Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проектный расчет на контактную выносливостьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе проектного расчета закрытых прямо- и косозубых зубчатых передач устанавливают предварительные размеры передачи. 1. Выбирают материал и способ обработки (п. 3.2.1). 2. Рассчитывают допускаемые контактные напряжения и напряжения изгиба (п. 3.2.2). 3. Определяют коэффициент относительной ширины колес . Этот параметр выбирают в следующих пределах: для колес из улучшенных сталей при несимметричном расположении относительно опор принимают , из закаленных сталей при таком же расположении 0,25…0,315; для любых колес при симметричном расположении относительно опор 0,4.. 0,5; для шевронных колес 0,6..0,8; для передвижных шестерен коробок передач . 4. Определяют межосевое расстояние передачи. По ГОСТ 21354-87 сначала вычисляют ориентировочное значение межосевого расстояния, мм. , (3.3.1) где – расчетный коэффициент; для прямозубых передач , для косозубых и шевронных ; – передаточное число; – вращающий момент на колесе, Н∙м; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии. При проектном расчете принимают (меньшее значение при твердости материала колес , большее – при ), – допустимое контактное Полученное значение округляют по (ГОСТ 2185-66*) до ближайшего числа из рядов, имея в виду, что значения первого ряда предпочтительнее: 1-й ряд – 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800; 2-й ряд – 140, 180, 225, 280, 355, 450, 560, 710, 900. 5. Принимают нормальный модуль для прямозубых передач (он же является окружным модулем ) в зависимости от : для нормализованных или улучшенных колес , для колес с закаленными зубьями . Выбранное значение модуля округляют до ближайшего стандартного (ГОСТ 9563-60**), имея в виду, что значения без скобок предпочтительнее: 1; 1,25; 1,5; (1,75); 2; (2,25); 2,5; (2,75); 3; (3,25); 3,5; (3,75); 4; (4,25); 4,5; 5; (5,5); 6; 6,5; (7); 8; (9); 10; (11); 12. Для прямозубых передач с целью сохранения стандартного значения модуль необходимо назначать кратным этому значению. 6. Определяют числа зубьев шестерни и колеса: для прямозубых передач ; ; ; (3.3.2) для косозубых передач , (3.3.3) где – суммарное число зубьев шестерни и колеса; – угол наклона зубьев, град. Предварительно принимают = 8…20°. Нижнее значение ограничено с целью обеспечения минимума двухпарного зацепления, верхнее – во избежание больших осевых сил. Для шевронных колес = 25…30° (40°). Полученное значение округляют до ближайшего целого значения и уточняют угол зубьев . (3.3.4) В этом случае сохранится стандартное значение межосевого расстояния. Для косозубых колес число зубьев шестерни при некорригированном зацеплении выбирают из условия . (3.3.5) 7. Далее определяют остальные геометрические параметры. · При некоррегированном зацеплении делительные диаметры, мм, соответственно шестерни и колеса (рис. 3.3.1) с точностью до сотых долей вычисляют по формулам , (3.3.6) . .
Рис. 3.3.1. Геометрические параметры цилиндрической зубчатой передачи
· Затем проверяют межосевое расстояние: . (3.3.7) · Ширина колеса, мм: , (3.3.8) где – рабочая ширина венца зубчатого колеса. Для косозубых передач необходимо проверять условие . (3.3.9) Ширину шестерни принимают приблизительно на 5 мм больше ширины с целью компенсации возможных погрешностей сборки.
· Диаметры окружностей, мм, соответственно вершин и впадин зубьев шестерни: ; . (3.3.10) · Диаметры окружностей, мм, соответственно вершин и впадин зубьев ; . (3.3.11) После выполнения проектного расчета, учитывая, что основным видом разрушения закрытых зубчатых передач является усталостное выкрашивание (питтинг) поверхности зубьев вблизи полюсной линии, переходят к проверочному расчету на контактную выносливость.
Проверочный расчет на выносливость по контактным напряжениям Согласно ГОСТ 21354-87 этот расчет выполняется по условию . (3.3.12) Контактное напряжение, МПа, без учета дополнительных нагрузок (): , (3.3.13) где – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес, МПа: для стали МПа; – коэффи-циент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления; – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; – окружная сила, Н: . Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления: , (3.3.14) где – угол зацепления, град. При . (3.3.15)
Коэффициент рекомендуется определять по формулам: для прямозубых колес , (3.3.16)
для косозубых колес , (3.3.17) где – коэффициент торцевого перекрытия зубьев, определяемый по . (3.3.18) Коэффициент нагрузки в зоне контакта зубьев: , (3.3.19) где – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку, , если в циклограмме учтены внешние нагрузки; в других случаях необ-ходимо использовать данные таблиц 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий. Значение выбирают в зависимости от твердости поверхности зубьев, ширины колес и схемы передач (см. рис. 3.3.2); – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку; – коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями (ГОСТ 21354-87): для прямозубых передач , для косозубых и шевронных значение определяют по графику (см. рис. 3.3.3).
