Учение А.Д. Попова о художественной целостности спектакля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учение А.Д. Попова о художественной целостности спектакля.



Алексей Дмитриевич Попов (1892-1961) – режиссер, теоретик и педагог, прошедший в Художественном театре школу актерского творчества и режиссерского искусства.

Учение А.Д. Попова об ансамбле, о художественной целостности спектакля как результат богатейшего творческого опыта режиссера и опыта современного театра.

А.Д. Попов о значении режиссуры в свете принципа художественной целостности спектакля, о роли режиссера как воспитателя. Единство мировоззрения, этики и технологии в искусстве театра. Проблема перевоплощения актера в процессе сценического творчества. Различие между «роль сыгранная» и «роль созданная». Понятие «зона молчания». Проблема сохранения и укрепления художественной целостности спектакля уже поставленного.

 

Новаторство режиссуры Ю.П. Любимова.

Юрий Павлович Любимов (1917) – театральный и оперный режиссер, создатель и художественный руководитель Театра на Таганке. Открытие театра спектаклем «Добрый человек из Сезуана». Пространственное решение спектаклей. Роль начала спектаклей в создании необходимой атмосферы. Тематическая направленность спектаклей – сегодняшний день.

 Использование «эзоповского языка», остроумных замечаний в композиции из произведений и писем А. Пушкина «Товарищ верь…». Условность, публицистичность и образность в спектаклях «Гамлет», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие».

 

Режиссерское искусство А.В. Эфроса.

Анатолий Васильевич Эфрос (1925-1987) – театральный режиссер. Стремление режиссера к естественности, освобождению театра от царившей в 50-х годах театральной напыщенности и фальши (спектакли остро современные по форме и содержанию в ЦДТ «В добрый час», «Друг мой, Колька», «В поисках радости» - о современных мальчишках, ищущих свою дорогу и не признающие лицемерия и мещанства). Условность внешних решений, развитое игровое начало, поэтическая легкость ритмов и мизансцен в соединении с глубокой психологической разработкой ролей (спектакли «Женитьба», «Мольер», «Вишневый сад», «На дне»).

 

Театр Г.А. Товстоногова.

Георгий Александрович Товстоногов (1915-1989) – режиссер, педагог, театральный деятель. Большой драматический театр как центр театральной жизни страны. «Театр-дом», «Театр – это добровольная диктатура» – знаменитые формулы Г. Товстоногова.

 Спектакли, принесшие успех «Пять вечеров», «Идиот».

Образное решение в спектаклях «Три мешка сорной пшеницы», «Протокол одного заседания».

Мюзикл по мотивам рассказа Л. Толстого «Холстомер» - «История лошади» как трагедия человека, о судьбе целого народа страны, где постоянно присутствует конфликт личности и табуна.

Искрометная музыкальная комедия «Ханума».

 

Ленком М.А. Захарова.

Марк Анатольевич Захаров (1933) – режиссера театра и кино, педагог, с 1973 года художественный руководитель Московского театра имени Ленинского комсомола, позднее переименованный в Московский театр «Ленком», во многом определяющий настоящее и будущее российского театра.

Спектакль «Тиль» по пьесе Г. Горина – комедийное представление с элементами подлинной драмы и подлинной сатиры.

 Современная опера «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» П. Грушко по мотивам произведений Пабло Неруды - рок-опера «Юнона и Авось», как «игра воображения», фантасмагория, как театральная фантазия на заданную тему.

Современный мировой театральный процесс.

Современное развитие новых форм организации театрального искусства. Разнообразие использования средств художественной выразительности.

Организация сценического пространства. Актер театра ХХI века. Международные и национальные театральные фестивали.

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Цель проведения семинарских занятий – освоение лекционного материала и выработка определенных умений, связанных с технологией актерского и режиссерского творчества.

Семинар 1.

Тема: Система К.С. Станиславского.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «система Станиславского», ее суть, главные принципы.

