Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трансформация образа формальной логики в образ «формализованной логики»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Формальная логика XX века, в первую очередь, ассоциируется с образом теоретической логики. При этом термин «теоретическая логика» часто воспринимается как достаточно очевидный и не требующий особых пояснений. Между тем, на мой взгляд, это тот самый пример очевидности, которая требует специального рассмотрения. Истоки неприятия, непонимания многими современными логиками идеи, скрывающихся за словосочетанием «практическая логика», «неформальная логика», думаю, следует искать в том образе логики, который сложился во второй половине XIX и первой трети XX веков под влиянием, в частности, Фреге, его борьбы против психологизма в логике и поиском языка чистого мышления. Образ теоретической логики XX века во многом был детерминирован тем образцом логики, который был задан семантически ориентированной логикой Фреге, представленной в его работах на рубеже веков (1879-1902. 1918-1923). Этот образ уточнялся благодаря работам Б. Рассела и А. Уайтхеда, в частности, «Principia Mathematica» (1910-1913), работам Д. Гильберта, в частности, его совместной книге с В. Аккерманом «Основы теоретической логики» (работа опубликована в 1928 году), исследованиям А. Тарского и других классиков теоретической логики XX века. Вместе с тем, думаю, можно говорить о некотором «разрыве» между текстами этих классиков теоретической логики и теми выводами, которые делались их последователями. В некотором смысле тексты классиков, как это всегда бывает в истории культуры, как бы препарировались последователями. Из текстов в качестве примеров извлекались некоторые образцы конкретных формальных рассуждений, эти образцы рассматривались вне контекстов, вне определенных «точек соотнесения» внутри разных видов (внутренних и внешних) контекстов. Таким образом создавался образ логики XX века как жестко формализованной системы. Произошло, в определенном смысле, отождествление модели логики, заданной в подобных образцах, с логикой как таковой. При этом совершенно не учитывалось то, что в процессе представления образцов происходила фактическая интерпретация текстов, при которой из текстов каждого из классиков теоретической логики XX века «обрубалось» все лишнее, неподходящее под уже готовые и хорошо проинтерпретированные схемы. Выделенные схемы, представлялись как абсолютно аутентичные. В результате — очень часто последователи оказывались жестче и категоричнее основателей. Логика при этом оказывалась областью знания, наукой, существующей вне философских рассуждений, вне контекстов культуры, в рамках которой она создавалась и на которую, в свою очередь, оказывала влияние. В результате такого препарирования образцы логики и логических рассуждений, создаваемых в контексте решения конкретных проблем, в рамках определенных концепций (например, формализма в логике и математике или неопозитивизма в методологии и философии) и выделенных культурно-исторических ситуаций, стали предъявляться в последующих дискуссиях по проблемам логики в качестве единственных и подлинных представителей логики вообще. Хотела бы сразу же подчеркнуть, что весь мой последующий анализ и выявление истоков формирования образа теоретической формальной логики XX века ни в коем случае не должны рассматриваться в качестве очередной и давно уже никому не нужной, на мой взгляд, критики неопозитивизма и формализма. Более того, я думаю, что наступило время исследований, в которых бы прослеживалась именно позитивное влияние как формализма, так и неопозитивизма на всю философию, науку, культуру XX века, включая экзистенциализм, герменевтику и последующий постмодернизм. Выявление образа теоретической формальной логики XX века предполагает новое, критически-аналитическое прочтение этих текстов, но никоим образом не очередное критически-разгромное. Прочтение этих текстов в контексте основной задачи настоящего исследования позволяет мне говорить о существовании различий в трактовке логики в рамках классических текстов по логике и о неоднозначности ее образа как образа только формализованной науки. Так, Фреге в своем знаменитом «Исчислении понятий...» («Begriffschrift...» переводится на русский язык по-разному: «Запись в понятиях...», «Шрифт понятий...») прямо пишет, что построенное им «исчисление понятий является созданным для определенных научных целей вспомогательным средством, которое поэтому не следует осуждать за то, что для других целей оно не подходит» (курсив мой. — И. Г.)