Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности нормативно-правовой базы государственного регулирования в области защиты прав потребителей

Поиск

Содержание проекта

Введение.......................................................................................................3

Глава 1. Особенности нормативно-правовой базы государственного регулирования в области защиты прав потребителей

1.1. История развития законодательства о защите прав потребителей...........................................................................................5

1.2. Законодательство о защите прав потребителей в России…………................................................................................................8

1.3. Потребитель, его права и ответственность за их нарушение..13

Глава 2. Общие правила защиты прав потребителей в рамках современного законодательства

2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров……………………………………………………………...........................................29

2.2. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказания услуг)………………………………………………………….................................................34

2.3. Государственная и общественная защита прав потребителей…………………………………………………………………………........…….....36

Глава 3. Правовые проблемы защиты прав потребителей и пути их решения в Российской Федерации

3.1. Актуальные вопросы защиты прав потребителей………………………………...........................................................48

3.2. Актуальные проблемы и пути их решения, касающиеся защиты прав потребителей…………………………………………………………………................55

Заключение……………………………………………………………………..........................72

Список литературы………………………………………………………………..................75

Введение

В современной жизни очень важно знать свои права и уметь их защищать. Наше общество невозможно представить без товарно-денежных отношений, без отношений в сфере услуг. Консюмеризм (защита прав потребителя) – становится повседневностью. Быть потребителем нам приходится каждый день. Каждый из нас рано или поздно сталкивается с приобретением некачественных товаров или предоставлением некачественных услуг. Зачастую мы не знаем, как поступить в проблемной ситуации. Одной из важнейших задач современной России является необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей.

Цель проекта: выявление проблем связанных с реализацией законов, касающихся защиты прав потребителей, а также возможных путей их решения.

Задачи:

1) Изучить общие правила защиты прав потребителей в рамках современного законодательства;

2) Проанализировать особенности нормативно-правовой базы государственного регулирования в области защиты прав потребителей;

3) Исследовать правовые проблемы защиты прав потребителей в Российской Федерации.

4) Написать реферат, как средство выявления проблем связанных с защитой прав потребителей.

Методы:

1) Стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг.

2) Развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров.

3) Повышение правовой грамотности и информированности населения.

4) Поддержка общественных организаций, занимающихся обеспечением защиты прав потребителя.

5) Предупреждение и профилактика нарушенных прав потребителей.

Гипотеза – каждый человек может защитить свои права, в том числе и права потребителя.

Предмет исследования. Нормативно-правовые акты, регулирующие права потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

Объект исследования. Общественные отношения в сфере защиты прав потребителей в России.

Срок работы над проектом: 2 года.

Глава 1. Особенности нормативно-правовой базы государственного регулирования в области защиты прав потребителей

История развития законодательства о защите прав потребителей

Родиной движения в защиту прав потребителей является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль, как в бизнесе, так и в политике. Термин "консюмеризм" означает "движение в защиту прав потребителей".

В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак.

К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР - России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами.

Общественные организации по защите прав потребителей подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов Великой Отечественной войны, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, метрологии и сертификации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.

Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др.

Осенью 1992 года совместно с организацией по тестированию товаров ФРГ "Штифтунг Варентест" КонфОП организовал выпуск специализированного потребительского журнала "Спрос", который в России является популярным потребительским изданием. Немецкая организация оказывало большую помощь молодому изданию, представляла для публикаций результаты собственных испытаний, обучала персонал и даже поддерживала материально. Независимое издание для потребителей "Спрос" помогает потребителю конкретными знаниями по материалам независимых испытаний разнообразных товаров - продуктов питания, бытовой техники и электроники, товаров для детей, одежды, обуви и др. товаров, производимых в России и ввозимых на ее территорию из-за рубежа. В этом издании можно найти экспертные оценки новинок рынка, анализ прецедентов, возникающих по обе стороны прилавка, а также обоснованную антирекламу. На страницах журнала идет диалог потребителя с чиновниками государственных учреждений разных уровней - представителями антимонопольных управлений, милиции, судов, банков, торговых и санитарных инспекций и т. п. В настоящее время тираж этого издания неуклонно повышается.

Конфедерация ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т. д.), способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей.

Подготовленные материалы Конфедерации регулярно публикуются на страницах многих региональных изданий и столичных, например, в "Вечерней Москве", "Неделе", "Курантах", "Деловом мире" и других. У КонфОп была и своя газета - "Честное слово". В защиту прав потребителя", но, к сожалению, из-за финансовых трудностей она прекратила свое существование.

Сейчас потребительским организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды.

Законодательство о защите прав потребителей – это совокупность нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей. Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят различный отраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Основу регулирования в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.

Отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, многообразны, они могут возникать из договоров розничной купли-продажи, возмездного оказания услуг, бытового подряда и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ № 2300-1 отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ)4, но Закон РФ № 2300-1 применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если он: конкретизирует и детализирует положения ГК РФ; регулирует отношения, неурегулированные ГК РФ; предусматривает иные правила, чем ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными нормативными актами.

Сам Закон РФ № 2300-1 неразрывно связан с другими нормативными актами Российской Федерации, которое затрагивают интересы и права потребителя в сфере продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. В связи с этим, понятие «российское законодательство о защите прав потребителей» не ограничивается только лишь данным Законом РФ № 2300-1. Оно представляет собой достаточно последовательную, систематизированную и структурированную систему множества законодательных актов Российской Федерации, например Кодексом об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)5, ГК РФ, Уголовным кодексом (далее – УК РФ)6, а также законами, постановлениями Правительства РФ, которые в разной степени регулируют отдельные стороны законодательства о защите прав потребителей в России.

Согласно ст. 25 и 26 Закона РФ № 2300-1 Правительство РФ утверждает правила отдельных видов договоров купли-продажи, правила продажи отдельных видов товаров, перечень непродовольственного товара надлежащего качества, который не подлежит обмену, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование о безвозмездном предоставлении товара в пользование на время ремонта.

Качество товаров (работ, услуг) является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. От качества и безопасности товаров (работ, услуг) зависит многое в экономической и социальной жизни страны и каждого отдельного потребителя. Качество – главный фактор, обеспечивающий преимущество на товарных рынках.

В России разработана государственная программа управления качеством продукции. В ней отражена политика, направленная на создание условий, обеспечивающих экономическую заинтересованность товаропроизводителей и исполнителей работ (услуг) отвечающей задачам социально-экономического развития России. Решение проблемы качества связано с установлением и соблюдением определенных норм качества, обязательных для лиц, от действий которых зависит качество продукции.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ № 184)8 изменил сами принципы и подходы к стандартизации и сертификации товаров (работ, услуг). Показательно, что в связи с принятием ФЗ № 184 признаны утратившими силу Закон РФ от 10.06.1993 года № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (далее - Закон РФ № 5151-1)9 и Закон РФ от 10.06.1993 года № 5154-1 «О стандартизации» (далее – Закон РФ № 5154-1)

Смысл новой системы стандартизации в том, что обязательные документы, действовавшие до принятия ФЗ № 184 (ГОСТы и ОСТы), в течение следующих семи лет будут заменены на технические регламенты - документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукция, в том числе здания, строения и сооружения, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

«Судьбу» ГОСТов определяет п. 1 ст. 46 ФЗ № 184, в соответствии с которым, со дня вступления в силу указанного ФЗ № 184 впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

1. Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2. Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Техническое регулирование является разновидностью государственного регулирования, которое предполагает использование юридических инструментов для реализации целей социально-экономической политики государства. Закон предусматривает два вида сертификации – обязательную и добровольную.

К товарам, подлежащим обязательной сертификации относятся в основном те группы, которые каким-либо образом могут воздействовать на безопасность людей. К таким товарам можно отнести оборудование, работающее от электросети. На это оборудование проводится экспертиза безопасности или обязательная оценка безопасности с учетом технических регламентов. В списке обязательной сертификации также содержится различная продукция для детей. Для этих товаров в обязательном порядке проводят оценку качества. А вот огромная часть строительных материалов не входят в перечень товаров обязательной сертификации, хотя их качество играет большую роль в безопасности жизни людей. Как правило, на практике строительными компаниями товары без сертификатов качества не принимаются. Отсюда следует, что если компания или предприятие хочет изготавливать и поставлять строительные материалы, то ей придется проводить сертификацию изготавливаемой продукции.

Услуги, подлежащие сертификации связаны с обслуживанием населения. К ним можно отнести парикмахерские услуги, химическую чистку, ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратурой и электробытовых приборов и машин, прачечные бытовые, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и тому подобное.

Сертификацию товаров (работ, услуг) проводят органы по сертификации, уполномоченные проводить идентификацию продукции, представленной для сертификации, в соответствии с правилами системы сертификации; сертифицировать товары (работы, услуги); выдавать сертификаты; осуществлять инспекционный контроль за засертифицированными товарами (работами, услугами); приостанавливать либо отменять действия выданных ими сертификатов.

Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Из определения следует, что стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм, требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.

В Российской Федерации действуют следующие виды нормативных документов по стандартизации:

1. Национальные стандарты;

2. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

3. Нормы, правила и рекомендации по стандартизации;

Стандарты организаций.

