Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неформальная логика: история появления и философские предпосылкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Появление нового направления в науке должно быть обусловлено, как минимум, двумя факторами- потребностями самой этой науки и, говоря словами фон Вригта, «какими-то другими характерными чертами культурною облика времени» (курсив Вригта. — И. Г.)[ Вригт фон 1992, с. 82]. Вместе с тем, появление совершенно нового направления в логике вряд ли возможно, если, конечно, речь не идет о создании новой формализованной системы, введении новых понятий, доказательстве новых теорем и т. д. Хорошо известно, что все новые направления современной логики, такие, как модальная, эпистемическая, интеррогативная, деонтическая, логика времени, а также символическая логика как таковая идейно в той или иной степени восходят, к значительно более ранним этапам развития логики (в первую очередь, конечно, к Аристотелю) Действительно, как уже отмечалось ранее, со ссылкой на идеи Фуко, Аристотель оказался автором дисциплины, традиции, внутри которых затем размещаются другие книги и другие авторы. В предыдущих главах я постаралась показать, что все последующее за Аристотелем развитие логики в лице самых различных авторов так или иначе определяло себя по отношению, в первую очередь, к аристотелевской логике, что история логики есть история трансформаций логики, основанной Аристотелем. В частности, были рассмотрены различные трактовки аристотелевской логики, позволяющие рассматривать ее как неформальную. Но оказалось, что некоторые представители неформальной логики сами усматривают ее истоки в аристотелевской логике, в его трактате «О софистических опровержениях» (см.: [ Informal Logic 1980, p. IX]). Это связано с тем, что одним из центральных понятий неформальной логики является понятие ошибки (fallacy), а задачей неформальной логики, с этой точки зрения, является описание и классификация так называемых неформальных ошибок в рассуждениях, т. е. тех, которые не входят в сферу интересов логики формальной. Названная же работа Аристотеля посвящена, как известно, описанию и классификации, с целью выявления и преодоления, логических ошибок, парадоксов, приемов рассуждений, вводящих собеседника в заблуждение. При этом, как опять-таки хорошо известно, эта тематика вошла в учение традиционной логики, а с начала XIII века — и в учебные курсы логики: «В 1202-1208 годах преподаватель Оксфордского университета Эдмунд из Эбингтона впервые включил в свой курс логики изложение содержания этого учения» (трактата «О софистических опровержениях». — И. Г.} [D. Callus. Introduction to Aristotelian Learning to Oxford. Proceedings of the British Academy, v. 29, 1943] (цит. по: [ Нарский, Стяжкин 1978, с. 662]). Трактовку логики как средства предохранения от ошибок и заблуждений можно найти и гораздо позже, в книге Вильяма Минто «Дедуктивная и индуктивная логика», вышедшей более ста лет назад в Шотландии и не раз переиздававшейся в России (пять раз до 1917 года и совсем недавно, в 1995 году) (см.: [ Минто 1995]). Эта книга примечательна тем, что автор, как он сам говорит, «старался достигнуть двух целей, которые, на первый взгляд, могут показаться несовместимыми. Первая из них состояла в том, чтобы поставить изучение теорий логики на историческую почву... Другая —...подчеркнуть значение логики, как практической дисциплины» [ Минто 1995, с. 6]. В результате исторического анализа как дедуктивной, так и индуктивной логики Минто делает вывод, что «в основе всех этих учений лежит одно и то же стремление предотвратить заблуждения и предохранить разум от ошибок» (курсив мой. — И.