Основные темы и мотивы в поэзии Хлебникова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные темы и мотивы в поэзии Хлебникова



Велимир (настоящее имя — Виктор Владимирович) Хлебников родился 9 ноября (28 октября по старому стилю) 1885 года в ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии России (ныне село Малые Дербеты, Калмыкия) в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи.

Он - русский поэт-авангардист, фантаст, публицист, один из основоположников русского футуризма. Очень точно творчество Хлебникова охарактеризовал О. Мандельштам: «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…»

Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который он называл "будетлянством". Его стихи вошли в футуристический сборник "Садок судей" (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышли книги поэта "Ряв!", "Творения 1906-1908" и другие.

В 1912 году был опубликован впоследствии знаменитый сборник футуристов "Пощечина общественному вкусу", наполовину состоявший из стихов Велимира Хлебникова. В "Пощечине общественному вкусу" была напечатана составленная Хлебниковым таблица "Взор на 1917 год", в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал "падение государства".

Большое и важное место в творчестве Велимира занимает тема смерти – одна из главных экзистенциальных тем в истории культуры человечества. Несмотря на то, что она развивалась в произведениях Хлебникова на протяжении всего его творчества, особое развитие она получила в послереволюционной поэзии. Сю его лирику критики называют «отражением времени», в которой доминирует тема смерти. Обратимся к двум стихотворениям автора: «Волга! Волга!» и «Трубите, кричите, несите!».

Прежде всего заметим, что оба эти текста связаны образом Волги. Река имела огромное значение в жизни поэта, Поволжье – место его рождения. Волга приобретает человеческий облик. Помимо реки эти два текста объединяет время их создания, они оба написаны в 1921 году. В биографии поэта эти годы с 17 по 21-й – время скитаний. После начала революции он переезжает из Петрограда в Москву, оттуда в Астрахань. 19-й год застает его на Украине. Чтобы избежать мобилизации в армию, Хлебников вынужден скрываться в харьковской психиатрической больнице, где ему удается получить «белый билет». В 1920-м он оказывается на Кавказе, затем в Персии, работает в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделениях РОСТА, в политпросвете Волжско-Каспийского флота. В истории страны это время именуется «голодом в Поволжье».

Вспомним, что в августе 1914 г. Россия оказалась втянутой в Первую мировую войну, которая вскоре переросла в войну Гражданскую. В общей сложности военные действия в стране продолжались свыше семи лет, и при этом, по разным оценкам погибло от 15 до 25 млн человек. А поскольку в те годы более 90 процентов российских мужчин составляли крестьяне, то к 1921 г. выращивать хлеб в стране стало практически некому. Наиболее работоспособная часть крестьянства либо все еще пребывала на фронтах, либо уже лежала в сырой земле. В это время Хлебников пребывает в Пятигорске. Из воспоминаний его знакомого Д. Козлова: «В. В. Хлебников пришел к нам больной и жалкий. Больным он оставался все время, таким и уехал в начале марта в Москву, но из жалкого он постепенно вырастал во «власть имущего», ибо являл собою высокий пример того, как должен вести себя человек в минуты всеобщей опасности, сообразно своей природе. Хлебников, сам голодая, пишет – «Трубите, кричите, несите». Несите не на Терек – где тяжело, а на Волгу, где еще хуже.

Стихотворение написано в одну ночь для «Недели помощи Поволжью». Заглавие текста выполняет в данном случае явно экспрессивную функцию: выявляет авторскую позицию и психологически готовит читателя к восприятию текста: трубите, кричите, несите – три глагола побудительного наклонения, связанные только интонацией звучат как воззвание. Адресат его, исключительная трагическая обстановка, личное бессилие заставляют героя буквально выкрикивать дерзкие слова:

«Вы, поставившие ваше брюхо на пару толстых свай,

Вышедшие, шатаясь, из столовой советской,

Знаете ли, что целый великий край,

Может быть, станет мертвецкой?»

Почти каждая строчка здесь – призыв к конкретным действиям:

«Несите большие караваи

На сборы Голодной недели.

Ломоть еды отдавая,

Спасайте тех, кто поседели!»

Заметим, что Волга в данном случае мыслится не как река, а как определенное географическое пространство, в котором разворачиваются трагические события:

«Волга всегда была вашей кормилицей,

Теперь она в полугробу.

Что бедствие грозно и может усилиться –

Кричите, кричите, к устам взяв трубу!»

