Современная поэзия, основные особенности. Проанализировать программные произведения 1 поэта на выбор. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная поэзия, основные особенности. Проанализировать программные произведения 1 поэта на выбор.



Основной тенденцией современной поэзии является полный отход от принятых ранее канонов. Так, если раньше все стихотворения должны были соответствовать четким требованиям (рифма, количество строк в столбике и т.д.), то сегодня стихотворением может считаться и просто набор слов. Часто в поэзии отсутствуют знаки препинания, отсутствует обозначение регистра – предложения просто пишутся с новой строки и с маленькой буквы, при этом не обязательно каждое из них обладает определенным смыслом и окончанием. Это могут быть обрывки фраз, просто слова. То есть, то, что раньше называлось белым стихом и было исключением, которое лишь подтверждало правило о необходимости соблюдения стихотворной формы, сегодня является нормой.

Наиболее привлекательно для Сорокина поле цитации - соцреализм. Писатель пытается освободить метод от укоренившегося политического ярлыка и ввести в традицию культуры. Отстраненная, чисто эстетическая позиция в отношении к соцреализму реализована в стилистической компрометации свойственных ему образно-ситуативных клише. Одно из них - образ советского человека.

В центре рассказа «Открытие сезона» стоит образ егеря, сосредоточивший в себе основные черты положительного типа, воспетого советской литературой: радение за общее благо, знание своего дела, забота о ближнем, спокойная мудрость. Характерен и способ типизации - язык героя, изобилующий диалектизмами, поговорками, народными присказками. Замечательно, что герой не изменяет себе и после главного события рассказа - убийства человека, привлеченного «приманкой» - песней Высоцкого. Деловито по-мужицки просто егерь обсуждает с напарником, как свежевать охотничий трофей.

Очередь - роман-зарисовка в жанре реплик и диалогов в очереди. В своем первом привлекшем к себе внимание произведении, опубликованном в 1985 в парижском издательстве «Синтаксис», Сорокин обнаруживает интерес к исследованию реалий «совка», что роднило его по тематике с писателями-диссидентами. Впрочем, тема совдеповских культурологических изысканий становится для его творчества постоянной. Очередь - одно из основополагающих общественных понятий и реалий советской системы, понимаемое и как своего рода путь к счастью, и как своеобразный тест на терпение и стойкость (выстоишь или не выдержишь и сбежишь). В отрывочных фразах прослеживаются реалии советского образа жизни, тип отношений между людьми, включенных в «вечную очередь», и превращение такого пути в абсурд. Изображая очередь как грандиозный коллективный организм, живущий по своим законам, Сорокин снимает план социальной проблематики - очередь представлена стилистически организованным феноменом.

Норма - сборник стилистически замкнутых на себе текстов, представляющих собой разного рода текстовые штудии на тему «норма»: игры с понятием или варианты интерпретации категории «норма». Первый текст - зарисовки советского образа жизни, повествующие о потреблении гражданами одного и того же продукта, условно называемого «нормой», производимой, как впоследствии выясняется, из человеческих фекалий. Образ «нормы дерьма», похоже, можно рассматривать в качестве метафоры обязательного идеологического «промывания мозгов» у всех слоев общества. Эта процедура, привычная для советских людей, стала своего рода ритуалом, уклонение от которого воспринималось как расшатывание основ и жестоко каралось. Затронута и тема иерархичности советского общества, в котором каждый получал свою «порцию дерьма» в соответствии с тем местом в табели о рангах, которое занимал. В другой части романа, составленной из писем, исследуется противопоставление «норма - патология» - как от связного послания происходит постепенный переход к полубессмысленному изложению и полному бреду.

Тридцатая любовь Марины - женская история в духе производственного романа. В результате «благотворного влияния коллектива» в лице секретаря парткома законченная индивидуалистка, эгоистка и лесбиянка, склонная к религии и диссидентству, становится бодрым членом «здорового» производственного подразделения. Сорокин показывает, как трясина коллективного бессознательного поглощает индивидуальные формы существования вплоть до полного их исчезновения. Растворение в коллективной жизни было своего рода добродетелью при социализме. По сути, судьба Марины, как и жизнь советских людей, была незначительным частным случаем в завораживающем и мощном движении идеологических конструкций. История заканчивается характерной для Сорокина концовкой - уходом в абсурд, в ничто, в бессвязную и бессмысленную идеологическую риторику.

Лёд - в этой книге автор обращается уже к реалиям современной «капиталистической» России и намекает на некую необходимость для людей «достучаться до сердец». Правда, этот призыв выглядит несколько формально - как рациональное решение или печальная необходимость, а вовсе не как зов души. Впрочем, для законченного постмодерниста и это немало. В любом случае такой призыв интригует. Возможно, это намек на необходимость «разморозить чувства» и перейти в иное качество своего бытия. Признаки такого лучшего существования, к сожалению, указаны писателем более, чем смутно - разве что ноющая боль в полуразмороженном сердце и неизвестно откуда взявшиеся пачки дензнаков в карманах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.006 с.)