Глава 3. Правовые проблемы защиты прав потребителей и пути их решения в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Правовые проблемы защиты прав потребителей и пути их решения в Российской Федерации



3.1. Актуальные вопросы защиты прав потребителей

В настоящее время довольно часто говорится о значимости защиты прав потребителей, в первую очередь такая необходимость диктуется объемом отношений в потребительской сфере, этот объем охватывает значительную часть правоотношений, и это происходит в первую очередь из-за характера экономических и общественных отношений, так например, известно, что договор розничной купли-продажи является самым массовым договором в мировом праве, поскольку одним из его участников выступает человек, у которого, возникла необходимость в удовлетворении своих потребностей (питание, одежда и пр.). Поскольку покупатель в данных правоотношениях зависим от продавца, в том плане, что продавец может диктовать, к примеру, условие о цене, то здесь возникает необходимость в защите прав потребителей.

По сведениям, приводимым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), в 2013 г. оборот розничной торговли составил 21 319,9 млрд. руб. или 105,9 % к уровню 2012 г. При этом в 2013 г. сохранилась тенденция опережающего роста объема продаж непродовольственных товаров по сравнению с динамикой продаж продовольственных товаров. Так, если продажи непродовольственных товаров по итогам 20123 г. Выросли на 8,4 % по сравнению с 2012 г., то продажи пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, – только на 3 %.

Исходя из статистики, проведенной по Московской области по итогам 2013 года, за помощью к специалистам муниципальных образований Московской области обратилось 10428 потребителей. Рост количества обращений по сравнению с 2012 годом составил 12%. Во внесудебном порядке было урегулировано около 2-х тысяч жалоб на общую сумму более 5000, 0 тыс. рублей. В настоящее время, динамика роста обращений граждан потребителей товаров составляет 63%. Рост количества обращений по сравнению с 2012 годом составил 12%. Статистика по видам обращений в Московской области показывает, что в адрес Роспотребнадзора Московской области на нарушения в сфере торговли поступает 78% обращений потребителей, на нарушения в сфере услуг (работ) – 22% обращений.

Согласно статистики выведенной Роспотребнадзором по Шаховскому району в 2013 году письменно в адрес Роспотребнадзора Шаховского района обратились жители 28 населенных пунктов. Наиболее активными были жители сельское поселение Раменское – 79 обращений, сельское поселение Степаньковское – 65, сельское поселение Серединское– 51. Обращения из трех наиболее крупных населенных пунктов поселения составили 68% от всего количества обращений в 2013 году.

Из 631 поступивших письменных обращения 607 (96,2%) было рассмотрено положительно, в 15 случаях отказано, в 9 разъяснено.

Подавляющее большинство письменных обращений граждан касалось вопросов, связанных с приобретением продовольственных товаров. По данной тематике зарегистрировано 502 обращения, что составило 79,6% от общего числа обращений.

Действующее законодательство Российской Федерации содержит нормы направленные на обеспечение защиты прав потребителей, в первую очередь такие нормы содержаться в ГК РФ и Законе РФ № 2300-1, на практике возникают различные ситуации, требующие дополнительного разъяснения по применению тех или иных норм, такими разъяснениями являются Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, например Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».

Помимо государственного стимулирования защиты прав, в последнее время приобретает большое значение стимулирование со стороны общественных организаций (объединений). По состоянию на 01 января 2014 года количество общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), зарегистрированных Минюстом России, в одном только центральном федеральном округе составляет 330, общее число таких организаций составляет 13472. С другой стороны, в некоторых случаях, возникает так называемый, потребительский терроризм. 16 января 2012 года на заседании президиума Государственного совета об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей, Премьер-министр Д.А. Медведев отметил, что «потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов. Это главное, что вытекает из системы защиты прав потребителей. У нас есть все шансы сделать её более эффективной и современной». На этом же заседании Российской Федерации Д.А. Медведев выделил основные приоритеты в защите прав потребителей: - необходимость принятия дополнительных мер по защите прав потребителей финансовых услуг, включая и сферу потребительского кредитования; - акцентирование внимания на проблеме потребительского рынка в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также проблемы так называемого долевого строительства жилья; - усиление работы по защите прав граждан, которые приобретают туристические путёвки; - ускорение разработки положений о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей, о подготовке ежегодных государственных докладов по данной проблематике, а также о порядке формирования открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в этой сфере. - необходимость в активном развитии института публичного контроля за соблюдением прав потребителей. Необходимость дальнейшего регулирования защиты прав потребителей подтверждается статистикой.

Всего в 2013 г. В Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации поступили 127 обращений по различным вопросам, касающимся соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей в сфере розничной торговли, что на 9 % больше, чем в 2012 г. При этом в большинстве случаев (77 %) жалобы касались обстоятельств приобретения непродовольственных товаров, главным образом – технически сложных, а 2,7 % от их общего числа были связаны с дистанционным способом продажи товаров. Будучи объективно одним из наиболее востребованных законодательных актов, Закон РФ № 2300-1 постоянно актуализируется и дополняется новыми положениями, которые призваны максимально соответствовать, тем изменениям, которые происходят в общественных отношениях.

Одновременно законодательство о защите прав потребителей «прирастает» новыми нормативными правовыми актами. Тем не менее, в сложившейся системе правового регулирования отношений с участием потребителей еще существуют как соответствующие пробелы, так и не согласованность отдельных федеральных законов между собой, что в отсутствие четкой иерархической подчиненности специальных норм основополагающим положениям ГК РФ зачастую правовую порождает неопределенность, следствием, которой являются и случаи всякого рода злоупотреблений в ущерб потребителям, регулярно выявляемые на потребительском рынке, и противоречивая правоприменительная практика.