Таблица 3.3.1 Коэффициент КА внешней динамической нагрузки при расчетах на усталостную прочность
Таблица 3.3.2 Характерные режимы нагружения двигателей
Таблица 3.3.3 Характерные режимы нагружения ведомых машин
Рекомендуемые степени точности изготовления зубчатых передач в зависимости от их назначения и окружной скорости указаны в таблице 3.3.4.
Рис. 3.3.2. Графическое определение значений К F β и К H β: цифры на кривых соответствуют передачам на схемах; более точное определение К F β и К H β по ГОСТ 21354-87. Коэффициент , учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку, при необходимости точного расчета рекомендуется определять по формуле , (3.3.20) где – удельная окружная динамическая сила, Н/мм, – расчетная удельная окружная сила в зоне наибольшей ее концентрации, Н/мм. Удельная окружная динамическая сила, Н/мм: , (3.3.21) где – коэффициент, учитывающий влияние вида зубчатой передачи и моди-фикации профиля головок зубьев (табл. 3.3.5); – коэффициент, учитываю-щий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса (табл. 3.3.6); – окружная скорость, м/с; – межосевое расстояние, мм; и – передаточное число. Таблица 3.3.4 Рекомендуемые степени точности изготовления зубчатых передач
Таблица 3.3.5 Значение коэффициента
Таблица 3.3.6 Значение коэффициента
Если значения , вычисленные по формуле (3.3.21), превышают предельные значения, указанные в таблице 3.3.7, то следует принимать предельные значения из таблицы. Таблица 3.3.7 Предельные значения и , Н/мм
Расчетная удельная окружная сила в зоне ее наибольшей концентрации, Н/мм: . Для расчетов зубчатых передач объектов общего машиностроения с достаточной точностью можно использовать значения коэффициентов , указанные в таблице 3.3.8. Таблица 3.3.8 Значения коэффициентов нагрузки K Нυ и К Fv
Рис. 3.3.3. График для определения коэффициента для косозубых и шевронных передач, а также конических передач с круговыми зубьями (цифры соответствуют степени
Если нагрузка передачи по контактным напряжениям выше 10% или перегрузка более 5%, то необходимо скорректировать ширину колеса, межосевое расстояние или применить другой материал.
Проверочный расчет на контактную прочность при перегрузках В этом случае при действии максимальной нагрузки : . (3.3.22) Наибольшее в течение заданного срока службы контактное напряжение определяют по формуле , (3.3.23) где – коэффициент нагрузки, определяемый при .
Допустимое предельное напряжение принимают в зависимости от способа химико-термической обработки зубчатого колеса: для зубчатых колес, подвергнутых нормализации, улучшению, объемной закалке: ; (3.3.24) для зубьев, подвергнутых цементации или контурной закалке: ; (3.3.25) для азотированных зубьев: . (3.3.26) Проектный расчет на выносливость зубьев при изгибе В процессе этого расчета определяют размеры закрытых зубчатых передач, у которых твердость колес НВ > 350, и открытых зубчатых передач. Исходные данные для расчета: циклограмма нагружения; параметр или межосевое расстояние ;число зубьев шестерни ;угол наклона зуба ; коэффициент осевого перекрытия ( или ); материал и твердость рабочих поверхностей зубьев. При предварительных расчетах параметр можно принимать по Таблица 3.3.9 Рекомендуемые значения
Число зубьев шестерни рекомендуется выбирать в пределах Расчетное значение модуля при заданном параметре определяют по фор-муле , (3.3.27) где – расчетный коэффициент: для прямозубых передач = 14; для косозубых при > 1 и шевронных передач = 11,2; для косозубых при ≤ 1 передач = 12,5; – нагрузка на шестерню; – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии. Его принимают в зависимости от параметра по графику; – допустимое напряжение изгиба; – коэффициент, учитывающий форму зуба. Коэффициент определяют по графику (рис. 3.3.4) в зависимости от числа зубьев эквивалентного колеса . Для передач, выполненных без смещения исходного контура, с достаточной степенью точности значение можно выбрать из табл. 3.3.10.
Таблица 3.3.10 для передач, выполненных без смещения исходного контура
Рис. 3.3.4. График для определения коэффициента в зависимости от эквивалентного числа зубьев
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.140 (0.008 с.) |