Конструирование цепных передач 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конструирование цепных передач



Цепные передачи, как и ременные, являются передачами с гибкой связью. Они схожи по структуре – цепная передача состоит из двух звездочек, соединяемых цепью (рис. 4.2.1), но отличаются принципом дейст-вия: ременная передача – передача трением, цепная передача – передача зацеплением.

Рис. 4.2.1. Цепная передача: 1, 3 – ведущая и ведомая звездочки; 2 – цепь

 

Цепные передачи имеют меньшие габариты, чем ременные, работают при больших нагрузках без проскальзывания и меньше нагружают валы. Они способны передавать мощность до 100 кВт при скорости цепи до 15 м/с и межосевых расстояниях до 8 м. Потери на трение сравнительно невелики: (η = 0,92…0,96). Условия эксплуатации открытых цепных передач достаточно сложные: пыль, попадающая в шарниры цепи, значительно ухудшает условия трения соприкасающихся поверхностей, что обуславливает сравнительно быстрое изнашивание шарниров, детали цепных передач подвергаются значи­тельной коррозии и изнашиванию, работа цепных передач часто сопровождается значительными колебаниями нагрузки, вибрацией и дополнительной деформацией деталей.

Цепи подразделяются на приводные (рис. 4.2.2, ад), тяговые, используемые с различными рабочими органами (скребками, ковшами и др.) в транспортерах, подъемниках, элеваторах и грузовые (рис. 4.2.2, ез).

В приводах машин применяются роликовые, втулочные и зубчатые цепи. Они состоят из соединенных с помощью шарниров звеньев, обеспечивающих гибкость цепи.

Роликовые цепи. Каждое звено (рис. 4.2.3, а) состоит из двух внутренних пластин 1, напрессованных на втулку 3, и двух наружных пластин 2, напрессованных на валик 4. Втулка надета на валик. На втулке свободно вращается ролик 5. Наличие ролика позволяет исключить трение скольжения и уменьшить износ зубьев звездочек. При передаче больших нагрузок и скоростей применяют многорядные цепи (рис. 4.2.3, б). Они состоят из тех же элементов, что и однорядные. Но валики в них удлиненные. Звенья неразъемные, а концы соединяют звеном (рис. 4.2.4, а), валик расклепывают или крепят шплинтом. Если цепи с нечетным числом звеньев, то применяют специальные переходные звенья
(рис. 4.2.4, б), поэтому цепи с четным числом звеньев предпочтительнее.

Рис. 4.2.2. Типы цепей: а – приводная роликовая однорядная,

б – то же двухрядная; в – то же с изогнутыми пластинами; г – приводная зубчатая с направляющими пластинами; е, д – грузовая круглозвенная; 

ж – то же пластинчатая; з – то же тяговая втулочная

Рис. 4.2.3. Приводные роликовые цепи:

а – однорядная:1, 2 – соответственно внутренняя и наружная пластины,

3 – втулка, 4 – валик, 5 – ролик; б – двухрядная

Рис. 4.2.4. Звенья цепи: а  – соединительное; б – переходное

 

ГОСТ 13568-97 устанавливает следующие типы роликовых цепей: ПРА – роликовые однорядные нормальной точности; ПР (табл. 4.2.3) – роликовые однорядные повышенной точности (двухрядные 2ПР, трехрядные 3ПР, четы-рехрядные 4ПР); ПРД – длиннозвенные, ПРИ – с изогнутыми пластинами.

Основной геометрический параметр цепи – шаг t, основная силовая характеристика – разрушающая нагрузка F разр.

Пример условного обозначения роликовой однорядной цепи с шагом цепи
t =19,05 мм и разрушающей нагрузкой F разр = 31,8 кН:

Цепь ПР-19,05-3180 ГОСТ 13568-97.

Втулочные цепи. Однорядные ПВ и двухрядные 2ПВ шага 9,525 мм по ГОСТ 13568-97 не имеют роликов. Это снижает их стоимость, но увеличивает износ цепи и звездочек, что ограничивает их применение.

Зубчатые цепи (рис. 4.2.5) состоят из набора пластин 1, шарнирно соединенных с сегментными валиками 2. Чтобы исключить боковое сползание цепи со звездочек, применяют направляющие пластины 3. К достоинствам зубчатых передач следует отнести плавность и бесшумность работы при высоких скоростях (до 35 м/с), к недостаткам – сложность изготовления, высокую стоимость и сравнительно большую массу. Типы и основные параметры зубчатых цепей установлены ГОСТ 13552-81, параметры зубьев звездочек ГОСТ 13576-81.

