Деяния мединцев - отличительная особенность мазхаба Имама Малика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деяния мединцев - отличительная особенность мазхаба Имама Малика



Безусловно, большинство мусульман когда-нибудь слышало такой термин как «‘амаль ахль аль-Мадина», или деяния жителей Медины. Что есть ‘амаль, или действие? Что это означает и откуда этот термин происходит? А главное, какое к нам всем это имеет отношение? Данная статья ставит своей целью пролить свет на все эти вопросы и прояснить их.

В первую очередь, мы должны спросить сами себя, что является основой для поведения мусульманина? Какие ресурсы мы должны взять за основу, что бы распоряжаться нашими жизнями? Ответ прост и известен любому мусульманину. Это Коран и Сунна. Мы имеем совсем немного проблем с вопросами связанными с Кораном, но по вопросу Сунны мы сталкиваемся с таким спектром трудноразрешимых проблем, что зачастую это приводит к серьезным смутам среди исламской общины. Вопрос, что есть Сунна – это основной вопрос нашего исследования. Попробуем охарактеризовать это явление, используя Коран. Согласно Корану, Сунна – это образец поведения Пророка, мир ему, указывающий нам, как необходимо правильно понимать Коран в нашей повседневной жизни.

Для того, что бы четко имеет представление о том, что есть Сунна, необходимо подробное разобрать два термина: хадис и ‘амаль.          

Что такое хадис? Хадис– это словесная передача от Пророка, мир ему. Это сообщение о том, что он сказал или сделал, переданное от человека к человеку через известную цепочку передатчиков. Многие люди считают, что хадис это синоним термина Сунна. Более того, многие открыто это декларируют. Например: «Основы религии Ислам – это Священный Коран и Хадис» (см. взято из книги «Шари’ат – исламское право», Шейха ‘Абдуррахмана Дои из Нигерии).

В любом случае, такое понимание хадиса является анахронизмом. В раннюю эпоху люди совершали ритуальную молитву, хадж, выплачивали закят, так как же, как это делалось во времена Посланника Аллаха, мир ему и молитва. И так это сохранилось вплоть до времен, которые застал Имам Малик и даже после него. Любые конфликты случаются, если человек приходит с чем-то новым, и хочет совместить это с уже имеющейся практикой. Мусульмане того периода не были книжниками. Передача была немедленной и прямой. Что делали люди в тот период? Как говорил Имам Малик: «Если вы ищите знаний, поезжайте жить в Медину. Коран не был ниспослан в земле Ефрата» т.е. Ирака.

Как бы то ни было, в Ираке проживало несколько сподвижников, и Ирак был новой землей Ислама. Для того, что бы найти истину, люди шли к сподвижникам и спрашивали, а затем получали мнение одного человека, фетву или хадис. Таким образом, это происходило в Ираке, где и была сформирована наука о хадисах, его тексте и так далее. Как сказал Шейх Ибн Таймийя: «Не было города, где люди лгали бы больше, чем жители Куфы». Также известно, что Имам Малик и жители Медины не принимали хадис от иракцев, так как там было очень много лжецов, и зачастую иракцы не отличали лжецов от тех, кто говорил правду.

Мы видим тревожную картину, когда мусульмане пытаются передать Сунну посредством записи хадисов, и, не отделяя Сунну от хадиса. Но хадис не является синонимом для термина Сунна. Хадис – это просто текст, который еще не о чем не говорит. Вы не можете взять с книжной полки сборник хадисов, читать их и считать, что вы изучаете Сунну. Вы не можете получить прямой доступ к Сунне посредством чтения хадисов. Является бесспорным фактом, что Посланник Аллаха, мир ему и молитва, запрещал записывать что-либо, кроме аятов Священного Корана. Мы еще вернемся к этим вопросам.

Теперь на некоторое время обратимся к тому, что называют ‘амаль. ‘Амаль буквально значит «действие», «деяние» и отсылает нас к непротиворечивой практике жителей Медины. Таким образом, ‘амаль включает в себя Сунну Посланника Аллаха, мир ему и молитва, а также иджтихад, или индивидуальное суждение поздних авторитетов, в особенности халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. Сунна – это практика Пророка, мир ему и молитва, и таким образом мы можем сказать, что вся Сунна – ‘амаль, но не весь ‘амаль – Сунна.

‘Амаль – интегральная часть Сунны. Сунна, как мы сказали, это не синоним хадисам, потому что хадис тогда, когда он был полностью согласован, как в тексте, так и в цепочке передатчиков (иснад), не являлся необходимым действием в ранний период Медины, и таким образом не являлся частью сунны. ‘Амаль – практика Посланника Аллаха, мир ему и молитва, или первых праведных халифов, сподвижников, последователей и тех поколений, которые последовали за ними. Зайд ибн Сабит, известный сподвижник, говорил: «Когда вы видите жителей Медины, делающих что-либо, знайте, это – Сунна». Это суждение ясно определяет ‘амаль как совершение чего-либо, а не просто как словесное суждение. Таким образом, Сунна и ‘амаль ближе друг к другу, чем хадис и Сунна, и мы часто можем найти их в связке, например в таком выражении, как «Сунна праведных халифов».