Г.) [ Минто 1995, с. 22]. Именно в этом предназначении логики усматривает Минто практический характер логики: «она имеет значение, как практическая наука, предохраняя ум от заблуждений... Упражнение над голыми логическими формами, без изучения ошибочных уклонений от них, это — просто детская, пустая забава... Таким образом, перечень типических форм неправильного мышления, иллюстрированный примерами, должен параллельно, pari passu, сопровождать изложение форм мышления правильного» [ там же, с. 25]. А это уже почти цитата из современного учебника по неформальной логике. Таким образом, налицо некоторая «перекличка» тематики вроде бы совершенно нового направления в логике, неформальной логики, чаще всего противопоставляющей себя формальной логике, с идеями основателя формальной логики и его последователей. Но это дает основание говорить, что, скорее всего, новизна неформальной логики заключается не в ее тематике самой по себе, в той или иной степени звучавшей в логике за столь долгий срок ее существования, а в чем-то другом — возможно, в удачном выборе «места и времени», в осознании потребности создания логики, которая реально поможет реальному человеку, а не абстрактному субъекту приобрести элементарные навыки мыслительной деятельности, облегчающие ему его деятельность в сфере науки, бизнеса, политики, юридической практики и т.д., и т.п., а также в его обычной повседневной жизни. Именно так объясняет появление неформальной логики Г. Кэйхан, в работе которого «Logic and Contemporary Rhetoric» многие неформальные логики усматривают начало своей дисциплины. Он пишет, что «сегодняшние студенты требуют "брака" между теорией и практикой. Они утверждают, что вводные курсы логики и даже риторики не отвечают их интересам» [ Kahane 1971, р. VII]. Аналогичные причины появления неформальной логики (на первый взгляд, чисто педагогического характера) называют и другие представители неформальной логики. Например, уже упоминавшийся ранее Р. Джонсон говорит, что будучи преподавателем формальной дедуктивной логики, он осознал, что она не самым лучшим образом подходит для анализа политического дискурса, и будучи прагматиком в преподавании и рассматривая логику как инструмент, он пришел к тому, что если с инструментом возникают проблемы, то преподаватель обязан найти другой инструмент. Неформальная логика и создается как такой инструмент, который больше соответствует потребностям и менталитету студентов (см.: [ Johnson 1992, р. 135]). Вместе с тем, несомненно, на мой взгляд, что сама потребность студентов (о которой шла речь в приводимых примерах) в анализе рассуждений, аргументации, получении необходимых знаний и навыков для этого может, в свою очередь, рассматриваться как производная от тех самых «каких-то других характерных черт культурного облика времени». Неслучайно и то, что аналогичные идеи (а нередко и сама возможность их сформулировать в силу произошедшей демократизации процесса обучения) возникают у наших, российских студентов только в самом конце двадцатого века. Заинтересованность в способности самостоятельного суждения, анализа, оценки собственных и чужих рассуждений появляется лишь в определенной культурной атмосфере, на которую влияют и изменения политического, экономического, социального характера. Переходные периоды в развитии общества особенно требуют высокого уровня рациональности всех его членов, приобретение которого можно рассматривать и в качестве морального долга. И как тут опять не вспомнить Паскаля, для которого, как уже отмечалось ранее, вся сущность человека заключена в мысли, «человек создан для мышления... и весь долг его мыслить как следует, а порядок мысли начинать с себя, со своего Создателя и своего назначения» [ Паскаль 1994, с. 78, фр. 12]. Образование становится элементом выполнения долга, ответственного отношения человека к самому себе, формой, создающей условия для самостоятельного мышления. «Доводы, до которых человек додумывается сам, убеждают обычно его больше, нежели те, которые пришли в голову другим» [ там же, с. 286, фр. 10]. Таким образом, можно, видимо, уже говорить об одной определяющей характеристике неформальной логики — это логика, ориентированная на анализ мыслительных процедур, прежде всего, рассуждений, осуществляемых в реальных ситуациях реальным человеком. Следующие характерные черты неформальной логики, так или иначе выделяемые ее представителями, подтверждают этот вывод: • внимание к рассуждениям, выраженным в естественном языке и используемым в публичном дискурсе, с присущими им естественной многозначностью, неопределенностью, незавершенностью; • изучение аргументации как процесса, во всей ее изменчивости; • убеждение в том, что существуют нормы, стандарты, приемы в оценке аргументации, рассуждения, которые носят