Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I.4. Принципы спортивной тренировкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы спортивной подготовки построены на основе общепедагогических принципов, определяющих процесс воспитания и обучения. Однако в связи с особенностями процесса физической, технической, тактической, психологической подготовки в спорте (значительные нервные и физические нагрузки, необходимость обучения технике сложных движений, постоянное повышение функциональных возможностей организма спортсмена), принципы спортивной подготовки получили особое содержание. Возникли новые принципы, связанные с особенностями спортивной подготовки. Современные принципы спортивной тренировки отражают такие закономерности, как целостность организма человека и его единство с внешней средой, соответствие нагрузок функциональным и адаптивным возможностям спортсмена, регулярность и вариативность тренировки, органическую взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса, гиперкомпенсацию в восстановительных процессах и многое другое. Каждый тренер учитывает в своей работе те принципы, которые соответствуют особенностям его вида спорта, однако существуют основные принципы, соблюдение которых обязательно для любого вида спорта. К ним относятся следующие принципы: сознательности и активности, специализации и всесторонности, возрастающих нагрузок, повторности, наглядности и индивидуализации. 1. Принципы сознательности и активности – определяют важнейшую роль спортсмена в практической реализации им системы подготовки на пути к поставленной цели. Принцип сознательности определяет сознательное отношение спортсменов к своей подготовке и дает возможность каждому спортсмену знать что, почему и зачем он делает. В спортивных играх данный принцип обеспечивает успешное освоение спортивной техники и тактики игры, влияет на эффективность физической подготовки. Реализуется принцип сознательности через углубленное изучение теории и методики избранного вида спорта, а так же смежных научных дисциплин, что дает спортсмену большой запас знаний и опыта, позволяет ему более эффективно совершенствовать спортивное мастерство. Принцип сознательности так же способствует овладению огромными потенциальными ресурсами нервно-психических сил и реализуется через процесс воспитания и самовоспитания таких способностей как умение концентрироваться, усиливать и направлять мысли и сознание на волевые усилия и физические действия при выполнении физических упражнений, особенно в процессе соревновательной деятельности.
Принцип активности неразрывно связан с принципом сознательности и определяет роль самостоятельной практической реализации спортсменом системы спортивной тренировки. Активное отношение к тренировочному процессу контролируется и направляется тренером, который должен так организовать тренировку, чтобы побуждать спортсменов к активности, к стремлению достичь цели, к творчеству, к приобретению знаний. Для реализации этого принципа необходимо учитывать возрастные особенности спортсменов, их индивидуальные и личностные интересы, психические особенности личности каждого ученика. В спортивных играх, которые являются в основном командными видами спорта, очень важно так же учитывать внутригрупповые межличностные отношения. При реализации принципов сознательности и активности в учебно-тренировочном процессе необходимо: ü Формировать у спортсменов осмысленное отношение и устойчивый интерес к занятиям спортом (цели ближайшие и отдаленные в жизни и спорте, воздействие спортивных игр на организм, их прикладное значение, структура техники, тактики и т.д.); ü Стимулировать сознательный анализ (самоанализ), самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении упражнений (обратная связь – срочная и отставленная, наблюдение, анализ ошибок, действие); ü Воспитывать инициативность, самостоятельность, творческое отношение к заданиям; ü Стимулировать активность посредством подбора увлекательного материала (средств, методов, организации занятий), достижения реального результата; ü Формировать простейшие методические умения и навыки самоконтроля, формировать физическую активность как основу здорового образа жизни. 2. Принцип специализации является основой в достижении высоких спортивных результатов. «Этот принцип указывает, что объективно необходимым условием для высших достижений является сосредоточие времени и сил на каком-либо избранном предмете спортивных занятий». Только посредством специфически направленных упражнений и воздействий можно получить и специфические изменения в органах и системах организма спортсмена применительно к требованиям избранного вида спорта. Такую же специализированную направленность можно придать и овладению техникой и тактикой, воспитанию волевых качеств, приобретению общего физического развития, достижению любой другой цели обучения и воспитания.
