрическом и физическом смысле производной. Уметь решать прикладные задачи.

Задания для самостоятельной работы

1. Найти угол между касательной к графику функции в точке с абсциссой .

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

2. Записать уравнение касательной к графику функции в точке с абсциссой

2.1.

2.2. .

3.  Точка движется прямолинейно по закону .

Найдите скорость и ускорение в момент времени

4.   Точка движется прямолинейно по закону .

В какой момент времени скорость точки окажется равной нулю?

5.   Тело массой 10 кг движется прямолинейно по закону .

Найдите кинетическую энергию тела  через 4с.

6.   Сила тока I изменяется в зависимости от времени t по закону  

(I – в амперах (А), t – в секундах). Найдите скорость изменения силы тока в конце 8-ой секунды.

7.   Закон прямолинейного движения точки .

Найдите максимальную скорость движения этой точки.

.Рекомендации преподавателя:

1.

2.Закон движения тела задан формулой (м), где t- время в секундах. Найти скорость в конце 4 секунды.

1) Найдем дифференциал функции;

2)Подставим вместо t значение времени

U(t)=S’(t)

U(t)=S’(t)=5-t

U(4)=5-4=1

Ответ:1м/с

 

 

Практическое заадание: решить задачи по теме «Физический смысл производной».

Примеры применения производной

Задача 1. Материальная точка движется по прямой по закону S (t) = . Найдите её скорость и ускорение в момент времени t = 3. Указание: V (t) = , -? а(t) = , а(3) -?
Задача 2. Тело, выпущенное вертикально вверх со скоростью  движется по закону , где h – путьвметрах, t - время в секундах. Найдите наибольшую высоту, которую достигнет тело, если , g = 10 м/с2. ,   t -?
Задача 3. Точка движется прямолинейно по закону  (x измеряется в метрах, t в секундах).  Напишите формулу для вычисления скорости в любой момент времени и вычислите её при t = 2. Указание: V (t) = ,              -?
Задача 4. Основание параллелограмма а изменяется по закону , а высота b по закону Вычислите скорость изменения его площади в момент t = 4 c. (Основание а и высота b измеряются в сантиметрах). Указание: S (t) = ,               -?,               -? ( см2)
Задача 5. Радиус круга R изменяется по закону   C какой скоростью изменяется его площадь в момент t = 3 cек, если радиус круга измеряется в сантиметрах. Указание: S = ,  ?, V (t) = , -?  ( см2)
Задача 6. Материальная точка массой 2кг движется прямолинейно по закону , где S- путь в метрах, t – время в секундах. Найдите силу, действующую на неё в момент t = 3 c. Указание: , a (t) = , а(3) -?, F -? (н).
Задача 7. Тело, выпушенное вертикально вверх с высоты h 0 с начальной скоростью V 0 движется по закону , где h – высота в метрах, t – время в секундах. Найдите высоту тела в момент времени, когда скорость тела в 4 раза меньше первоначальной, если h 0 = 3 м, V 0 = 5м/с, g   10 м/с2. Указание:  V (t) =  - скорость движения тела. Найти момент времени t, когда  < V 0  в 4 раза. (из уравнения: 4 V (t) = V 0). h (t) -? (м)
Задача 8. Маховик задерживаемый тормозом, поворачивается за tc на угол α(t) = 4 t – 0,2 t 2 (рад). Найдите: а) угловую скорость вращения маховика в момент t = 6с; б) в какой момент маховик остановится? Указание: ,  -? (рад/с). , t -?
Задача 9. Материальная точка движется  прямолинейно по закону S (t) = , где S – путь в метрах, t – время в секундах. Найдите:  а) момент времени t, когда ускорение точки равно 0;  б) скорость, с которой движется точка в этот момент времени.  Задача 10. Точка массой m 0   движется прямолинейно по закону S (t) = . Докажите, что действующая на неё сила пропорциональна квадрату пройденного пути. Указание: a (t) = ; а(t) = 0, t -?, V(t) = , -? (м/с).     Указание: .
Задача 11. Точка массой m 0 движется прямолинейно по закону S (t) = . Докажите, что действующая на неё сила пропорциональна кубу пройденного пути. Указание: .
Задача 12. Известно, что тело массой m = 5кг движется прямолинейно по закону . Найдите кинетическую энергию тела через 2с после начала движения. Указание: E (t)=  , , E (2) -? (Дж)
Задача 13. Изменение силы тока I  в зависимости от времени t  задано уравнением: . Найдите скорость изменения тока в момент времени t = 10с. Указание:  (А/с)
Задача 14. Две материальные точки движутся прямолинейно по законам: В какой момент скорости их равны? Указание: V 1 (t) = , V 2 (t) = , V1(t) = V2(t), t -?
Задача 15. Две материальные точки движутся прямолинейно по законам: В какой момент времени скорость первой точки будет в два раза больше скорости второй? Указание: V 1 (t) = , V 2 (t) = , V 1 (t) > V 2 (t)  в 2 раза. t -?
Задача 16*. Под каким углом надо сделать въезд на мост, если его высота 10 м, пролёт 120 м? Указание: необходимо ввести прямоугольную систему координат и рассмотреть график функции y = ax2 + b, b = 10; найти a, если x = 60; найти y′ (x), y′ (60); y′ (x) = tg φ, tg φ = y′ (-60), φ ≈?

 

Критерии оценивания: 7 - 9 задач – оценка «3», 10 -13 задач – оценка «4», 14 - 15 задач – оценка «5»
Примечание: задача №16 выполняется по желанию учащегося, выполнившего первые 15 задач, и оценивается дополнительной оценкой.

Ответы к задачам:

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16

Итог: правильно решено _________ задач. Оценка: __________        

Форма выполнения задания: таблица с ответами.

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.03 с.)