логический характер — а не чисто риторический или же специально-содержательный, но в то же время не охватываются понятиями дедуктивной и индуктивной логики; • внимание к реальным навыкам, составляющим критическое мыш ление, и отсюда стремление дать ясное и операциональное определение критического мышления; • понимание задачи обучения навыкам рассуждения и аргументации как центральной задачи образования вообще, тем самым способствующей подготовке молодежи к ответственной социальной и политической деятельности (см.: [ Informal Logic 1980]). Название «неформальная логика» самими ее представителями признается не совсем удачным, прежде всего в силу его «отрицательной» формулировки. В ее названии как бы уже заключено исходное противопоставление логике формальной, хотя, как будет показано в дальнейшем анализе, жесткого противопоставления все же не существует (в частности, многие неформальные логики включают в свои курсы и элементы формальной логики — см., например: [ Acock 1985]). Кроме того, использование термина Informal, а не Won-formal, также говорит в пользу «неотрицательного» истолкования, хотя эти смысловые оттенки трудно передать при русском переводе. Как мне представляется, ударение должно делаться не на том, что «эта логика не является формальной», а на том, что «она является неформальной» в том значении, в котором в русском языке чаще используется это слово (естественно, применительно не к логике). В частности, именно такое значение перевода слова «informal» на русский язык дается в словарях: «неофициальный, непринужденный, будничный, повседневный, разговорный (язык)» (выделено мною. — И. Г.) (см., например: Русско-английский и англо-русский словарь. HarperCollins Publishes, 1996). Выделенные варианты перевода наиболее адекватно, на мой взгляд, передают специфику неформальной логики, о которой говорилось выше. Однако, поскольку в любом случае в названии неформальной логики заложено если не противопоставление, то сопоставление с логикой формальной, то естественно встает задача выявления параметров такого сопоставления. Видимо, демаркационная линия проходит через понятие формы, и в таком случае трактовка логической формы также должна влиять на понимание того, в чем же заключается «формальность» или же «неформальность» логики. Сами неформальные логики «неформальность» своей логики видят, прежде всего, в том, что оценка рассуждения, аргументации как «добротных» не основывается на анализе их формы, понимаемой как структура, остающаяся от соответствующего выражения после элиминации всех входящих в него дескриптивных терминов — обычное для формальной логики понимание. Различие формы и содержания вообще не является для неформальной логики столь значимым, как для формальной, и к оценке рассуждений в неформальной логике не подходят с идеалом общезначимости (validity). В свою очередь, такое «невнимание» к форме влечет и «невнимание» к четко сформулированным правилам, «неформальные логики не подходят к логике с ожиданием открытия таких правил» (см.: [ Barth, Krabbe 1982; Johnson 1992]). Выявление философских предпосылок неформальной логики имеет, учитывая принятую в книге методологию исследования, принципиальный характер. Хорошо известно, что представители постпозитивизма создали различные образы науки, особенности которых не раз обсуждались и в зарубежной, и, что важно подчеркнуть, в отечественной литературе. В зарубежной литературе такое обсуждение и привело к появлению, в частности, неформальной логики. В то же время аналогичное обсуждение в нашей литературе практически не коснулось того образа логики, который создавался в рамках, главным образом, аналитической философии периода логического позитивизма. Этот образ и по сей день остается доминирующим как в теоретической логике, так и в учебных курсах. В качестве философско-методологической базы неформальной логики в диссертации рассматривается концепция «человеческого понимания» С. Тулмина. Джонсон и Блэр, которых, как уже отмечалось выше, можно считать лидерами неформальной логики, прямо признают это в своем анализе оснований неформальной логики (см.: [ Johnson, Blair 1980]). Однако они ссылаются только на одну работу Тулмина — а именно, «The Uses of Argument»[8] [ Toulmin 1958], в