Фантастика ХХ в. Творчество А. Грина, А.Н. Толстого, А. Беляева, И. Ефремова, бр. Стругацких и др. (на выбор). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фантастика ХХ в. Творчество А. Грина, А.Н. Толстого, А. Беляева, И. Ефремова, бр. Стругацких и др. (на выбор).



Творческий путь Аркадия и Бориса Стругацких включает в себя 9 этапов.

Произведение «Трудно быть богом» включено в третий период. Он отмечен открытием приема, который мы вслед за авторами назовем «отказ от объяснений» - приема, который придал стилю братьев Стругацких легкость и раскрепощенность, а также существенно повысил художественный уровень их произведений: «Далее, это первое наше произведение, в котором мы ощутили всю сладость и волшебную силу ОТКАЗА ОТ ОБЪЯСНЕНИЙ. Любых объяснений - научно-фантастических, логических, чисто научных и даже псевдонаучных. Как сладостно, оказывается, сообщить читателю, что произошло ТО-ТО и ТО-ТО, а вот ПОЧЕМУ произошло, КАК произошло, откуда это взялось - НЕ СУЩЕСТВЕННО! Ибо дело не в этом, а совсем в другом, в том самом, о чем повесть». В это время происходит и разочарование Стругацких в идеалах коммунизма, во многом обусловленное событиями 63-го года: посещением Н.С. Хрущева выставки в «Манеже», встречей руководителей Коммунистической партии и Советского правительства с деятелями культуры и искусства, где были высказаны «замечания и пожелания по вопросам развития литературы и искусства».

«Пикник на обочине» написан в шестой период творчества писателей. Период характеризуется попыткой авторов полностью перейти к развлекательной литературе.

Анализ «Трудно быть Богом».  

Произведение братьев Стругацких рассказывает о далеком времени, когда человечество достигло высокой стадии развития и получило возможность путешествовать по другим планетам. Теперь люди проводят нечто наподобие экспериментов над развивающимися цивилизациями.

Румата относительно которого строится повествование, представляет собой исследователя, притворяющегося аристократом земли Арканар, но в действительности работающим для поиска чего-то ценного и красивого в этом мире.

Фигура главного героя весьма символична и отражает поэтическое отношение искателей всех времен к действительности. Внешний мир выглядит враждебным и грязным, он живет примитивными, утилитарными порядками, которые заключаются только в правоте силы, поверхностных смыслах, глупости. На этом фоне главный герой представляет собой возвышенное существо, которое остается как бы не затронутым обстоятельствами и занимается выполнением своей собственной более высокой цели, чем практически любая цель практически любого существа в этом мире.

Удивительным образом мир Арканара похож на нашу современную действительность. Стругацким часто удавалось вскрыть как бы слой реальности, который скрывается под внешним слоем, под теми условностями и антуражем, в который могут верить только поверхностные люди. Этот вскрытый слой не выглядит приятным, даже наличие более-мене положительных героев в книге не дает особенной надежды, их крайне мало и они похожи на жемчуг, который бесцельно растеряли в помойном корыте.

Да, возможно, Стругацкие пишут о человечности, но куда приводит человечность Румату? Как приходится ему поступать после того как он верил в жителей Арканара, старался, сдерживался, надеялся, уступал, полагал, что восторжествует в этом мире разум? Все идеалы и ценности оказываются втоптанными в грязь, даже, казалось бы, возвышенные идеи, которые разносит орден, на практике используются людьми бездумно и без понимания сути, в связи с чем возникает такое ощущение упадка и безнадежности от этой книге, жемчуг никогда не отмоет помойное корыто, но оно всегда поглотит и испачкает его.

Краткое содержание и идея «Шесть спичек».

Инспектор Управления охраны труда Рыбников расследует дело Комлина Андрея Андреевича, начальника физической лаборатории Центрального института мозга. Комлин лежит в больнице с сильнейшим нервным истощением и поражением центров памяти.

За три месяца до происшествия в лабораторию привезли нейтринный генератор — прибор для создания мощных нейтринных пучков. Комлин и его ассистент Горчинский закрылись в лаборатории и занялись исследованиями. Никто из сотрудников института не знал, чем именно они занимаются, однако их внимание привлекли три события.