(пит. по: [ Смирнова 1986. с. 18]). Фреге решает глубинную философскую задачу: он ищет «чистое мышление» и строит основания именно для его представления. «Фреге видел свою задачу... в том, чтобы построить специальный искусственный язык символов для "чистого мышления", адекватным образом воспроизводящий отношения между понятиями и отношение логического следования между высказываниями» [ там же, с. 17]. Понимание идей теоретической логики Фреге оказывается зависимым от контекста дискуссий по проблемам оснований логики и от контекста идей вокруг возможности выделения «чистого мышления». Именно в этом контексте как раз и можно говорить о теоретической логике, по Фреге. Эта логика оперирует понятиями: мысль, истина, смысл, значение, предложение и т.д. За каждым из этих понятий стоит глубинный теоретический конструкт, но вместе с тем все они жестко взаимосвязаны между собой. Например, что такое мысль, по Фреге? «Я буду называть мыслью, — пишет Фреге, нечто такое, относительно чего встает вопрос об истине...» [ Фреге 1997, с. 25]. В свою очередь, характеристика истины, мысли и т. п. нужны Фреге для того, чтобы отличить научное знание от ненаучного, более того, точную науку от всех других, именно «точная наука устремлена к истине, и только к истине». В утвердительном предложении, по Фреге, «наряду с мыслью и утверждением, часто содержится еще и третий компонент, на который утверждение не распространяется» [ там же, с. 29]. Этот третий компонент касается настроений, эмоций и т.д. Этот компонент не имеет никакого отношения к «научному изложению», этот компонент «опасен» для науки, по Фреге, его надо стремится избегать. Это тот компонент, к которому логика безразлична. Как это будет видно из дальнейшего изложения, отношение к этому компоненту оказалось не столь однозначным как в последующей истории логики, так и математики. Сам же Фреге во всех своих исследованиях наряду с разработкой технических вопросов предлагал анализ и философских проблем. Это привело к тому, что техническая часть во многом не принималась философами, философская — математиками, а фрегевские идеи в целом — ни теми, ни другими. Образ теоретической логики, заданный Д. Гильбертом и В. Аккерманом, иной. Пожалуй, можно говорить о том, что этот образ был особенно важен для возвращения логики в Россию, в Советский Союз в 1947 году. Именно такая абсолютно теоретическая, математическая логика, не предназначенная для анализа практики рассуждений в политической и обыденной сферах, могла рассчитывать на то, что ее не запретят в СССР. Книга Гильберта и Аккермана «Основы теоретической логики», как об этом уже говорилось, была опубликована в 1928, однако выросла эта работа из различных курсов лекций, которые читал Гильберт в своих университетских лекциях в Геттингене в период с 1917 по 1922 год. Изложение же материала в основе своей было подготовлено учеником Гильберта Аккерманом. Думаю, что для того, чтобы задать образ логики Гильберта и Аккермана, достаточно просто сформулировать названия этих курсов лекций. Это, по выражению Гильберта, были лекции «по принципиальным вопросам математики» [ Гильберт и Аккерман 1947, с. 14], которые включали в себя следующие циклы: • «Принципы математики» — зимний семестр 1917/18 гг.; • «Логическое исчисление» — зимний семестр 1920 г.; • «Основания математики» — зимний семестр 1921/22 гг. Названия этих курсов говорят сами за себя, и поэтому неудивительно, что Гильберт и Аккерман ставят знак равенства между теоретической логикой и математической логикой, логическим исчислением и алгеброй логики [ там же, с. 14]. К более подробному анализу роли идей Гильберта в формировании образа формальной теоретической логики XX века я вернусь позже. В 1948 году вновь под редакцией С.А.Яновской (она была редактором и книги Д.Гильберта, и В. Аккермана) в Советском Союзе выходит внешне столь же строгая и далекая от всяких практических, обыденных проблем книга А. Тарского «Введение в логику и методологию дедуктивных наук» (Тарский 1948). Образ самого автора у современных логиков ассоциируется с человеком, который занимается исключительно формальными проблемами: разработка методов решения проблемы разрешения, развитие алгебраических методов изучения исчисления предикатов, развитие идей многозначной логики и «других разделов математической логики и оснований математики», основатель формальной семантики [ Философский энциклопедический словарь 1989, с. 642]. Не подвергая никаким сомнениям все эти опенки результатов Тарского, хотелось бы заметить, что такая характеристика в определенном смысле недостаточна. Дело не только в том, что Тарский был одним из виднейших представителей Львовско-варшавской школы, президентом Международного союза истории и философии науки и т.