Заведующий отделом теории законотворчества и систематизации законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации А.С. Пиголкин, в статье «Проблемы развития российского законодательства»35 отмечает, что «законодательство в условиях рыночной экономики призвано заботиться о личности, о ее охране и защите от стихии рынка, способствовать социализации общества. Для современной России оптимальной моделью является рыночная экономика с достаточно высоким уровнем государственной регламентации. С помощью закона регулируются в определенных пределах цены и тарифы, устанавливаются социальные льготы, пособия и выплаты для социально незащищенных слоев населения, гарантии при проведении приватизации, осуществляются индексирование зарплаты, совершенствование налогообложения, защита прав потребителей и так далее». Все, что было, сказано, касается текущей ситуации в Российской Федерации, но впереди нас ждут большие изменения, связанные с интеграцией России во Всемирную торговую организацию.

Доктор юридических наук, профессор, ректор Российского государственного торгово-экономического университета Бабурин С.Н., в статье «Защита прав потребителей в условиях реинтеграции и присоединения России к ВТО»36 опубликованной в журнале «Национальные интересы» указывает на ряд общих проблем защиты прав потребителей России: высокая доля неформальной экономики на потребительском рынке, которая по разным оценкам достигает от 40% до 60%, что негативно влияет на обеспечение прав потребителей и их защиту в рамках правового и экономического поля; отмена лицензирования, обязательной сертификации предприятий торговли и услуг без соответствующей компенсации другими формами гарантий безопасности негативно отражается на защите прав потребителей; неразвитость системы страхования рисков от реализации (потребления) некачественной продукции (услуг), компенсация ущерба от наступления таких случаев предопределяет необходимость обеспечения государственного протекционизма в формировании такой системы; недостаточно полное использование механизма биржевой торговли для определения рыночной котировки цен и защиты потребительского рынка от олигопольно высоких цен на товары и услуги; отсутствие целостной концепции развития внутренней и внешней торговли России, где должны быть прописаны формы и методы государственного регулирования потребительского рынка на разных уровнях и структурах; субъекты защиты прав потребителей (а это государство, местные органы самоуправления, некоммерческие общественные организации, организации саморегулирования, коммерческие организации) автономно формируют запрещающие, регламентирующие, «барьерные» механизмы, направленные на обеспечение защиты прав потребителей. Такая автономность ведет, с одной стороны, к дублированию в основном контрольных функций (по безопасности товаров и услуг), с другой — к неэффективности воздействия органов регулирования и контроля на потребительский рынок. Кроме того, административно-правовые нормы не обеспечены адекватной экономической поддержкой. Проблемы в законодательстве и в организации защиты прав потребителей в настоящее время никем не отрицаются, даже Роспотребнадзор в Государственном докладе за 2013 год, говорит о том, что отсутствует четкая иерархическая система соподчинения специальных норм права, что в свою очередь отрицательно сказывается на работе ведомства. Одним из методов усиления защиты прав потребителей Роспотрбенадзор видит во внесении в КоАП РФ изменения в части определения дополнительных составов административных правонарушений, связанных с несоблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, а также повышения размеров соответствующих штрафных санкций, как минимум, за нарушения, влекущие реальное причинение (угрозу причинения) вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей в связи с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

 В современных реалиях большое значение имеет финансовая грамотность населения. Увеличение числа кредитных организаций, доступность кредитных продуктов с одной стороны и недостаточная финансовая грамотность населения с другой стороны породило серьезную проблему в современной России. При этом проблемы порождаются со всех сторон, как со стороны банка (займодавца), так и со стороны заемщика. Банк заинтересован в получении прибыли, а поэтому в кредитные договора подчас вносятся условия ущемляющие права потребителя, начиная со штрафных санкций и заканчивая так называемыми «навязанными услугами» (комиссия за ведение ссудного счета и пр.). Заемщик, не вникнув в текст договора, узнает о его особенностях уже на стадии исполнения, и здесь возникает несоответствие между запланированными расходами на оплату кредита и той задолженностью, которую требует оплатить банк, следовательно, увеличивается вероятность несвоевременной оплаты ежемесячных платежей по кредиту, банк в свою очередь прибегает к штрафным санкциям, что в свою очередь еще увеличивает задолженность перед банком. Увеличение задолженности ведет к снижению вероятности оплаты кредита. Основными нормативными актами в этой области являются: ГК РФ, Закон РФ № 2300-1 и Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности"37. Дополнительно реализуются различные проекты, нацеленные на повышение финансовой грамотности, например в апреле 2012 года Министерство финансов РФ объявило о создании проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», по итогам отобранных заявок было принято решение об участии в проекте 8-ми регионов РФ, в октябре 2013 года начнется реализация проекта. В докладе, «О состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере» который, был составлен в рамках указанного проекта, говориться о том, что для эффективного, устойчивого и справедливого функционирования финансового рынка необходимо наличие следующих составляющих: доступность финансовых услуг; конкурентная среда; ответственная политика и деловая этика финансовых институтов; нормативное регулирование; защита прав потребителей финансовых услуг; финансовая грамотность населения. В целом регулирование финансовой сферы должно вестись в двух направлениях: повышение финансовой грамотности населения; защита прав потребителей финансовых услуг.

Подводя итог, можно назвать следующие сферы, в которых чаще всего возникают вопросы, связанные с защитой прав потребителей: розничная торговля; потребительский рынок жилищно-коммунальных услуг; рынок туристических услуг; финансовая сфера; сфера долевого строительства многоквартирных домов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.008 с.)