Тема великой отечественной войны в Русской прозе 20-го века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема великой отечественной войны в Русской прозе 20-го века



Военной теме принадлежит особая роль в нашей литературе. И дело не в какой-то воинственности или агрессивности народа. Суть в том, что сама русская литература началась с реакции на войну. Доказательства этому и «Слово о полку Игореве», и в средние века сложившийся жанр воинской повести, и «Ода на взятие Хотина» Ломоносова. Дань военной теме отдали Пушкин, Лермонтов, Толстой и многие другие выдающиеся художники.

Особым этапом в истории нашей литературы стали годы Великой отечественной войны. Это время наибольшего за весь советский период раскрепощения духа, освобождения от идеологических догм.

В первые месяцы войны основными жанрами в творчестве всех крупнейших художников стали фронтовые корреспонденции, очерки, дневники, где главными были зарисовки самих событий войны, ее достоверных деталей, увиденных глазами очевидца. В центре внимания здесь волнующая, трагическая и героическая современность. Использование приемов документального повествования (установка на достоверность изображения, точность деталей, обращение к реальным событиям и персонажам) станет стилевой особенностью всей литературы о войне. Эта тенденция получит жанровое оформление в послевоенной документальной и документально-художественной прозе. «Взрыв документализма» будет объясняться еще и особым интересом читателей к достоверным источникам информации, к подлинным историческим фактам, незаслуженно забытым именам.

Одним из первопроходцев здесь был Константин Симонов. В сценарии к «Бессмертному гарнизону», в книге «Стихи 1954 г.» он рассказал не только о подвиге защитников Бреста, но и сделал акцент на актуальной проблеме героизма людей, попавших в плен не по своей воле и даже там продолживших борьбу. Результатом поисковой работы Сергея Смирнова станет книга «Брестская крепость» (конец 50-х - начало 60-х). Позднее, в 70 – 80-е годы, в документальной прозе будет работать А. Адамович («Я из огненной деревни» совместно с Я. Брылем и В. Колесниковым, «Блокадная книга» - совместно с Д. Граниным 1977 – 1981). Документальное повествование о трудных судьбах реальных героев войны создадут А. Крон («Капитан дальнего плавания» 1984), В. Карпов («Полководец» 1984). Даже в собственно художественной литературе будет широко использован не только сам документ, но и стилизация под него (к примеру в романе В. Богомолова «В августе 44-го («Момент истины») (1973). Это придаст произведению особый колорит достоверности, строгой фактографической основы изображения.

Но литература о войне сильна не только художественным изображением военного быта. Она значима прежде всего обращением к проблемам духа, бытия человека на войне, в пограничной ситуации, на пределе сил и возможностей, в условиях выбора на грани жизни и смерти. В числе общих черт, свойственных литературе военных лет, отметим акцент на проблемы долга, служения, жертвенности, подчеркнутая контрастность конфликтов («Мы – они, свои – чужие»), отсутствие особой психологической глубины и многогранности в разработке характеров. Время для аналитического и философского осмысления войны наступит позже.

Образ человека на войне литература раскрывала разными средствами. Героико-романтическую стилевую тенденцию представляет повесть «Непокоренные» Б. Горбатова (1943). Автор продолжает традиции Гоголя, что видно в стилевых приемах, в выборе имен (Тарас, Андрей) в эпическом образе страдающего народа, истекающей кровью родной земли. Образы в героико-романтических произведениях приобретают черт борьбы, жизни и смерть героев освещаются идеей героической жертвенности, подвига, мыслятся авторами как несомненные образцы для подражания. В поэмах «Зоя» М. Алигер (1942), «Сын» П. Антокольского (1943) авторы исследуют природу подвига, показывают становления, мужания поколения, при этом особое внимание уделяют духовному взрослению юных героев.

Национально-историческая обрисовка народного характера станет одним из заметных явлений литератур военных лет. Символично в этом плане название одного из рассказов А. Толстого – «Русский характер».

А. Н. Толстой известен как писатель, публицист. Историческая тема была главной в его творчестве. Сквозь призму истории он видел свой народ, свою судьбу, судьбу родины.

Героем рассказа «Русский характер» является простой колхозник Егор Дремов. Он вырос в деревне, там женился, оттуда ушел на фронт. Он молод, скромен, отважен. О своих подвигах он не любит рассказывать да и не считает он эти поступки подвигами. Егор горел в танке, потом пережил несколько пластических операций и знакомился с собой новым. Лицо было настолько обезображено, что родные не узнали его. Но только материнское сердце не обманешь. Уехал Егор, а мать прислала ему вслед письмо. Он повинился перед родителями.

Говоря подробнее о произведении, в том и заключается русский характер, что сын не захотел причинять боли родителям, любимой девушке, боясь признаться, что он стал уродлив лицом. Мать и девушка любят его любым, несмотря ни на что. Русский характер объединяет героев произведения. В их душах живет любовь, сострадание, забота о близких.

Толстой, давая такое название рассказу, хотел подчеркнуть, что история Егора Дремова не единичная. Таких людей много, это типичный образ русского человека. Такой народ победить невозможно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.)