д. [ Финн 1970, с. 183]. На мой взгляд, в текстах Тарского явным образом прослеживается его стремление соотнести создаваемые им формализмы с возможностями их использования на уровне обыденной жизни. Другое дело, что в любом исследовании нужно различать стремление и результат. Так, в первых изданиях «Введения в логику и методологию дедуктивных наук» Тарский для обсуждения проблем логики брал примеры в основном из области математики. Такое отношение к выделению области для примеров не было случайным. Тарский анализировал именно математическую логику и трактовал ее как логику, созданную «в целях укрепления и углубления основ математики» [ Тарский 1948, с. 27]. Однако в последнем издании книги он часто приводит «примеры из других областей, в частности — из повседневной жизни» [ Тарский 1948, с. 22]. Логику Тарский понимает как теоретическую дисциплину, анализирующую «смысл понятий, общих всем наукам» и устанавливающую «общие законы, которым подчиняются понятия». Тарского волнует место логики в социуме, в целостной культуре. Он связывает «будущее логики, равно как и всей теоретической науки», с приведением «в норму политических и социальных взаимоотношений». Тарский, основатель формальной семантики, имя которого чаще всего ассоциируется исключительно с формализмом (см., например: [ Лакатос 1967, с. 65]), обсуждает вопросы, связанные с местом и возможностями логики в системе культуры. Позволю себе привести достаточно длинную цитату из предисловия Тарского к «Введению в логику и методологию дедуктивных наук»: «Я не тешу себя иллюзиями, что развитие логической мысли окажет очень существенное влияние на установление нормальных человеческих взаимоотношений; но я убежден, что более широкое распространение логических знаний может способствовать ускорению этого процесса. Ибо, с одной стороны, внося в своей собственной области точность и единство в значения понятий и подчеркивая необходимость такой точности и единообразия во всякой другой области, логика создает возможность лучшего взаимопонимания между теми, кто к этому стремится. С другой стороны, совершенствуя и уточняя орудия мысли она развивает в людях критические способности (курсив мой. — И. Г.); а это делает менее вероятной возможность сбить их с толку...» [ Тарский 1948, с. 25-26]. Математик, логик, «может быть, философ» Тарский, как он пишет сам о себе [ Тарский 1998, с. 127], строит семантическую концепцию истины как такую концепция, «работа» которой оценивается им самим в контексте целостного гуманитарного знания. На мой же взгляд, схема определения предиката «быть истинным высказыванием», предложенная Тарским, может быть понята в качестве основы целостной семантической теории только в контексте его собственных рассуждений. Именно поэтому следует начать с точного указания адреса знаменитой работы Тарского «Семантическая концепция истины и основания семантики». Работа была опубликована в 1944 году в журнале «Философские и феноменологические исследования». В этой работе Тарский ищет более точные выражения для интуиции, говорит о «скромности семантики», о ее «скромных претензиях», о месте семантики, начиная с античности, в контекстах рассуждений философов, логиков, филологов [ Тарский 1998, с. 96]. В этой работе Тарский: • обсуждает проблемы соответствия семантической концепции истины философскому и обыденному употреблению этого понятия; • обсуждает семантическую концепцию истины со «статистическим методом опроса» отношения к ней в разных кругах; • обсуждает проблемы метафизики в этой связи; • рассматривает применимость семантики к конкретным эмпирическим наукам; • рассматривает место семантических понятий в «гуманитарном знании» и «истории культуры» и отдельно в лингвистике; • анализирует «применимость семантики к методологии эмпирических наук»; • критикует Карнапа за излишний формализм; • наряду с этим исследует применимость семантики к метаматематике и математике; • теоретически рассматривает вопросы «интеллектуального удовлетворения», «лучшего понимания мира»; • все это постоянно соотносит с проблемами обыденного языка [ Тарский 1948]. Таким образом, можно говорить об отсутствии «жестких формализмов» в стиле логицизма и формализма в работе, в которой закладываются основы формальной семантики. «Формализм Тарского» учитывает проблемы логико-математического взаимодействия, но не сводим к ним. В целом общность ряда проблем логики и математики зачастую проявляется самым неожиданным образом. Так, для того, чтобы разобраться в проблемах современной неформальной логики в ее отличии от логики формальной мне потребовалось ввести понятие «образ логики». В. Я. Перминов считает, что при обсуждении идей математического метода «мы явно или неявно исходим из определенного образа математики как науки». При этом