Тема I .2 Правовые аспекты психолого - педагогической помощи семьи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема I .2 Правовые аспекты психолого - педагогической помощи семьи



План:

1. Правовые основы оказания психолого – педагогической помощи семье и ее отдельным членам.

2. Основные ошибки правового характера при тестировании детей и взрослых.

3. Правовая ответственность специалиста.

 

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи. Эти ресурсы обеспечивают эффективность  функционирования семьи, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что дошкольное образование входит в структуру системы образования. Образовательные программы дошкольного образования должны быть направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. Закон определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности.  Со стороны родителей (законных представителей) закреплены обязанности заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Со стороны организации, осуществляющей образовательную деятельность, под оказанием психолого-педагогической помощи понимается:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимися и оказание им логопедической помощи.

Требования включить семью ребенка с ТНР, в целевую группу дошкольной помощи в образовании и признать базовой задачей специалистов психолого-педагогическую поддержку развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком с учетом ограничений его здоровья и специфики психического развития выдвинуты в Концепции развития образования обучающихся с инвалидностью и ТНР на 2020-2030гг. Здесь же сказано, что дошкольник может продуктивно развиваться только в условиях благополучного взаимодействия с близкими взрослыми, и коррекция нарушений развития может быть обеспечена только в контексте развивающего взаимодействия специалистов и семьи со своим ребенком, поэтому родители должны стать полноценным субъектом образования.

В Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дается определение  обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и говорится о том, что для таких детей необходимо создание специальных условий для получения образования, без которых невозможно или затруднено освоение общих образовательных программ.

Одним из таких условий является разработка адаптированной образовательной программы (АОП) в соответствии с требованиями ФГОС.

ФГОС направлен на решение одной из задач - это обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Данная задача будет решена при создании необходимых условий для работы с детьми с ТНР:

- установление отношений взаимопонимания между специалистами и родителями ребенка;

- выбор образовательного маршрута для ребенка, с учетом его возможностей и индивидуально-типологических особенностей.

С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся (воспитанников), психолого-педагогическое сопровождение семьи проводится в рамках психолого-педагогического консилиума, одной из задач которого является:

- консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся;

-содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.

Для проведения качественной консультации специалист должен провести тестирование. Что бы избежать этических и других проблем, при проведении тестирования, и получить объективные результаты помогают общие правила, которые должны соблюдать любые профессиональные пользователи тестовых методик. Это следующие правила:

1. Любое сложное тестирование должно проводиться при участии специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта, прошедшего курс специальной подготовки и процедуру аттестации. Стандартизированными, теоретически и психометрически хорошо обоснованными методиками могут пользоваться не только практические психологи, но и грамотные в области психодиагностики менеджеры и другие руководители, социологи, учителя, врачи и т.д. Любой пользователь тестовой методики автоматически должен взять на себя ответственность за соблюдение всех требований профессиональной тайны и этики и стремиться исключить возможность не корректного использования тестов. Неверные выводы и рекомендации по итогам тестирования, неэтичное поведение его организатора способны лишь дискредитировать метод тестирования в глазах и испытуемых, и руководства организации.

2. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию обманным путем или против его воли. Недопустимы никакие формы прямого или косвенного принуждения, нарушения прав личности (исключение могут составлять лишь случаи из судебной или психоневрологической практики).

3. Перед проведением тестирования испытуемого необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может сообщить такую информацию о себе, своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

4. Любой человек, за исключением случаев, оговоренных законом, имеет право знать результаты своего тестирования. Итоговые данные в доступной для понимания форме предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование. Ознакомление с результатами тестирования должно исключать их неправильное толкование или появление у испытуемых каких-либо опасений. При этом тестирующий обязан подчеркнуть, что выводы по тестированию носят вероятностный характер и являются относительно достоверными только при условии правильного проведения теста и полной откровенности испытуемых. Эта вероятность зависит от конкретной тестовой методики и при правильной организации процедуры тестирования колеблется в пределах от 60 до 80%.

5. При тестировании несовершеннолетних право знать результаты имеют их родители или заменяющие их лица. Работа с этой категорией исследуемых требует особой внимательности и ответственности при выборе тестовых методик, информировании испытуемых и/или их родителей об итогах тестирования и даче им рекомендаций.

6. Результаты тестирования не должны травмировать исследуемого и/или снижать его самооценку. Поэтому их следует сообщать испытуемому в ободряющей форме, по возможности сопровождая их конструктивными рекомендациями.

7. Испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и формах использования его результатов. Так, если целью тестирования является определение уровня психического развития человека при конкурсном отборе или при приеме на работу, то испытуемый имеет право знать не только о цели тестирования, но и о том, кем, где и какое решение может быть принято на его основе.

8. Тестирующий должен обеспечить беспристрастный подход к процедуре и результатам исследования. Общение с испытуемым должно быть доброжелательно-нейтральным, исключающим проявление какой-либо помощи в процессе тестирования, кроме той, которая служит правильному пониманию испытуемым инструкций.

9. Информация о результатах тестирования должна предоставляться только тем, кому она предназначается. Тестирующий обязан обеспечить конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе «личного доверия» или в социометрических тестах. При беседе с испытуемым по результатам тестирования присутствие посторонних лиц должно быть исключено. Никто, кроме самого испытуемого и тестирующего, не имеет права доступа к результатам тестирования, изложенным в письменной форме. Для предотвращения утечки психодиагностической информации или ее неправильного использования должен быть исключен доступ к ней любых лиц, включая обучающий персонал и администрацию учреждения или учебного заведения. Психодиагностическая информация может сообщаться соответствующим лицам только по специальному запросу или в случаях, предусмотренных законодательством о судебно-медицинской экспертизе.

10. Тестирующий обязан хранить профессиональную тайну: не передавать случайным лицам инструктивные материалы, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики.

Эти правила должны быть учтены в любом тестировании.

Необходимо помнить, что существует и правовая ответственность специалистов, которая прописана в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 – ФЗ.

Педагогические работники обязаны:

1. соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

2. уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

3. учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

4. систематически повышать свой профессиональный уровень;

5. проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

6. соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.


 

ЗАДАНИЕ 2 (теоретическая часть)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.70.93 (0.007 с.)