Дозирование физических нагрузок на уроке спортивных игр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дозирование физических нагрузок на уроке спортивных игр.



Физическая нагрузка – это определенная мера влияния физических упражнений на организм занимающихся. Дозировать нагрузку – значит регламентировать ее объем и интенсивность.

Объем нагрузки определяется количеством выполненных упражнений, затратами времени на занятия и другими показателями.

Интенсивность характеризуются показателями темпа и скорости движений, частоты сердечных сокращений (ЧСС) и др.

Действием нагрузки является реакция организма на выполненную работу. Ее показатели – ЧСС и внешние признаки утомления. Доказано, что наибольший общеукрепляющий и оздоровительный эффект с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности, куда можно отнести и спортивные игры.

Средняя интенсивность характеризуется ЧСС =130-160 уд/минуту; большая – 161-175 уд/минуту.

Одним из показателей эффективности урока является его плотность. Плотность определяется в целом и по частям, а общее время, затраченное на урок, принимается за 100%. Различают общую и моторную плотность урока.

Общая плотность урока (ОП)– это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности урока (должна приближаться к 100%).

Для определения общей плотности урока и его частей суммируют показатели времени активной деятельности на уроке (в сумму не входит только время простоя) и вычисляют по формуле:

ОП= , где Тад – время активной деятельности;

                       Тобщ – время урока.

Моторная плотность (МП) – это отношение времени использования непосредственно на двигательную деятельность учащихся к общей продолжительности урока и вычисляется по формуле:

МП = , где Тфу – время физических упражнений;

                       Тобщ – время урока.

 

На уроке спортивных игр при объяснении нового материала МП=50-60%, при совершенствовании – 70-80%. Для вычисления плотности урока необходимо приведение хронометража (Приложение 3).

    I.3. Виды, формы и средства контроля на уроке спортигр

Учет заключается в систематическом осуществлении записей, касающихся состояния работы, выполнения намеченных планов и итогов, за определенные периоды работы. В практике физического воспитания (в том числе на уроках по спортивным играм) используется пять видов педагогического контроля.

1. Предварительный – проводится обычно в начале учебного года (четверти) и предназначен для изучения состава занимающихся и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям.

2. Оперативный контроль – определение срочного тернировочного эффекта в рамках одного учебного занятия с целью чередования нагрузки и отдыха. Осуществляется по таким показателям как частота дыхания, сердечных сокращений, самочувствии. И т.д.

3. Текущий – является формой проверки качества выполненной работы. Осуществляется систематически во время обучения (учет посещаемости, состояния здоровья, физического развития и подготовленности). Данные текущего контроля являются основанием для внесения корректив в учебный процесс.

4. Этапный – служит для получения о суммарном тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной четверти. Выполняется чаще всего в виде контрольных упражнений по физической и технической подготовке.

5. Итоговый – проводится в коне учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика. Данные этого вида контроля являются основанием для последующего планирования.

Учет успеваемости на уроках по спортивным играм проводится методами наблюдения и опроса. Метод наблюдения состоит в том, что учитель в процессе урока наблюдает за всеми учениками, особенно внимательно следит за выполнением упражнений 3-4-мя учениками. Об этом он предупреждает всех учащихся, а в конце урока, подводя итоги, он ставит оценки тем ученикам, за которыми наблюдал. Оценки можно объявить и сразу после выполнения упражнения.

Метод опроса состоит в том, что учащиеся по вызову учителя выполняют упражнения на технику. Качество выполнения упражнения оценивается учителем. Первый способ состоит в том, что учитель спрашивает одного ученика в присутствии всего класса и объявляет оценку. При втором способе учитель, не привлекая внимания всех учащихся, дает ученику задание выполнить упражнение на оценку. Оценка объявляется сразу же после выполнения упражнения. Для определения сдвигов, характеризующих успеваемость учащихся, применяется три вида учета результатов оценки знаний, навыков, умений: предварительный, текущий, итоговый. Рекомендуется составлять контрольные упражнения с оценкой по нормативным требованиям, например, на количество попаданий, на время выполнения технического приема.