в работе Перминова выделяется несколько образов математики. Это такие образы: «содержательный, или предметный, формалистский (структуралистский) и функциональный, или системный» [ Перминов 1986, с. 9-10]. Само словосочетание «неформальная логика» вызывает, по крайней мере, недоумение у большинства современных профессиональных логиков. Словосочетание же «неформальная математика», обсуждение вопросов о хороших учебниках по неформальной математике [ Лакатос 1967, с. 65], насколько мне известно, не вызывает недоуменных вопросов в среде профессиональных математиков. На мой взгляд, общность и в то же время различие взглядов на идеи формальных и неформальных логики и математики и соответствующих им образов особенно четко проявляются при рассмотрении гильбертовской программы формализма. Программа Гильберта сформировалась в 20-х годах уходящего века в процессе реализации его идей по обоснованию математики. Для Гильберта математический объект существует только в том случае, если он задан логически, т.е. если он соответствует системе аксиом теории или непротиворечиво выведен в ней. В свою очередь, «процедура обоснования математической теории, предложенная Гильбертом, включала в себя два этапа. Теория должна быть, во-первых, формализована, представлена как совокупность формул, строчек символов, соединенных логическими константами. Для этого необходимо записать в логических символах ее аксиомы и явно сформулировать допустимые правила логики. Формализация не требует сведения математики к логике, превращения теорем в тавтологии, как это требовалось программой логицизма, но просто состоит в использовании логических символов для записи математических утверждений. Во-вторых, требуется доказать непротиворечивость этой системы аксиом вместе с ее логическими правилами, исхода только из ее формальной структуры, т. е. на чисто синтаксическом уровне» [ Перминов 1986, с. 135]. Наиболее четко идеи формализма и, в свою очередь, различие между формальной и неформальной математикой проявляются, как я полагаю, в развитии представлений о надежности математического доказательства. Анализ же различий между формальной и неформальной математикой предполагает в качестве своей важнейшей предпосылки факт существования этих двух видов математики. Если, например, М.Лакатос обсуждает проблемы сущности объектов математического знания, природы математического знания, проводя различие между именно формальной и неформальной математикой, то, например, X. Карри делает то же самое, выделяя позиции формализма и контенсивизма в математике. При этом термин «контенсивизм» Карри вводит в качестве перевода немецкого «inhaltlich», то есть содержательный [ Карри 1969, с. 27]. На мой взгляд, понятия «неформальная математика» и «контенсивная математика» в определенном смысле просто являются синонимами. Такая синонимичность особенно четко проявляется, как представляется, при рассмотрении различных проблем доказательства. Понятие «доказательство» в самой общей форме означает процедуру, выраженную в последовательности рассуждений, предполагающую возможность обоснования истинности исходно выдвинутого утверждения. При этом сама процедура доказательства может быть представлена как в качестве жестко формализованной, так и в более или менее содержательном виде. Совершенно очевидно, что данная процедура не может быть жестко формализована, например, в процессе судебного заседания. Однако, оказывается, что жесткая формализация не всегда может быть соблюдена и в различных математических процедурах. Неформальный (содержательный) характер математики можно объяснить, в частности, тем, что в новых математических результатах практически всегда присутствует содержательная часть, связанная с интуицией, убеждением и т.д. Содержательный, неформализованный характер математических рассуждений проявляется и в том, что внутри математического сообщества, между его членами как бы постоянно присутствует необходимость убеждения друг друга в правильности доказательств, в адекватности выделенных свойств объектов, очевидности и возможности их преобразований. «При этом они (математики. — И. Г.), как правило не вникают в анализ логической структуры доказательства и не ставят под сомнение норм обычной логики» [ Перминов 1986, с. 15]. В том же случае, когда мы обращаемся к идеям математической логики, к проблемам, связанным с основаниями математики, возникает совершенно иное представление о доказательстве. Ставится задача «сделать явной логику доказательства, узаконить каждый шаг, с точки зрения определенного, заранее зафиксированного правила» [ там же ]. В результате возникает жесткая, раз и навсегда заданная формализованная, механическая процедура. Эта процедура