Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные техники семейной коммуникативной психотерапии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Коммуникативная модель семейной психотерапии базируется на идеях гуманистической психологии, фокусируется на актуальных проблемах. Цель - личностный рост членов семьи, задача - оказание помощи семье в умении открыто и спонтанно выражать свои чувства и потребности, эффективно общаться, делиться переживаниями. Средствами этого являются конструктивные правила и способы общения [1]. Правила эффективной коммуникации: - говорить о своих чувствах, мыслях, потребностях от первого лица, без посредников и метафор вместо "мне плохо с тобой" - «я хочу внимания»); - передача своих чувств и переживаний другим людям с ориентацией на уровень их понимания; - послания должны быть конгруэнтными (соответствие вербальных и невербальных сигналов); - разделение факторов субъективных переживаний; - эмпатия к чувствам и состояниям других людей [3]. Типы неконструктивных коммуникаций (игры общения с целью избежать отвержения): - заискивание - демонстрируется угождение, чувство вины, подчинение; - обвинение - демонстрация силы, власти, контроля; - расчетливость - демонстрация эмоциональной холодности, поиск выгоды; - отстранение - демонстрация безразличия. Любая семейная система характеризуется 4 параметрами: самооценка членов семьи, модели коммуникаций; семейная система - свод правил и норм; социальные связи с внешним миром. Здоровая семья характеризуется: - высокой самооценкой членов семьи; - открытыми, ясными, конгруэнтными, адекватными, прямыми коммуникациями; - гибкими, меняющимися по необходимости семейными правилами и нормами, автономностью и свободой членов семьи, совместным обсуждением проблем. - открытыми внешними границами, многообразием внешних связей [4]. Неблагополучная семья: - низка самооценка у членов семьи; - закрытые, неконгруэнтные, непрямые, неадекватные, неопределенные коммуникации. - жесткие и неизменные семейные правила, контроль и оценивание членов семьи друг другом, много запретов, отсутствие совместного обсуждения; - закрытые внешние границы, страх перед социумом. - деструктивные представления: отношения в семье строятся на силе и страхе наказания: всегда есть кто - то, кто знает лучше тебя, что тебе необходимо; люди по природе аморальные, поэтому должны находиться под контролем; все решает тот, у кого находится власть, остальные подчиняются [1]. Техники: 1. Скульптура семьи - социометрическая техника, которая пространственно отображает структуру социальных взаимоотношений в семье. Каждого члена семьи просят создать структуру своей семьи, по которой видны проблемы взаимодействия членов семьи и осознать свою позицию и роль в семье (можно использовать мебель, игрушки, предметы). В скульптуре люди могут стоять рядом, порознь, обнявшись, или отвернувшись друг от друга. В скульптуре семьи наглядно видны симбиозы, альянсы, треугольники, близость, дистанция, границы борьба за власть и соперничество. Можно придумать реплики каждому члену семьи, которые характеризуют их поведение. 2. Семейная хореография- разновидность техники «Скульптура семьи», показывает актуальную ситуацию в семье. Задача - без слов в позах, движениях и действиях отобразить свое состояние в семье. Члены семьи размещаются в комнате таким образом, что бы это показало ситуацию в семье: где нахожусь я, где мама, где папа что каждый из них делает? Потом изображается идеальная семья [4].
3. Эффективность применения техник взаимосвязи с семьей (временной аспект, процедура применения, мастерство специалиста). Критерием оценки эффективности семейного консультирования является успешность разрешения проблем семьи. Показателями высокой эффективности консультирования являются: 1) степень симптоматического улучшения; 2) степень понимания клиентом психологических механизмов порождения трудностей семейного функционирования; 3) степень реконструкции семейных отношений; 4) степень восстановления и повышения эффективности функционирования семьи. Главный же результат, определяющий оценку эффективности консультирования в целом, состоит в росте способности клиента в дальнейшем самостоятельно разрешать возникающие проблемы [1]. Эффективность может быть оценена также с точки зрения различных уровней функционирования семьи. Во-первых, на уровне долгосрочного эффекта повышения жизнестойкости семьи, возрастания ее устойчивости к воздействию стрессогенных факторов, успешности разрешения нормативных кризисов жизненного цикла ее развития. Во-вторых, на уровне разрешения реальных трудностей и проблем семьи. В-третьих, на уровне оптимизации ролевой структуры, общения, сотрудничества и более полного удовлетворения потребностей как семьи в целом, так и каждого ее члена, роста сплоченности семьи и субъективной удовлетворенности браком. Критерием оценки эффективности консультирования является реализация поставленных целей с точки зрения клиента. Эффективность консультирования зависит от времени, прошедшего от момента возникновения проблемы до обращения семьи за психологической помощью, и от истории подобных обращений. Чем раньше семья обращается в консультацию, тем больше вероятность успешного разрешения ее трудностей. Важный фактор, влияющий на эффективность консультативной работы: психологическая готовность всех членов семьи к совместной деятельности, готовность к саморазвитию и самоизменению [2].
Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.
