Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие «образ логики» и его методологическая рольСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «образ логики» вводится мною по аналогии с понятием «образ науки» и представляется достаточно эффективным для рассмотрения места и роли логики в истории философии и культуры. В отечественной философской литературе понятие «образ науки» подробно анализируется А. П. Огурцовым [ Огурцов 1972], применяется им же для реконструкции представлений о науке, возникающих на различных этапах развития отечественной культуры (см.: [ Мамчур, Овчинников, Огурцов 1997]). П. С. Юлина использует понятие «образ науки» в качестве методологического принципа применительно к проблеме соотношения науки и метафизики (см.: [ Юлина 1981; Юлина 1982]). Близким к различению образа науки и самой науки оказывается и проводимое В. Н. Садовским различение между моделями научного знания и их философскими интерпретациями [ Садовский 1983]. Будучи достаточно очевидным по своему содержанию, понятие образа науки оказывается эффективным при обсуждении проблем идеала научности, связи науки и философии, практических функций науки и т.д. «Образы науки — это весьма сложные культурно-идеологические образования, структуру которых трудно охватить одним строгим определением... составляющие образ компоненты можно обрисовать только схематично. Среди них можно отметить следующие: представления о нормах и целях научного исследования и ценностные мотивы, входящие в "контекст открытия"; фундаментальные метафизические предположения о Вселенной и месте человека в ней, в рамках которых строятся научные гипотезы;... альтернативные представления о науке, выдвигаемые в нелидирующих дисциплинах в противовес утвердившемуся стереотипу науки; мифологические образования, ad hoc гипотезы и др.» [ Юлина 1982, с. 110-111]. Введение понятия «образ логики» представляется оправданным по ряду причин. Во-первых, логика всегда была и остается особой наукой, определить свое отношение к которой так или иначе считали своим долгом другие науки и философия. Здесь мы можем встретить самые разные позиции — от объявления логики пропедевтикой ко всем наукам, органоном науки, «ключом к метафизике» [ Рассел 1959] до выступлений против господства логики в метафизике [ Хайдеггер 1993; Хайдеггер 1997] и даже полного отрицания ее значения. Соответственно столь разные оценки роли логики основывались на определенных представлениях философов и ученых-нелогиков о предмете и методах логики. Во-вторых, достаточно часто можно столкнуться с расхождением, а зачастую даже полным несовпадением взглядов в опенке роли логики у логиков с представителями других специальностей, особенно с гуманитариями (см., например: [ Perelman 1979]). При этом нередко ответственность за непонимание роли логики несут сами логики, не утруждающие себя рефлексией по поводу собственного предмета, границ приложимости своих методов, возможностей учета и использования результатов, полученных в других областях знания, своих функций в обществе. «Логика страдает из-за самоизоляции логиков. Многие важные вопросы логики и их взаимосвязи с естественным языком остаются вне поля зрения логиков главным образом потому, что последние общаются преимущественно друг с другом» [ МакКоли 1983. с. 198]. В-третьих, можно смело говорить о разрыве в оценках роли логики между представителями научного сообщества и остальной частью общества. Здесь возможны самые разные варианты. Мы уже приводили слова Лейбница: «толпа либо вообще не замечает предмета (уточним — не знает о его существовании. — И. Г.),либо оставляет его без внимания» [ Лейбниц 1984, т. 3, с. 74], либо относится к нему крайне отрицательно. Возможен, конечно, и позитивный вариант. То или иное отношение к логике в обществе, естественно, будет неоднородным (различаться по группам) и будет определяться самыми разными факторами, такими, как социальные, культурные, религиозные различия, ценностные установки, принятая в обществе система образования и т. д. (все перечисленные факторы взаимосвязаны). Например, особенности систем образования самым непосредственным образом повлияли на принципиально различное отношение к логике и, соответственно, уровень практической рациональности, логической культуры в российском и западно-европейском обществах (см. на эту тему: [ Грифцова, Сорина 1996]). В России случалось и такое, что философию и логику объявляли «страшным чудовищем, спокойно подрывающим у нас алтари и трон» (из доноса М.