не просто задается в явной форме, но и выделяется конкретная схема формализации теории. В рамках заданной схемы только и может существовать формальная, т. е. формализованная математика. В таком случае «формальное доказательство может быть определено как последовательность формул в формализованной теории, каждая из которых является либо аксиомой, либо формулой, выводимой из аксиом посредством допустимых в данной теории правил вывода. Последняя формула в этой цепи будет теоремой» [ там же, с. 16]. Совершенно очевидно, что такая процедура доказательства протекает исключительно на синтаксическом уровне, без анализа области рассуждения. В. Я. Перминов прослеживает истоки и эволюцию идей движения в сторону столь жестко формализованного доказательства. В контексте же данного фрагмента моего исследования мне хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно программа формализма во многом определила «формализованный» образ формальной логики XX века, причем этот образ стал надолго не просто доминирующим, но фактически единственным. Программы логицизма и формализма по своим результатам создавали, как представляется, единый образ логики конца второго тысячелетия. Обе программы фактически по своим целевым установкам решали общие проблемы обоснования математики, логика же в рамках обеих программ рассматривалась, опять-таки фактически, как инструмент, органон в классической терминологии, для решения основных задач. Вместе с тем одновременно эти же задачи рассматривались и в третьей программе по обоснованию математики — интуиционизме. Однако последний оказал, как представляется, значительно меньшее влияние на формирование образа формальной, формализованной логики. Скорее, наоборот, последний способствовал и способствует постепенному разрушению единственности сложившегося образа логики. Интуиционизм, по Карри, как раз и принадлежит к одной из «разновидностей критического контенсивизма» [ Карри 1969, с. 28], тогда как две первые программы принадлежат формализму. При этом, как замечает Карри, терминологически можно говорить о том, что само «понятие "логицизм" расплывчато, поскольку термин "чистая логика" не определен». Поэтому и оказывается, что логицизм не может представить единый взгляд на природу математики в целом. Исторически этот термин первоначально применялся только к системам Фреге и Рассела, затем его стали применять к работам других мыслителей, например, Рамсея, Витгенштейна, Льюиса, Карнапа и Куайна. Что же касается формализма в плане отношения к логике, то он использует часть логицистского тезиса, в соответствии с которым «математику можно разумным образом применять к логике, так что некоторые математические системы являются логическими по своей природе» [ Карри 1969, с. 39-42]. Почему так произошло? Почему в рамках одного и того исторического промежутка времени существует несколько образов математики и практически один — логики? Не предлагая единственного и однозначного ответа, могу лишь высказать предположение: может быть, это связано с тем, что математика и математики оказались более демократичными. По крайней мере, можно показать, что в математическом научном сообществе этого периода одновременно сосуществовало несколько образов математики. Применительно же к логике, можно говорить о том, что совсем недавняя победа антипсихологизма в логике (начало XX века) фактически привела к отмене, по крайней мере на уровне деклараций, плюрализма в видении и интерпретации логики и ее теоретических основ. Это как раз и привело, в частности, к тому, что в восприятии логики как внутри логического научного сообщества, так и за его пределами начинает доминировать именно «формалистский» образ логики. Причем, хотела бы еще раз повторить, что это происходило и происходит вне зависимости от того, в рамках какой конкретной доминирующей программы в логике XX века мы будет анализировать этот образ. Отдельную страницу истории теоретической логики XX века занимает описание провала программ и логицизма, и формализма в связи с появлением в начале тридцатых годов двух знаменитых теорем К. Геделя: о неполноте и о непротиворечивости. Однако рассмотрение непосредственно самого «провала» программ не входит в сферу моего анализа. В рамках моего исследования может быть описана иная не менее интересная, на мой взгляд, и вполне парадоксальная ситуация. «Провальность» этих двух мощных программ в истории логики и математики никоим образом не означала «провала», распада образа теоретической логики, возникшего под влиянием этих программ. Пожалуй, представление этого образа наиболее четко можно проследить по текстам самих классиков теоретической логики XX века, в частности, по докладу Д. Гильберта «Естествознание