![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неформальная логика: основные характеристикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В данном параграфе неформальная логика анализируется через призму методов и тем, представленных в текстах по неформальной логике. Для ответа на вопрос, является ли неформальная логика логикой, нужно, видимо, исходить из какого-то самого общего представления, что такое логика. Несмотря на существование разных образов логики, т. е. разных представлений, в частности, о том, каков ее предмет, такое общее, идущее от Аристотеля, представление можно выделить. Классический ответ — логика есть изучение, систематизация, оценка рассуждений с точки зрения их структуры. Одна из ее главных целей — дать людям инструмент, достаточно простой в обращении и эффективный по своим результатам для распознавания правильных и неправильных рассуждений. Согласно такому представлению, неформальная логика, несомненно, на мой взгляд, является логикой. Если проанализировать многочисленные учебные руководства по неформальной логике (словосочетание «неформальная логика» не обязательно присутствует на их обложках, некоторые из них называются «Критическое мышление», что, на мой взгляд, очень точно выражает главное назначение и практический характер этих курсов), то в них можно обнаружить как общую для всех часть, так и различного рода добавления, варьирующиеся от учебника к учебнику. Такой общей частью является анализ рассуждений с точки зрения их структуры (выявление посылок и заключения), неявных предпосылок и следствий, а также оценки этих рассуждений по определенным критериям, обнаружение и классификация ошибок. В некоторых руководствах можно встретить и самые обычные темы из курса формальной логики, силлогистику, изложение логики высказываний и предикатов — это зависит от отношения автора к формальной логике, оценки ее эффективности при анализе естественных рассуждений. Отличительной особенностью преподавания неформальной логики, можно даже сказать, одним из ее главных принципов является использование реальных примеров естественных рассуждений из самых разных областей знания и повседневной жизни — в этом, на первый взгляд, очень простом отличии, я думаю, заключается на самом деле действительно принципиально иной взгляд на природу логики и ее функций — на первый план выходит проблема применимости логических знаний.
Здесь уместно вспомнить те критические замечания в адрес существующих курсов и учебников логики, которые были сформулированы авторами Логики Пор-Рояля, что и побудило их к написанию нового руководства по логике, которое в результате оказалось, как было показано во второй главе книги, не просто учебником, а изложением фактически новой концепции логики как практической дисциплины: • в учебниках пользуются «малоинтересными примерами, нигде больше не встречающимися» [ Арно, Николь 1991, с. 20]; • «от большинства примеров, к которым обычно прибегают, нет почти никакого проку: авторы руководств по логике выдумывают их сами» (курсив мой. — И. Г.)[ там же, с. 25 ]; • изучение предмета замыкается в пределах самого себя и для себя [ там же, с. 21]. Явная перекличка «через века» еще раз свидетельствует, что современная неформальная логика имеет своих предшественников в истории логики, что ничуть не умаляет ее значимости, и, наоборот, позволяет увидеть богатство содержания, способность к трансформациям и развитию заложенных тенденций древней науки — логики. Следует также отметить, что курсы неформальной логики, критического мышления читаются и изучаются в тех странах, где они есть, не только в качестве отдельных самостоятельных курсов, но и в качестве составных частей специальных курсов по менеджменту, бизнесу, рекламе, пропаганде и т. п. в самых различных областях, что только делает более эффективным и то, и другое. Существует определенная техника и понятия, которые некоторые неформальные логики рассматривают как более фундаментальные по сравнению с формальнологическими, составляющие сердцевину неформальной логики. Это, в первую очередь, техника составления диаграмм рассуждений с целью выявления их структуры и дальнейшей оценки их надежности с точки зрения приемлемости посылок, их релевантности заключению и весомости его поддержки ими. Такой подход ассоциируется прежде всего с текстами М. Бердслея [ Beardsley 1975], предложившего сам метод диаграмм; Ст.Томаса [ Tho mas 1986], который развил эту технику и ввел общий метод оценки рассуждений; Дж. Э. Нолта [ Nolt 1984], предложившего альтернативный метод оценки; Р. Джонсона и Э. Блэра [ Johnson, Blair 1977], предложивших список возможных общих оценок рассуждений; Т. Говера [ Govier 1985], уточнившего этот список и, наконец, Дж. Фримана [ Freeman 1988], адаптировавшего многие аспекты этих исследований к конкретным областям.