Л.Магницкого 1823 года на учебник «Начальные основания логики» (1821 год) И. И.Давыдова в Министерство духовных дел и народного просвещения — пит. по: [ Шпет 1989, с. 227])[4] Даже в среде юристов, где логика традиционно считается «своей» дисциплиной, можно обнаружить самые разные оценки ее роли. Вот что, например, можно прочитать в сборнике «Судебное красноречие русских юристов прошлого»: «Возражение представляется очень ответственной частью в судебной речи. В нем наиболее сказывается умение оратора рассуждать и пользоваться приемами логики, ибо в возражении надо разрушать те выводы, к которым противник пришел... Во всем этом острота логики наиболее применима, чтобы разрушить здание доказательства противника и на очищенном пространстве воздвигнуть свое собственное» (курсив мой. — И. Г.)[ Судебное красноречие 1992, с. 195-196]. И одновременно у другого автора: «Материальное уголовное право, исходя из известного числа основных положений и питаясь не от жизни, а от формальной логики, создало систему измерения виновности человека, совершенно расходящуюся не только с требованиями жизненной правды, но часто даже со здравым смыслом» (выделено автором, курсив мой. — И. Г.)[ Судебное красноречие 1992, с. 104]. Определенное влияние на отношение к логике в обществе оказывают и искусство, литература, средства массовой информации. В качестве иллюстрации я позволю себе привести один эпизод из хорошо известного и любимого в нашей стране фильма Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». В начале фильма есть эпизод в московском аэропорту, где герои фильма, все москвичи, не очень трезвые, пытаются вспомнить, кто из них должен лететь в Ленинград. Им это не удается, и тогда они прибегают к логическому рассуждению, которое выглядит примерно так: — Мог ли в Ленинград лететь Лукашин? — Да, конечно. Ведь он говорил, что у него завтра должна быть свадьба. Значит, он летит в Ленинград на свадьбу. Но тут кто-то вспоминает, что со своей невестой Лукашин (он врач) познакомился у себя в поликлинике, т. е. в Москве. Видимо, подразумевается, что если жених и невеста — москвичи, то зачем же на свадьбу лететь в Ленинград. Но тут другой «исследователь», используя тот же аргумент о знакомстве Лукашина с невестой в поликлинике, делает совершенно противоположный вывод. — Ну конечно, она приехала в Москву из Ленинграда, заболела и пошла в поликлинику. Следовательно, Лукашин летит в Ленинград на свадьбу (так как его невеста из Ленинграда). Все приходят в восторг, объявляя такой вывод «железной логикой» и успокоившись, что «логическим путем» нашли того, кто летит в Ленинград. Таким образом, упоминание о логике, погруженное в комический эпизод, невольно приобретает оттенок несерьезности, насмешливости, довольно типичный для отношения нашего общества к логике. Другой, более серьезный пример. По телевидению показывают беседу с заместителем министра просвещения (в то время, когда существовало Министерство просвещения), звонят телезрители. Один из них спрашивает, насколько оправдано (предпосылка вопроса, скорее всего, судя по тону, что это совершенно не нужно) введение в младших классах в школе, где учится его ребенок, логики и риторики. В ответ находит полную поддержку в липе человека, который должен понимать, что составляет основу образования: «Главное — научить детей хорошо считать и писать. А логика и риторика в 1-2 классах, честно говоря, рановато, сложно очень». Следовательно, могут сделать вывод тысячи людей, смотрящих передачу, многие из которых даже не слышали о таких предметах, логика и риторика — это то, что не учит главному, без чего можно спокойно обойтись детям. Вот уже и создан определенный образ. Даже названных причин, думаю, вполне достаточно для введения и использования понятия «образ логики». Предложенный подход предполагает выделение (по самым разным основаниям) и анализ различных образов логики, рассмотрение их влияния как на реальное бытие логики в культуре, жизни общества, так и на формирование образов логики прошлого. Данный подход предполагает также осознание того факта, что наряду со сменой различных образов логики возможно и их сосуществование в один и тот же исторический период. Наконец, представляется важным понимать, что точно так же, как тот или иной образ науки нередко отождествляют с самой наукой, определенный образ логики может отождествляться с самой логикой. Так, например, произошло