2. Действие и чувство в актерском искусстве.

3. Простые физические действия, их роль и значение в искусстве актера. «Чувство правды».

Рекомендуемая литература:

1. Станиславский К.С. Собр. соч. Т.2 - М: Искусство, 1954 (1989).

2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

3. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. – М.: Искусство, 1979.

Семинар 2.

Тема: Театральная этика К.С. Станиславского.

Вопросы для обсуждения:

1. Взгляды Станиславского на общественную, гражданскую функцию театрального искусства.

2. Станиславский о коллективности театрального творчества и необходимости создания для этого нужной атмосферы.

3. Этические требования к партнеру.

 

Рекомендуемая литература:

1. Станиславский К.С. Собр. соч. Т.3 - М: Искусство, 1955 (1990).

2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

3. Калашников Ю.К. Театральная этика Станиславского, - М., 1972.

Семинар 3.

Тема: Выразительные средства.

Вопросы для обсуждения:

1. Сценическая атмосфера и средства ее создания.

2. Композиция сценического действия во времени и пространстве.

3. Темпо-ритм сценического действия.

Рекомендуемая литература:

1. Станиславский К.С. Собр. соч. Т.3 - М: Искусство, 1955 (1990).

2. Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. – М., 1964.

3. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

4. Морозова Г.В. Понятие темпо-ритма сценического действия. – М., МГИК, 1968.

5. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. – М., 1980.

Семинар 4.

Тема: Сценический образ и актерский замысел роли.

Вопросы для обсуждения:

1. Сверхзадача актера и сверхзадача роли.

2. Единство противоположностей актера – образа и актера – творца.

3. Сценическое взаимодействие, мизансценирование и темпо-ритм действия.

Рекомендуемая литература:

1. Голубовский Б.Г. Между репетициями: самостоятельная работа артиста. – М.,Сов.Россия, 1988. (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности», №7. Труд актера; Вып. 35).

2. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

3. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1979.

4. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. – М., 1979.

5. Работа над образом. – М., Сов. Россия, 1985. (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности», № 16. Труд актера. Вып. 32).

6. Станиславский К.С. Собр. соч. Т.4 - М: Искусство, 1957 (1991).

 

Семинар 5.

Тема: Идейно-тематический анализ драматургического произведения.

Вопросы для обсуждения:

1. Определение главных событий пьесы и деление ее на части.

2. Стиль пьесы и стиль спектакля.

3. Содержание, форма и жанр спектакля.

Рекомендуемая литература:

1. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1979.

2. Крыжицкий Г.К. Немирович-Данченко о работе над спектаклем. – М., 1968.

3. Поламишев А.М. Мастерство режиссера. Действенный анализ. – М., 1982.

Семинар 6.

Тема: Режиссерский замысел как образное видение художественного целого.

Вопросы для обсуждения:

1. Режиссерский замысел (план постановки) и его составные элементы.

2. Условность театрального действия и сценическая правда.

3. Условность и образность сценического действия.

Рекомендуемая литература:

1. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.

2. Зверева Н.А. Замысел спектакля. – М., Сов. Россия, 1983. (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 10).

3. Михайлова А.А. Образ спектакля. – М., 1978.

4. Поламишев А.М. Мастерство режиссера: от анализа к воплощению. – М., 1992.

5. Рехельс М.Л. Режиссер – автор спектакля. – Л., 1969.

6. Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. – М., 1983.

Семинар 7.

 Тема: Режиссерское искусство В.Э. Мейерхольда.

Вопросы для обсуждения:

1. Традиции народного представления на площадках в работе над пьесами «Мистерия-Буфф», «Клоп», «Баня».

2. Режиссура А. Мейерхольда пьес А.Н. Островского «Лес», «Доходное место».

3. Режиссерское искусство в спектаклях «Маскарад», «Ревизор», «Горе уму».

4. Конструктивизм и биомеханика В.Э. Мейерхольда. Спектакли «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина».