ите, к устам взяв трубу!» [9, с. 154].

Образу Волги-кормилицы, орошавшей русские поля испокон веков, а потому ассоциировавшейся в народно-поэтическом сознании с дарующим жизнь началом, противопоставляется образ Волги, отнимающей жизнь: «<…>над целой страной // повис коготь смерти». Река и ограниченное ею пространство в буквальном смысле становится воплощением смерти: «великий край <…> станет мертвецкой», «Волга <…> в полугробу». Этим значением порождаются и мотивы отчаяния, страданий, мучений.

То же значение реализует образ и в стихотворении «Волга! Волга!». Здесь река вновь – «единица измерения пространства» – с одной стороны, с другой – перед нами некое ужасающее существо:

 «Ты ли глаза-трупы возводишь на меня?

Ты ли стреляешь глазами сел охотников за детьми, исчезающими вечером?

Ты ли возвела мертвые белки сел самоедов, обреченных уснуть, в ресницах метелей,

Мертвые бельма своих городов, затерянные в снегу?

Ты ли шамкаешь лязгом заколоченных деревень?»

И эти наводящие ужас строки не являются художественным преувеличением. Хлебников словно облекает в поэтическую форму официальный отчет. В подтверждение приведем фрагмент из доклада губернского инструктора А. А. Зворыкина от 15 февраля 1922 г.: «Населением Ставропольского уезда съедено все, что только можно съесть: кора деревьев, солома с крыш, тряпье, какое скапливалось годами, все суррогаты до катуна включительно. Собирают лошадиный кал и в свежем виде перерабатывают его в пищу. Трупоедство развито невероятно. Съедаются не только умирающие свои близкие, но и воруются трупы из амбаров, куда свозятся все покойники в ожидании групповых похорон. Хоронят в каждой деревне один раз в 10–14 дней, человек по 60–80». В сознании читателя возникает аллегория смерти – безобразной старухи с косой, шамкающей беззубым ртом. Значение образа (Волга – воплощение самой смерти) подкрепляется и упрочивает свое символическое значение словарем, при помощи которого он создается. Поражает в нем форсированная частота повторов лексем, родственных слову «смерть»: «мертвые белки», «мертвые бельма», «мертвые очи».

Таким образом, данные тексты, во-первых, подтверждают мысль о том, что тема смерти у Хлебникова получила активное развитие в послереволюционные годы. Это объясняется прежде всего конкретными историческими событиями. Во-вторых, доказывают факт семантической трансформации у Хлебникова образа Волги. Анализ словаря стихотворений позволил выделить ряд мотивов, связанных с темой смерти: отчаянья, страданий, мучений (как нравственных, так и физических), мотив забвения (буквальное вымирание Поволжья обрекает на исчезновение всю великую историю реки), мотив оборотничества (время заставляет Волгу превратиться из жизнь дающей в жизнь отнимающую), мотив ослепления (потеряны нравственные ориентиры, великая река отныне воплощение не мудрости, справедливости, но духовной слепоты). Образ реализует и порождает именно эти значения и мотивы по вполне объективным причинам. Волга не может уже быть символом жизни, плодородия, потому что на ее берегах вымирают от голода целые деревни и на события эти откликается в своем творчестве поэт, которому хватает смелости обратиться к «власть держащим», пусть он и понимает тщетность одних лишь слов:

«Я знаю, кожа ушей ваших,

точно у буйволов мощных, туга, 

И ее можно лишь палкой растрогать»

 

 

16. «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка в аспекте темы трагедии личности в тоталитарном государстве. Б. Пильняк изображал человека, связанного с революцией идеями и поступками, своей и чужой кровью. Олицетворяющий тоталитарную власть негорбящийся человек посылал на смерть командарма. Гаврилов, погибающий на операционном столе, тоже нес вину за пролитую кровь людей. Ледяной свет луны освещал город. Историк и наблюдатель революции, Б. Пильняк не восторгался размахом разрушений, но давал почувствовать угрозу для всего живого, прежде всего для личности, от новой государственной машины. В центре внимания автора – постижение внутренней трагедии одиночества и обреченности «патриарха» революционной тирании, одного из «творцов истории». Проникая в психологию подобной трагедии, Пильняк отчасти предвосхищает открытия западной литературы второй половины 20 столетия. Гаврилов — строитель страшной машины истребления личностного сознания и сам становится ее жертвой. Государство, власть являются в повести метафорой смерти. Герой не хочет умирать, но покорно соглашается на смерть не только в силу своей принадлежности “к ордену или секте”, но главным образом потому, что видит в этом акт возмездия за содеянное. Скорее всего, именно осознание неотвратимости кары заставило Гаврилова почувствовать свою обреченность и не сопротивляться приказу Первого. Таким образом, философский смысл повести делает ее содержание не менее актуальным в современную эпоху, чем ее политический смысл.