в эпоху Возрождения, а частично затем и в Новое время в Западной Европе: активное и плодотворное использование, в первую очередь, силлогистики Аристотеля в бесконечных религиозных диспутах средневековья привело к резко отрицательной оценке логики как таковой, тезису Петра Рамуса «Все, что сказано Аристотелем, ложно». Схема появления такого отношения к логике может быть представлена примерно следующим образом: схоластика очень тесно связана с силлогистикой, критика схоластики практически должна означать критику силлогистики, но так как силлогистика, т. е. лишь определенный образ логики отождествлялась с самой логикой, токритика схоластики вылилась в критику логики.
Логическая форма
Понятие логической формы является для логики центральным, благодаря которому она, собственно говоря, и получила название «формальная логика». В то же время проведение чисто «формального» подхода к анализу мыслительных процедур имеет крайне ограниченный характер, содержание постоянно «дает о себе знать», или, говоря словами Р. Барта, происходит «вечная игра в прятки между смыслом и формой» [ Барт 1989, с. 83]. Степень «практичности» логики можно рассматривать как степень ее «неформальности», «содержательности». Однако все эти характеристики требуют своего уточнения. Хотя название «формальная логика» закрепилось за логикой благодаря И.Канту, в определенном значении можно говорить о том, что, логика является формальной со времени своего появления, т. е. начиная с Аристотеля. У Аристотеля нет специального понятия «логическая форма», но есть метафизическое понятие «форма», которое, как известно, рассматривается им в единстве с понятием «материя»: и то, и другое является одной из четырех «причин», «принципов» бытия. Форма и материя у Аристотеля — «имманентные структурные (выделено мною. — И. Г.)элементы вещи, которые "неотделимы" от нее и не обладают самостоятельной реальностью в качестве данного нечто; таковой обладает только результат их синтеза — "целостность"» [ Лебедев 1989, с. 711]. Если согласиться с представленной А. В.Лебедевым интерпретацией аристотелевского учения о форме и материи как носящего «эвристический характер: расчленить и высветить в размытом хаосе ''слитых" впечатлений объективную ("по природе") структуру» (выделено мною. — И.Г.) вещи, делающую ее познаваемой [ там же ], то в таком контексте вполне традиционная трактовка логической формы как структуры мысли не кажется мне чужеродной. В то же время более детальный анализ этого основного понятия логики демонстрирует его неоднозначность и возможность выделения нескольких планов. Прежде всего нужно сказать, что в логике можно встретить употребление слова «форма» в двух основных смыслах: как вида мысли и как структуры мысли. При первом понимании обычно говорят о «формах мышления», «формах мысли», имея в виду, как правило, понятие, суждение и умозаключение, хотя встречаются и другие варианты. Например, Е.К.Войшвилло и М.Г.Дегтярев предпочитают говорить об «особых формах знания», понимая под ними понятия, суждения и теории, которые, «будучи выраженными в языке и при этом достаточно точным образом, наряду с определенной знаковой, то есть языковой формой, имеют также логическую форму» (см.: [ Бойшвимо, Дегтярев 1994, с. 21]). Аналогичный подход развивают В. А. Бочаров и В. И. Маркин, при этом умозаключение рассматривается ими не как форма, а как прием мышления, интеллектуальная процедура, познавательная операция [ Бочаров, Маркин 1994, с. 13]. Употребление термина «форма» в первом смысле предполагает определенную трактовку логики как науки о формах и законах правильного мышления (или другие близкие варианты). Однако существуют концепции логики, отрицающие такое понимание ее предмета и соответственно считающие, что логика не изучает мышление и его формы. Такая позиция наиболее ярко представлена Я. Лукасевичем: «Исследовать, как мы действительно мыслим или как должны мыслить, — не предмет логики. Первая задача принадлежит психологии, вторая относится к области практического искусства... Логика имеет дело с мышлением не более, чем математика» [ Лукасевич 1959, с. 48]. Выражение «форма мышления» Лукасевич вообще считал бессмысленным, поскольку, с его точки зрения, нельзя говорить о форме того, что не имеет протяженности. В то же время он считал возможным говорить о логической форме, например, силлогизма, понимая под этим структуру, но не силлогизма как вида, формы мысли, а как определенного