Условное обозначение приводной зубчатой цепи типа 1 ( с односторонним зацеплением) с шагом t = 19,05мм, разрушающей нагрузкой F разр = 74 кН и рабочей шириной b = 45 мм:

Цепь ПЗ-1-19,05-74-45 ГОСТ 13552-81.

 

Рис. 4.2.5. Зубчатая цепь

 

Материалы для изготовления цепей и звездочек. Детали цепей изготовляют из стального холоднотянутого проката: пластины – из сталей 45, 50, 40Х, 40ХН и других с последующей закалкой до твердости HRC ≥ 32; валики, втулки и ролики из сталей 15, 15Х, 20Х, 12ХНЗА, 38ХМЮА с последующей це­ментацией или азотированием до твер­дости HRC 5…63. Для пластин цепей типов ПРД и ПРИ допускается приме­нение горячекатаного проката. Для звездочек используют стали 40, 45, 40Х с закалкой ТВЧ и выполнением условия по твердости HRC ≥ 45 или низкоуглеродистые стали 15, 15Х, 20, 20Х, 12ХНЗА и др. с цементацией до твердости HRC 54… 62; для звездочек больших размеров – стальное литье 45Л. Звездочки тихоходных (v < 2 м/с) и малонагруженных передач изготовляют из чугуна СЧ 18, СЧ 20 с термообработ­кой до HRC 35.

 Натяжение цепи. При эксплуатации цепных передач необходимо постоян­но контролировать натяжение цепей и расположение в одной плоскости ведущей, ведомой и натяжной звездочек. Натяжение цепи регулиру­ют, перемещая одну из звездочек. Натяжную звездочку рас­полагают как внутри, так и снаружи контура цепи. Натяжение считается нормальным (ГОСТ 13568-97), если при межосевом расстоянии передачи а = 1000 мм стрела провисания ведо­мой ветви цепи f = 40 мм ± 10 мм при приложении усилия 160Н±10Н. При увеличении или уменьшении а на каждые 100 мм f соответственно уве­личивается или уменьшается на 4 мм ± 1 мм.

Смазывание. Способ смазывания зависит от условий эк­сплуатации передачи. При скорости до 4 м/с цепь периодически смазыва­ют с помощью ручной масленки ин­дустриальным, цилиндровым или трансмиссионным маслом. Жид­кая смазка способству­ет проникновению абразивных частиц в шарниры цепи и ускоряет процес­с изнашивания. В тяжело нагруженных приводных передачах используют солидол, пластичную смазку ЦИАТИМ-201, что значительно повышает ресурс работы передачи, и графитную смазку БВН-1.

Перспективными считают цепи, трущиеся поверхности которых покры­ты антифрикционными материалами, не требующими смазывания.

Защитные устройства. Рекоменду­ется использовать кожухи из листовой стали, защищающие передачу от пыли и грязи, обеспечивающие безопас­ность, снижающие шум, или из сетки только для защиты обслуживающего персо­нала.

Хранение. При подготовке к хранению цепи очищают. В про­цессе наружного осмотра выбраковы­вают звенья с трещинами или выкра­шиванием металла, а также звенья, в наружных пластинах кото­рых проворачиваются валики, а во внутренних – втулки. Затем с помощью специальных при­способлений проверяют удлинение цепи на десяти звеньях в трех равно­мерно расположенных по всей длине зонах. Предельное увеличение сред­него шага цепи по сравнению с но­минальным значением должно быть не более 4 %. Годные к дальнейшей эксплуатации цепи проваривают в отработанном автотракторном масле при температуре 90 °С в течение 15 мин, затем скатывают в рулон и хранят на складе. Для защиты от кор­розионных воздействий цепи упако­вывают в промасленную или ингибированную бумагу.

Состояние звездочек определяют внешним осмотром, выявляя трещины и поломки зубьев и ступиц. Затем, измеряя размеры, вы­являют степень износа зубьев, шпо­ночных, шлицевых и резьбовых от­верстий, биение венцов. Основным выбраковочным параметром служит износ зубьев.

Критерии работоспособности. Основными причинами выхода из строя цепных передач являются износ шарниров цепи и зубьев звездочек (при этом цепь удлиняет­ся и нарушается ее зацепление со звездочкой), проворачивание валиков и втулок в местах запрессовки (обусловлено низким качеством изготовления), усталостное разрушение пластин по проушинам и роликов по внутреннему и внешнему диаметрам. Основным критерием работоспособности передачи приводной роликовой цепью является износостойкость шарниров цепи. Расчет заключается в проверке цепи по допускаемому давлению для шарниров. Также долговечность цепи проверяется по допустимому числу входов цепи в зацепление с обеими звездочками.