К техникам слушания относится нерефлексивное и рефлексивное слушание. Также их называют пассивным и активным слушанием. Нерефлексивное слушание является простейшим и эффективным приемом психотерапии и психологического консультирования. Оно состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. Больше всего подходит к напряженным ситуациям, так как люди, переживающие кризис, ищут «резонатора», а не советчика. Не годится, если клиент стремится получить руководство к действию, боится быть непонятым, отвергнутым или у него нет желания говорить [4]. Иногда, когда клиент сильно возбужден, это единственная возможность поддерживать консультативный контакт. В нерефлексивном слушании используются такие техники, как повтор, поддержка, «угу-поддакивание». 1. Повтор – это повторение фразы клиента дословно следом за клиентом. 2. Поддержка – это употребление консультантом коротких фраз и слов с целью показать клиенту, что его слышат, и побудить к продолжению рассказа. 3. «Угу-поддакивание»– психолог демонстрирует, что принял к сведению предыдущие высказывания клиента реакцией типа «да», «угу», «гмм». Таким образом, клиент поощряется к продолжению повествования словесно, но без содержательно стимула со стороны консультанта [3]. Рефлексивное слушание представляет собой объективную обратную связь для клиента. Его смысл в уточнении многозначных слов, выяснении скрытого смысла, когда клиент не говорит о чем-то прямо, а так же помогает выражать клиенту свои чувства в атмосфере безопасности и доверия [1]. К техникам рефлексивного слушания относят выяснение, уточнение чувств, закрытые и открытые вопросы, психологическая поддержка клиента, перефразирование, резюмирование, отражение чувств, присоединение чувства к содержанию, отражение собственных чувств, паузы и молчание. 1. Выяснение – это обращение к говорящему за уточнением. 2. Уточнение чувств – это техника, в которой с помощью вопросов консультант предлагает клиенту определить и выразить собственные чувства. 3. Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации о клиенте и предполагают ответ из одного-двух слов, подтверждение или отрицание. Они не позволяют клиенту уклониться от темы, но они и не располагают к самораскрытию, могут демонстрировать недостаток интереса к собеседнику, могут определять форму изложения и тему обсуждения неудобную клиенту. 4. Открытые вопросы дают возможность собеседнику дать развернутый ответ, побуждают к самовыражению. Они позволяют выяснить общую картину и основные факты ситуации, эмоциональное состояние клиента и его отношение к ситуации, его мысли по этому поводу. Они передают клиенту ответственность за беседу. 5. Перефразирование – сжатое изложение основных слов клиента. Пересказ слов клиента позволяет психологу убедиться, что он правильно понял клиента, клиенту помогает лучше понять себя [3]. 6. Резюмирование (обобщение) помогает клиенту систематизировать свои мысли, провести анализ сказанного, способствует соблюдения последовательности в консультировании. 7. Отражение чувств – это обозначение переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые консультант может предположить, исходя из невербальных проявлений и особенностей ситуации. Важно отражать все эмоциональные реакции клиента: положительные, отрицательные, амбивалентные, направленные на себя, других людей и консультанта. 8. Присоединение чувства к содержанию – это вербальный навык, объединяющий отражение чувств и перефразирование. Помогает связать чувства с событиями, уменьшить ощущение хаоса, прояснить предмет работы. 9. Паузы и молчание. Умение выдерживать паузу является одним из важнейших и часто используемых коммуникативных навыков консультанта. Во время паузы консультант предоставляет клиенту возможность говорить, добавить что-то к уже сказанному, подумать, собраться с мыслями. [3] Пауза и молчание могут помочь увеличить эмоциональное взаимопонимание, оказать поддержку и внимание, придать беседе черты неторопливости и обстоятельности, показать, что ответственность за беседу лежит на клиенте. Пауза в беседе будет стимулировать клиента говорить дальше, в ситуации, если клиентов несколько, поможет увидеть, кто из них берет на себя ответственность за разрешение напряжения и каким образом. Консультант должен уметь спокойно переносить паузы клиента и не торопиться заполнять паузы вопросами и рассуждениями. Но слишком длинная пауза вызывает тревогу и раздражение. Допустимая длительность паузы зависит от стадии работы и состояния клиента. В среднем пауза длится 30-40 секунд [2].
Литература:
1. Зеленская, Ю. Б. Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении для детей c задержкой психического развития / Ю. Б. Зеленская, Н. Г. Колесникова. — Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. — 48 c. — ISBN 978-5-8179-0092-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29983.html 2. Млодик, И. Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии / И. Ю. Млодик. — 5-е изд. — Москва: Генезис, 2017. — 190 c. — ISBN 978-5-98563-514-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89956.html 3. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс]: учебник/ Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Токаева Т.Э.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 204 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html.— ЭБС «IPRbooks» 4. Милтон Селигман Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития [Электронный ресурс]/ Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 368 c.— Режим доступа: Заблоцкис Е.Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]/ Заблоцкис Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 366 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90073.html.— ЭБС «IPRbooks» 5. Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: феноменология, диагностика, психологическая помощь [Электронный ресурс]: монография/ Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82444.html.— ЭБС «IPRbooks» 6. Лохов М.И. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок [Электронный ресурс]/ Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2011.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19452.html.— ЭБС «IPRbooks»
Задание для практической работы:
1. На основе анализа выше представленных материалов разработать буклет для родителей, в программе «CANVA» (https://www.canva.com/) на тему «Система оказания психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ТНР в регионе», отразив уровни комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.23.132 (0.013 с.) |