Гуманистический пафос рассказа М. Шолохова «Судьба человека». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистический пафос рассказа М. Шолохова «Судьба человека».



Рассказа Михаила Александровича Шолохова "Судьба человека" трогает нас суровой жизненной правдой и гуманизмом.

Писатель рассказывает историю шофера Андрея Соколова, который во время войны потерял всю свою семью, который пережил все ужасы немецкого плена, все трудности военного времени, и который при этом сумел сохранить большую нежность и любовь к людям.
Семнадцать счастливых лет Соколов жил со своей женой, старшим сыном Анатолием и двумя дочерьми — Настенькой и Олюшкой. Как гордился он ими, как любил!
"А тут вот она, война". Провожали его всей семьей. Тяжело очень было им расставаться. Ирина, жена его, все время плакала.
"Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой больше... на этом... свете..."
Андрей же потом говорит: "До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, я не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!"
Так он и уехал на войну...
Вскоре попал он в плен к немцам.
"Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену".
Ужасы нечеловеческие, который он претерпел в плену, Андрей никогда не забудет. Но выжил он, все вытерпев, лишь от того, что всем сердцем стремился домой к своей семье: к любимой жене, дорогим детям.
Пробовал он сбежать. Да только собаки нагнали его, пока он отдыхал.
"Сначала сами (немцы) били в полную волю, а потом натравили на меня собак, и с меня только кожа с мясом полетела клочьями!"
"Но все-таки живой..."
Все эти трудности, ужасы, пытки он вынес благородно и смело.
Но остался при этом человеком.
Встретив мальчика, такого же как он сам, он усыновил его.
"Этакий маленький оборвыш..."
"И от того он мне полюбился, что я уже чудное дело, начал скучать по нем..."
Он сказал Ванюшке, что он его отец.
"Боже мой, что тут произошло!"
"Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь!"
"А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся..."
"Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы..."
Андрей Соколов полюбил мальчика всем сердцем.
"...и сердце отходит, становиться мягче, а то ведь оно у меня закаменело от горя..."

 

Образ России в поэзии С. Есенина. Дать анализ программных произведений.

Образ России в стихах Есенина складывается из пейзажных зарисовок, отдельных сценок описаний национальных праздников и обычаев. В стихах Спас-Клепиковского периода родина виделась поэту "покойным уголком", где "все благостно и свято", она предстает беспечальной и светлой в стихотворении "О край дождей и непогоды", где "Ковригой хлебною над сводом Надломлена твоя луна. За перепаханною нивой Малиновая лебеда. На ветке облака, как слива, Златится спелая звезда".

Анализ «Анна Снегина»

Крестьяне под предводительством Прона Оглоблина выступают против помещицы Анны Снегиной. И хотя главный герой Сергей решил воевать только в стихах, а в глазах своей юношеской любви выступает мелким трусишкой, он вместе с Проном идет к Снегиным, автор и с него не снимает ответственности за происходящее.

В поэме не найти христианской символики, характерной для ранних произведений Есенина. Революция – это нечто совершенно другое, далекое от веры, теперь вся сложившаяся ситуация в России изображаются через судьбы отдельно взятых людей.

Если раньше автор описывал деревню в общем, представляя целую крестьянскую массу, безликую и огромную, то теперь он дает нам рассмотреть судьбы отдельных героев из народа. Таким становится, к примеру, Прон, советский крестьянин, чей образ впервые в творчестве Есенина был раскрыт так реалистично и полно. Оглоблин – большевик, поднявший бедняков на восстание против помещиков. Его жизнь, на короткий миг наполнившаяся грандиозными по силе событиями, обрывается трагически: он убит деникинцами.

На глазах поэта родина пережила самую переломную эпоху в развитии. Сначала это была полевая Русь, затем – советская страна с новыми законами и порядками. Такой насыщенный и значимый период Сергей Есенин отразил в своем творчестве. Образ России у поэта, несомненно, не статичен: в раннем творчестве это страна с устоявшимися традициями, в годы революционных переломов – Россия – воплощенный на земле рай. Образ деревни, подробно и с любовью описанный, не отделим в произведениях поэта от образа России.

Сергей Есенин оценивает всю важность произошедших изменений, признает победу нового строя, но его лирический герой все же полностью советскую жизнь еще не принимает. Поэма «Анна Снегина» представляет собой органическое соединение лирической темы и темы размышлений главного героя над судьбой своей родины.

Анализ «Пугачев»

Емельян Пугачев рассматривается Сергеем Есениным, как личность неоднозначная. Вероятно, ему импонирует Пугачев. Автор не осуждает, а напротив, выставляет главного героя в роли мученика. Поэт, несомненно, разделяет взгляды бунтаря, однако старается выдержать нейтралитет, предоставляя возможность читателю сформировать собственное мнение и самому определить, кем же все-таки был Емельян Пугачев: альтруистом с кротким характером, радеющим за свободу и равенство, или мятежником и самозванцем, преследующий корыстные цели.