Рекомендуемая литература:

1. Гарин Э.П. С Мейерхольдом. – М., 1970.

2. Любомудров М.Н. Противостояние. Театр, век ХХ: традиции, авангард. – М., 1991.

3. Рудницкий К.А. Режиссер Мейерхольд. – М., 1969.

 

 Семинар 8.

Тема: Героико-романтическая направленность спектаклей Н.П. Охлопкова.

Вопросы для обсуждения:

1. Героико-романтическая направленность режиссерских работ Н.П. Охлопкова.

2. Иркутский период творчества.

3. Атмосфера оптимистического мироощущения в спектаклях «Мистерия-Буфф». «Разбег», «Мать».

4. Творческие искания Н.П. Охлопкова по созданию театра «массовых зрелищ и массовых действ» (на примере спектакля «Железный поток» А. Серафимовича).

5. Тема нового мира и мира старого в спектакле «Аристократы» Н. Погодина.

6. Образность в спектаклях «Молодая гвардия», «Гамлет».

7. Работа с классикой. Спектакли «Гроза» и «Медея».

8. Выявление поэтического начала в характерах героев спектакля «Иркутская история».

Рекомендуемая литература:

1. Абалкин Н.А. Факел Охлопкова. – М., Сов.Россия, 1972.

2. Велехова Н.А. Когда открывается занавес. – М., Искусство, 1975, с.125-137.

3. Велехова Н.А. Охлопков и театр улиц. – М., Искусство, 1970.

4. Охлопков Н.П. Всем молодым. – М., Мол. Гвардия, 1981.

5. Самойлов Е. Охлопков//Театр., №6, 1980, с. 104-108

6. Февральский А. Охлопковский театр// Театр, №6, 1980, с. 108-113.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов включает следующие виды работ:

  • Знакомство с технологией научно - библиографической деятельности
    (спец. литература)
    ;
  • Конспектирование рекомендуемой литературы;
  • Проведение драматургического анализа пьесы (по заданию педагога);
  • Изучение литературы о творчестве режиссеров и актеров;
  •   Просмотр спектаклей и телепередач отражающих современный театральный процесс;
  • Подготовка к семинарским занятиям;
  • Отбор и составление списка литературы по теме курсовой работы.

 

 

ДИАГНОСТИКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ.

Тестовые задания:

ЗАДАНИЕ № 1 (о - выберите один вариант ответа)

Действие - это:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) процесс

2) факт

ЗАДАНИЕ № 2 (° - выберите один вариант ответа)

Действие — поступок это:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) процесс

2) факт

ЗАДАНИЕ № 3 (° - выберите один вариант ответа)

Событие - это:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) процесс

2) факт

ЗАДАНИЕ № 4 (° - выберите варианты ответа)

Действие бывает:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) физическим

2) психическим

3) психо – физическим

4) словесным

5) бессловесным

ЗАДАНИЕ № 5

Определите вид действий буквами ф (физическое), п (психическое):

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) красит стену

2) курит сигарету

3) подмигивает

4) прибивает гвоздь

5) приветливо улыбается

6) иронизирует

ЗАДАНИЕ6

Определите, где «чувство», а где «действие» буквами «ч» и «д»:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) жалеть

2) гневаться

3) утешать

4) упрекать

5) презирать

6) любить

7) прогонять

8) приглашать

ЗАДАНИЕ № 7 (° - продолжите)

Список требований, предъявляемых к сценическому действию. Оно должно быть:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) правдивым

2) продуктивным

3) непрерывным

4) ……………..

5) ………………

6) ………………

7) ……………..

