Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема великой отечественной войны в Русской прозе 20-го века
Военной теме принадлежит особая роль в нашей литературе. И дело не в какой-то воинственности или агрессивности народа. Суть в том, что сама русская литература началась с реакции на войну. Доказательства этому и «Слово о полку Игореве», и в средние века сложившийся жанр воинской повести, и «Ода на взятие Хотина» Ломоносова. Дань военной теме отдали Пушкин, Лермонтов, Толстой и многие другие выдающиеся художники. Особым этапом в истории нашей литературы стали годы Великой отечественной войны. Это время наибольшего за весь советский период раскрепощения духа, освобождения от идеологических догм. В первые месяцы войны основными жанрами в творчестве всех крупнейших художников стали фронтовые корреспонденции, очерки, дневники, где главными были зарисовки самих событий войны, ее достоверных деталей, увиденных глазами очевидца. В центре внимания здесь волнующая, трагическая и героическая современность. Использование приемов документального повествования (установка на достоверность изображения, точность деталей, обращение к реальным событиям и персонажам) станет стилевой особенностью всей литературы о войне. Эта тенденция получит жанровое оформление в послевоенной документальной и документально-художественной прозе. «Взрыв документализма» будет объясняться еще и особым интересом читателей к достоверным источникам информации, к подлинным историческим фактам, незаслуженно забытым именам. Одним из первопроходцев здесь был Константин Симонов. В сценарии к «Бессмертному гарнизону», в книге «Стихи 1954 г.» он рассказал не только о подвиге защитников Бреста, но и сделал акцент на актуальной проблеме героизма людей, попавших в плен не по своей воле и даже там продолживших борьбу. Результатом поисковой работы Сергея Смирнова станет книга «Брестская крепость» (конец 50-х - начало 60-х). Позднее, в 70 – 80-е годы, в документальной прозе будет работать А. Адамович («Я из огненной деревни» совместно с Я. Брылем и В. Колесниковым, «Блокадная книга» - совместно с Д. Граниным 1977 – 1981). Документальное повествование о трудных судьбах реальных героев войны создадут А. Крон («Капитан дальнего плавания» 1984), В. Карпов («Полководец» 1984). Даже в собственно художественной литературе будет широко использован не только сам документ, но и стилизация под него (к примеру в романе В. Богомолова «В августе 44-го («Момент истины») (1973). Это придаст произведению особый колорит достоверности, строгой фактографической основы изображения.
Но литература о войне сильна не только художественным изображением военного быта. Она значима прежде всего обращением к проблемам духа, бытия человека на войне, в пограничной ситуации, на пределе сил и возможностей, в условиях выбора на грани жизни и смерти. В числе общих черт, свойственных литературе военных лет, отметим акцент на проблемы долга, служения, жертвенности, подчеркнутая контрастность конфликтов («Мы – они, свои – чужие»), отсутствие особой психологической глубины и многогранности в разработке характеров. Время для аналитического и философского осмысления войны наступит позже. Образ человека на войне литература раскрывала разными средствами. Героико-романтическую стилевую тенденцию представляет повесть «Непокоренные» Б. Горбатова (1943). Автор продолжает традиции Гоголя, что видно в стилевых приемах, в выборе имен (Тарас, Андрей) в эпическом образе страдающего народа, истекающей кровью родной земли. Образы в героико-романтических произведениях приобретают черт борьбы, жизни и смерть героев освещаются идеей героической жертвенности, подвига, мыслятся авторами как несомненные образцы для подражания. В поэмах «Зоя» М. Алигер (1942), «Сын» П. Антокольского (1943) авторы исследуют природу подвига, показывают становления, мужания поколения, при этом особое внимание уделяют духовному взрослению юных героев. Национально-историческая обрисовка народного характера станет одним из заметных явлений литератур военных лет. Символично в этом плане название одного из рассказов А. Толстого – «Русский характер». А. Н. Толстой известен как писатель, публицист. Историческая тема была главной в его творчестве. Сквозь призму истории он видел свой народ, свою судьбу, судьбу родины. Героем рассказа «Русский характер» является простой колхозник Егор Дремов. Он вырос в деревне, там женился, оттуда ушел на фронт. Он молод, скромен, отважен. О своих подвигах он не любит рассказывать да и не считает он эти поступки подвигами. Егор горел в танке, потом пережил несколько пластических операций и знакомился с собой новым. Лицо было настолько обезображено, что родные не узнали его. Но только материнское сердце не обманешь. Уехал Егор, а мать прислала ему вслед письмо. Он повинился перед родителями.
Говоря подробнее о произведении, в том и заключается русский характер, что сын не захотел причинять боли родителям, любимой девушке, боясь признаться, что он стал уродлив лицом. Мать и девушка любят его любым, несмотря ни на что. Русский характер объединяет героев произведения. В их душах живет любовь, сострадание, забота о близких. Толстой, давая такое название рассказу, хотел подчеркнуть, что история Егора Дремова не единичная. Таких людей много, это типичный образ русского человека. Такой народ победить невозможно.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.005 с.) |