Однако спортивная специализация может достигаться посредством применения разнообразных средств и методов, а так же через реализацию принципа всесторонности. Только на основе всестороннего развития и укрепления организма, на основе повышения его функциональных сил создается возможность для достижения наивысших уровней адаптационных сдвигов, обеспечивается органическая взаимосвязь между общей и специальной подготовкой. Особое значение принцип специализации имеет в занятиях с детьми. В спортивных играх, где набор осуществляется с 7-9 лет важное значение имеет единство общей и специальной подготовки. В связи с этим планирование ОП и СП происходит с учетом особенностей конкретного вида спорта, в группах начальной подготовки ОП отводится большее количество времени, постепенно увеличивая соотношение ОП и СП в сторону последней. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки закономерно изменяется как в многолетнем процессе подготовки спортсменов, так и на различных этапах спортивного совершенствования. Преимущество систематических занятий избранным видом спорта или его элементами с раннего возраста заключается в приобретении правильной по своей основе спортивной техники, в воспитании специальных физических и волевых качеств. Регулярные спортивные тарировки юных спортсменов, соответствующие их возрастным особенностям (по технике, инвентарю, нагрузкам и т.д.) способствуют возникновению специфических приспособительных реакций органов и систем применительно к избранному виду спорта, что создает важные предпосылки к специализированной тренировке в более старшем возрасте. Таким образом, принцип специализации в занятиях с юными спортсменами реализуется как построение прочного фундамента, позволяющего достичь через специальную тренировку высоких результатов в избранном виде спорта. 3. Принцип всесторонности основан на понятиях целостности организма и требует от спортсмена всестороннего развития, в том числе морального и культурного. Из принципа всесторонности следуют такие положения: ü Всестороннее, функционально гармоничное развитие организма спортсмена обеспечивает ему наибольшую жизнедеятельность, отличное состояние ЦНС, лучшую восприимчивость нагрузок и адаптацию к ним, устойчивость против неблагоприятных влияний, другими словами – отличное здоровье, как условие высокой жизнедеятельности организма. ü Всестороннее развитие, общая физическая, психологическая и моральная подготовленность являются необходимым условием для реализации принципа специализации (т.е. для дальнейшей углубленной специализации в избранном виде спорта). ü Всесторонняя подготовка спортсменов позволяет избежать односторонности в подходах к тренировкам, когда увеличивается какая-либо часть подготовки в ущерб другим. Например, «сила важнее стиля» – 1938-40 гг.; «техника решает все» – 1945-50 гг.; «изометрия – лучший метод» – 1962-64 гг.; «все дело в тренажерах» – 1972-80 гг.
Широкое исследование проблемы разнообразия в специальной тренировке, проведенное М. Бочаровым (Болгария, 1986), показало с большой достоверностью, любая спортивная специализация опирается на всестороннюю подготовленность спортсмена, имея в этом глубокие физиологические, морфологические и психологические корни. 4. Принцип возрастающих нагрузок основан на правильном использовании нагрузок и воздействий в процессе подготовки спортсменов. Этот принцип определяет 4 пути возрастания нагрузки. 1) Постепенный путь – основан на положении о том, что морфологические и физиологические перестроения и изменения в органах и системах и улучшение их функций под влиянием нагрузок происходит постепенно на протяжении длительного времени. Попытки форсировать нарастание нагрузок всегда ведут к срыву адаптационных возможностей, к перегрузке нервной системы и могут быть вредными для здоровья. Постепенность определяет подходы к любым нагрузкам в тренировочных занятиях и соревнованиях. Однако крутизна постепенного нарастания нагрузок неодинакова и зависит от состояния спортсменов, его самочувствия и работоспособности, что требует от тренера увеличения или уменьшения крутизны постепенного нарастания нагрузки, изменение ее характера. 2) Скачкообразное возрастание нагрузок неразрывно сочетается с постепенностью возрастания нагрузок. Скачкообразность осуществляется на фоне относительного непрерывного нарастания функциональных проявлений организма. Следовательно, от одной скачкообразно повышенной нагрузки (увеличение дистанции, количества повторений и т.п.) до другой и.т.д. физиологические и другие адаптационные процессы развиваются постепенно. Каждое скачкообразное повышение нагрузки должно соответствовать функциональным возможностям организма спортсмена и задачам его подготовки. Увеличение нагрузки резким и большим скачком возможно лишь в случаях, когда она до этого была заведомо занижена или спортсмены в занятии переходят к выполнению ранее освоенных упражнений и достигнутых рубежей. 3) Ступенчатообразность в повышении нагрузок является основным фактором приобретения спортивной подготовленности. В спортивной практике тренировочные нагрузки повышаются ступенчатообразно от одного микроцикла к другому. Внутри микроцикла сохраняются примерно одинаковые интенсивность и продолжительность упражнений, их сложность и психическая напряженность. Нередко приходится повторять два и более микроциклов с одинаковыми уровнями нагрузок, чтобы закрепить достигнутые изменения в органах и системах, долбиться стабильности в спортивной технике.
