Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучить теоретический материал, представленный ниже.

Поиск

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Изучить теоретический материал, представленный ниже.

Лекция 1

Лекция №2

Тема I.2 Правовые аспекты психолого - педагогической помощи семьи

План:

1. Правовые основы оказания психолого – педагогической помощи семье и ее отдельным членам.

2. Основные ошибки правового характера при тестировании детей и взрослых.

3. Правовая ответственность специалиста.

 

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи. Эти ресурсы обеспечивают эффективность  функционирования семьи, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дошкольное образование входит в структуру системы образования. Образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Закон определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности.  Со стороны родителей (законных представителей) закреплены обязанности заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Со стороны организации, осуществляющей образовательную деятельность, под оказанием психолого-педагогической помощи понимается:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися и оказание им логопедической помощи.

Требования включить семью ребенка с ТНР, в целевую группу дошкольной помощи в образовании и признать базовой задачей специалистов психолого-педагогическую поддержку развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком с учетом ограничений его здоровья и специфики психического развития выдвинуты в Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ТНР на 2020-2030гг. Здесь же сказано, что дошкольник может продуктивно развиваться только в условиях благополучного взаимодействия с близкими взрослыми, и коррекция нарушений развития может быть обеспечена только в контексте развивающего взаимодействия специалистов и семьи со своим ребенком, поэтому родители должны стать полноценным субъектом образования.

В Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дается определение  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и говорится о том, что для таких детей необходимо создание специальных условий для получения образования, без которых невозможно или затруднено освоение общих образовательных программ.

Одним из таких условий является разработка адаптированной образовательной программы (АОП) в соответствии с требованиями ФГОС.

ФГОС направлен на решение одной из задач - это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Данная задача будет решена при создании необходимых условий для работы с детьми с ТНР:

- установление отношений взаимопонимания между специалистами и родителями ребенка;

- выбор образовательного маршрута для ребенка, с учетом его возможностей и индивидуально-типологических особенностей.

С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся (воспитанников), психолого-педагогическое сопровождение семьи проводится в рамках психолого-педагогического консилиума, одной из задач которого является:

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;

-содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.

Для проведения качественной консультации специалист должен провести тестирование. Что бы избежать этических и других проблем, при проведении тестирования, и получить объективные результаты помогают общие правила, которые должны соблюдать любые профессиональные пользователи тестовых методик. Это следующие правила:

1. Любое сложное тестирование должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта, прошедшего курс специальной подготовки и процедуру аттестации. Стандартизированными, теоретически и психометрически хорошо обоснованными методиками могут пользоваться не только практические психологи, но и грамотные в области психодиагностики менеджеры и другие руководители, социологи, учителя, врачи и т.д. Любой пользователь тестовой методики автоматически должен взять на себя ответственность за соблюдение всех требований профессиональной тайны и этики и стремиться исключить возможность не корректного использования тестов. Неверные выводы и рекомендации по итогам тестирования, неэтичное поведение его организатора способны лишь дискредитировать метод тестирования в глазах и испытуемых, и руководства организации.

2. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли. Недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения, нарушения прав личности (исключение могут составлять лишь случаи из судебной или психоневрологической практики).

3. Перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

4. Любой человек, за исключением случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования. Итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование. Ознакомление с результатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испытуемых каких-либо опасений. При этом тестирующий обязан подчеркнуть, что выводы по тестированию носят вероятностный характер и являются относительно достоверными только при условии правильного проведения теста и полной откровенности испытуемых. Эта вероятность зависит от конкретной тестовой методики и при правильной организации процедуры тестирования колеблется в пределах от 60 до 80%.

5. При тестировании несовершеннолетних право знать результаты имеют их родители или заменяющие их лица. Работа с этой категорией исследуемых требует особой внимательности и ответственности при выборе тестовых методик, информировании испытуемых и/или их родителей об итогах тестирования и даче им рекомендаций.

6. Результаты тестирования не должны травмировать исследуемого и/или снижать его самооценку. Поэтому их следует сообщать испытуемому в ободряющей форме, по возможности сопровождая их конструктивными рекомендациями.

7. Испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов. Так, если целью тестирования является определение уровня психического развития человека при конкурсном отборе или при приеме на работу, то испытуемый имеет право знать не только о цели тестирования, но и о том, кем, где и какое решение может быть принято на его основе.

8. Тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования. Общение с испытуемым должно быть доброжелательно-нейтральным, исключающим проявление какой-либо помощи в процессе тестирования, кроме той, которая служит правильному пониманию испытуемым инструкций.

9. Информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается. Тестирующий обязан обеспечить конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах. При беседе с испытуемым по результатам тестирования присутствие посторонних лиц должно быть исключено. Никто, кроме самого испытуемого и тестирующего, не имеет права доступа к результатам тестирования, изложенным в письменной форме. Для предотвращения утечки психодиагностической информации или ее неправильного использования должен быть исключен доступ к ней любых лиц, включая обучающий персонал и администрацию учреждения или учебного заведения. Психодиагностическая информация может сообщаться соответствующим лицам только по специальному запросу или в случаях, предусмотренных законодательством о судебно-медицинской экспертизе.

10. Тестирующий обязан хранить профессиональную тайну: не передавать случайным лицам инструктивные материалы, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики.

Эти правила должны быть учтены в любом тестировании.

Необходимо помнить, что существует и правовая ответственность специалистов, которая прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.

Педагогические работники обязаны:

1. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

2. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

3. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

4. систематически повышать свой профессиональный уровень;

5. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

6. соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.


 

ЗАДАНИЕ 2 (теоретическая часть)

Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.

 

К техникам слушания относится нерефлексивное и рефлексивное слушание. Также их называют пассивным и активным слушанием.

Нерефлексивное слушание является простейшим и эффективным приемом психотерапии и психологического консультирования. Оно состоит в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требующий внимания. Больше всего подходит к напряженным ситуациям, так как люди, переживающие кризис, ищут «резонатора», а не советчика. Не годится, если клиент стремится получить руководство к действию, боится быть непонятым, отвергнутым или у него нет желания говорить [4].

Иногда, когда клиент сильно возбужден, это единственная возможность поддерживать консультативный контакт. В нерефлексивном слушании используются такие техники, как повтор, поддержка, «угу-поддакивание».

1. Повтор – это повторение фразы клиента дословно следом за клиентом.

2. Поддержка – это употребление консультантом коротких фраз и слов с целью показать клиенту, что его слышат, и побудить к продолжению рассказа.

3. «Угу-поддакивание»– психолог демонстрирует, что принял к сведению предыдущие высказывания клиента реакцией типа «да», «угу», «гмм». Таким образом, клиент поощряется к продолжению повествования словесно, но без содержательно стимула со стороны консультанта [3].

Рефлексивное слушание представляет собой объективную обратную связь для клиента. Его смысл в уточнении многозначных слов, выяснении скрытого смысла, когда клиент не говорит о чем-то прямо, а так же помогает выражать клиенту свои чувства в атмосфере безопасности и доверия [1].

К техникам рефлексивного слушания относят выяснение, уточнение чувств, закрытые и открытые вопросы, психологическая поддержка клиента, перефразирование, резюмирование, отражение чувств, присоединение чувства к содержанию, отражение собственных чувств, паузы и молчание.

1. Выяснение – это обращение к говорящему за уточнением.

2. Уточнение чувств – это техника, в которой с помощью вопросов консультант предлагает клиенту определить и выразить собственные чувства.

3. Закрытые вопросы используют для получения конкретной информации о клиенте и предполагают ответ из одного-двух слов, подтверждение или отрицание. Они не позволяют клиенту уклониться от темы, но они и не располагают к самораскрытию, могут демонстрировать недостаток интереса к собеседнику, могут определять форму изложения и тему обсуждения неудобную клиенту.

4. Открытые вопросы дают возможность собеседнику дать развернутый ответ, побуждают к самовыражению. Они позволяют выяснить общую картину и основные факты ситуации, эмоциональное состояние клиента и его отношение к ситуации, его мысли по этому поводу. Они передают клиенту ответственность за беседу.

5. Перефразирование – сжатое изложение основных слов клиента. Пересказ слов клиента позволяет психологу убедиться, что он правильно понял клиента, клиенту помогает лучше понять себя [3].