которой Тулмин предлагает рассматривать юридическую практику в качестве модели того, как должна осуществляться рациональная оценка рассуждений. Он утверждает, что функции рассуждения более многочисленны и разнообразны, нежели простое выдвижение посылок для обоснования заключения. Аналогичную идею трактовки рассуждений с точки зрения их функций можно обнаружить в подходе А. Л. Блинова и В. В. Петрова [ Блинов, Петров 1991], практически оставшегося, как мне представляется, незамеченным в отечественной логико-философской литературе. Суть этого подхода заключается в предложении рассматривать рассуждения как особые дискурсивные акты (по аналогии с рассмотрением суждений в теории речевых актов) в зависимости от цели, с которой проводится то или иное рассуждение. Такими целями могут быть «различные виды объяснения, доказательство, проверка, выведение следствий» [ там же, с. 205]. Тулмин указывает на необходимость проведения различий между требованиями, данными, обещаниями, модальными утверждениями, условиями опровержений и т.д. (см.: [ Toulmin 1958, р. 142]). Соответственно, он противопоставляет «идеальную» логику символической формальной логики «работающей» («working») логике, необходимой для анализа повседневной аргументации. Основной недостаток первой, с его точки зрения, таков: эта логика не замечает, что рассуждения, применяемые в разных областях знания, не только не следует пытаться подчинить универсальным стандартам, но что сами эти стандарты зависимы от соответствующих областей, «...Следует привыкнуть к сравнительной логике, как к сравнительной анатомии» [ Toulmin 1958, р. 255]. В конечном счете, Тулмин призывает к сближению логики с эпистемологией, расширению предмета логики за счет включения в сферу ее интересов на равных основаниях процедур аргументации, применяющихся в самых различных областях, вплоть до возвращения в логику проблем исторического и даже эмпирического характера. Однако, несмотря на действительную значимость этой работы Тул-мина для становления идей неформальной логики, на мой взгляд, его более поздняя фундаментальная книга «Human Understanding» (переведенная на русский язык в 1984 году как «Человеческое понимание» [ Тулмин 1984]) позволяег «погрузить» неформальную логику в более широкий философский контекст и выявить ряд ее существенных, в первую очередь, эпистемологических и методологических, предпосылок. Именно такую цель преследует дальнейшее изложение. В отечественной литературе Стивен Тулмин рассматривается как представитель постпозитивизма в англо-американской философии науки (см.: [ Порус 1991]). Как известно, постпозитивизм не представляет собой какого-то одного течения, одной концепции. Его название говорит само за себя — то, что пришло после позитивизма. Такая позиция выразилась в том, что все представители постпозитивизма, несмотря на большое разнообразие развиваемых ими концепций, «в той или иной мере отталкиваются в своих рассуждениях, в постановке и решениях методологических проблем от позитивистской методологии и начинают, как правило, с ее критики....практически каждый философ науки должен был так или иначе выразить свое отношение к позитивистскому наследству» [ Никифоров 1991, с. 242]. Другими словами, для философии науки XX века позитивизм (в первую очередь, логический) стал выполнять в некотором смысле ту же функцию первичных координат, что и Аристотель для логики (несмотря на различие в «дистанциях»). Представители постпозитивизма создали различные образы науки, особенности которых не раз обсуждались и в зарубежной, и, что важно подчеркнуть, в отечественной литературе. В зарубежной литературе такое обсуждение и привело к появлению, в частности, неформальной логики. В то же время аналогичное обсуждение в нашей литературе практически не коснулось того образа логики, который создавался в контексте логического позитивизма. Этот образ и по сей день остается доминирующим как в теоретической логике, так и в учебных курсах. Вот почему, следуя принятому в книге подходу рассматривать логику в контексте современной ей философии, думаю, будет небезынтересным в методологическом отношении попытаться еще раз выявить на примере концепции Тулмина влияние изменений, происходящих в общих философских установках, на принимаемый образ логики. Для этого необходимо вспомнить те основные черты, которые определяют созданный в первой половине XX века образ логики. В первую очередь, это символическая логика, т.