Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Религиозная философия западной европы 20века; Персонализм, неотомизм, религиозный эволюционизмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Религиозная философия ХХ в. также характеризуется иррационализмом. Ее основной чертой является стремление осмыслить проблемы современного человека с позиций христианской религии. Несмотря на бурное развитие науки, западная религиозная философия не уступила своих позиций. В течение всего XX в. она достаточно успешно противостояла материализму и позитивизму В западной религиозной философии ХХ в. выделяется несколько направлений. 1) Неотомизм (Этьен Жильсон, Жак Маритен). В конце ХIХ в. по решению Ватикана учение Ф.Аквинского (томизм) признается официальной доктриной католической церкви. Целью этого является необходимость поднять престиж Церкви в эпоху НТР. Основные идеи Ф Аквинского: о структуре мироздания, о соотношения веры и разума, о месте человека в мире – являются основой неотомизма. Характерные черты этого направления, отличающие его от томизма, – внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека. Неотомизм принимает 5 доказательств существования Бога, приведенные Ф.Аквинским, но расходится с ним в понимании отношения Бога и человека. Человек обладает бессмертием души и свободой - это делает его сопричастным Богу и обусловливает его творческие возможности. В центре внимания неотомизма – вопросы культуры, человеческого творчества. Все возможности человека – его разум, нравственные устои, интуиция – реализуются в сфере творчества. Создавая культурные ценности, человек воплощает в них основы Божественного бытия – Истину, красоту, благо, и при этом совершенствуется сам. Будущее европейской культуры неотомисты (Маритен) связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества. 2) Персонализм (Э.Мунье, Ж.Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг. В центре внимания – проблема личности, ее свободы. Персонализм рассматривает человека в его постоянной связи с внешним миром. В реальном мире, в конкретных жизненных ситуациях происходит становление личности – персонализация. Главное качество личности – свобода, понимаемая как свобода выбора. Личность проявляется во взаимодействии с внешним миром и в сосредоточении на своем внутреннем мире, причем эти 2 аспекта тесно взаимосвязаны. Основой этой взаимосвязи является творчество и человеческая коммуникация. 3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм) – философия П.Тейяра де Шардена и его последователей. Тейяр де Шарден (1881 – 1955) – французский ученый-естествоиспытатель, священник. В своих воззрениях он объединил идею творения с идеей эволюции. Идея эволюции Божественного начала – центральная в его труде «Феномен человека». Мир (Универсум) в его понимании – живой организм, пронизанный Божеством и устремленный к совершенству. Причиной этого стремления является внутренняя духовная энергия, которая ведет к повышению уровня организации материи, к усложнению материального мира. Вершиной эволюции является человек. В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы книги): ·преджизнь – этап геогенеза; ·жизнь – этап биогенеза; ·мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы; ·сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества. Термин «ноосфера» введен им под влиянием идей В.И. Вернадского. Ноосфера, в понимании Т. де Шардена – оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении «точки Омега». На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием. Но для этого людям нужно преодолеть эгоизм и потребительское отношение к природе и отнестись к ней разумно и творчески, соучаствуя в великом божественном деянии. Понятие бытия и его виды. Онтология – учение о существовании. (Ontos – сущее) Это раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия. Предмет онтологии пересекается с предметом естествознания: физики, астрономии. В ряду многочисленных философских категорий, категория бытия занимает центральное место. Она является исходной категорией философии т. к. выражает самую славную характеристику любого предмета и явления: его способность быть, существовать. Бытиё - философская категория, обозначающая существование. Бытие – самое широкое по объему понятие. Оно является первичным ко всем основным свойствам. Но оно и самое бедное по содержанию, т.к. оно выделяет только один признак - признак существования. Бытиё - это что-то существующее, а небытие - это отрицания бытия, т. е. когда вещи и явления перестают существовать или быть самими собой. Бытиё - нечто, а небытие - ничто. Это антиподы, диалектические полярности. Они тесно связаны. Связь между ними выражается: - Бытиё возникает из небытия. Любая вещь имеет начало своего существования из небытия. - Бытиё превращается в небытие. Все имеет свой срок, свое время. Вещи и явления перестают существовать. Таким образом каждый предмет - это единство бытия и небытия. Бытиё всегда в настоящем, а небытиё в прошлом или в будущем. Бытиё – это уже или еще не небытие. Нередко веши и явления исчезают навсегда, но они могут получать второе бытиё в сознании конкретного человека, в его памяти. Это бытиё – субъективное. Вещи и явления могут быть не только в сознании человека, но и на другом носителе информации: книги, картины и т. д. Это бытиё - идеальное. И в такой форме бытия исчезнувшие вещи могут существовать практически вечно. В этом смысле мы можем говорить о бессмертии идей, вещей, близких людей, исторических личностей. Традиционно в философии выделяют два вида бытия: - Материальное бытие (физический мир). Это существование вещей и процессов, личностей. Оно всегда индивидуально и неповторимо и имеет ограничение в пространстве и времени. - Идеальное бытие (духовное бытие). Его составляют идеи, ценности, понятия, сущности. Характеристика: вечность и неизменность. Т. о. Материальное и идеальное это противоположные полюсы бытия. Выделяют три наиболее значимых формы бытия: - Неживая природа. - Живая природа. - Человеческая природа. Каждая из этих форм обладает своей спецификой и включает в себя несколько уровней, и все три формы образуют пирамиду бытия. В основе пирамиды: неживая природа. Она имеет два уровня: - Естественная природа (первая природа). Первозданная природа, которая существует вне зависимости от человека: звезды, планеты, земля, вода. Для этого природного мира характерна постоянная изменчивость, эволюция. - Искусственная природа (вторая природа) - это созданная человеком природа для удовлетворения его потребностей: вся инфраструктура - города, дороги, машины, производство. Первая и вторая природа имеют общее и различное. Общее: у них едина основа, они вещественны, подвержены разрушению. Различное: естественная природа бесконечна в пространстве и во времени и неуничтожима по существу. Искусственная природа очень ограничена в пространстве и во времени и в принципе уничтожима. Выше – живая природа. Характерная черта: жизнь – это то, чем мир организмов отличается от всего остального мира. Живая природа возникла из неживой и, отмирая снова в нее возвращается. Живая природа – это качественно более высокая ступень бытия. Живая природа ничтожно мала по сравнению с неживой. Её критерии: - Способность существовать, обмен веществом и энергией. - Способность к размножению. Только живые организмы могут производить себе подобных. Выделяют 2 уровня живого: - Живые неодухотворённые тела, т е. все, то, что отвечает критериям жизни, но не обладает сознанием - это флора и фауна. - Живые одухотворенны тела или человек; Второй вид бытия – Человеческое бытиё. Оно двойственно. Своим телом человек принадлежит к живой природе, и на него распространяются критерии и законы живых организмов, но с другой стороны человек обладает сознанием, душой и психикой (идеальная природа). Это мыслящее существо способное создавать и оперировать идеальными образами. Именно это поднимает человека на качественно более высокую ступень. Критерий человеческого существования – неразрывное единство души и тела. Утрата этого единства - означает смерть человека. При этом тело, как природно-физическое образование продолжает существовать после смерти. Но смерть разума и означает смерть человека. Бытиё человека делиться на три группы: - индивидуальное бытие, - социальное бытие, - идеальное (духовное).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.012 с.) |