17. Поэзия Н.С. Гумилева. Авторское понимание назначения поэта и поэзии, мотивы дальних стран и любви. Дать анализ программных произведений. Мотив любви, разработанный по-прежнему приподнято, но глубже «изнутри», органически связан с античным мотивом в пьесе «Жестокой», заканчивающейся такими строфами: «Я вас люблю, забудьте сны». — В молчаньи Она, чуть дрогнув, веки подняла, И я услышал звонких струн бряцанье И громовые клекоты орла. Орел Сафо у белого утеса Торжественно парил, и красота Бестенных виноградников Лесбоса Замкнула богохульные уста. Тут же и баллада о Маргарите полна одушевления, полна живописной и звуковой гармонии. Мотивы «экзотические», сказочные странствия только предчувствуются и чуть намечаются в «Пути Конквистадоров»; излюбленные поэтом с молодой поры «Романтических Цветов», уже и здесь они разработаны гораздо более убедительно других мотивов той же, по преимуществу красочно-пластической поэзии. И в ней пока немало изысканности, выделанности, но в основе — внутренняя подлинность, под которой чувствуется земля, а не книга, а потому и фантастика тут живет и заставляет жить, и риторичность исчезает из сообщающего лиризма, или даже своеобразно сплетается с его музыкой, ею побежденная («Над тростником медлительного Нила»). Здесь полнотою красочного видения и жизненной, музыкальной одушевленностью особенно выделяется стихотворение: «Приближается к Каиру судно», с такими пленительными чертами изображения, как в этих простых строках:

Аисты сидят на крыше И вытягивают шеи, Они всех выше И им виднее.

В «Жемчугах» поэт тотчас во всю силу становится самим собой, коснувшись излюбленных мотивов «экзотики», «странствий», сказочного, здесь тоже развитых.

 

18. Повесть А. Платонова «Котлован». Символика заглавия. Жанровое, проблемно-тематическое, стилевое своеобразие. Смысл названия повести: Котлован - общее дело, коллективизация усилий и надежд, коллективизация жизни и веры. Здесь каждый отрешается от личного во имя общего - котлована. Однако слово «котлован» ассоциируется и с другими значениями: «перелопачивание» жизни, «поднимаемая целина» земли, строительство храма. Повесть Платонова «Котлован» - своеобразная антиутопия. Писатель в огромной степени сомневается в способах достижения прекрасной цели социализма – всеобщего человеческого блага. Он показывает, что ради будущего нельзя калечить настоящее, жертвовать реальными жизнями ради пока еще эфемерных. В представлении Платонова строительство социализма превращается в создание братской могилы, где будут похоронены не только прекрасные мечты, но и миллионы ни в чем неповинных людей. Наряду с идейно-художественными проблемами решался вопрос жанровой принадлежности произведения Платонова. В современном литературоведении «Котлован» называют и повестью-притчей, и социальной притчей, и сбывшимся пророчеством, и романом-антиутопией. Действительно, в «Котловане» присутствует и жестокая действительность, и философская обобщенность, и глубокая мифологизация жизни. И все-таки в жанровом отношении произведение Платонова принято считать повестью, соединяющей в себе социальную притчу, философский гротеск, сатиру и лирику.

 19. Поэзия Б. Пастернака. Основные темы и мотивы, жанровый диапазон. Анализ нескольких программных произведений. Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель — уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Прежде чем приступать к анализу тем и мотивов, характерных для поэзии Пастернака, следует сказать несколько слов о личной судьбе поэта, которая, вне всякого сомнения, наложила значительный отпечаток на все его творчество. Достаточно сказать о том, что его исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от заслуженной Нобелевской премии, присужденной за замечательный роман "Доктор Живаго". Травля поэта была вызвана в основном его нежеланием писать о существующей власти для нее и по ее заказу. Для него человек и его судьба выше истории, выше революции и революционных идей. Буквально каждое стихотворение Пастернака пронизано трагедийными нотами, истоки которых следует искать и в его собственной жизни, и в судьбах тех, кто был ему близок по духу, по призванию (имеется в виду судьба поэтов-современников Пастернака).