8)

ЗАДАНИЕ № 8 (° - выберите варианты ответа)

Определите, что относится к предлагаемым обстоятельствам знаком w:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) фабула пьесы (сценария)     8) режиссерское понимание пьесы (сценария)

2) факты                                     9) мизансценирование
3)события                                  10) декорации
4)эпоха                                        11) костюмы

 

5) время и место действия       12) бутафория

6) условия жизни                      13) освещение

7) актерское понимание пьесы 14) шумы и звуки
(сценария)

ЗАДАНИЕ № 9 (° - выберите варианты ответа)

Определите, к какому кругу предлагаемых обстоятельств относятся приведенные компоненты:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) «Откуда пришел и с чем» (что принес с собой и в себе)

2) где, когда, кто, что делает

3) биография героя и его сверхзадача

ЗАДАНИЕ № 10 (° -установите последовательность)

Выполняемые действия:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) выполнение принятого решения (поступок)

2) поиск выхода

3) восприятие факта

4) принятие решения

5) оценка факта

ЗАДАНИЕ № 11 (о - дополните)

Список типов общения:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) словесное 2) физическое

3).....................

4)…………….

ЗАДАНИЕ12

Установите соответствие приведенных понятий (слева), функциям типов общения (справа):

1) словесное                                 а) передача информации

2) физическое                              б) передача ощущений и чувств через глаза,

тело (холодно, ревность)

3) лучеизлучение                        в) общение жестом, мимикой, взглядом, прикосновение

4) лучевосприятие                      г) вбирание в себя чужих чувств

ЗАДАНИЕ № 13 (о - продолжите)

Перечисление видов сценического общения:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) прямое общение с объектом, с партнером

2) коллективное общение

3) ………………….

4) ……………………

ЗАДАНИЕ № 14 (° - выберите один вариант ответа)

Ритм поведения человека выше темпа его действия в случае:

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) чтение басни во время домашней репетиции

2) чтение басни во время показа

3) когда чтец басни бежит, опаздывая на показ

ЗАДАНИЕ № 15 (° - выберите варианты ответа)

Атмосфера зависит от:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) места действия

2) времени действия

3) характера общения

4) характера мышления

5) обстоятельств

6) темпо-ритма действия

7) психофизического самочувствия

8) мизансцены

9) события

ЗАДАНИЕ № 16 (° ■ выберите варианты ответа)

Режиссерский акцент может выразиться в:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) музыке

2) шуме

3) паузе

4) свете

5) движении декорации

6) движении актера

7) слове

8) мизансцене

 

 

ЗАДАНИЕ № 17 (° - выберите один вариант ответа)

Способом и формой освоения действительности в искусстве является:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) художественная идея

2) художественный образ

3) коллизия

ЗАДАНИЕ № 18 (° - выберите один вариант ответа)

Тема - это проблема:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)да

2) нет

ЗАДАНИЕ № 19 (° - выберите варианты ответа) Виды идей:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) идея - вопрос

2) идея - сомнение

3) идея - ответ

4) идея — ирония

5) идея - ошибка

6) идея - действие

ЗАДАНИЕ № 20

Определите где тема, где идея:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) О роли учителя в воспитании

2) Нельзя игнорировать опыт народа

3) О военном лихолетье, жертвенном труде женщин, их выдержке, высоком духе и неистребимой вере в победу

4) О разрушении дома как основы бытия, о бесприютности человека в собственном дому

5) Это не дом, когда в нем нет любви и сочувствия друг к другу, когда дети не понимают родителей, а родители детей, когда нет ничего прочного в жизни

6) Жить - значит страдать, но выжить - значит преодолеть

7) Жизнь прожить - не поле перейти

8) Все заботятся о том, чтобы жить долго, но никто не заботиться о том, чтобы жить счастливо

 

ЗАДАНИЕ № 21 (° - выберите варианты ответа)

Сценическое внимание должно быть:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) произвольным

2) непроизвольным

3) пассивным

4) активным

5) внутренним

6) внешним

7) многоплоскостным

8) коротким

ЗАДАНИЕ № 22 (° - выберите один вариант ответа)

Наличие конфликта в сценарии художественно - массового мероприятия:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) обязательно

2) не обязательно

3) в зависимости от ситуации, времени, в которое проводится мероприятие

ЗАДАНИЕ № 23 (° - выберите один вариант ответа)

Драматический конфликт раскрывается:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) в сюжете и композиции

2) в теме и проблеме

3) в художественном образе

ЗАДАНИЕ № 24 (° - выберите один вариант ответа)

Разрешение конфликта дает:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) тему

2) идею

3) сценарный ход

ЗАДАНИЕ №25 (° - установите)

Типы конфликтов, встречающиеся в драматургии: к

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) герой-...................................