и логика», с которым он выступил в сентябре 1930 года на съезде Общества немецких естествоиспытателей и врачей. В определенном смысле в этом докладе Гильберт суммирует свои взгляды на научно-теоретическую деятельность как таковую. В контексте моего исследования доклад Гильберта интересен, с одной стороны, с точки зрения представления (создания) им самим образа теоретической науки XX века, а в связи с этим — и образа теоретической логики, с другой стороны — его реакцией на тот образ теоретической логики, который уже сложился во внелогических кругах. «Парадоксальность ситуации» заключалась в том, что именно в то время, когда Гильберт представлял свой доклад в Кенигсберге, «австрийский математик Курт Гедель заканчивал свою знаменитую статью, в которой показал, что в формализованной математике существует формально неразрешимое предложение, и при определенных естественных условиях в качестве такого предложения может быть взято утверждение о непротиворечивости арифметики» [ Брюшинкин 1990, с. 117]. «Логическая наука», по Гильберту, позволяет создать основы искусства построения здания теоретической науки, в частности, физики. Вместе с тем «логическая наука» рассматривается им в качестве противоположности технике эксперимента. Для него логика — это наука, базирующаяся на аксиоматическом методе. В свою очередь, основная идея аксиоматики «основывается на том факте, что для большинства, к тому же самых обширных областей знаний достаточно немногих суждений, называемых аксиомами, чтобы затем чисто логически построить все здание теории» [ Гильберт 1990, с. 119]. Существо аксиоматического метода Гильберт демонстрирует на примерах геометрии Евклида, истории развития физико-математического знания, законах наследственности. Логика отождествляется им с дедуктивной, аксиоматической логикой, а ценность знания определяется, в первую очередь, наличием в нем «понятийной дедукции», позволяющей получать всю совокупность знания финитными средствами из исходных аксиом и законов мира, открытых в опыте. По Гильберту, характерные признаки науки XX века заключаются в том, что любая теоретическая наука в своих исследованиях применяет «формальные процессы мышления и абстрактные методы». К числу последних, в первую очередь, Гильберт относит аксиоматический метод, т. е. тот метод, который разрабатывается в рамках логики. При этом, думаю, важно обратить внимание на то, что сама логика оказывается не просто теоретической наукой, но такой наукой, которая вместе с математикой является фундаментом построения для всех иных теоретических наук. Вместе с тем для Гильберта сохраняет свое значение и кантовская теория познания, позволяющая «исследовать условия возможности всякого понятийного познания и одновременно всякого опыта» [ там же, с. 123]. При этом недостатками кантовской теории познания, по Гильберту, является то, что в ней переоценивается роль и объем априорного знания и что в ней «все еще содержатся остатки антропоморфизма» [ там же., с. 125]. От тех и других, по Гильберту, необходимо избавляться. Для Гильберта инструментом, позволяющим избавиться от выделенных недостатков, является математика, при помощи которой может быть построен мост между теорией и практикой. «Тем самым, считает Гильберт, получается, что вся наша современная культура, поскольку она покоится на духовном проникновении в природу и подчинении ее, находит свои основания в математике» (курсив мой. — И. Г.)[ там же, с. 125]. Таким образом, логика и математика, по Гильберту, конституируют современную науку. Такой ход рассуждений как бы вынуждает Гильберта обратиться к анализу уже сложившегося в общественном сознании образа теоретической логики. Ведь доклад делается не в логико-математической среде, где нет необходимости предлагать апологию современной логики. Доклад делается в обществе врачей и естествоиспытателей, для которых достоинства логики не столь очевидны. Поэтому-то Гильберт и замечает, что «под словом "логика" большинство понимает нечто скучное и трудное» [ там же ]. Для Гильберта такой подход к логике не просто неприемлем, он хочет изменить сложившееся отношение к логике. В связи с этим он замечает, что в настоящее время логическая наука «стала удобопонимаемой и очень интересной», что было обнаружено, что «уже в обычной жизни применяются методы и понятия, которые требуют высокого уровня абстракции и могут быть поняты только как бессознательное применение аксиоматического метода» [ Гильберт, 1990, с. 119-120]. Трудно сказать, насколько аргументация Гильберта по этому вопросу оказалась убедительной для его слушателей. В контексте нашей работы важен сам факт фиксации одним из классиков логики XX века ее образа за пределами