Расчет цепных передач

Исходные данные (получены из кинематического расчета привода):

n 1 частота вращения ведущей звездочки, об/мин;

P 1 передаваемая мощность, кВт, или

  вращающий момент на ведущей звез­дочке, Н×м;

 и – передаточное число.

1. Определить число зубьев ведущей и ведомой звездочек.

Число зубьев ведущей звездочки принимают нечетным, по возможности простым и с учетом передаточного отношения:

 при и ≤5 z1 расч = 29 2 и,

                                     при и > 5 z1 расч =29 1,5 и.    

Принять z 1z 1 расч до целого нечетного числа. Минимальное число зубьев звездочки при v ≤ 2 м/с принимают 13…15, при v > 2 м/с 17…19.

Следует иметь в виду, что с уменьшением числа зубьев звездочек из-за большого угла поворота шарнира увеличивается неравномерность движения цепи и интенсивность изнашивания шарниров.

Число зубьев ведомой звездочки рассчитывается как z2 расч = z1 и  и далее округляется до целого числа z 2. Для исключения нарушения зацепления цепи с зубьями звездочки допустимое максимальное число зубьев звездочки рекомендуется принимать не более 120.

При работе цепи велика вероятность возникновения поперечных колебаний, что вызывает дополнительные поперечные нагрузки. Поэтому при шаге цепи более 50 мм или высоких скоростях для уменьшения динамических нагрузок и габаритных размеров передачи рекомендуется применять двух- или трехрядные цепи.

2. Определить передаточное число по выбранным числам зубьев звездочек и расч = z 2 / z 1.

3. Провести сравнение u расч и u: если разница между u расч и u превышает 5 %, то вернуться к п. 2 и изменить значения   z 1 и   z 2.; если разница между u расч и u непревышает 5 %, то  перейти к расчету по п. 4.

    Рекомендуется принимать u ≤6. При малых скоростях движения цепи допускается u ≤ 10. Следует иметь в виду, что с уменьшением передаточного числа плавность работы цепи возрастает.

4. Определить коэффициент эксплуатации К э.

К э = К д К а К см К н К реж К рег ,                              (4.2.1)

где К д коэффициент динамичности, учитыва­ющий характер действующей на цепь внешней нагрузки; К а – коэффициент межосевого расстояния или длины цепи; К н коэф­фициент наклона передачи к горизонтали; К см –   коэффици-ент, учитывающий способ смазывания; К рег ко­эффициент, учитывающий способ регулирова­ния передачи; К реж коэффициент, учитывающий режим или продолжительность работы. Значения коэффициентов приведены 

в табл. 4.2.1.    

5. Определить ориентировочное значение шага цепи (основная формула проектного расчета передачи).

                                                                             

 

Таблица 4.2.1

Значения коэффициентов при расчете цепи по износостойкости шарниров

Коэффициент Условие работы Значения

динамичности К д

 при спокойная нагрузке 1,0
 при толчкообразной или переменной нагрузке 1,25…1,5
 при сильных толчках 1,8

межосевого расстояния или длины цепи К а

 при а = (30…50) t 1,0
 при а < 25 t 1,25
 при а = (60…80) t 0,9

способа смазки К см

 смазка непрерывная в масляной ванне 0,8
 при регулярном капельном смазывании 1,0
 при периодическом смазывании 1,5

наклона передачи к горизонту К н

 при угле наклона линии центров              звездочек к горизонту   до 60° 1,0
 при угле наклона линии центров  звездочек к горизонту   более 60° 1,25

режима работы К реж

 работа односменная 1,0
 двухсменная 1,25
 трехсменная 1,5

способа регулирования натяжения цепи К рег

при регулировании натяжения цепи за счет перемещения звездочки (при подвижных опорах) 1,0
 при использовании натяжных звездочек или роликов 1,1
для нерегулируемых передач 1,25

 

В зависимости от параметра, заданного в исходных данных (Т 1 или N 1), необходимый шаг цепи, мм, определяется по формулам 4.2.1, 4.2.2 или 4.2.3:

а) при задании Т 1

,                                     (4.2.2)

где –вращающий момент на ведущей звез­дочке; m – коэффициент рядности: для однорядной цепи m =1, для двухрядной m =1,7, для трехрядной m = 2,5.

Если число рядов цепи неизвестно, для предварительного расчета разрешается принять m =1; [ р ] – допускаемое давление в шарнирах, МПа, принять по таблице 4.2.2.