Существует прямая связь между длиной (число дней) и высотой (степень нагрузки) «ступенек»: чем меньше занятий в избранных упражнениях с одинаковой нагрузкой, тем меньше высота подъема нагрузки в следующей ступеньке. И наоборот, удлинение «ступени» позволяет переходить к более высоким нагрузкам в последующих микроциклах. В спортивных играх при овладении техникой и совершенствовании в ней, при образовании специального функционального фундамента длина ступени составляет 3-4 недели при относительно небольшой высоте. При необходимости увеличения мышечного объема – длина «ступени» составляет 1 неделю, а прирост нагрузки более значительный, чем в предыдущем случае. После дней активного отдыха или разгрузочного микроцикла «ступеньку» можно значительно увеличить, то же можно сделать после цикла совершенствования техники при средних условиях. 4) Волнообразность – достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года, и лет. Во всех этих структурах возрастание нагрузки сменяется относительной стабилизацией на уровне значительных или повышенных требований; затем следует снижение нагрузки и отдых. Волна имеет различную длину (продолжительность) и высоту (степень нагрузки) в зависимости от задач подготовки, применяемых тренировочных упражнений и воздействий, условий проведения тренировочного процесса и средств восстановления. Наибольшей высоты волны достигают в соревновательном периоде. Так как в спортивных играх соревновательный период зачастую длиться 8-10 месяцев эффективными являются волны с достаточно высокой нагрузкой на протяжении 1,5-2 месяцев с последующим снижением нагрузки в 2 неделях. В процессе спортивной подготовки на многолетнюю волну накладывается волны годичного цикла, на них, в свою очередь накладываются периодные и этапные волны, включающие в себя волны микроцикла, тренировочного дня, занятия и отдельной тренировочной работы. В каждом конкретном случае необходимо построение своей волновой структуры. С волнообразностью связан и постепенный переход от нагрузки к покою в конце занятия или дня, после тренировочного микроцикла и участия в соревновании, при переходе к активному отдыху в конце годового цикла и по окончании занятий спортом в связи с возрастом. Резкий переход от больших тренировочных нагрузок к бездействию ведет к нарушению сбалансированности работы всего организма и как следствие к ухудшению состояния здоровья. Итак, кривая постепенно возрастающих нагрузок будет неравномерно восходящей, скачкообразной, ступенчатообразной и волнообразной. Общая тенденция постепенного и неуклонного повышения тренировочных воздействий и требований на протяжении длительного времени должна сохраняться. (Рис 1).
Основные положения: - тенденция к увеличению нагрузок; - усложнение заданий и форм повышения нагрузок (для избежания отрицательного влияния адаптации к однообразным нагрузкам); - по мере усвоения технико-тактических действий следует постоянно варьировать условия их выполнения; - совершенствование техники сочетать с специальной физической подготовкой, способствовать повышению двигательного потенциала. 5. Принцип повторности (систематичности) – реализуется в повторном выполнении упражнений, действий, заданий и тренировочных работ и занятий, соревнований и т.д. Базируется на важнейших положениях о необходимости повторных воздействий для образования условно-рефлекторных связей, для возникновения соответствующих адаптационных изменений в органах и системах организма спортсмена. Оптимальность реализации данного принципа достигается правильным сочетанием работы и отдыха, утомления и восстановления. Повторение тренировочных и соревновательных нагрузок органически связано с интервалами времени между ними и с восстановительными процессами в организме спортсмена. Число повторений и нагрузок в них, цель, характер и продолжительность интервалов зависят от задач, средств и методов конкретного вида спорта, уровня подготовленности спортсменов и внешних условий. Основные положения принципа повторности: ü Количество повторений одного упражнения, одной тренировочной работы определяется их продолжительностью и качеством. Если упражнения кратковременны и легки в выполнении, то число повторений будет больше, по сравнению с упражнениями высокой интенсивности, координационной сложности и психической напряженности. ü Начинать выполнение упражнения или тренировочной работы необходимо в состоянии, соответствующем задачам подготовки. Число повторений должно соответствовать психическим и физическим возможностям спортсмена. ü Интервалы между повторными нагрузками должны создавать условия для отдыха и восстановления, тем самым, обеспечивая дальнейшее выполнение повторной работы на необходимом уровне. Интервалы могут быть: а) до полного восстановления; б) восстановление в рамках отдельного тренировочного занятия или дня; в) неполное восстановление – способствует повышенной адаптации при повторных возросших нагрузках; г) полное восстановление функциональных возможностей отдельного органа или системы, того или иного компонента подготовленности, с учетом гетерохронности восстановительных процессов в различных системах (СС – минуты, мышечная система – часы, НС – дни, недели); д) в спортивных играх кратковременный нерегламентированный отдых; е) кратковременный отдых, регламентированный правилами проведения соревнований. По характеру интервалы различаются следующим образом: пассивный отдых лежа, сидя или стоя (исключается после выполнения напряженной тренировочной работы, связанной с проявлением силы, быстроты и выносливости на протяжении более 30 секунд); активный отдых в виде ходьбы, медленного бега, упражнений на расслабление и т.