Многие стихотворения Бориса Пастернака наполнены тоской безвыходности и досадой на то, что поэт не имеет достаточной свободы для творчества, вынужден бороться за выживание в этом жестоком мире. Так, в знаменитом стихотворении "Февраль" (1912г.), которое принадлежит к ранней прозе Пастернака и входит в сборник "Начальная пора", поэт

выражает свое настроение — грустное, унылое, разочарованное, гнетущее:

Февраль.

Достать чернил и плакать!

Автор всегда старается точно указать время года, состояние природы, которая присутствует почти во всех произведениях и помогает раскрыть душевное; состояние лирического героя. Известно, что в стихах Пастернака природа (пейзаж) и автор практически составляют единое целое, и часто не Пастернак рассказывает о дождях и ветре, а они сами ведут речь о душевном состоянии поэта.

В этом же стихотворении звучит тема поэзии, творчества. Поэт рассказывает о том, как мучительно ему даются строки, намекая на свою нелегкую судьбу:

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Поэт уточняет, что "чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд". И этот мотив случайности всего происходящего в жизни Пастернак часто использует в своей лирике, указывая на то, что настоящие стихи рождаются часто мгновенно, неожиданно, отсюда их правдивость, меткость, неповторимая красота

Другое стихотворение, относящееся к более позднему периоду творчества (началу Великой Отечественной войны), — "На ранних поездах" (Передел— кино, 1941 г.) — поэт снова начинает с описания времени года, погоды: "зима", "январь", "снег", "стужа", "на улице ни зги"...

Само название указывает на то, что в этом стихотворении будет повторен знакомый по многим произведениям Пастернака мотив железной дороги, мотив пути. В поезде, глядя в вагонное окно, поэт "сквозь прошлого перипетии и годы войн и нищеты" узнает "России неповторимые черты". Стук колес навевает ему далекие воспоминания детства. С чувством "обожания" и "боготворения" он наблюдает за теми, кто ему встречается на пути: "здесь были бабы, слобожане, учащиеся, слесаря", — и с тихой радостью и гордостью восхищается выносливостью простых русских людей:

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости, и неудобства

Они несли как господа.

Тут наблюдается другая тема, тема России — измученной родины — и русского народа. Буквально в нескольких строках поэт сумел изобразить Россию в тяжелый период и выразил искренне и нежно всю свою любовь к стране и народу. И здесь поэт снова затрагивает тему творчества, судьбы языка и литературы, делясь с читателями своими наблюдениями за "взасос" читающими детьми и подростками.

Тема поэта и поэзии звучит и в стихотворении "Гамлет" (1946 г.), которое вошло в сборник стихов Юрия Живаго, героя известного романа Пастернака "Доктор Живаго". Уже в первых строках писатель строчкой "я ловлю в далеком отголоске, что случится на моем веку" определяет свое предчувствие судьбы, точнее, ее трагического финала: "неотвратим конец пути". Поэт намекает на обстоятельства собственной жизни (ведь он на самом деле находился под жестким контролем): "На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси", — и молит о том, чтобы его избежала участь многих других коллег по перу (расстрел, ссылка, изгнание).

В этом же, 1946 г. Пастернак пишет другое восхитительное стихотворение — "Зимняя ночь", также вошедшее в сборник Юрия Живаго. Снова зима, февраль, снег, метель: "Мело, мело по всей земле...". Образ метели символичен: метель — революция, гражданская война. Мело людей, словно снегом, круговорот истории заметал в неизвестность людские жизни и судьбы ("судьбы скрещенья"). Стихотворение является одним из самых гениальных, на мой взгляд, произведений Пастернака.

Буквально в каждой строчке — образы, символы. Так, например, свеча — библейский образ, воплощение света, надежды и веры поэта в просветленное будущее, в торжество добра и справедливости. "Озаренный потолок" — небо, Бог. "Скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья", "крест", "ангел" — связь с образом Иисуса Христа, надежда на его воскресение. Стихотворение насквозь пронизано христианскими мотивами и верой в божественное, справедливое торжество, в возрождение мира и добра на земле, а особенно в России. Таким образом, в поэзии Пастернака можно выделить несколько значительных тем: тему поэзии и трагической судьбы поэта в советском государстве, тему России и русского народа, тему Бога и тему природы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 1789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.196 (0.037 с.)