Проблема исторической памяти в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема исторической памяти в поэме А.Т. Твардовского «По праву памяти».



Произведения двадцатого века всегда отличались реализмом и неким историческим контекстом. Эта поэма Твардовского не стала исключением. Он описал все исторические реалии того времени и свои переживания. Все это он воплотил в поэме "По праву памяти". Эта поэма является одной из моих любимых. Он поднимает проблему человечности и роли личности в истории в качестве сопутствующих. Основные мотивы этого произведения.

Поэма была закончена и подготовлена самим Твардовским к печати в "Новом мире" за 2 года до смерти.

"По праву памяти" называют "завещанием" не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский писал: ":почувствовал: то, что мне: нужно обязательно высказать. Это живая необходимая мысль моей жизни".

Твардовский говорит правду о тяжелейших годах сталинской эпохи. Автор вспоминает слова вождя: «Сын за отца не отвечает». Очень сложно понять смысл этих слов, не зная их исторической основы. Именно во времена Сталина появилось понятие «враг народа», а позднее – и «дети врага народа»:

Но в те года и пятилетки,

Кому с графой не повезло, -

Для несмываемой отметки

Поставь безропотно чело.

Клеймо «враг народа» полностью вычеркивало человека из жизни, делая его никчемным и ненужным. А самое ужасное в том, что очень часто дети стремились скрывать свое прошлое и старались забыть родителей, вошедших в категорию «врагов народа»:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль, и чтобы волны

Над ней замкнулись. Быль забыть!

Твардовский не может смириться с подобным отношением к прошлому, ибо, по его мнению, забыть то, что было, – значит вычеркнуть из памяти отца и мать, родных и близких. Поэт считает, что нельзя стремиться к счастью, не помня об уже ушедшем: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…»

Твардовский чувствует ответственность перед молодым поколением. Он хочет верить, что былые ошибки будут учтены, и в новой жизни люди не станут испытывать стыд за прошлое:

Зато и впредь как были – будет, -

Какая вдруг ни грянь гроза –

Людьми

Из тех людей,

Что людям,

Не пряча глаз,

Глядят в глаза.

Таким образом, А.Т. Твардовский - из тех людей, которые умеют отвечать за свои поступки. Он считает своим долгом говорить правду, признавать ошибки прошлого. И в своей оценке он весьма объективен.

29. Тема воспитания, детства и юношества в прозе Н. Островского, А. Макаренко, А.Н. Толстого и др. Автобиография и история страны. Дать анализ на примере одного из произведений.

Воспитание — это основа человеческой жизни, и главная его цель — формирование человека, в результате которого он должен получить не просто набор знаний, а целостное миросозерцание, позволяющее ему устраивать жизнь в соответствии с евангельским идеалом за границами родительского дома.

Островский «гроза»

В родительском доме Катерину,прежде всего готовили к тому, что она будущая жена и мать, следовательно, должна будет сделать правильный выбор мужа, вести хозяйство, растить и воспитывать детей и т.д. Таким образом, главные основы христианского воспитания — это правильная вера в Бога и труд. Но к XIX веку, реалии которого отображены в пьесе Островского, традиции христианского воспитания во многом были забыты.

В произведении рассыпаны её воспоминания о родительском доме. В разговоре Катерины с Варварой перед нами предстаёт картина детства молодой женщины: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю» [9, с. 221]. В этой ёмкой реплике Островский сумел передать главные основы формирования ребёнка в семье девочки: 1) «работать не принуждали» — росла в праздности; 2) «наряжали, как куклу, души не чаяли», то есть, баловали; 3) «что хочу, то и делаю» — полная свобода (или произвол?). Конечно, необходимо считаться со свободой ребёнка, но в разном возрасте объём свободы должен быть неодинаковым. Нам видится, что Островский показывает здесь слепую родительскую любовь.

«Книга для родителей» А. Макаренко - художественно-теоретическое произведение А.С. Макаренко, посвященное проблемам семьи и семейного воспитания детей. В первой части этой книги (единственная написанная из запланированных четырех частей) А.С. Макаренко рассматривает такие вопросы семейного воспитания как общие принципы воспитания, авторитет родителей, отношение к деньгам, формирование межличностных отношений ребенка, воспитание в неполной семье, воспитание единственного ребенка и другие.

И, несмотря на то, что эта книга написана довольно давно, вопросы, рассматриваемые в ней, до сих пор актуальны. И с трудом можно найти книгу, в которой они были бы раскрыты столь же легко, полно и доступно.

Представим обзор – конспект этой книги. Вся книга, построена таким образом, что рассмотрение каждого вопроса семейного воспитания начинается с маленького литературного рассказа. На основе него затем и строиться анализ той или иной проблемы, встающей перед родителем

Так в первой главе А.С. Макаренко рассматривает вопрос об ответственности, прежде всего, родителей за воспитания ребенка. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги. Со всем сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Направить это развитие и руководить им — задача воспитателя. Из-за безответственного выполнения этой задачи и возникают проблемы воспитания ребенка, которые очень легко перерастают в катастрофическое непонимание между родителями и ребенком.

«Основной конфликт» — отсутствие времени — наиболее распространенная отговорка родителей-неудачников. Защищенные от ответственности «основным конфликтом», они рисуют в своем воображении целительные разговоры с детьми. Картина благостная: родитель говорит, а ребенок слушает.

«Как закалялась сталь» — частично автобиографический роман советского писателя Николая Островского, написанный в период с 1930 по 1934 год. Книга относится по стилистике к жанру социалистического реализма. В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публикацию романа, в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней в 1934 году вышла и вторая часть.

Роман приобрёл большую популярность и стал самым издаваемым в СССР произведением художественной литературы за 1918—1986 годы: общий тираж 536 изданий составил 36 416 тыс. экземпляров[1][2]. По данным Государственного музея — гуманитарного центра «Преодоление» им. Н. А. Островского в Москве, к 1 января 1991 года роман был издан на 75 языках народов СССР 773 раза суммарным тиражом 53 854 тыс. экземпляров.

В романе отражены события эпохи гражданской войны, гражданской войны на Украине, германской оккупации Харькова и интервенции Антанты, советско-польской войны, дискуссии среди молодёжи о НЭПе, «Левой оппозиции», о Ленинском призыве в партию и комсомол, об участии комсомола в «рабочей оппозиции», троцкизме, восстановления народного хозяйства и социалистического строительства в первые годы советской власти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 399; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.70.79 (0.007 с.)