2) герой -................................

3) герой -...............................

4} герой -.................................

 

ЗАДАНИЕ № 26 (° -установите последовательность)

Элементы композиции:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) развязка

2) развитие действия
3)кульминация

4) завязка

5) финал

6) пролог

7) эпилог

8) экспозиция

ЗАДАНИЕ №27

Установите соответствие характеристик приведенным понятиям:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)... событие может произойти вне границ прописанного   а) узловое событие
сюжета («за кулисами», «за кадром», что бывает крайне

редко)

2)... событие, как правило, происходит непосредственно б) кульминационное
в «границах» произведения                                                       событие

3)...событие, в котором конфликтность отношений             в) исходное событие
между персонажами достигает наивысшего напряжения,

после разрешения которого кардинально меняются их последующие действия, их взаимоотношения

ЗАДАНИЕ №28

Установите соответствие между понятием и его определением:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) аллегория                  а) перенесение свойств одного предмета (явления) на другой

2) гипербола                б) изображение явления через конкретный образ

3) метафора                 в) знак, условно выражающий суть какого- либо явления

4) символ                      г) преувеличение

ЗАДАНИЕ №29

Установите соответствие между определениями понятий:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

I) метод                          а) способ организации аудитории

2) форма                        б) способ организации материала

3) средства                    в) прием ведения вечера

4) сценарный ход          г) способ идейно - художественного воздействия на аудиторию

ЗАДАНИЕ № 30 (° - выберите один вариант ответа)

1. Метафора - это:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) перенесение свойств одного предмета (явления) на другой

2) иносказание

3) преувеличение

2. Символ - это: 1)рисунок

2) знак

3) идея

ЗАДАНИЕ №31

Установите соответствие примеров приведенным понятиям:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) метафора                                     а) волчий аппетит

2) аллегория                                    б) скульптура В. Мухиной «Плодородие»

3) символ                                         в) бронза мускулов

4) гипербола                                   г) Знамя

 

 

ЗАДАНИЕ №32

Определите последовательность смены господства в театре той или иной фигуры (актер, режиссер, драматург):

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) театр режиссерский

2) театр драматурга

3) театр актерский

ЗАДАНИЕ № 33

Определите, что относится к элементу «Воображение» и «Фантазия»:

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1) оно создает то, что мы знаем..........................................

2) оно создает то, чего в действительности мы не знаем................................

Ключи к тестам:

1. 1

2. 2

 

3. 2

4. да: 1,2,3,4,5

5. физическое: 1,2,4
психическое: 5,6,3

6.  чувство: 1,2,5,6

7. -целенаправленным, - логичным, -последовательным, -искренним, -напряженным.

8. да: 1-14

9. 1-средний,2- малый,3 -большой

10. 3, 5, 2, 4, 1

11. Излучение, лучевосприятие

12. 1-а,2-в,3-б,4-г.

13. Самообщение. Общение с воображаемым объектом

14. 3

15. да: 1-9

16. да: 1-8

17 2

18. 1

19. да: 1,3,5 нет: 2,4,6

20. тема: 1,3,4 идея: 2,5,6,7,8

21. 1, 4, 5, 6, 7

22. 1

23. 1

24. 2

25. 1. Герой, 2. Масса, 3. Среда, 4. Зрительный зал.