Требования всех нормативных актов, касающиеся защиты прав потребителей, обязательны для выполнения на территории Российской Федерации.

Закон РФ № 2300-1 определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение приобрести, или заказать товар (работу, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательство, применяется также с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено законом.

Кроме того, в качестве потребителя выступает не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказать работу (услугу), но и гражданин, который ими пользуются. Например, потребителем является как гражданин, который купил автомобиль или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим автомобилем, или является зрителем в театре.

В некоторых случаях пользоваться товаров (работой, услугой), а значит, считаться потребителем, может только тот гражданин, который заключил договор с продавцом (исполнителем). Например, при покупке оружия, при поездке поездом дальнего следования или самолетом, когда требуется индивидуализация гражданина.

Если гражданин приобретает товар (заказывает работу, услугу) для организации и за их счет с целью использования их в производстве (например, приобретение компьютера для работы в офисе), то он потребителем не является. Если же гражданин пользуется услугой личного характера, хотя и заказанной за счет организации с производственной необходимостью (например, услуга по проживанию в гостинице в командировочных целях), то он выступает в качестве потребителя.

Закон РФ № 2300-1 не только обеспечивает социальные гарантии потребителей, расширяя их права, но и объективно повышает ответственность изготовителей, продавцов и исполнителей за качество товара (работ, услуг), устанавливая для них ряд обязанностей.

Большое значение имеет информация и о самом товаре. По продовольственным товарам потребитель может узнать их состав, включая пищевые добавки, вес или объем содержимого в единице товара, калорийность, а также наличие вредных веществ. Если в продтоварах имеются вещества, которые противопоказаны при отдельных заболеваниях, на упаковке или иным образом делается предупредительная надпись. На упаковке продтоваров также иных товаров, потребительские свойства которых могут ухудшиться со временем, должны быть указанны срок годности и правила хранения.

Закон предусматривает и ответственность изготовителя, наступающую при предоставлении потребителю недостоверной или недостаточно полной информации о товаре. Так, если потребитель в результате этого приобрел товар, не обладающий необходимыми свойствами, то он вправе расторгнуть договор купли-продажи в одностороннем порядке и потребовать возмещение ему ущерба.

А если в этих случаях невозможно использовать товар, то можно потребовать замены товара или вернуть товар. В случае причинения вреда жизни, здоровья и имуществу потребителя при неправильной информации о товаре предусмотрена особая, полная имущественная ответственность.

Право потребителей на посвящение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Реализация этого права осуществляется путем включения в программы учащихся образовательных учреждений и высших учебных заведений специальных курсов по защите прав потребителей, публикаций общественных объединений потребителей, выпуска специальных изданий, газет, журналов, книг.

В программе общеобразовательных учебных заведений, разработанной отделом потребительского образования Международной Конференции обществ потребителей с использованием методических организации. В большинстве вузов студентам читаются курсы по управлению качеством, включающие вопросы защиты прав потребителей.

Срок годности устанавливается на товары, потребительские свойства которых могут ухудшиться с течением времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, изделия бытовой техник и т. д.). Поэтому изготовитель обязан сообщить потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Потребителю должны быть доведены в доступной форме правила пользования товаром, его хранения, транспортировки и утилизации. Они должны содержаться в техническом паспорте или инструкции, на самом товаре или упаковке либо доведены до сведения иным способом, принятым для отдельных видов товаров. В целях обеспечения безопасности товаров предусматривается сертификация соответствия, подтверждаемая уполномоченным на то органом.

Если же потребителю продан некачественный товар, то согласно ст. 18 Закона РФ № 2300-1 он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.

Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).

Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замена товара могут быть предъявлены также непосредственно организации-изготовителю.

В случае если были проданы недоброкачественные продовольственные товары, то в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.

Нужно иметь в виду, что требования потребителя рассматриваются только при предъявлении им товарного или кассового чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, технического паспорта или иного заменяющего документа с отметкой о дате продажи. В связи с этим продавец обязан выдать ему товарный, кассовый чек. Отказ продавца должен рассматриваться как грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей.

В п. 5 ст. 18 Закона РФ № 2300-1 устанавливается обязанность продавца, изготовителя принять у потребителя товар с недостатками и удовлетворить его требования. При этом они вправе произвести экспертизу товара для выполнения причин возникновения недостатков. Потребитель может участвовать в проверке качества товара. В этой же статье устанавливаются основания освобождения указанных лиц от требований потребителей. Наконец, важно иметь в виду, что бремя доказывания наличия данных обстоятельств возлагается на продавца, изготовителя.