6. Резюмирование (обобщение) помогает клиенту систематизировать свои мысли, провести анализ сказанного, способствует соблюдения последовательности в консультировании.

7. Отражение чувств – это обозначение переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые консультант может предположить, исходя из невербальных проявлений и особенностей ситуации. Важно отражать все эмоциональные реакции клиента: положительные, отрицательные, амбивалентные, направленные на себя, других людей и консультанта.

8. Присоединение чувства к содержанию – это вербальный навык, объединяющий отражение чувств и перефразирование. Помогает связать чувства с событиями, уменьшить ощущение хаоса, прояснить предмет работы.

9. Паузы и молчание. Умение выдерживать паузу является одним из важнейших и часто используемых коммуникативных навыков консультанта. Во время паузы консультант предоставляет клиенту возможность говорить, добавить что-то к уже сказанному, подумать, собраться с мыслями. [3]

Пауза и молчание могут помочь увеличить эмоциональное взаимопонимание, оказать поддержку и внимание, придать беседе черты неторопливости и обстоятельности, показать, что ответственность за беседу лежит на клиенте. Пауза в беседе будет стимулировать клиента говорить дальше, в ситуации, если клиентов несколько, поможет увидеть, кто из них берет на себя ответственность за разрешение напряжения и каким образом.

Консультант должен уметь спокойно переносить паузы клиента и не торопиться заполнять паузы вопросами и рассуждениями. Но слишком длинная пауза вызывает тревогу и раздражение. Допустимая длительность паузы зависит от стадии работы и состояния клиента. В среднем пауза длится 30-40 секунд [2].


 

 

Литература:

 

1. Зеленская, Ю. Б. Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении для детей c задержкой психического развития / Ю. Б. Зеленская, Н. Г. Колесникова. — Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. — 48 c. — ISBN 978-5-8179-0092-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29983.html

2. Млодик, И. Ю. Приобщение к чуду, или Неруководство по детской психотерапии / И. Ю. Млодик. — 5-е изд. — Москва: Генезис, 2017. — 190 c. — ISBN 978-5-98563-514-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89956.html

3. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс]: учебник/ Ворошнина О.Р., Наумов А.А., Токаева Т.Э.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015.— 204 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html.— ЭБС «IPRbooks»

4. Милтон Селигман Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития [Электронный ресурс]/ Милтон Селигман, Розалин Бенджамин Дарлинг— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 368 c.— Режим доступа: Заблоцкис Е.Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее. Основные проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]/ Заблоцкис Е.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 366 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/90073.html.— ЭБС «IPRbooks»

5. Ткаченко И.В. Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: феноменология, диагностика, психологическая помощь [Электронный ресурс]: монография/ Ткаченко И.В., Евдокимова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2019.— 183 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/82444.html.— ЭБС «IPRbooks»

6. Лохов М.И. Нестандартный, или «плохой хороший» ребенок [Электронный ресурс]/ Лохов М.И., Фесенко Е.В., Фесенко Ю.А.— Электрон. текстовые данные.— Санкт-Петербург: КАРО, 2011.— 328 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19452.html.— ЭБС «IPRbooks»

 

Задание для практической работы:

 

1. На основе анализа выше представленных материалов разработать буклет для родителей, в программе «CANVA» (https://www.canva.com/) на тему «Система оказания психолого - педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ТНР в регионе», отразив уровни комплексного сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями речи.

 

Примечание.

Требования к оформлению буклетов и наглядных материалов.

Параметры оценивания буклета Критерии оценивания
Композиция, ее монтаж Полный калейдоскоп событий.
Содержание  Содержание раскрывает цель и задачи исследования.
Информация Достоверность (соответствие информации действительности, истинность информации). Полнота (отражение источником информации всех существенных сторон исследуемого вопроса). Отсутствие неопределенности и неоднозначности. Разумная достаточность
Текст Научность.   Логичность Доступность Лаконичность Завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено) Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Оформление Заголовки привлекают внимание. Использование коротких слов и предложений. Наличие иллюстраций по заданной теме. Текст легко читается на фоне буклета. Соответствие стиля оформления буклета. Использование единого стиля оформления. «Читаемость» шрифта. Объем информации

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)

Изучить теоретический материал, представленный ниже.

Лекция 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.238.221 (0.011 с.)