е. логика, использующая в качестве основного метода исследования мыслительных процедур искусственные формализованные языки — специально построенные языки с точными правилами образования и преобразования своих выражений. С помощью этих языков в силу их четкой структуры и свойства эффективности возможно четкое, наглядное представление мыслительных процедур. Этим же определяется и круг этих процедур — это, в первую очередь, дедуктивные рассуждения, используемые в математике и математизированных областях естественных наук. Соответственно, основным методом неопозитивизма был, как известно, логический (формально-логический) анализ языка науки, а само научное знание рассматривалось при этом как готовое, ставшее знание, что отвечало особенностям принимаемого метода. Вопросы истории науки, развития знания, субъекта знания, коммуникативный аспект и т. п. не исследовались, считались сферой интересов психологии. Если совсем коротко охарактеризовать образ логики, сложившийся, как было показано ранее, в работах Фреге, Рассела и Уайтхеда, Гильберта, Кар-напа и других крупнейших логиков XX века, то этот образ может быть назван «формалистским». Напомню, что, например, согласно Гильберту, характерные признаки науки XX века заключаются в том, что любая теоретическая наука в своих исследованиях применяет «формальные процессы мышления и абстрактные методы», в первую очередь, аксиоматический метод. Неслучайно одна из книг по неформальной логике называется «От аксиомы к диалогу» [ Barth, Krabbe 1982], что, по замыслу ее авторов, должно подчеркнуть принципиально иную исходную установку в понимании круга логических проблем. Для Тулмина проблемы трактовки логики являются производными от проблем понимания и рациональности. Конкретно-исторический подход к анализу развития науки приводит его к обсуждению вопроса о том, что же каждый раз пои очередных изменениях научного знания обеспечивает ученым его понимание. Позитивизм, как известно, не ставил таких вопросов в принципе, «в результате образовался разрыв между практикой познания и его теорией, между ''естествознанием" и "эпистемологией", между учеными и философами» [ Тулмин 1984, с. 23]. В конечном счете, необходимо исследование стандартов рациональности, а решающей тогда оказывается следующая проблема: «5 какой шкале можно дать оценку нашим собственным понятиям и суждениям? Центральные проблемы философии познания — оправдание и оценка, суждение и критика — никогда не были связаны только с фактическим содержанием» (курсив — Тулмина, выделено мною. — И. Г.)[ там же, с. 31]. Выделенные мною понятия — практически центральные в неформальной логике. Несомненно, что основной идеей тулминовского подхода к философии познания является идея изменчивости самих стандартов рациональности, их зависимости от исторических, культурных, практических контекстов. «Может быть, идея неизменных вечных стандартов, применимых к доказательствам вообще, при абстрагировании о г их практического контекста, всегда была (как заявлял Вико) картезианской иллюзией» [ там же, с. 43]. Таким образом, с точки зрения Тулмина, эпистемологические проблемы XX века все еще покоятся на устаревших лет на триста научных и исторических предпосылках, сформулированных Декартом и Локком, согласно которым «человек — рациональный субъект познания — сталкивался с природой — неизменным объектом познания и, таким образом, возможности выбора, которыми могла располагать эпистемология, были ограничены» [ там же, с. 43-44]. Эти эпистемологические «аксиомы» лежат и в основе большинства современных концепций — «в начале XX века Рассел и Мур поставили... эпистемологические вопросы, основанные на традиционном эпистемическом автопортрете» [ там же, с. 44]. Эпистемологию и, шире, философию, в основе которой лежит классический идеал рациональности (а именно его Тулмин имеет в виду), он называет формачъной философией. Программа, как говорит сам Тулмин, новой теории человеческого понимания, имеет своей основной целью составить новый «эпистемический