Если потребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула), то в случае если цена заменяемого товара на момент предъявления требования установить невозможно и сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере этой цены, то перерасчет может, производится исходя из цены заменяемого товара, установленной экспертизой.

Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на исправление недостатков, соразмерного уменьшения покупной цены, замены на аналогичный товар или такой же товар, но другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены или расторжения договора и возмещения убытков. Эти требования он может предъявить продавцу или изготовителю. Такие требования должны предъявляться в сроки, установленные ст. 19 Закона РФ № 2300-1. Сроки зависят от того, имеет ли товар гарантийный срок или срок годности, службы или такой срок на товар не установлен. Эти сроки доводятся до сведения потребителя в информации о товаре.

На товары с гарантийным сроком или со сроком годности потребитель может предъявить требования по поводу недостатков, обнаруженных в течение этого срока. Если гарантийный срок на товар не установлен, потребитель может предъявить требования, если недостаток обнаружен в течение шести месяцев со дня передачи этого товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором.

На технически сложные товары и товары, предназначенные для принудительного пользования, как правило, наряду со сроком годности устанавливается и срок службы. В этих случаях потребитель вправе предъявить требования по поводу устранения недостатков и по истечению срока годности, но в пределах срока службы. Необходимо иметь в виду, что причиной невозможности использовать товар в пределах срока службы являются существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя. Потребитель может потребовать лишь безвозмездно устранить недостатки, и если он в 20-дневный срок не устранен, можно предъявить по выбору требования.

Гарантийный срок на товары начинает исчисляться, как правило, со дня их покупки, который подтверждается либо отметкой на техническом паспорте, либо товарным или кассовым чеком. Товары, которые требуют доставки, установки или сборки, срок исчисляется со дня выполнения таких работ. По сезонным товарам срок годности исчисляют с момента наступления соответствующего сезона, исходя из климатических условий местонахождения потребителя, который определяется обычно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срок годности на товары определяется, начиная со дня изготовления. На товарах со сроком годности должны проставляться либо срок его годности и дата изготовления, либо дата, до наступления которой он пригоден к использованию.

Одной из важнейших гарантий прав потребителя является предусмотренная ст. 23 Закона РФ № 2300-1 имущественная ответственность продавца (изготовителя) за нарушение сроков выполнения требований покупателя о ремонте или замене товара, а также невыполнении требований потребителя о предоставлении ему на время ремонта или замены аналогичного товара. Предусмотрено, что продавец (изготовитель) оплачивает в этих случаях неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки своих обязанностей. С него можно также взыскать убытки.

Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является согласно ст. 25 Закона РФ № 2300-1 его правом на обмен товаров надлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применима к отношениям, возникшим в других сферах оказания услуг.

Обмену подлежат не все товары надлежащего качества. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые включены в перечень, который находится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежит возврату или обмену на аналогичный товар других размера, габарита, фасона, расцветки или комплекции»13. В этот перечень входят:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;

2. Предметы личной гигиены;

3. Парфюмерно-косметические товары;

4. Текстильные товары;

5. Швейные и трикотажные изделия;

6.Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования;

7. Товары бытовой химии;

8. Мебель бытовая;

9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями;

Основания для обмена установлены достаточно широкие: товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован потребителем. Такой безграничный перечень делает практически нереальной возможность отказа в обмене в связи с отсутствием оснований для этого.

Однако отказ в обмене может последовать, если отсутствуют предусмотренные законом условия обмена: товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид и потребительские свойства, а также пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек. Потребитель может осуществить свое право на обмен доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки.

В случае отсутствия аналогичного товара в продаже в момент обращения потребителя к продавцу потребитель вправе по своему выбору в одностороннем порядке расторгнуть договор и потребовать возврата уплаченной за него суммы либо осуществить обмен товара при первом поступлении аналогичного товара в продаже принадлежит исключительно потребителю.

Течение установленного обмена срока прерывается обращением потребителя в торговое предприятие. Поэтому в случае отсутствия товара в продаже факт обращения должен быть письменно зафиксирован. После обмена товара течение срока для нового обмена доброкачественного товара начинается заново со дня обмена, поскольку закон не ограничивает количество таких обменов.

Если продавец не сообщит потребителю о поступлении аналогичного товара в продажу, последний вправе предъявить в суд иск о понуждении обменять товар или возвратить уменьшенную сумму и о взыскании причиненных убытков.

Важность для потребителя достоверной и полной информации о товаре, работе, услуге или об изготовителе, исполнителе, продавце подчеркивается установлением в Законе РФ № 2300-1 специальной ответственности за нарушения в этой области. Для наступления ответственности необходимо установление причинной связи между предоставлением неверной или неполной информации и последствиями, предусмотренными ст. 12 Закона РФ № 2300-1.