Во всех определениях задач неформальной логики бросается в глаза, что в них подчеркивается практический характер логики, дающей людям инструмент для распознавания правильных и неправильных рассуждений. Как соотносится неформальная логика с традиционной логикой? Рассмотрим особенности традиционной дедуктивной логики. Оценивающий вопрос здесь для любого рассуждения, является ли оно общезначимым (valid). Как мы оцениваем рассуждения с этой точки зрения? Мы сначала анализируем его форму, идя как можно глубже в структуру составляющих его утверждений — на уровень функциональной истинности, исчисления предикатов первого порядка и т. д. Как только мы выявили его форму, мы спрашиваем, является ли это рассуждение (и любое другое такой же формы) общезначимым. Для ответа на этот вопрос мы исходим из применения некоторого формального метода, относящегося к типу формы этого рассуждения, — определить, могут ли быть все посылки любого рассуждения, имеющего такую же форму, истинными, а заключение ложным. В этом заключается отличительная характеристика процедуры. Сначала мы анализируем рассуждение с целью выявления его формы, а затем задаем критический оценивающий вопрос — является ли эта форма и, следовательно, само это рассуждение общезначимым — и затем мы применяем некоторый формальный метод для ответа на это вопрос. Аналогичную процедуру мы находим и в индуктивной логике. Здесь также структурный анализ предшествует оценке рассуждения. Процедура представления рассуждения с помощью метода диаграмм и последующего задавания трех оценивающих вопросов в неформальной логике, очевидно, аналогична рассмотренным в дедуктивной и индуктивной логиках. Сначала выявляется структура рассуждения, затем формулируются вопросы. Неформальная логика стремится предоставить самый общий метод, который бы был пригоден для анализа и последующей оценки всех видов рассуждений. Такой метод неформальные логики видят в так называемом методе диаграмм (techniques of diagramming arguments), с помощью которого выявляется самая общая структура рассуждения на уровне выявления посылок и заключения и способа их организации в рассуждении. Выделяется четыре основных таких способа и соответственно, четыре типа рассуждения, с этой точки зрения: дивергентное (расходящееся), конвергентное (сходящееся), сериальное (последовательное) и связанное (linked). Полученная в результате применения этой техники «картинка» рассматривается как представляющая макроструктуру рассуждения, в отличие от его микроструктуры, которая определяется внутренней структурой посылок и заключения: представление рассуждения в виде силлогизма, умозаключения логики предикатов или высказываний, а также индуктивного умозаключения — это и есть, с точки зрения неформальных логиков, представление микроструктуры этою рассуждения. Как известно, этим занимается формальная логика. Итак, в исходном пункте своего анализа и формальная, и неформальная логика ставят однотипные задачи — выявить структуру рассуждения, и в этом, на мой взгляд, также заключается их общность, позволяющая считать неформальную логику действительно разновидностью логики. Однако в том, на каком уровне абстракции представляется эта структура и в том, с оценками какого рода подходят к рассуждению в этих двух логиках, начинается принципиальное отличие, вытекающее из принимаемых философских, методологических установок.
Формальная логика, следуя своей основной установке выявить логическую форму рассуждения (в ее понимании) стремится максимально освободиться от естественного языка (дескриптивных терминов), в котором выражены посылки и заключения. Напомню слова Фреге, как нельзя лучше выражающие суть такого подхода: «Задача логики не может состоять в том, чтобы следовать языку и выяснять, что заключено в языковых выражениях... Главная задача логики состоит в освобождении от языка и в упрощении» [ Фреге 1997, с. 158]. В то же время, для неформальной логики характерно, как уже тоже отмечалось выше, внимание к рассуждениям, выраженным в естественном языке, сприсущими им естественной многозначностью, неопределенностью, незавершенностью. Этим существенным фактом определяется дальнейшее различие формальной и неформальной логик. Выявив форму конкретного рассуждения (его микроструктуру, в терминологии неформальной логики), формальный логик либо по ее внешнему вид, либо применив соответствующую формальную процедуру, определяет формально-логическую правильность рассуждения. Выявление же макроструктуры рассуждения еще не означает для неформального логика возможности оценить рассуждение как правильное. С какими же оценками подходит к рассуждению неформальный логик? Анализ различных пособий по неформальной логике позволяет выделить три основные оценки: приемлемость посылок, релевантность посылок заключению и «вес», достаточность посылок. Очевидно, что ни один из названных критериев, по которому происходит опенка «качества» рассуждения, не является формальным, в смысле формальней логики, т.е. соответствие рассуждения этим критериям невозможно «усмотреть» в выделенной на первом этапе анализа рассуждения его макроструктуре. Какова трактовка самих выделенных критериев? В одной из немногих теоретических работ по неформальной логике справедливо, на мой взгляд, отмечается, что сами понятия «приемлемости», «релеванттости», «весомости» посылок, проблема их интерпретации относятся, скорее, к сфере эпистемологии, чем собственно логики. На этом основании некоторые неформальные логики даже склонны рассмгтри-вать свою дисциплину как своеобразную «прикладную эпистемологию» (см., например: [ Battersby 1989, Siegel 1985]). Видимо, имеет смысл рассмотреть названные критерии более подробно.