автопортрет», отказавшись от признания существования некоторых неизменных принципов понимания. В таком случае, основной вопрос, исследование которого предполагает сформулированная таким образом цель, будет звучать следующим образом: «Как можно рационально сравнивать интеллектуальное состояние или аргументы (имеются в виду аргументации, рассуждения — см. о переводе английского "argument" в сноске 1), существующие в различных исторических и культурных контекстах, при отсутствии неизменных принципов человеческого понимания?» [ Тулмин 1984, с. 47]. В основе признания существования универсальных и неизменных принципов понимания, стандартов рациональности лежит, с точки зрения Тулмина, неявное отождествление рациональности с логичностью, поскольку именно логика задавала образцы последовательного, строгого рассуждения: «рациональные достоинства интеллектуальной позиции идентифицировались с ее логической последовательностью, а для философа мерой человеческой рациональности стала способность признавать без дальнейших аргументов законность аксиом, формальных выводов и логической необходимости» [ там же, с. 60]. Именно «уравнение» рациональности с логичностью сделало «неизбежным конечный конфликт с историей и антропологией» [ там же ]. Этот конфликт проявился тогда, когда стало очевидным реальное многообразие человеческих практик, принятых в различных эпохах и культурах, а также тот факт, что то, «какими понятиями человек пользуется, какие стандарты рационального суждения он признает, как он организует свою жизнь и интерпретирует свой опыт — все это, оказывается, зависит не от свойств универсальной "человеческой природы", не от одной только интуитивной самоочевидности основных человеческих идей, но и от того, когда человеку пришлось родиться и где ему довелось жить» [ там же, с. 65]. Фактически, возникает философская проблема «согласования требования рациональной беспристрастности с многообразием действительных человеческих способов мышления», однако спецификой ее постановки во второй половине XX века является, на мой взгляд, самое непосредственное «участие» логики. Поскольку именно в ней, в логике, как кажется, возможно достижение этой «рациональной беспристрастности» — и она же — основное препятствие на пути этого «согласования», о котором говорит Тулмин, поскольку не позволяет «впустить» в свои формы, «чистота» которых составляет, как ей кажется, ее главное достоинство, никакого многообразия. Есть ли выход из этого положения? Видимо, он должен заключаться в изменении образа той «логичности», отождествление с которой рациональности не позволяет, по Тулмину, построить адекватную развитию науки философию, сблизить «эпистемологию» с «естествознанием». Тулмин рассматривает две крайние позиции, одна из которых, образно говоря, отрицает историю, другая — склоняется перед ней, одна является позицией крайнего абсолютизма и догматизма, другая — позицией столь же крайнего релятивизма. В основе первой — идеал неизменной рациональности, в основе второй — практически полное отсутствие каких-то критериев рациональности. Выход, по Тулмину, заключается в историческом подходе к самой рациональности. Эпистемология в таком случае выступает как теория, «основной целью которой является изучение истории формирования и функционирования "идеалов естественного порядка" — исторически обусловленных "стандартов рациональности и интеллигибельное™, составляющих основу научных теорий"» [Toulmin S. Foresight and Understanding. Bloomington, 1961, p. 56)] (см. и цит. по: [ Порус, Черткова 1982, с. 267]). Рассматривая в качестве представителей двух названных позиций Фреге и Коллингвуда, Тулмин показывает, что «при всей своей внешней несовместимости обе позиции объединяются одной общей предпосылкой. Обе они все еще принимают знакомое допущение, согласно которому рациональность должна быть приравнена к логичности и различные понятия и убеждения можно сравнивать "рационально" только постольку, поскольку все они могут быть соотнесены с единой "логической системой"» [ Тулмин 1984, с. 68]. Не вдаваясь в подробности проводимого Тулмином анализа концепций Фреге и Коллингвуда, поскольку не это является целью данного раздела моей работы, отмечу лишь несколько высказанных Тулмином соображений в адрес Фреге, помогающих осознанию той роли, которую концепция Тулмина играет в появлении неформальной логики. Тулмин рассматривает философские принципы, принимаемые Фреге, его антипсихологизм как возрождение декартовских идей о том, что «способность правильно рассуждать и отличать истину от заблуждения... от природы одинакова у всех людей». Именно анти-психологистская установка, с точки зрения Тулмина, привела Фреге к «отрицанию истории» в том смысле, что «...