В результате предоставления недостоверной или неполной информации о товаре может наступить причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя, а также природным объектам. Закон РФ № 2300-1 предусматривает различные последствия причинения вреда вышеперечисленным объектам. В первом случае вред возмещается по правилам ст. 14 Закона РФ № 2300-1 (в полном объеме, в течение установленного срока службы или годности товара, а если срок не установлен – в течение 10-ти лет со дня передачи товара потребителю или с даты изготовления товара), а во втором - возмещаются убытки. Также предусмотрена ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг. Установлено право потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда к продавцу или изготовителю товара, а также предоставляет исключительную ответственность изготовителя в случае, когда вред причинен в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов, применяемых при изготовлении товара, если такое использование придало товару качества, послужившие причиной вреда.

Для наступления такой ответственности не требуется наличия вины. Вред возмещается в полном объеме. Способами возмещения вреда, в соответствии со ст. 1082 ГК РФ, являются: возмещение вреда в натуре или возмещение причиненных убытков.

Закон РФ №2300-1 предусматривает, ответственность всех обязанных лиц за нарушение сроков устранения недостатков, замены товаров, а также вновь установлена ответственность за нарушение сроков выполнения денежных требований. Денежные требования, в основном, выражаются в виде неустойки. Так, например, Постановление Судебного участка № 273 Шаховского судебного района Московской области от 13 ноября 2013 г. №09-14717/2013 – гражданка Б. обратилась в Шаховской районный суд Московской области с иском к закрытому акционерному обществу (ЗАО) «Петрович» о замене набора инструментов фирмы «SHTIL» из 27 различных инструментов предназначенных для электромонтажа стоимостью 42 000 ненадлежащего качества на набор инструментов фирмы «SHTIL» аналогичной стоимости надлежащего качества, соответствующего техническим требованиям, установленных договором купли-продажи, а также о взыскании убытков в размере 21060 рублей, понесенных истцом в результате оплаты им услуг эксперта по проведению экспертизы набор инструментов по акту от 01.06.2011 г. № 405-Ш.

Шаховской районный суд Московской области постановил: исковые требования удовлетворить в части замены ЗАО «Петрович» набора инструментов фирмы «SHTIL» ненадлежащего качества набора инструментов фирмы «SHTIL» надлежащего качества, в части взыскании убытков отказать.

Общие положения об ответственности за нарушение любых прав потребителей установлены ст. 13 Закона РФ № 2300-1. Она подлежит применению в тех случаях, когда законодательством не предусмотрены иные правила ответственности.

В последней редакции Закона РФ № 2300-1 изъята норма об административной ответственности работников продавца, изготовителя, исполнителя, поскольку она регулируется КоАП РФ. Ст. 146 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил торговли. Правила торговли по смыслу данной статьи являются нормативно-правовыми и должны иметь публично-правовой характер. Ответственность за нарушение правил торговли наступает только в том случае, если они содержатся в нормативных правовых актах, надлежащим образом зарегистрированных, либо отвечающих иным требованиям, обязательным для вступления этих актов в силу. Так, например, Постановление Судебного участка № 273 Шаховского судебного района Московской области от 07. 09. 2013 г. по делу № А60-22265/2013-С9 гражданка К. подала иск в Шаховского районный суд Московской области на ЗАО «Уралбройлер» о том, что она приобрела ноги цыплят-бройлеров торговой марки «Аргаяша»), расфасованных и упакованных изготовителем (ЗАО «Уралбройлер») с дополнительным взвешиванием и указанием нового веса на 46 грамм больше указанного на маркировке изготовителем и завышением стоимости трех упаковок на 90 копеек. Согласно пункту 34 Правил продажи отдельных видов товаров, при продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится. При продаже продовольственных товаров, расфасованных и упакованных изготовителем с указанием веса на упаковке, их дополнительное взвешивание не производится. Таким образом, дополнительное взвешивание товара, расфасованного и упакованного изготовителем, привело к обвесу, а, следовательно, увеличение его стоимости (по сравнению с указанной стоимостью на ценнике) - к обсчету гражданки К.

Ст. 150 КоАП РФ в области защиты прав потребителей устанавливает ответственность за обман потребителя относительно потребительских свойств и качества товара при реализации их в предприятиях розничной торговли, общественного питания или оказывающих услуги населению, а также индивидуальными предпринимателями.

Ст. 146 КоАП РФ устанавливает ответственность за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов. Данное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области торговли и финансов, на установленный порядок уплаты подакцизных платежей и порядок продажи товаров. Акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.107 (0.019 с.)