26. 6,8,4,2,3, 1,5,7

27. 1-в,2-а,3-б

28. 1-б,2-г,3-а,4-в

29. 1-б,2-а,3-г,4-в

30. 1,2

31. 1-а,2-б,3-г,4-в

32. 2,3,1

33. 1 - воображение, 2 - фантазия

Вопросы для самопроверки:

1. Раскрыть понятие «система Станиславского».

1. Главные принципы системы К.С. Станиславского.

2. Перечислить элементы действия.

 

3. Слагаемые художественного образа.

4. Этапы работы над анализом драматургического произведения.

 

Контрольные вопросы к зачету ( I курс 1семестр)

1. Театр как вид искусства. Основные принципы театрального искусства.

2. Режиссура как вид художественного творчества. Этапы становления режиссуры.

3. Характеристика двух основных направлений в актерском творчестве: искусство переживания и искусство представления.

4. Система К.С. Станиславского как практическое учение об органических законах творчества.

5. Театральная этика К.С. Станиславского – учение об организации творческого процесса.

6. Действенная природа театрального искусства.

7. Действенный характер и основные черты сценического внимания.

8. «Если бы» и предлагаемые обстоятельства как важнейшая основа работы воображения.

9. Воображение и фантазия как способность создавать в своем представлении новые образы и явления.

10. Соотнесение внешнего пластического рисунка роли к содержанию внутреннего действия.

11. Сценическое оправдание – путь к вере. Условность сценических отношений и вера в правду отношений.

12. Эмоциональная память в творчестве актера. Материал для эмоциональной памяти.

13. Тема и проблема. Множественность тем. Основная идея произведения. Виды идей.

 

Контрольные вопросы к зачету ( II курс 3семестр):

1. Сценическое общение как психофизический процесс. Объекты и способы общения.

2. Приспособление. Виды приспособлений.

3. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.

4. 4. Событие. Виды событий. Куски и задачи.

5. Двигатели психической жизни. Взаимосвязь и взаимозависимость элементов психотехники актера.

6. Словесное действие и взаимодействие. Зоны молчания. Сценические паузы.

7. Мизансцена как пластическое решение действия в пространстве. Виды мизансцен.

8. Темпо-ритм сценического действия и его связь с различными элементами действия.

9.  Сценическая атмосфера. Условия для создания атмосферы.

10.  Общий анализ роли.

11.  Сценический образ и актерский замысел речи. Основной принцип перевоплощения.

12. Домашняя работа актера над ролью и на репетициях.

13. Работа актера на спектакле.

14. Метод действенного анализа пьесы и роли.

15. Художественные особенности драматургического произведения.

16. Режиссерский замысел, как образное видение художественного целого. Его составные элементы.

17. Композиция представления и идейно-смысловые акценты.

18. В.И. Немирович-Данченко о трех сторонах деятельности режиссера.

19. В.И. Немирович-Данченко о социальной, жизненной, театральной правдах.

20. В.И. Немирович – Данченко о зерне пьесы и роли.

21. В.И. Немирович – Данченко о втором плане.

22. Условность и образность сценического действия.

23. Конфликт. Типы конфликтов. Понятия «коллизия» и «ситуация».

 

Экзаменационные вопросы: (II курс 4 семестр)

1. Театр как одна из форм художественного отражения действительности. Специфические особенности театрального искусства.

2. Режиссер и его роль в театральном искусстве. Исторические предпосылки возникновения режиссуры.

3. Школа психологического реализма и ее место в мировом театре.

4. Система К.С. Станиславского как наука и практическое учение об органических законах творчества.

5. Театральная этика Станиславского - учение о творческой дисциплине и организации творческого процесса.

6. Сценическое действие как один из главных элементов «системы».

7. Предлагаемые обстоятельства. Зависимость действия актера от предлагаемых обстоятельств.

8. Магическое «если бы» - начало творчества, ключ к проникновению во внутренний мир и логику мышления персонажа. Фантазия - важнейшее качество режиссера и актера.

9. Внимание - важнейший элемент актерского мастерства.

