Трагические конфликты истории в возвращенной литературе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трагические конфликты истории в возвращенной литературе



А.Рыбаков "Дети Арбата" - это художественное осмысление пережитого народом, это роман о правде жизни, это история семерых из поколения молодых людей пореволюционной и предвоенной эпохи. Начиная работу над романом, А. Рыбаков остановился на семерых действующих лицах (Саша Панкратов, Юра Шарок, Нина и Варя Ивановы, Лена Будягина, Максим Костин, Вадим Марасевич). Все они жили по соседству, дружили, делились сокровенными мыслями. Казалось, герои должны пройти один жизненный путь. Но драматически закончившийся убийством С. М. Кирова 1934-й год высветил главное в характерах персонажей. Кончилась безмятежная юность и несправедливая реальность обступила детей Арбата. Каждому из них предстояло сделать выбор...

Молодые люди воспринимали жизнь по учебникам и политическим лозунгам. В конце двадцатых годов, как утверждает автор, арбатским ребятам Сталин вовсе не казался непререкаемым авторитетом. Молодежь 20-х годов сформировалась неспособной соглашаться на компромиссы ни при каких условиях, неспособной искусственно сотворить себе кумира. И в этом начало их трагической судьбы.

Они не заметили, как сложилась и укрепилась слепая преданность одному человеку. Борьбой за идеалы стали прикрывать жестокость. Наиболее эгоистичные ранее другие почувствовали надвигающиеся драматические перемены и пытались приспособиться к ним.

Мужественному, не потерявшему веру писателю удалось показать исторически точно события 30-х годов, раскрыть сущность людей, руководивших государством, развенчать те судебные процессы, которые происходили над честными людьми. В "Детях Арбата" психологически обосновываются поступки героев и их мысли. Автор рассказал об эпохе, в которой обесценивалась человеческая жизнь, когда расстреливали без суда, а судили после расстрела, когда личное мнение расценивалось как измена родине. Руководитель государства рассуждал: "Смерть решает все проблемы. Нет человека и нет проблем".

А.Солженицын «Архипелаг Гулаг» - это первое произведение, в котором открыто критиковалась советская власть. История Гулага начинается еще с революционных времен, когда в лагеря отправлялись инопартийцы. С приходом к власти Сталина лагеря стали пополняться врачами, инженерами, учеными, «врагами народа».

Основной целью следствия было сломить волю человека. Задержанные подвергались страшным пыткам, дела составлялись так, что арестованный тянул за собой других. Через такое и прошел Солженицын. Чтобы не повлечь за собой невинных, он подписал обвинительное заключение и был приговорен к восьми годам заключения и вечной ссылке.Освобожденным после заключения было нелегко. После долгих лет пребывания в лагерях они менялись, становились чужими своим родным, им приходилось скрывать свое прошлое.Основной темой произведения можно выделить правду, которой хотел поделиться с читателем автор.

Солженицын пишет жизнь какой она была на самом деле и в мельчайших подробностях. Личность человека здесь стирается. Повесть посвящена сопротивлению живого-неживому, человека-лагерю.

Вроде бы, кажется, что произведение о тюрьмах и лагерях, но Солженицын на первый план ставит человека, который загнан в тиски. Читатель наблюдает, как разворачиваются события от ареста до заключения. Затрагивая тему грани между добром и злом, писатель проводит эту линию через сердца людей. Даже в неволе человек способен быть духовно свободен. Заключение может забрать у человека семью, дом, свободу, но свободу духа и свободу мысли оно забрать не в силах.

Основные особенности современной драматургии

А.Вампилов

Творчество А. Вампилова сыграло большую роль в изменении характера русской драматургии 1970-х годов. Пьесы Вампилова отличались неоднозначностью авторской оценки героев, что являлось обязательным в современной ему литературе I960—70-х годов. Герой его был каким-то недостаточно определенным, амбивалентным. В одном произведении синтезировались разножанровые элементы (фарса, водевиля, психологической и бытовой драмы, трагикомедии и комедии положений).

Вампилов пришел в литературу в конце 1960-х.

В отличие от драматургов старшего поколения, которые видели источники конфликтов в прошлом, Вампилов показал негативные тенденции в современной ему жизни, открыл нарастающую бездуховность общества. Он писал о людях, испытываемых бытом, спокойной и сытой жизнью. Эти испытания оказались драматичными, наполненными глубокими конфликтами.

Особенность пьес Вампилова состоит в том, что все его герои переживают некий перелом, результатом которого становится открытие нравственных основ жизни.

Л.Петрушевская

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах.

Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей.

Одна из самых известных пьес Петрушевской – Три девушки в голубом. Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца.

Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противоположность.

Петрушевская в "Уроках музыки" и последовавших затем пьесах ("Три девушки в голубом", 1980; "Квартира Коломбины", 1981; "Московский хор", 1988 и др.) художественно исследовала важный в российской действительности процесс - деформацию личности под воздействием унизительных для человеческого достоинства бытовых условий существования. Пресловутый быт выжимает из героев Петрушевской все жизненные силы, и в их душе уже не остается места для праздника, светлой надежды, веры в любовь. "Многие художники вообще полагают, что им тут не место, - отмечает критик Н.Агишева, - и брезгливо устремляются от плачущих детей и ругающихся алкоголиков на просторы большой жизни. Петрушевская остается там, где людям плохо и стыдно. Там ее музыка. А секрет ее в том, что плохо и стыдно, хотя бы иногда, - бывает всем. Поэтому пишет Петрушевская про каждого из нас".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.14 (0.005 с.)