языкового выражения. Аналогичной позиции придерживается В. К. Финн, который также считает психологистской трактовку логики как науки о формах мышления: «Логики аристотелевской традиции считали, что объектом логической науки яатаются формы мышления (понятия, суждения, умозаключения). Последовательное развитие этой точки зрения приводило к психологизму, т. е. к пониманию логики как средства изучения мышления и, в конце концов, как раздела психологии» [ Финн 19966, с. 95]. Если говорить о понимании логической формы во втором смысле, т. е. как структуры мысли, то в большинстве современных фундаментальных руководств по логике (а именно в такого рода литературе чаще всего вводится это понятие) понятие логической формы определяется, скорее, контекстуально: дается ряд примеров, из которых более менее ясно, о чем пойдет речь. Типичным примером такого подхода можно считать подход, представленный в книге А. Черча «Введение в математическую логику», начинающейся следующим образом: «Предмет нашего изучения есть логика, пли, говоря более точно, формальная логика. Обычно (формальная) логика занимается анализом предложений или суждений и доказательств; при этом основное внимание обращается на форму в отвлечении от содержания < matter >. Сейчас было бы нелегко точно определить различие между формой и содержанием, но его можно пояснить на примерах» (курсив А.Черча) [ Черч 1960, с. 15]. Далее следует ряд примеров рассуждений, призванных продемонстрировать, что такое правильность «в силу одной своей логической формы». Не дают явного определения логической формы и ранее упоминавшиеся авторы учебника «Логика с элементами эпистемологии и научной методологии» [ Войшвилло, Дегтярев 1994], отмечая, что понятия логической формы и логического содержания — «это понятия высокого теоретического уровня и сложности. Для точного их выяснения необходимо применение специальных формализованных языков» [ там же, с. 20]. Тем не менее, все же представляется возможным говорить, что в современной логике под логической формой мысли фактически понимается структура (строение) того выражения языка, в котором эта мысль выражена, структура, полученная в результате проведения определенного анализа этого выражения. Л.Витгенштейн, специально рассматривающий вопросы логической формы в своем «Логико-философском трактате», пишет: «4.002....Язык переодевает мысли. И притом так, что по внешней форме этой одежды нельзя заключить о форме переодетой мысли, ибо внешняя форма одежды образуется совсем не для того, чтобы обнаруживать форму тела» [ Витгенштейн 1958, с. 44]. Существенным при этом оказывается, что в зависимости от лежащих в основе такого анализа предпосылок (характер которых требует специального рассмотрения), эта структура может выглядеть по-разному. Таким образом, речь идет о выявлении логической формы как бы каждый раз заново: «2.033. Форма есть возможность структуры» [ там же, с. 34] — в такой трактовке, на мои взгляд, происходит своеобразное возвращение аристотелевского философского понимания формы как принципа, в данном случае принципа, определяющего, какого типа конкретное выражение перед нами — происходит как бы «оборачивание метода». Мы начинаем с конкретного выражения, структурируем его определенным образом (в зависимости от принятого принципа структурирования) и только тогда определяем точно, с чем же имели дело в начальном пункте исследования. Какова же процедура, позволяющая выявлять логическую форму? «Если вы удалите из силлогизма все конкретные термины, заменив их буквами, — вы удалите материю силлогизма, и то, что остается, называется его формой. Посмотрим теперь, из каких элементов состоит эта форма. К форме силлогизма, кроме числа и расположения переменных, принадлежат так называемые логические постоянные» [ Лукасевич 1959, с. 50]. При этом под конкретными терминами понимается то, что в логике принято называть дескриптивными терминами, т. е. такие, которые обозначают предметы, свойства, отношения. Если при этом мы остаемся только в рамках как бы внешнего вида полученного выражения, представляющего логическую форму (вида знаков, их порядка и способов соединения), то мы имеем, в терминах Е. Д. Смирновой, синтаксическое понятие логической формы (см.: [ Смирнова 1996, с. 62-63]). Это выражение несет информацию только о своем внешнем виде, «показывает» его Однако возможно Дальнейшее уточнение понятия логической формы, если мы будем учитывать тип тех конкретных терминов, которые удалялись, а также значение логических постоянных Один из возможных подходов к уточнению понятия логической формы в рамках дедуктивной логики на базе теории семантических категорий предлагает Е Д Смирнова (см [ там же ] ) Конкретная зависимость логической формы от принимаемых методов семантического анализа (в данном случае, семантического анализа предложения) будет показана на примере не-фрегевскои логики в Гяаве III В порядке гипотезы можно также предположить, что понятие логической формы является зависимым от принимаемых принципов, предпосылок и допущении самого разного порядка (философского, культурно-исторического и т.