д. (особую роль играет в интервальном методе развития выносливости); тренировочный режим с использованием сниженных нагрузок, подготавливающих к повторному выполнению упражнения и т.д.; самовнушенный и внушенный отдых (в перерывах между таймами в спортивных играх); с применением восстановительных средств и мероприятий; реабилитация (после значительных тренировочных или соревновательных нагрузок); комплексный отдых с использованием двух и более средств из перечисленных выше. Продолжительность интервалов определяется, исходя из задач и методов тренировки, состояния спортсмена и особенностей вида спорта, внешних условий и характера интервала. Увеличение нагрузки обычно требует удлинение интервала, и наоборот. Непрерывность и преемственность процесса обучения обеспечивается оптимальным чередованием нагрузок и отдыха. Повторяемость необходима для формирования технико-тактических умений на уровне двигательного навыка, вариативность – обеспечивает эффективность приемов игры в различных условиях соревновательной деятельности. Последовательность занятий, средств и методов важна в спортивных играх, где имеет место обширный арсенал технико-тактических действий и рассматривается в следующих аспектах: ü локальная последовательность – относительно способов отдельного приема игры или тактического действия; ü региональная последовательность – отдельно для всей технической подготовки и всей тактической подготовки; ü общая последовательность – для технико-тактической подготовки в динамике многолетней подготовки (Ю.Д. Железняк, 1978). ü Последовательность в воспитании физических качеств: нагрузки скоростного характера должны предшествовать нагрузкам на выносливость, хорошо сочетаются скоростные и силовые нагрузки и т. д. 6. Принцип разнообразия и новизны подразумевает включение в подготовку спортсменов кроме обычно используемых упражнений и воздействий. Еще и такие, которые отличаются по форме и содержанию, сохраняя вместе с тем направленность на решение задач общей и специальной подготовки в конкретном виде спорта. Чаще всего применяется в подготовке спортсменов высших разрядов и достигается различными путями: ü Применение вместо одного точно направленного упражнения, комплекса разных по форме, но так же точно направленных упражнений; ü Применение разных и новых упражнений для целей ОФП (например, из других видов спорта); ü Применение «специализированного разнообразия» (например, упражнения с двумя мячами в спортивных играх); ü Применение различных внешних условий, в которых проводятся тренировки, соревнования, восстановительные мероприятия; ü Принцип разнообразия и новизны отрицает возможность повторения одного большого цикла с одинаковым содержанием тренировки. Практика показывает, что подобное повторение в лучшем случае возможно лишь дважды, далее идет снижение работоспособности и результатов. 7. Принцип наглядности не должен сводиться к одному лишь показу. Этот принцип очень важен в обучении технике и тактике в спортивных играх. Реализация принципа наглядности в спортивных играх осуществляется через демонстрацию наглядных пособий (видеозаписей, кино, фото, таблиц, рисунков, моделей) с целью создания у спортсменов правильного представления на основании конкретных образов. Наглядность – средство создания в процессе обучения приемам игры и развития физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирования более полного и точного чувственного образа техники и тактики, физических способностей, условий выполнения технико-тактических действий и их результатов. В спортивных играх выделяют комплексный анализатор, например, «чувство мяча» в баскетболе. Для формирования чувственного образа необходима взаимосвязь непосредственной и опосредованной наглядности. Непосредственная – зрительный (показ, демонстрация различных пособий), двигательный анализаторы (облегчающие тренажеры и приспособления). Опосредованная – слово, сочетание зрения и слуха (с помощью аудиовизуальных средств). 8. Принцип индивидуализации – является развитием педагогического принципа доступности, определяющего такое осуществление учебного процесса, которое бы возможно полнее соответствовало силам и знаниям учащихся. Учитывает особенности занимающихся и посильность предлагаемых им заданий, обеспечивает оздоровительный эффект обучения. Определяющие меры доступного: а) возрастно-половой аспект (многолетний); б) индивидуальные особенности (на любом уровне). Методические условия доступности: - оптимальная преемственность содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развитие специальных физических качеств, подводящие упражнения и т.