Для однорядных цепей типа ПР можно использовать упрощенную зави­симость

;                                  (4.2.3)

б)при задании N 1                    

.                      (4.2.4)

 

Таблица 4.2.2

Допускаемое давление в шарнирах роликовых цепей         

Шаг цепи t,

мм

[ p ],МПа при частоте вращения малой звездочки,

50 200 400 600 800 1000 1200 1600 2000 2400 2800
12,7…15,87 35 31,5 28,7 26,2 24,2 22,4 21 18,5 16,3 14,7 13,4
19,05…25,4 35 30 26,2 23,4 21 19 17,5 15 - - -
31,75…38,1 35 28,7 24,2 21 18,5 15 15 - - - -
44,45…50,8 35 26,2 21 17,5 15 - - - - - -

 

6. Выбрать шаг цепи по ГОСТ 13568-97 нормальной серии с учетом .

7. Определить скорость цепи, м/с:

                                               .                                       (4.2.5)

                                                                                                                        

Таблица 4.2.3

Приводные роликовые однорядные цепи (ГОСТ 13568-97) (рис. 4.2.3)

Обозначение цепей t, мм b 1, мм d 3, мм h, мм А оп, мм F разр, кН q, кг
Пр 9,525–9,1 9,525 5,72 6,35 8,5 28 9,1 0,45
Пр 12,7–18,2 12,7 5,4 8,51 11,8 40 18,2 0,65
Пр 12,7–18,2* 12,7 7,75 8,51 11,8 50 18,2 0,75
Пр 15,875–23 15,875 6,48 10,16 14,8 55 23 0,8
Пр 15,875–23* 15,875 9,65 10,16 14,8 71 23 1,0
Пр 19,05–31,8* 19,05 12,7 11,91 18,2 105 31,8 1,9
Пр 25,4–60* 25,4 15,88 15,88 24,2 180 60 2,6
Пр 31,75–89* 31,75 19,05 19,05 30,2 260 89 3,8
Пр 38,1–127* 38,1 25,4 22,23 36,2 395 127 5,5
Пр 44,45–172,4* 44,45 25,4 25,7 42,4 475 172,4 7,5
Пр 50,8–227* 50,8 31,75 28,58 48,3 645 227 9,7

Примечание: *Цепи, изготавливаемые двухрядными и трехрядными;  = 0,28 t 2 , где  – проекция площади опорной поверхности шарнира.

 

8. Определить окружную силу, Н:

.            (4.2.6)

9. Определить давление в шарнирах цепи, МПа:

, МПа.                                (4.2.7)

10. Провести сравнение р ≤ [ р ],

где [ р ] – допускаемое давление в шарнирах цепи выбранного шага (табл. 4.2.4):

· если условие не выполняется, то следует или увеличить шаг цепи и перейти к п. 7, или увеличить число рядов цепи (коэффициент рядности m)   и перейти к п. 6;

· если условие выполняется, то перейти к следующему пункту расчета.

Таблица 4.2.4

Допускаемое давление [ р ] для роликов цепей, МПа

Частота вращения n 1, об/мин

Шаг цепи t, мм

12,7; 19,05;25,4 31,75;38,1 44,45;50,8
50 34,3 34,3 34,3 34,3
200 30,9 29,4 28,1 25,7
400 28,1 25,7 23,7 20,6
600 25,7 22,9 20,6 17,2
800 23,7 20,6 18,1 14,7
1000 22,0 18,6 16,3
1200 20,6 17,2 14,7
1600 18,1 14,7
2000 16,3
2400 14,7
2800 13,4

 

11. Определить межосевое расстояние: а = 40 t.

12. Определить число звеньев цепи:

.                             (4.2.9)

13. Определить длину цепи:

L = ωt.                                                (4.2.10)

14. Определить число входов цепи в зацепление с обеими звездочками (число ударов) за 1 секунду:

.                                      (4.2.11)

15. Провести сравнение n ≤ [n], где [n] – допустимое число ударов, определяемое по табл. 4.2.5:

· если условие не выполняется, то увеличить а и перейти к пункту 12;

· если условие выполняется, перейти к следующему пункту.

     

Таблица 4.2.5

Допустимое число входов цепи в зацепление с обеими звездочками [ n ]

Шаг цепи 12,7 15,875 19,05 25,4 31,75 50,8
[ n ] 60 50 36 30 25 15

 

16. Определить диаметры начальных окружностей звездочек:

                 ;   .                 (4.2.12)

17. Определить диаметры вершин ведущей и ведомой звездочек:

; .        (4.2.13)

18. Определить нагрузку на вал с учетом нагрузки от центро­бежной силы и веса цепи:

F r = 1,2 F t.                                                       (4.2.14)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.075 с.)