д.) Если выйти за рамки «чистого» подхода к логическим формам и процедурам как таковым, рассматривающего их вне контекста применения, вне применяющего их субъекта, то это потребует, с моей точки зрения, структурирования иного, многоуровневого типа, включения в «логическую форму» параметров, задающих также прагматический контекст (на этом пути необходимо сотрудничество логики с другими, смежными дисциплинами, например, с теорией дискурсного анализа) Глава II
Эта глава посвящена рассмотрению некоторых исторически сложившихся образов логики. При этом цели представить достаточно полную картину исторического развития логики не ставилось, поскольку это не исследование по истории логики. Акцент делается на некоторых принципиальных изменениях в трактовке логики, зависящих, прежде всего, от изменений в философских предпосылках, а также определяемых характерными чертами культурного облика времени (см.- [ Вриет фон 1992, с. 82]), в частности, позволяющих говорить о соотношении теоретической и практической, формальной и неформальной логики. В настоящей главе сначала рассматривается логика Аристотеля. Далее анализируется период в развитии логики — с середины XV до середины XIX вв., который в большинстве работ по истории логики считается периодом упадка и застоя. Показывается, что такая оценка логики этого периода вытекает из вполне определенных представлений о логике, ее предмете, методах, задачах, т е. является следствием принятия определенного образа логики, а именно, того образа логики, который сформировался в рамках логицизма (понимаемого в широком смысле) и антипсихологизма. Отождествление этою образа с самой наукой логикой привело к неспособности увидеть развитие логики, состоявшееся в работах последователей Декарта (особенно знаменитой логики Пор-Рояля), Вольфа, Канта и других мыслителей. Для подтверждения этого тезиса анализируется одна из конкретных позиций, представленная, по крайней мере, в двух известных монографиях по истории логики (см.: [ Kneale W., Kneale M. 1962; Bastable 1975]), согласно которой период с 1450 по 1850 годы в развитии формальной логики, т. е. ни много ни мало период в 400 лет, в целом является периодом упадка[5]. Аргументы, приводимые в обоснование этого утверждения, заслуживают внимания, поскольку в них отчетливо выражен тот взгляд на логику, который мною рассматривается как односторонний. Аргументы эти следующие: • философы этого периода, такие, как Декарт, Бэкон и другие пренебрежительно относились к формальной логике, выступая за развитие эвристической методологии; • логика в этот период утратила свою связь с математикой; • будучи частью средневековой схоластической традиции, логика подвергалась нападкам вместе с нею. Поэтому логика выживала лишь в самой элементарной форме, а именно, в учебных программах университетов, учебниках, представлявших собою лишь изложение и комментарии к более ранним логическим работам; • в целом, логика этого периода развивалась, если вообще позволительно употребить это слово, в виде новой, искаженной версии, для которой характерны «бедность содержания, уход от всех глубоких проблем, пропитанность философскими идеями, психологистичностью в самом плохом смысле этого слова» [ Bastable 1975, р. 170]. Что можно сказать по поводу приведенных аргументов? В основе их лежит определенный образ логики, согласно которому в центре внимания логики должно находиться отношение логического следования, гарантирующее истинность заключения при истинности посылок лишь в силу формы этих посылок, т. е. логику должны интересовать только дедуктивные рассуждения, поэтому происходит фактическое отождествление формальной логики с дедуктивной логикой (в логической литературе можно встретить выражение «формальная и индуктивная логика» или же вообще отрицание возможности