Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) играет очень большую роль для потребителя.

Поиск

Законодательство по защите прав потребителей в первую очередь требует, чтобы потребителю был продан товар лишь надлежащего качества.

Надлежащее качество товара означает соответствие его требованиям государственных стандартов, установленной законодательством нормативной документации, утвержденной изготовителем, условиями договора, обычному качеству, информации о потребительских свойствах. Следует иметь в виду, что соответствие качества товара обычно предъявляемым требованиям означает соответствие качества товара уровню развития науки, техники и технологии пригодности товара целям, для которых он обычно используется.

Качество продукции должно соответствовать всем этим требованиям. При несоответствии хотя бы одному из них она должна считаться продукцией ненадлежащего качества со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями.

Все вышеизложенные требования относятся не только к товарам, но и к результатам работ и услуг, реализуемых исполнителями, независимо от их формы собственности и организационных форм.

Срок годности устанавливается на товары, потребительские свойства которых могут ухудшиться с течением времени (продукты питания, парфюмерно-косметические товары, изделия бытовой техник и т. д.). Поэтому изготовитель обязан сообщить потребителю соответственно период времени с указанием календарной даты изготовления товара или календарную дату, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Сроки службы устанавливаются на товары длительного пользования. Продолжительного срока службы или годности на конкретные товары определяются изготовителем.

Изготовитель обязан обеспечить безопасность товара в течение установленного срока. При несоблюдении указанного требования и причинении вреда потребителю изготовитель несет ответственность.

Если потребитель не был проинформирован о сроках службы или годности и ему причинен ущерб по истечении этих сроков, продавец в этом случае несет ответственность перед потребителем.

Потребителю должны быть доведены в доступной форме правила пользования товаром, его хранения, транспортировки и утилизации. Они должны содержаться в техническом паспорте или инструкции, на самом товаре или упаковке либо доведены до сведения иным способом, принятым для отдельных видов товаров. В целях обеспечения безопасности товаров предусматривается сертификация соответствия, подтверждаемая уполномоченным на то органом.

Если же потребителю продан некачественный товар, то согласно ст. 18 Закона РФ № 2300-1 он вправе предъявить следующие требования: безвозмездное устранение недостатков, соразмерное уменьшение покупной цены или возмещение расходов на их исправление, замена товара с недостатками на товар аналогичной марки (модели, артикула) либо на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, расторжение договора и возмещение убытков.

Потребитель вправе выбрать не только одно из перечисленных последствий, но и место предъявления своих требований (по месту покупки или месту нахождения изготовителя).

Требования о безвозмездном устранении недостатков или возмещении расходов потребителя по их устранению либо замена товара могут быть предъявлены также непосредственно организации-изготовителю.

В случае если были проданы недоброкачественные продовольственные товары, то в отношении их требования потребителя могут быть обращены только к продавцу при условии, если недостатки были обнаружены в пределах срока годности продукта. В такой ситуации продавец обязан либо заменить товар на товар надлежащего качества, либо принять его и возвратить потребителю уплаченную им денежную сумму.

Нужно иметь в виду, что требования потребителя рассматриваются только при предъявлении им товарного или кассового чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, технического паспорта или иного заменяющего документа с отметкой о дате продажи. В связи с этим продавец обязан выдать ему товарный, кассовый чек. Отказ продавца должен рассматриваться как грубое нарушение законодательства о защите прав потребителей.

В п. 5 ст. 18 Закона РФ № 2300-1 устанавливается обязанность продавца, изготовителя принять у потребителя товар с недостатками и удовлетворить его требования. При этом они вправе произвести экспертизу товара для выполнения причин возникновения недостатков. Потребитель может участвовать в проверке качества товара. В этой же статье устанавливаются основания освобождения указанных лиц от требований потребителей. Наконец, важно иметь в виду, что бремя доказывания наличия данных обстоятельств возлагается на продавца, изготовителя.

Если потребитель потребовал замены товара с недостатками на товар другой марки (модели, артикула), то в случае если цена заменяемого товара на момент предъявления требования установить невозможно и сторонам не удалось достигнуть соглашения о размере этой цены, то перерасчет может, производится исходя из цены заменяемого товара, установленной экспертизой.

Потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов на исправление недостатков, соразмерного уменьшения покупной цены, замены на аналогичный товар или такой же товар, но другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены или расторжения договора и возмещения убытков. Эти требования он может предъявить продавцу или изготовителю. Такие требования должны предъявляться в сроки, установленные ст. 19 Закона РФ № 2300-1. Сроки зависят от того, имеет ли товар гарантийный срок или срок годности, службы или такой срок на товар не установлен. Эти сроки доводятся до сведения потребителя в информации о товаре.

На товары с гарантийным сроком или со сроком годности потребитель может предъявить требования по поводу недостатков, обнаруженных в течение этого срока. Если гарантийный срок на товар не установлен, потребитель может предъявить требования, если недостаток обнаружен в течение шести месяцев со дня передачи этого товара потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством или договором.

На технически сложные товары и товары, предназначенные для принудительного пользования, как правило, наряду со сроком годности устанавливается и срок службы. В этих случаях потребитель вправе предъявить требования по поводу устранения недостатков и по истечению срока годности, но в пределах срока службы. Необходимо иметь в виду, что причиной невозможности использовать товар в пределах срока службы являются существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя. Потребитель может потребовать лишь безвозмездно устранить недостатки, и если он в 20-дневный срок не устранен, можно предъявить по выбору требования.

Гарантийный срок на товары начинает исчисляться, как правило, со дня их покупки, который подтверждается либо отметкой на техническом паспорте, либо товарным или кассовым чеком. Товары, которые требуют доставки, установки или сборки, срок исчисляется со дня выполнения таких работ. По сезонным товарам срок годности исчисляют с момента наступления соответствующего сезона, исходя из климатических условий местонахождения потребителя, который определяется обычно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Срок годности на товары определяется, начиная со дня изготовления. На товарах со сроком годности должны проставляться либо срок его годности и дата изготовления, либо дата, до наступления которой он пригоден к использованию.

Одной из важнейших гарантий прав потребителя является предусмотренная ст. 23 Закона РФ № 2300-1 имущественная ответственность продавца (изготовителя) за нарушение сроков выполнения требований покупателя о ремонте или замене товара, а также невыполнении требований потребителя о предоставлении ему на время ремонта или замены аналогичного товара. Предусмотрено, что продавец (изготовитель) оплачивает в этих случаях неустойку в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки своих обязанностей. С него можно также взыскать убытки.

Специфическим правом потребителя в сфере торгового обслуживания является согласно ст. 25 Закона РФ № 2300-1 его правом на обмен товаров надлежащего качества. Оно действует лишь в области торгового обслуживания и не применима к отношениям, возникшим в других сферах оказания услуг.

Обмену подлежат не все товары надлежащего качества. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые включены в перечень, который находится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежит возврату или обмену на аналогичный товар других размера, габарита, фасона, расцветки или комплекции»13. В этот перечень входят:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;

2. Предметы личной гигиены;

3. Парфюмерно-косметические товары;

4. Текстильные товары;

5. Швейные и трикотажные изделия;

6.Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования;

7. Товары бытовой химии;

8. Мебель бытовая;

9. Изделия из драгоценных металлов, с драгоценными камнями;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.009 с.)