Документами учета являются классный журнал и личный журнал учета учителя. Заносить данные контроля в журнал необходимо регулярно и аккуратно.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные документы планирования.

2. Содержание программы по физической культуре в школе (на примере спортивных игр).

3. Особенности годового планирования по спортивным играм в школе.

4. Этапы планирования учебного материала по спортивным играм в школе.

5. Планирование учебных задач по спортивным играм в школе.

6. Задачи и средства подготовительной и заключительной части урока по спортивным играм в школе.

7. Задачи и средства основной части урока по спортивным играм в школе.

8. Методы организации занимающихся на уроке по спортивным играм.

9. Виды, формы и средства контроля на уроке спортивных игр.

Практические задания:

1. Составить план-конспект урока по спортивным играм (приложение 6)

Рекомендуемая литература:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов ф.к. – М., 1991.

2. Спортивные игры. Техника и тактика обучения: Учеб. пособие для студентов. / Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова и др., М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 320 с.

3. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учебник для высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004 – 400 с.

4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.

 


ТЕМА II

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО СПОРТИВНЫМ ИГРАМ. (2 часа)

Цель лекции: Изучить особенности организации и проведения урока по спортивным играм в школе. Формировать стойкий профессиональный интерес и научный подход к планированию уроков в школе.

Вопросы:

1. Общая характеристика методики обучения и воспитания физических качеств на уроке спортивных игр.

2. Средства и методы обучения технике и тактике спортивных игр.

Ключевые понятия: умение, навык, методика, средства, методы.

        

1. Общая характеристика методики обучения спортивным играм

    Процесс обучения какому-либо виду спорта всегда направлен на вооружения ученика знаниями умениями навыками, постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам техники и тактики игры. Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и морально-волевых качеств, но и формирование специальных умений и навыков. Занимающиеся должны научиться рационально пользоваться приобретенными навыками, опираясь на знания и умения. В этом суть процесса обучения.

    Умение – это способность осознано действовать при выборе нужного движения – для этого упражнения даются в постоянно меняющихся условиях. Освоение двигательными навыками предполагает такую степень владения движением, когда управление им осуществляется автоматизировано, а система движений устойчива к действию сбивающих факторов. В основе двигательного навыка лежит многократное повторение движения в определенных условиях.

    Методика обучения технике.

    Главными сторонами технической подготовки следует считать:

1. Достижение высокой степени координации движений рук, ног, туловища.

2. Овладение индивидуальными особенностями выполнения технических приемов.

3. Овладение скоростной техникой.

4. Достижение высокой стабильности выполнения приемов при различных психических и физических состояниях.

5. Совершенствования умения создавать разнообразные сочетания приемов.

    При изучении технических приемов в спортивных играх целесообразно следующее усложнение условий: сочетание приема с перемещением; выполнение приема во время перемещения; сочетание приема с ранее изученным; выполнение приема на скорость и точность; выполнение различных сочетаний изученного приема с другими (по сигналу); выполнение приема с сопротивлением защитника; совершенствование приема в соревновательных упражнения, подвижных, подготовительных и учебных играх.

    На этапе совершенствования предусматриваются следующие основные направления работы:

1) многократное повторение приема в различных игровых ситуациях;

2) выполнение приема в условиях дефицита времени и пространства;

3) тренировка на фоне значительного утомления;

4) тренировка на фоне эмоциональных и психологических воздействий;

5) тренировка в избранном тактическом варианте игры.

    Совершенствование техники нападения и защиты в спортивных играх должно проходить параллельно. Использование специальных приспособлений и тренажеров повышает эффективность овладения техникой в сочетании с развитием специальных качеств.

    Изучение техники игры в спортивных играх начинается с овладения приемами нападения. На этапе совершенствования изучаются сложные приемы, требующие высокой координации движений и специальной физической подготовленности.

    Овладение защитными действиями проходит по такой же схеме: после того как изучен прием нападения – изучается прием защиты направленный на противодействие ему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.013 с.)