10. Сущность человеческой мышечной скованности, чувства смущения в действии перед публикой. Развитие мышечной внутренней свободы в сценическом действии.

11. Сценическая вера. Событие. Отношение к факту и оценке события.

12. Учение К.С. Станиславского о сверхзадаче и сквозном действии.

13. Обобщение как важнейший закон актерского творчества. Этапы органического общения. Приспособление.

14. Перспектива артиста и роли.

15. Характер и характерность.

16. Зерно сценического образа и пьесы. Второй план.

17. Средства актерской выразительности.

18. Организация пространства и мизансценирование.

19. Атмосфера как средство создания сценического образа.

20. Режиссерский замысел и его элементы.

21. Анализ пьесы и зарождение замысла спектакля.

22. Пути осуществления замысла спектакля и его оформление.

23. Общий анализ роли.

24. Домашняя работа актера над ролью.

25. Работа актера на репетиции.

26. Работа актера на спектакле.

27. Постановочный план как результат аналитической деятельности режиссера.

28. Сущность разработанного К.С. Станиславским «Метода действенного анализа пьесы и роли».

29. В.И. Немирович-Данченко о трех правдах в искусстве.

30. Сценический конфликт – основа сценической борьбы героев. Определение предмета борьбы, сквозного действия и контрдействия.

 

 

Разделы

                  режиссерского постановочного плана

(режиссерская разработка драматургического произведения)      

IИдейно-художественный и режиссерский анализ пьесы

1.Фабула пьесы_(краткое содержание пьесы по действенным фактам)

2.Основной конфликт (изложить два главных устремления- борьба между…,борьба с одной стороны...,борьба с другой стороны).

З.Главная тема пьесы

4.Жанр пьесы

5.Жизненная основа пьесы:

-время написания пьесы

-основные проблемы действительности в этот период

-отображение их в пьесе

б.Актуальность пьесы для зрителя, которому адресуется спектакль.

 

 

IIКомпозиционное построение спектакля:

1.Композиция

2.Сверхзадача спектакля (эмоциональный призыв режиссера)

З.Сквозное действие спектакля- путь борьбы, направленный на достижение

сверхзадачи:

-сквозное действие

-контрдействие.

4.Событийный ряд:

-исходное событие

-начальное (основное) событие

-центральное (наивысшее проявление конфликта, пик борьбы сквозного действия и    контрдействия спектакля)

-главное событие-последнее крупное событие спектакля, как основной перелом в развитии действия

-финальное событие - как разрешение (реализация) конфликта

-ведущее предлагаемое обстоятельство

5.Жанр спектакля

б. Характеристика действующих лиц:

-главная линия поведения (сквозное действие роли)

-мировоззренческие позиции (сверхзадача персонажа)

7.Атмосфера спектакля

8.Принцип мизансценирования

9.Темпо-ритм спектакля и режиссерские акценты

10.Внешний образ спектакля:

-декоративное оформление (рабочие эскизы)

-цветовая гамма костюмов, декорации

-наметки гримов

-музыкальное оформление

-звуко-шумовое оформление

 

IIIОрганизационно-творческие вопросы

11.Календарный план репетиций

12.Партитура музыкального оформления

13.3вуко-шумовая партитура

14.Световая партитура

15.Выписки по бутафории

16.Выписки по реквизиту

17.Выписки по костюмам

 

 

IVРежиссерский экземпляр пьесы

Мизансценирование, звуковые и световые переходы, музыкальное сопровождение сцен и т.д.

 

 

Тематика курсовых работ по курсу

 «Мастерство актера и режиссера»

 

1.     Система К.С. Станиславского как научное обоснование законов
актерского творчества.

В данной курсовой работе должны быть изложены истоки возникновения системы как практического учения об органических законах творчества. Связь системы с эстетическими взглядами писателей, драматургов. Основные принципы системы. Характеристика системы как средства воспитания актера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.343 с.)