Итак, «приемлемость посылок». Что здесь имеется в виду? На первый взгляд, самый простой вариант — считать приемлемыми посылками истинные посылки. Как известно, именно истинность посылок в сочетании с формальной правильностью рассуждения делает рассуждение общезначимым, с точки зрения дедуктивной логики. Однако не будем забывать, что неформальная логика рассматривает и оценивает рассуждения, выраженные в естественном языке и применяемые, в первую очередь, в повседневной жизни, где далеко не всегда используются истинные посылки, и мы не всегда в состоянии оценить их истинность. Следовательно, здесь должен быть другой, более гибкий подход. Следует заметить, что в самой формулировке критерия «приемлемости» используется так называемый диспозиционный предикат, т.е. предикат, представляющий способность к проявлению какого-то свойства при определенных условиях, а не само это свойство (например, «растворимость», «теплопроводность» и т.д.). В данном случае предполагается следующее: «приемлемость» посылки означает, что она может быть принята в качестве посылки, т. е. некоторой исходной информации. Возникает вопрос: кем принята? Этот вопрос естественным образом сделал эксплицитной еще одну существенную особенность трактовки рассуждения в неформальной логике, также отмечавшуюся выше: внимание к рассуждениям, используемым в публичном дискурсе. Публичность, диалогичность, диалектичность (в смысле Сократа—Платона), коллективность (в смысле Тулмина), социальность (как у Тарда) — все это выражения, характеризующие подход неформальной логики к рассуждению, в свою очередь являющийся следствием принимаемой определенной методологической установки — рассматривать процесс познания как коммуникативный в своей основе, ориентированный на другого, на совместную деятельность, на достижения понимания и т. д. Как же трактуется приемлемость посылок в неформальной логике? Анализ различных вариантов таких трактовок, представленных в работах по неформальной логике, позволяет выделить некоторую общую позицию, которая звучит примерно так: «Посылка является приемлемой в том случае, если существует какая-либо убедительная презумпция (буквально — неподражаемая "undefeated presumption") в ее поддержку» [ Freeman 1994, р. 41]. Например, одна из таких презумпций — доверие к показаниям органов чувств и памяти. Фриман [ там же, с. 41] приводит следующий пример. Предположим, что кто-то в качестве посылки использует утверждение «Вчера я. гуляя, перешел Ambassador Bridge». Несмотря на то, что человек, высказавший такое утверждение, может сказать неправду (быть патологическим лжецом, стремится обеспечить себе алиби, быть мечтателем и т.д.), это не обязывает его брать на себя бремя доказывания истинности утверждения, развеивать возникшие сомнения — это задача оппонента показать, почему утверждение, базирующееся на показании органов чувств или памяти, может оказаться сомнительным или его вообще следует отвергнуть. Как видно из этого примера, здесь используется терминология («презумпция», «бремя доказывания»), близкая юридической. Видимо, это неслучайно. Как уже отмечалось выше, Тулмин рассматривал юридическую практику в качестве модели того, как должна осуществляться рациональная оценка рассуждений, как происходит выработка общих стандартов трактовки в новых исторических, культурных контекстах тех или иных понятий, прецедентов, имевших место в совершенно иных контекстах.