логико-математического сообщества. Чем же определяется образ теоретической логики этого периода во внелогических кругах? Думаю, не ошибусь, если скажу, что этот образ определяется, в первую очередь, той совокупностью понятий, которые как раз и конституируют теоретическую логику выделенного периода. Это такие понятия как полнота, непротиворечивость, формализация и т. д. Смысл и значение этих понятий во внелогических кругах остается неясным, их практическая значимость за пределами научных теоретических кругов воспринимается на нулевом уровне. В результате: • логика как таковая отождествляется с образом теоретической логики этого периода; • делается вывод о ненужности, бесполезности «логических умствований» за пределами профессиональной теоретической логической и физико-математической деятельности; • так понятая логика оказывается весьма далека от реальной жизнедеятельности конкретных людей. Сформировавшийся образ теоретической логики в дальнейшем лишь подтверждался эмпирическим опытом изучения логики в рамках конкретных университетских курсов логики, чтением учебников по логике, описанием логики в материалах «вокруг логики». Этот образ, в свою очередь, формировав общее впечатление от науки «логика» как чего-то совершенно далекого от философии, но что почему-то, скорее всего по традиции, называемого философской дисциплиной. Тем более, что этот образ оказывался далеким как от всех иных гуманитарных дисциплин, так и от реальной практической жизнедеятельности обычного, нормального человека. Образ теоретической логики XX века включает в себя, на мой взгляд, представление о логике как одной из эзотерических дисциплин со всеми вытекающими отсюда последствиями. В частности, в соответствии с таким подходом оказывается, что введение логики в конкретные профессиональные современные учебные программы «перегружает» их необязательным знанием. Образ современной теоретической логики способствует тому, что логика попадает в круг дисциплин, которые оказываются не нужны для большинства людей, работающих в гуманитарной сфере, включая журналистов, политиков, социальных работников, порой даже юристов. Логика трактуется как наука, которая имеет право на существование, но лишь в качестве специальной области анализа для небольшой группы людей — логиков. Понятие о логике замыкается на представление: логика для логики и логиков. В «Доказательствах и опровержениях» И.Лакатос, рассматривает идеи «древней неформальной логики», смысл которых заключается в том, что она является логикой «доказательства, или мысленного эксперимента, или построения». Лакатос считает ее «энтимематической» логикой, т. е. такой логикой, которая содержится в мысли в свернутом состоянии. Другая важнейшая характеристика неформальной логики, по Лакатосу, заключается в том, что неформальная логика, как и математика, считают, что «общий случай может быть логически эквивалентен частному» [ Лакатос 1967, с. 132]. С точки зрения Лакатоса. «древнюю неформа/иную логику (курсив мой. — И. Г.)энергично защищали Декарт, Кант, Пуанкаре; все они пренебрегали аристотелевской формальной логикой, отбрасывая ее как бесплодную и не относящуюся к делу и в то же время восхваляя непогрешимость плодовитой неформальной логики» [ Лакатос 1967, с. 113]. Можно специально обсуждать предложенную Лакатосом трактовку неформальной логики и отношения к ней Канта. Для меня же в данном случае важен, с одной стороны, сам факт различных трактовок кантовской логики с точки зрения как формальной, так и неформальной логик, с другой стороны — общность теоретических предпосылок в трактовке как неформальной логики, так и неформальной математики. И та, и другая рассматриваются Лакатосом в качестве «альтернативы машинного рационааизма и иррационального отгадывания вслепую» [ Лакатос 1967, с. 9]. Принимая этот вывод Лакатоса, думаю, следует обратить внимание и на другие следствия, связанные с отказом от рассмотрения логики исключительно в ее формалистическом образе. Отказ от сугубо формалистского взгляда на логику является, на мой взгляд, важным стимулом возвращения с одной стороны, к метафизике в постпозитивистской философской мысли, с другой стороны — к онтологической аристотелевской трактовке логики. Пожалуй, одним из ярких примеров такого возвращения является статья М. Вартофского «Эвристическая роль метафизики в науке». В этой статье Вартофский пишет, что «логика не просто близка метафизике, а является ее частью», что нет больше «логики без онтологии», что «"чисто'' логические структуры обладают лишь весьма незначительной связью с эмпирическими, проверяемыми компонентами научной теории» [ Вартофский 1978, с. 95].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.5.216 (0.013 с.) |