человечеству наконец удается достичь знания понятия в его чистой форме, снимая все посторонние наслоения, которые скрывают его от очей разума» (курсив Тулмина. — И. Г.)(Frege G. Foundations of Arithmetic. Breslau, 1884, tr. J.L.Austin, Oxford, 1950, p. VII; цит. по: [ Тулмин 1984, с. 71]). Если в математике такой подход оправдан (да и то только до тех пор, пока не встанет вопрос о смене одной системы понятий другой), то в других областях знания «освобождение» от проблемы «исторического релятивизма» достигается ценой ее замены другой, не менее сложной проблемой — «исторической релевантности», под которой Тулмин понимает проблему «оправдания» применимости, адекватности методов, разработанных в рамках формализованной логики, конкретным областям знания, в том числе и обыденного. «...Генерализация абстрактного, платонистского подхода Фреге не освобождает нас от проблемы культурно-исторической релевантности; мы настаиваем на том, чтобы нам сказали, как подобный формальный анализ применяется к аргументам реальной жизни, выраженным в исторически существующих понятиях, причем эта проблема все время остается в силе... Едва ли можно ожидать, что мы без всякой проверки примем за доказанное универсальную применимость методов Фреге; конечно же, она должна быть продемонстрирована явно, с богатыми историческими иллюстрациями» (курсив мой. - И.Г.) [ Тулмин 1984, с. 76]. Применительно к Фреге эта проблема ставится Тулмином в виде двух вопросов: «(1) подходят ли вообще понятия в любой области исследования к стилю формального анализа Фреге, и (2) как этот формальный анализ освещает рациональность интеллектуальных изменений в соответствующей области» [ Тулмин 1984, с. 74]. Фактически, отрицательные (в универсальной форме) ответы на эти вопросы и лежат в основе появления неформальной логики, центральной идеей которой является разработка способов анализа, «к стилю» которых будут подходить мыслительные формы и процедуры, реально используемые людьми в самых различных областях. В заключение отмечу еще две особенности анатизируемой концепции Тулмина, которые, на мой взгляд, сказались на «образе» неформальной логики. Как уже отмечалось, существенной чертой неформальной логики является внимание к рассуждениям, выраженным в естественном языке и используемым в публичном дискурсе. Эта позиция в явном виде содержится у Тулмина: «Мы&ги каждого из нас принадлежат только нам самим ] наши понятия мы разделяем с другими людьми. За наши убеждения мы несем ответственность как индивиды; но язык, на котором выражены наши убеждения, является общественным достоянием» (курсив Тулмина. — И. Г.) [ Тулмин 1984, с. 51]. Идея принципиальной «коллективности», «коммуникативности» рациональности и здесь отличает подход Тулмина от отвергаемого им рационализма Декарта-Канта. Именно рассмотрение людей как «индивидуальных потребителей» «коллективных понятий» позволяет Тулмину говорить о «социальных контекстах» «употребления понятий» и соответственно, о принимаемых коллективно тех или иных стандартах рациональности, позволяет попытаться избежать характерного для традиционной эпистемологии противопоставления субъекта с его индивидуальным, «внутренним» мышлением внешнему миру. Вторая особенность связана с обращением Тулмина к юридической практике как одной из возможных моделей совмещения теоретического контекста обсуждения проблем человеческого понимания и рациональности с практическим контекстом. История законодательства предоставляет обширный материал, в процедурах юрисдикции обычного права, по проведению рационального сравнения между понятиями и стандартами в различных культурно-исторических средах обитания (см.: [ Тулмин 1984, с. 98-99]).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.017 с.) |