Вообще, на мой взгляд, для логики связь с правом носит принципиальный характер: неслучайно, что Тард, написавший «Социальную логику», сначала работал судьей и писал работы по криминологии, Остин — основатель теории речевых актов, в основе которой лежит контекстуальный принцип анализа языка, свои первые лекции, ставшие основой этой теории, читал студентам-юристам и активно использовал примеры из юриспруденции. Однако в случае высказывания в качестве посылки какого-либо утверждения, не являющегося более менее общепринятым и не имеющего предыдущей презумпции (например, «Вегетарианское питание полезно для здоровья»), бремя доказывания ложится уже на того, кто высказывает это утверждение. Таким образом, оказывается, что вопрос о приемлемости посылки, в свою очередь, поднимает вопросы оценки характера презумпции, поддерживающей эту посылку и выяснения того, на ком лежит бремя доказывания. Фактически, тем самым мы вступаем в область дискурсного анализа. Специфической чертой неформально-логического подхода к анализу рассуждения является его, если так можно выразиться, «вопрошающий характер». С точки зрения неформальных логиков, для анализа рассуждения по всем трем выделенным ранее критериям, необходимо разработать специальные вопросы, в свою очередь, включающие в себя подсистемы вопросов, позволяющие уточнить разные аспекты того, о чем спрашивается в основных вопросах. Так, вопрос о том, приемлема ли посылка, выливается в три вопроса: 1. Что собой представляет посылка: описание, объяснение, опенку, аналитическое утверждение и т.д.? 2. Каковы источники, поддерживающие эту посылку? 3. Означает ли эта поддержка наличие презумпции в пользу посылки? Хотелось бы обратить внимание на то, что в качестве посылок рассматриваются не только утверждения (что характерно для классической формальной логики), соответственно, не стоит и вопрос об истинности посылки. Применение метода постоянного задавания вопросов с целью оценки «качества» рассуждений самым тесным образом связано с уже ранее отмечавшейся трактовкой рассуждения в неформальной логике как диалогического (диалектического, в сократовско-платоновском смысле) процесса, предполагающего, как минимум, взаимодействие двух участников процесса рассуждения, аргументации: пропонента и оппонента, последний при этом понимается как «вопрошатель» и «рациональный судья», принимающий посылки только в том случае, если они рационально оправданы. Естественно, что в частном случае пропонент и оппонент могут соединяться в одном лице, что не мешает истолкованию процесса рассуждения как диалогического. В свою очередь, исходное структурирование рассуждения, определение его макроструктуры также определяется тем типом вопроса, который может задать оппонент. Так, если посылка кажется оппоненту неприемлемой, он может задать простой вопрос: «Почему?» и получив ответ, тем самым будет способствовать появлению простого по структуре рассуждения — одна посылка, поддерживающая одно заключение. Дивергентное рассуждение — вопрос «Почему?», пропонент просто приводит один и тот же аргумент, когда оппонент спрашивает, почему ему следует принять два или более небесспорных тезиса пропонента. Конвергентное рассуждение соответствует вопросу «Можете ли Вы предоставить мне другой аргумент?». Это такой случай, когда две или более независимые посылки поддерживают одно и то же утверждение. Сериальное рассуждение провоцируется вопросом «Почему мне следует принять эту посылку? Откуда Вы знаете, что она истинна?». Оппонент задает этот вопрос, когда аргумент пропонента в поддержку тезиса сам небесспорен. В таком случае могут быть предоставлены аргументы в поддержку первого аргумента и так далее. Наконец, рассуждения со связанной (соединенной, сочлененной) структурой провоцируются вопросом «Почему этот аргумент релевантен этому тезису?». Например, рассмотрим следующее рассуждение: «X. родился в Онтарио, следовательно, он имеет канадское гражданство». У тех, кто слышит это рассуждение, возникает желание связать два факта: факт рождения X. в Онтарио и факт быть канадским гражданином. Посылка «Большинство людей, родившихся в Онтарио, канадские граждане» сама по себе дала бы данных для укрепления тезиса о том, что X — канадский гражданин гораздо меньше, чем объяснение того, почему эти данные релевантны в данном случае. Таким образом, в рассуждении, дающим в качестве посылок как сведения о месте рождения X., так и объяснение того, в чем релевантность этих сведений, для поддержки заключения, что X. — канадский гражданин, намерение аргументатора состоит в том, чтобы две посылки были взяты вместе, соединены, чтобы составить основание для заключения. Итак, макроструктура рассуждений может быть диалектически мотивирована. Как это влияет на вопрос о том, каким образом макроструктура рассуждения связана с его оценкой? Как уже отмечалось, для данной концепции очень важным является понимание оппонента как рационального судьи. Это означает, что он задает различные диалектические вопросы. Те основные вопросы, которые оппонент задает (о предоставлении еще одного аргумента, об оправдании аргумента, об объяснении связи аргумента с тезисом), направлены на устранение логической слабости рассуждения. В конечном счете, эти основные диалектические вопросы связаны с тремя условиями убедительности рассуждения. Когда задаются вопросы относительно посылок (их истинности или