существования какой бы то ни было логики, кроме дедуктивной). Однако у Аристотеля понятие формы не связывалось лишь с дедуктивными рассуждениями (категорическими силлогизмами), он анализирует структуру и так называемого практического силлогизма, а также, как известно, пишет «Топику» и «О софистических опровержениях», предмет которых составляют вовсе не дедуктивные рассуждения. Именно такое сведение формальной логики к дедуктивной логике следования привело к тому, что неадекватность дедуктивных моделей для анализа гуманитарного и даже нематематизированного естественнонаучного знания, рассуждений повседневной жизни стала рассматриваться как свидетельство низкой эффективности, а иногда даже бесполезности формальной логики в целом. Характерной является также и абсолютизация связи логики с математикой, временное ослабление которой сразу же начинает рассматриваться как признак упадка логики, в то время как эта связь является лишь одной из сфер приложения логики, и появление новых таких сфер (в Новое время — это, в первую очередь, эпистемология), наоборот, может быть истолковано как признак развития логики. Что касается существования логики в этот период, главным образом, в виде учебной литературы, то этот аргумент также не может быть принят в качестве доказательства упадка логики, поскольку, как известно, во-первых, многие авторы впервые излагали свои новые взгляды именно в учебниках (классическим примером может служить Логика Пор-Рояля), нередко — только в учебниках, во-вторых, жанр учебника сам по себе нередко способствует уточнению уже имеющихся и появлению новых идей при попытке изложить материал в систематической и доступной форме (как будет показано далее в этой главе, в творчестве Канта особую роль сыграли именно его курсы логики, размышления не только над их содержанием, но и над формой подачи учебного материала).
1. Аристотель: «транс-дискурсивная позиция».
Писать небольшой параграф, посвященный логике Аристотеля — неблагодарная задача: столь многое сделано в логике им самим и такое огромное число работ посвящено им сделанному. Вместе с тем невозможно говорить о логике как теоретической и практической дисциплине, о соотношении формальной и неформальной логики, не обращаясь к основателю самой логики. Здесь уместно в качестве методологического принципа воспользоваться различениями типов авторов, предложенному М. Фуко в его докладе «Что такое автор?» [ Фуко 19966, с. 30-31], с точки зрения которой Аристотеля следует рассматривать не только как автора работ, объединенных затем под общим названием «Органон», но и как автора дисциплины и традиции, «внутри которых, в свою очередь, могут разместиться другие книги и другие авторы». В этом смысле Аристотель находится в «транс-дискурсивной позиции», а наука (в данном случае — логика) и соответствующая дискурсивность располагаются по отношению к Аристотелю как к неким первичным координатам. Такой подход позволяет рассматривать все последующее развитие логики, в лице самых различных авторов, как так или иначе определяющее себя по отношению к аристотелевской логике, вплоть до кажущегося отрицания идей основателя, но отрицания, остающегося все равно в заданном им. Аристотелем —- как оказалось, на тысячелетия — пространстве. Вместе с тем, представляется возможным отнести Аристотеля и к третьему типу авторов, выделяемому Фуко, — так называемым «основателям-учредителям дискурсивности», которые «установили некую бесконечную возможность дискурсов... сделали возможным не только какое-то число аналогий, они сделали возможным — причем в равной мере — и некоторое число различий. Они открыли пространство для чего-то, отличного от себя и, тем не менее, принадлежащего тому, что они основали» [ там же, с. 32]. В данном разделе книги выявляются лишь некоторые моменты в трактовке аристотелевской логики, которые существенны с точки зрения основной задачи работы. Важно было посмотреть, как эти «различия» — в данном случае в виде неформальной логики — сделались возможными благодаря Аристотелю, насколько это, «отличное от него, тем не менее, принадлежит тому, что он основал». Вместе с тем трудно говорить о каком-то фиксированном содержании понятия «аристотелевская логика» (что вовсе не отменяет ее функции быть первичными координатами), поскольку сам образ аристотелевской логики постоянно менялся в последующем «дискурсивном логическом пространстве». «Акт основания некоторой научности всегда может быть введен внутрь той машинерии трансформаций, которые из него проистекают», он составляет часть этих трансформаций [ там же, с. 34]. Именно эти трансформации логики, основанной Аристотелем, и составляют, в конечном счете, основной предмет моего исследования. Как начать говорить об Аристотеле? На первый взгляд, нет ничего проще: «Формальная логика начинается с Аристотеля» — читаем мы во многих исследованиях по истории логики. Однако можно встретить и такую ее оценку: «...