д.) - переход от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному; чем богаче двигательный опыт спортсменов, тем эффективнее процесс освоения сложных двигательных действий, характерных для спортивных игр. Особое значение в реализации принципа доступности и индивидуализацииимеют подводящие и подготовительные упражнения. Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности спортсменов (при выборе игрового амплуа, определении величины нагрузки и характера выполняемых специальных упражнений). Особое значение в реализации принципа доступности и индивидуализацииимеют подводящие и подготовительные упражнения. Индивидуализация предполагает учитывать индивидуальные особенности спортсменов (при выборе игрового амплуа, определении величины нагрузки и характера выполняемых специальных упражнений). I.5. Этапы многолетнего процесса подготовки Этап начальной подготовки Основной принцип работы в этих группах – универсальность подготовки учащихся. Исходя из этого, на занятиях групп начальной подготовки первого и второго годов решаются следующие задачи: 1. Укрепление здоровья, содействие физическому развитию и разносторонней физической подготовленности. 2. Воспитание специальных качеств, необходимых для успешного овладения навыкам игры (координация движений, быстрота, гибкость, ловкость, способность ориентироваться в меняющейся обстановке, скоростно-силовые). 3. Укрепление опорно-двигательного аппарата. 4. Обучение основам техники. 5. Начальное обучение тактическим действиям в нападении и защите. 6. Выполнение нормативных требований по видам подготовки. 7. Привитие навыков к соревновательности в соответствии с правилами и стойкого интереса к занятиям спортивными играми. 8. Первичный отбор способных к занятиям спортивными играми детей. В соответствии с этими задачами происходит распределение времени по видам подготовки. На 1 и 2 году обучения особое внимание уделяется общей и специальной физической и технической подготовке спортсмена. Во второй половине года на техническую и тактическую подготовку уделяется большее количество времени, чем на физическую. В группах начальной подготовки количество тренировочных занятий и их продолжительность одинаковы в недельном цикле. Рекомендуется одноразовые тренировки, четыре раза в неделю, продолжительностью 2 (академических) часа[2]. возраст наполнен. в неделю в год 1 год обучения 10- 12 лет 15 человек 9 часов 416 часов 2 год обучения 11- 13 лет 15 человек 9 часов 416 часов Основная направленность программы начальной подготовки – обучающая. Заключается она в создании предпосылок для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности. Основной показатель работы спортивных школ – выполнение в конце каждого года программных требований, предъявляемых к уровню подготовленности занимающихся. Физическая подготовка в первый год, основана на разностороннем развитии ребенка, которое в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками. Работа, ведущаяся в данные периоды, должна иметь оздоровительную направленность, способствовать формированию осанки, совершенствованию функций анализаторов и вегетативных систем организма. Главным в выборе средств подготовки должно быть их разностороннее воздействие на организм. Избранные средства нужно широко варьировать. Большое внимание следует уделять акробатическим и гимнастическим упражнения, легкой атлетике, разнообразным играм и т.п. Особое место в занятиях должны занимать упражнения с мячами. Задача их – не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности спортигровика эта способность будет приобретать все большее и большее значение. Основной задачей технической подготовки детей является овладение основными приемами техники: перемещениями, ловлей, передачами, бросками, ведением мяча. Изучение их ведется на основе владения основными способами их выполнения. Это составит базу, на основе которой в дальнейшем занимающиеся смогут овладеть всем многообразием технических приемов. В основе технической подготовки воспитание способности выполнять изученные приемы в сочетании друг с другом и различными способами перемещения (бег, приставные шаги, прыжки и т.д.). Эти сочетания не должны включать ни одновременно, ни последовательно большого количества приемов. Основные задачи тактической подготовки – формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления и тактических действий, овладение индивидуальными действиями, связанными с изученными приемами техники. Здесь необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве. Широко используют не только специальные упражнения, но и подвижные игры. После соответствующей подготовки в упражнениях необходимо использовать игровой метод. Применяются различные игры со звуковой и зрительной сигнализацией, передача мяча в различных перестроениях (в кругу треугольника). Кроме того, применяют упражнения в передаче мяча, где направление движения игрока не совпадает с направлением движения мяча, а также введение в упражнения пассивного сопротивления. Главное в тактической подготовке на начальном этапе – это усвоение индивидуальных и частично групповых действий овладение командными действиями сводятся к знакомству с расстановкой игроков на площадке. Дети выступают в игре во всех амплуа поочередно.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.78.146 (0.016 с.) |