В начале поэмы мы видим, как уставший Пугачев прибывает в Яицкий городок. Емельяна заботит жизнь народа, он глубоко обеспокоен бедствующим положением, его возмущает убогое, голодное существование людей. В разговоре со сторожем-казаком он узнает, что достойная жизнь народа закончилась со смертью третьего Петра и, что люди ждут своего “мужицкого царя”, который осмелится возглавить мятеж, бросив тем самым вызов Екатерине. Эта мысль воодушевляет Пугачева, ему неведом страх перед властью, и он нарекает себя Петром III. Тяжко ему дается чужое имя, но именно это имя, по мнению бунтовщика, может стать лучшим катализатором для восстания народа. Примечательно, что герой имел возможность беспрепятственно уйти в Азию, сохранив и армию, и собственное влияние в ней. Но месть Екатерине казалась ему слаще спокойной жизни. Войско во главе с Емельяном одерживает легкие, на первый взгляд, победы. Но как только крестьянские полки настигло первое поражение, как в них назревает разлад. Осознание надвигающейся смерти заставляет мятежников задуматься о выживании, а не о войне. Казаки в страхе перед правительством и с надеждой на помилование осуществляют заговор против Емельяна, предлагая ему склонить мятежную голову. Пугачев никак не мог ожидать предательства от своих “дорогих и хороших”, поэтому услышанное не укладывается у него в голове. Даже пред лицом смерти он не приклонен и призывает продолжить восстание, но тщетно. Смирившись с изменой, он мстит, выстрелом убивая одного из казаков, а они хватают и связывают его, уничтожая тем самым идею воина-мечтателя.

           Есенин и сам родом из деревни, поэтому вождь крестьянского восстания в его глазах был человеком чести. Пугачев видел, как знать попирает народ, и возглавил сопротивление, став мессией, обреченным на заклание. В его выступлении нет надежды на победу, зато есть цель: показать власти, что терпение бедных людей имеет свои границы. Ради нее он не пожалел жизни, и за это достоин уважения.

Анализ «Черный человек»

Первое прочтение оставляет почти болезненное впечатление: попытки воспалённого сознания проанализировать себя, раздвоение личности, алкогольный бред. Но работа над поэмой длилась долго, «Чёрный человек» — это не поток мыслей, хлынувших в одночасье на бумагу. Замысел возник ещё во время зарубежных поездок Есенина, где он, до исступления любивший родную землю, не мог не чувствовать себя чужим и ненужным. И чёрная меланхолия, к тем дням всё чаще одолевавшая поэта, усиливала это ощущение и дарила страшное вдохновение.

В начале поэмы стоит обращение «Друг мой, друг мой», такое же, как в его последнем стихотворении, созданном перед смертью. И читатель сразу, ещё во вступлении, оказывается вовлечённым в действие поэмы, будто на самом деле слушая исповедь друга. Герой поэмы не щадит себя и с первых строк признаётся, что причиной душевной болезни, прихода «чёрного человека» может быть алкоголь, а дальше говорит и о собственной распущенности, и о самообмане. И это не картинное покаяние, а простое признание, которое заставляет искренне жалеть такого человека.

Болезненная метафора «Голова машет ушами, как крыльями птица», и ей «на шее ноги маячить больше невмочь», отсылает к суицидальным мыслям, и следующий дальше рефрен «чёрный человек» нагнетает настроение до предела, подготавливая к его появлению. Всё, пришёл! Садится на кровать… и дальше — россыпь неприятных, усиливающих мрачное настроение слов: «мерзкой», «гнусавя», «усопшим», «тоска», «страх».

Прямая речь «чёрного человека», этого пугающего второго «я» героя поэмы, воспринимаются как откровение, признание в том, что душа пытается скрыть от самой себя. Не только поругание, но и похвала: «авантюрист самой лучшей марки», «поэт с ухватистой силою»… и дальше едкая насмешка — о «женщине сорока с лишним лет, скверной девочке, его милой». Герой слушает, не перебивая, а чёрный человек объясняет жизнь поэта и раскрывает её самообман: в тоске и унынии изо всех сил казаться улыбчивым и простым, и пытаться выдавать это за счастье. Здесь его речь всё же прерывается: лирический герой отказывается признавать в жутковатом портрете себя!

И чёрный человек, глядя в упор, хочет назвать его жуликом и вором, но — пауза, страшный гость исчезает.

Вторая часть поэмы начинается с повтора начальной тоскливой строфы, но дальнейшее описание довольно спокойное. Тихий зимний пейзаж, ночь, герой никого не ждёт, стоя у окна… И вдруг снова подкрадывается жуть: «зловещая птица», «деревянные всадники», и — «опять этот чёрный на кресло моё садится», теперь описанный более чётко, в цилиндре и сюртуке. Повторяется обличение героя, россыпь слов «подлец», «ненужно», «глупо», «дохлая томная лирика». В кульминации поэмы чёрный человек нападает на самое важное, на суть вдохновения и поэзии. «Как прыщавой курсистке длинноволосый урод говорит о мирах, половой истекая истомою», — это прямое оскорбление и унижение! И чтобы уж не осталось никаких сомнений в том, кого имеет в виду незваный гость, следует точное описание: «мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами… стал он взрослый, к тому ж поэт». И герой не выдерживает: взбешённый, разъярённый, бросает трость «прямо к морде его, в переносицу»…

Далее — короткая и драматичная развязка, при первом прочтении поражающая читателя неожиданностью. «Что ты, ночь, наковеркала? Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один… И разбитое зеркало…» Две детали: цилиндр, который был надет на «чёрном человеке», и зеркало несомненно указывают, что страшный разговор герой вёл с самим собой. И сразу картина обличения, порицания становится ещё более трагичной: как, сознавая всё это и старательно пряча от себя, можно было не сойти с ума и продолжать писать?!

Необыкновенно ценной становится поэма — откровенное признание Есенина, близок и понятен становится и он сам. И даже его трагическая гибель предстаёт в другом свете, после прочтения «Чёрного человека» — реквиема поэта самому себе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.008 с.)