перед нами логика отнюдь не формальная...» [ Серрюс 1948, с. 55]. Как мне представляется, трактовка логики Аристотеля как формальной либо неформальной зависит от того, какой аспект в понимании формального при анализе выдвигается на первый план. Можно выделить, по крайней мере, три таких аспекта. Первый связан с выявлением видов мысли в зависимости от ее структуры, строения (обратное будет, по-видимому, тоже верным). Второй аспект, хотя и связан с первым, носит особый характер. Здесь мы вступаем в сферу онтологических предпосылок логики, в свою очередь, предполагающую два вопроса: связь логики, выделяемых в ней логических структур с определенными философскими представлениями о реальности и вопрос об онтологических предпосылках и допущениях конкретной логической системы (так называемая формальная онтология). Применительно к Аристотелю речь должна идти, на мой взгляд, в первую очередь, об онтологических предпосылках первого рода. Наконец, третий аспект анализа предполагает выявление в логике Аристотеля ее «практической» составляющей, т. е. обсуждение вопросов о том, с какой целью создавалась логика Аристотеля, каковы сферы ее приложения, каким образом связана она с реальной практикой мыслительной деятельности реального человека, т. е. тех вопросов, которые являются центральными для трактовки логики как практической дисциплины и в то же время они же являются центральными и в современных работах по неформальной логике. В имеющейся обширной литературе, в которой рассматриваются проблемы, условно говоря, философии аристотелевской логики (в данном случае ее необходимо отличить от аристотелевской философии логики — хотя предметом моего интереса будет и то, и другое), представлены все три выделенных мною аспекта. Я коротко остановлюсь лишь на тех работах и тех позициях, которые делают эти аспекты наиболее зримыми. Как уже отмечалось, в логике можно встретить употребление слова «форма» в двух основных смыслах: как вида мысли и как структуры мысли. Если употребление понятия «форма» в первом смысле, то есть как «формы мысли» не является в логике общепринятым, то трактовка формы как структуры, кажется, ни у кого из логиков не вызывает сомнений. Все согласны в том, что логика изучает, по крайней мере, структурные аспекты рассуждений, правила перехода от посылок к заключениям на основании строения, структуры (формы) посылок, а не их содержания, и это именно то, что придает логике ее формальный характер. Несомненно, что этот аспект мы находим у Аристотеля в полной мере, и в этом смысле столь же несомненно, что его логика является формальной. Не останавливаясь подробно на характеристике логики Аристотеля с этой точки зрения (на эту тему имеется огромная литература, в частности, см.: [ Ахманов 1960], [ Бочаров 1984], [ Луканин 1984], [ Попов, Стяжкин 1974] и др.), отмечу лишь следующее. Сосредоточив внимание на следовании как таковом, Аристотель искал базовые отношения зависимости, которые бы гарантировали общезначимость заключения и таким образом он произвел саму идею формальной логики, в которой истина не зависит от предмета, содержания. Выделив многие логические структуры, или формы, он аксиоматизировал свои логические открытия, хотя и не использовал формализма. В наиболее явном и четком виде идея формальной логики в первом из выделенных мною аспектов просматривается в аристотелевском учении о суждении и, конечно же, в ассерторической силлогистике (см.: [ Аристотель 1978, т. 2]. Именно здесь он применяет буквенные обозначения для переменных, что и позволяет выделять структуру выражения, рассматривать силлогистику в качестве «первого формализованного исчисления» [ Бочаров 1984, с. 6]. Хотя у Аристотеля не встречается понятия «форма мысли», тем не менее Шарль Серрюс в своей книге «Опыт исследования значения логики» (см.: [ Серрюс 1948]) пишет, рассматривая логику Аристотеля, что «было бы опасно отделить теорию силлогизма от всего целого, из которого она не может и не должна быть выделяема» [ там же, с. 54]. «Перед нами логика отнюдь не формальная, так как значение ее простирается лишь на определенную область и ею обусловлено: она погружена в онтологию как в присущую ей среду; она питается от нее, но сама не создает ее... Эта метафизическая атмосфера нигде не дает о себе так знать, как в теории суждения...» [ там же, с. 55]; «...