Однажды Горчинский выскочил из лаборатории, схватил аптечку и бросился обратно. Вечером, когда они уходили, сотрудники заметили, что рука Комлина обмотана бинтом. В другой раз Комлин, встретившись с сотрудником в парке, предложил ему раскрыть книгу на любой странице и прочитал всю страницу наизусть. Позже Комлин стал показывать фокусы: гасил свечу на расстоянии, двигал взглядом предметы, перемножал в уме многозначные числа.

Официальным результатом работы Комлина был доклад по «нейтринной акупунктуре» — при облучении мозга пучком нейтрино резко повышался иммунитет, сопротивляемость ядам, ускорялось лечение и т. д. Однако у Комлина были и «неофициальные результаты». На его столе были найдены весы, и на одной из чашек лежали шесть спичек, а на другой — бумажка с их точным весом: Комлин пытался силой мысли эти шесть спичек поднять. Всё это время он исследовал на себе, как облучение пучком нейтрино воздействует на необычные способности организма.

Основная идея

Главная мысль рассказа разными читателями, в зависимости от их убеждений, понимается по-разному. Для одних она заключается в том, что ни одно научное открытие не стоит человеческой жизни. Другие видят в рассказе предостережение о гибельности чрезмерной осторожности и боязни потерь, которые в итоге ведут к остановке развития и загниванию. В любом случае, авторы всегда восхищаются человеком, который приносит свою жизнь в жертву науке.

«Пикник на обочине»

«Пикник на обочине», по мнению критиков, подходит под два определения. Одни считают, что это научно-фантастический роман, другие утверждают – социальная фантастика. Последние приводят такие аргументы - в произведении нет никаких научных описаний работы артефактов Зоны, непонятны происхождения и цели инопланетян и нет никаких научных обоснований существования внеземного разума. Произведение вместо того изобилует описаниями бытовых сцен, что не передает краткое содержание. «Пикник на обочине» затрагивает в большей мере социальные проблемы, повествуя о нелегкой жизни и судьбе обычного парня в необычной ситуации. Перед читателем раскрывается сложный внутренний мир человека, заплатившего огромную цену, но вот за что? Поэтому конец романа не может считаться однозначным, и каждый его поймет по-своему.

 

Литература русского зарубежья

Литература русского зарубежья - ветвь русской литературы, возникшая после большевистского переворота 1917 года. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы.

Первая волна эмиграции (1920-1930)

После революции 1917 года в связи со сложившейся политической обстановкой из страны отъезжало большое количество граждан, которые стали создавать за рубежом «вторую Россию». Начавшаяся в 1918 году первая волна русской эмиграции была массовым явлением (более двух миллионов эмигрантов) и продолжалась до начала Второй мировой войны и оккупации Парижа.

Россию покинул цвет русской интеллигенции. Больше половины философов, писателей, художников были высланы из страны или эмигрировали на всю жизнь. За пределами родины оказались религиозные философы Н.Бердяев, С.Булгаков, Н.Лосский, Л.Шестов, Л.Карсавин. Эмигрантами стали Ф.Шаляпин, И.Репин, К.Коровин, известные актеры М.Чехов и И.Мозжухин, звезды балета Анна Павлова, Вацлав Нижинский, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский. Одна из наиболее известных акций по высылке интеллигенции вошла в историю под названием «Философский пароход».

Расселение представителей русской эмиграции происходило вокруг следующих основных центров: Константинополь, София, Прага, Берлин, Париж, Харбин, Шанхай. Эмигранты уезжали также в Латинскую Америку, Канаду, Польшу, Югославию, Скандинавию, США.

Несмотря на отсутствие массового читателя и непростое материальное положение большинства писателей, русская зарубежная литература активно развивалась. Утратив близких, родину, всякую опору в бытии, поддержку где бы то ни было, изгнанники из России получили взамен право творческой свободы - возможность говорить, писать, публиковать созданное без оглядки на тоталитарный режим, политическую цензуру.

Выделялось старшее поколение, которое придерживалось направления «сохранения заветов» (И. Бунин, Д. Мережковский), младшее поколение, ценившее драматический опыт эмиграции (Г. Иванов, «Парижская нота»), «незамеченное поколение», писатели, осваивавшие западные традиции (В. В. Набоков, Г. Газданов).