приведения аргументов в их поддержку), это значит, что есть проблема с основаниями приемлемости посылок. Когда спрашивают о релевантности посылок заключению, то это вопрос в целом об основаниях релевантности рассуждения. Когда просят дополнительные посылки, это значит, что представленные посылки не в состоянии обеспечить заключение презумпциями (их «вес» недостаточен). Таким образом, все вопросы непосредственно составляют основу для критики рассуждений. Вопрошание есть реакция оппонента на слабость рассуждения. Что делать, если пропонент не может ответить на эти вопросы? Это значит, что его рассуждение несовершенно с логической точки зрения. Есть три основные ошибки в рассуждении: иррелевантный аргумент, поспешное заключение, проблематичные посылки [ Johnson, Blair 1977]. Пропонент не может ответить, почему нам следует принять ею посылки, или почему у него нет свидетельств в их пользу, или они просто ложные. Таким образом, мы видим, что оценка рассуждения в неформальной логике представляет собой диалектическую процедуру — конечно, в сократовско-платоновском смысле. Итак, когда мы встречаемся с рассуждением, сначала мы выявляем его макроструктуру. Это может указать те сомнения, с которыми пропонент, по крайней мере неявно, может столкнуться. Именно на этом этапе мы выступаем в роли собственного оппонента. Рассматривая различные основные посылки рассуждения, мы можем выявить те из них, приемлемость которых вызвала бы у нас сомнение, будь мы оппонентами. Рассматривая субрассуждения целого рассуждения, мы определяем, в каких из них есть посылки, чья релевантность соответствующим заключениям требует разъяснений. Опять-таки, рассматривая эти субрассуждения, мы можем выявить те случаи, которые требуют усиления дополнительными посылками. Короче говоря, мы можем представить, какие именно диалектические вопросы следует поставить относительно каких именно аспектов данного рассуждения. Мы можем заключить отсюда, что хотя мы не можем (как в формальной логике) непосредственно из макроструктуры увидеть, правильно рассуждение или же нет, тем не менее макроструктура рассуждения и его критика тесно связаны. Какие следствия вытекают из неформальной логики для понимания логики в целом? 1. Неформальная логика рассматривает рассуждение как диалогическое, а не как монологическое. При таком подходе моделью является взаимодействие двух и более людей. Это контрастирует с традиционной формальной логикой, которая определяет рассуждение как тип дискурса, в котором одно или более утверждений — посылок — выдвигается с целью поддержать другое утверждение — заключение. Это монологический взгляд на рассуждение, поскольку один человек отвечает за такой тип дискурса. Диалогический взгляд противопоставляет процесс продукту. Монологические рассужденческие дискурсы есть продукты диалогического процесса рассуждения. Такой взгляд на рассуждение неявно предполагается в тулминовской работе «Uses of Argument». В ней Тулмин призывает к замене геометрической парадигмы юридической парадигмой: «Логику можно было бы назвать обобщенной юриспруденцией». 2. Диалектическая модель рассуждения предполагает антифундаменталистскую трактовку знания. В рамках традиционной формальной логики на первом месте стоит дедукция. Надежность рассуждения определяется истинными посылками и правильным выводом. Это — идеал. Идеал этот вполне согласуется с картезианской эпистемологией, отождествляющей познаваемое с ясным, четким, определенным, а познание рассматривает как осуществляемое индивидуальным, одиноким субъектом. Критерий надежности применим к рассуждениям, рассматриваемым как монологи, выражающие выводы рассуждающего субъекта от посылок к заключению. Вывод — это индивидуальная деятельность. Соответственно, логика оценивает шаги но осуществлению вывода индивидуального познающею субъекта Эти шаги оцениваются как хорошие только в том случае, если они дедуктивно общезначимы. Но откуда он получает свои посылки? Он должен их либо открыть сам, либо получить от других. Базовые посылки познания должны быть самоочевидными. Таким образом, знание состоит из этих самоочевидных истин и того, что дедуктивно может быть выведено из них. Эпистемология имеет тогда две задачи: сделать нас способными различать эти самоочевидные истины и принципы правильного вывода. Знание строится на основе самоочевидности, а его основная процедура — правильный вывод. Диалектический взгляд на рассуждение предлагает радикально иную картину познания Здесь знание растет, развивается через борьбу, диалектическое взаимодействие членов сообщества — в конечном счете, всех рациональных исследователей. Знание, в первую очередь, свойство сообщества, а не индивида. Цель — не построить ясное знание на надежном фундаменте самоочевидности, а улучшить и расширить знание с помощью сомнений и вопросов. Утверждения могут быть приняты, если для них существует презумпция в данное время и в данном сообществе, но эти презумпции сами являются объектами сомнения, что в конечном счете приводит либо к отвержению презумпций, либо они развиваются дальше В результате оказывается, что неформальная логика лежит в основе прагматической теории познания, или можно согласиться с трактовкой неформальной логики как своеобразной «прикладной эпистемологии» (см. [ Battersby 1989. Freeman 1998]).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.43.233 (0.012 с.) |