суждение представляет отношение субстанции и ее акциденций... Отсюда — эта железная связь мысли, насквозь пропитанная первой философией...» [ там же, с. 56]. Аналогичную позицию можно обнаружить и в ряде российских дореволюционных исследованиях по истории логики. В качестве примера сошлюсь на Е. А. Боброва: «Непостижимую ошибку допускают многие, как бы предполагая, что логика возможна как некая особая самобытная наука, мыслимая безо всякой связи с целым организмом философии... и вне связи с онтологией или метафизикой, учением о бытии и субстанции; они предполагают, будто логика, как наука вступительная, сама-то ничего уже не предполагает собою и возможна-де без философских предпосылок» [ Бобров 1916, с. 4-5]. И далее: «Логика Аристотеля наитеснеишим образом связана с его метафизикой, предполагает ее собой: без предварительного знания метафизики она даже совершенно не может быть в ее основах и сущности понята, как следует» [ там же, с. 5 ]. Отсюда делается существенный методологический вывод: «Кто хочет приберечь для себя — хотя бы и под иным названием — логику Аристотеля, тот должен взять на себя и ту метафизику, на которой выросла как исторический результат логика Аристотеля!» [ там же, с. 6]. Такой подход представляется плодотворным как в теоретическом плане, так и в практическом. Плодотворность его для развития логики как теоретической дисциплины демонстрируется, в частности, на примере развития модальной логики, многие понятия и принципы которой выросли из тщательного анализа именно философских взглядов Аристотеля на возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п. Кроме того, и, может быть, это самое важное, осознание наличия философских (конечно, не только онтологических) предпосылок логики ведет к осознанию необходимости постоянных «трансформаций» логики. Примеры такого рода трансформаций можно видеть в истории логики (влияние философии Декарта на появление Логики Пор-Роя-ля — лишь один из многих). Возможно, что недооценка именно этой связи философских установок, принципов с логическими концепциями не позволила Г. фон Вригту найти логике место, как это было отмечено в ранее процитированном его утверждении, среди восходящих «на философском горизонте новых облаков...» [ Вригт фон 1992, с. 89]. Для него «связь логики с позитивизмом в нашем веке явилась скорее исторической случайностью, чем философской необходимостью» [ Вригт фон 1986, с. 47]. На мой же взгляд, именно в его (неопозитивизма) рамках и при его «непосредственном участии» был во многом сформирован тот образ формальной логики, который является и по сей день доминирующим. Соответственно, те серьезные, парадигмальные изменения, которые происходят в философии, особенно в гносеологии, на рубеже XX и XXI веков, требуют своего осмысления, отражения и в логике, в трактовке ее основных понятий, логических процедур и методов, в изменении сферы приложения и т. д. Конечно, связь эта не столь жесткая и однозначная, чтобы каждый раз требовать построения новой логики, думать, что, например, «разрывая во имя критицизма и индивидуализма с метафизикой универсализма, мы теряем и право пользоваться логикой Аристотеля... Не годится нам метафизика идеализма, стало нам родным иное направление... — надо, стало быть, строить и совсем иную логику — логику иной метафизики» [ Бобров 1916, с. 7]. Это — другая крайность, позиция, не учитывающая относительной самостоятельности предмета логики, ее универсальности в многообразии, наличия феномена мыслительных форм и приемов, «который навсегда останется ядром всей ее возможной проблематики», хотя в логике, как и в других науках, «на каждом этапе происходит уточнение того, чем данная наука занимается» [ Микеладзе 1978, с. 6-7]. В какой-то степени Аристотель «ответственен» и за такую позицию, поскольку, как известно, разделив все науки на теоретические, практические и творческие, он не выделил логику в качестве самостоятельной дисциплины, отведя ей роль инструмента — органона, как скажут потом комментаторы. Надо сказать, что вопрос
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.210.196 (0.015 с.) |