Поэзия

Поэтов, оказавшихся в эмиграции, объединяло острое переживание краха судьбы России и их личных судеб. Однако в творческом плане эмиграция оказывала благотворное влияние. Стихия творческой свободы, в которой оказались поэты, вдохновляла их на написание новых произведений. Поэтому, в отличие от того, что писала советская критика, русская поэзия в эмиграции не оскудела и не вымерла, – боль от разрыва с Родиной поэтами-эмигрантами была преобразована в творческую энергию, а трагизм судьбы стал источником вдохновения. Одним из основных направлений движения поэтического процесса русского зарубежья было стремление к сохранению связи со своей национальной культурой. Именно эта ориентация на классическую традицию стала важным моментом в духовном самоутверждении литературных сил русского зарубежья. Кроме этого, за традиционализмом стояло и неприятие поэтами-эмигрантами тех событий, которые происходили в России. Это следование традициям и стремление сберечь художественные ценности 19 века стало фактором, объединявшим представителей различных течений – модернистов, реалистов, неоклассицистов. В частности, это относится к поэтам старшего поколения, которые стали известными в литературных кругах еще до революции. Эти поэты продолжили свою творческую деятельность и в эмиграции. Среди поэтов, относящихся к старшему поколению были: К. Бальмонт, И. Бунин, З. Гиппиус и многие другие. Однако поэты старшего поколения в историю русской поэзии внесли не столь значительный вклад, как молодые – М. Цветаева, В. Иванов, В. Ходасевич, А. Штейгер и др.

Тема ностальгических воспоминаний о Родине стала главным мотивом поэзии старшего поколения русского зарубежья. Младшее поколение поэтов придерживалось другой позиции. Это поколение поэтов, которые поднялись в другой духовной среде, которые отказались от восстановления того, что безнадежно утрачено.

Идейно-художественное своеобразие творчества Владимира Набокова

Влади́мир Влади́мирович Набо́ков - публиковался также под псевдонимом Влади́мир Си́рин; (родился 22 апреля 1899 в Санкт-Петербурге — ушел из жизни 2 июля 1977) — русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и энтомолог. Сын политика Владимира Набокова.

В апреле 1919 года, перед тем, как Крым перешёл в руки большевиков, семья Набоковых навсегда покинула Россию. Некоторые из семейных драгоценностей удалось вывезти с собой, и на эти деньги семья Набоковых жила в Берлине, в то время как Владимир получал образование в Кембриджском университете. В марте 1922 года был убит отец Владимира Набокова Владимир Дмитриевич Набоков. В этом же году Набоков переезжает в Берлин, где зарабатывает на жизнь уроками английского языка. В берлинских газетах и издательствах, организованных русскими эмигрантами, печатаются его рассказы.

Своеобразие творчества В.В. Набокова (Материалы литературной гостиной) В отношении Набокова к своим героям сказались черты характера самого автора: индивидуализм, возведенный в жизненный принцип, желанное творческое и личное одиночество, неприятие соседства в любых его формах, недоверие к простым и естественным человеческим чувствам. Подобная совершенно новая для русской литературы этическая система, утверждаемая писателем, основанная на принципиальном индивидуализме и пафосе общественного неслужения, вела к   разрыву с традицией: Набоков отказался от реализма и пришел к модернистской эстетике. В результате в его творчестве происходит разрушение реалистического характера, что обусловлено иными, чем в реализме, принципами типизации. Суть в том, что Набоков предложил литературе принципиально новую концепцию личности. Перед нами не герой в традиционном смысле этого слова, но, скорее, некое воплощение авторской идеи, некий набор тех или иных качеств. Его судьба, поступки, поведение порождены не столько логикой характера (а она вообще может отсутствовать, персонаж набоковского романа может быть совершенно алогичен), сколько полной подчиненностью его авторской воле, авторскому замыслу. Герой набоковского романа полностью «бесправен» и абсолютно зависим. Например, характер гроссмейстера Лужина («Защита Лужина») сформирован логикой шахматной игры, которая заменила ему реальность.   Первой и истинной действительностью для него является пространство шестидесяти четырех клеток. В подобном мотиве поведения Набоковского персонажа проявляется разрыв с реализмом. Отношения между героем и действительностью оказываются искривленными и алогичными.

Принципиальное отторжение действительности героем Набокова ­ не случайный каприз автора, а продуманная жизненная и творческая позиция, мужественно отстаиваемая, ставшая программой личного и литературного поведения. Если угодно, это была одна из попыток сохранить суверенитет человеческой личности, ее права на независимость от обстоятельств времени, в том числе времени исторического, агрессивность которого в XX веке в отношении частной жизни человека стала особенно очевидной. Литература нашего века констатировала, что человек уже не имеет естественного права, вполне доступного еще в прошлом столетии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.012 с.)