С хадисами же мы имеем очень серьезную проблему, когда пытаемся их использовать в нашей повседневной жизни. По причине того, что для использования хадиса мы должны иметь фикх или, если говорить по-русски, понимание. Ибн Вахб сказал: «Любой, кто знает хадисы, но не имеет Имама в фикхе, находится в заблуждении». Ибн Уяйна сказал: «Хадис – это источник заблуждения, исключая факихов». Даже на основании этих двух цитат ясно, что вы должны иметь критерии для того, что бы решать, что хадис означает, какую его часть оставить, а какую применять.

Критерий Медины был ‘амаль. Если хадис противоречил ‘амалю, его оставляли. ‘Умар ибн аль Хаттаб говорил с минбара мечети: «Клянусь Аллахом, я осложню жизнь тому, кто отделит хадис от ‘амаля». Ибн аль-Касим и Ибн Вахб говорили: «Я видел, что, по мнению Имама Малика, ‘амаль был строже хадиса».

Ибн Махди сказал: «Сунна, основанная на сунне жителей Медины, лучше, чем хадис». Это высказывание четко сигнализирует нам разницу между Сунной и хадисом (Ибн Махди умер в 186 году Хиджры и был одним из величайших ученых в области хадисов в Медине). Он также говорил: «Если я имею хадис по какому-либо вопросу, и затем я узнаю, что мединцы делают что-то, противоречащее этому, то этот хадис становится слабым в моих глазах».

Мы можем выделить четыре вероятных преимущества ‘амаля перед хадисом:

1). ‘Амаль находится в согласии с хадисом, таким образом, ‘амаль подчеркивает действительность хадиса.

2). ‘Амаль находится в согласии с одним хадисом, но в противоречии с другим. Таким образом, ‘амаль подчеркивает преимущество первого хадиса.

3). ‘Амаль противоречит всем хадисам. Если ‘амаль взят со времени Пророка, то он предпочтительнее, потому что эта категория ‘амаля определенно более авторитетна и имеет множественную цепочку передатчиков (мутаватир), тогда как другие хадисы имеют одну цепочку передатчиков. Если ‘амаль построен на иджтихаде, то имеются определенные разногласия по вопросу его применения в рассматриваемом контексте.

4). Есть хадис, но нет ‘амаля по какому либо вопросу. Тогда следуют хадису, хотя имеются и разногласия по этой теме.

Теперь необходимо спросить, а почему в представленной формуле, ‘амалю отдается предпочтение перед хадисом? Как известно, хадисы делятся на две группы: мутаватир – полученный через большое количество сподвижников, и одиночный хадис-ахад. Хадис-ахад передавался от одного сподвижника к другому. ‘Амаль является мутаватиром, потому что является деянием множества сахабов и является консенсусом среди сахабов, живших в Медине. Множественная передача превалирует над единичной, таким образом ‘амаль является превалирующим источником. Довольно ясная картина того, почему ‘амаль предпочтительнее вырисовывается из фразу Ибн Кутайбы: «По нашему мнению, истина гораздо более определенно исходит от иджмы, чем через передачу хадиса. Хадис может быть вызван забывчивостью, ошибкой, различными возможными интерпретациями, кто-либо, стоящий доверия передает хадис тому, кто такого доверия не стоит и прочее. Могут быть две различные команды, каждая из которых имеет основание, например сделать один или два приветствии, отпускаемого в конце молитвы (таслим). Также человек, передающих хадис, мог быть при Пророке, тогда когда он отдавал какую-либо команду и в последствии мог не знать о том, что Пророк отдал другую команду, прямо противоположную предыдущей. И затем он передает первую команду, не имея информации о второй. Как бы то ни было, иджма свободна от подобного рода превратностей».

Медина времен Имама Малика представляла собой город, в котором одно поколение передало знания другому поколению. Невозможно, чтобы целое поколение вдруг прекратило делать что-либо и начало что-то новое, если не произошло чего-либо экстраординарного. Совершенно очевидно, что процедура выплаты закята, произнесение азана или икамата, непроизнесение басмаллы в намазе и многие другие практики осуществлялись всей Мединой.

Ибн Таймийя, имея в виду преемственность мединцев пророческому наследию, сказал: «Именно по этой причине, не один из исламских ученых не считал согласие жителей какого-либо города, кроме Медины, доказательством того, что за ними можно следовать не в эти времена, ни после их». Кроме того, Ибн Таймийя указывал на то, что ни одно нововведение не пришло из Медины, тогда как в других городах они были. Это очень важное заявление. В Медине не было тех, кто занимается введением новшеств в религию, но как только вы покидаете Медину, вы можете обнаружить нововведения в каждом городе.

Когда Сирия и Ирак были завоеваны, ‘Умар направил в их города людей, которые должны были обучать их Книге Аллаха и Сунне Его Посланника, мир ему и молитва. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд, Хузайфа ибн аль-Йяман, Аммар ибн Йясир, Имран ибн Хусайн, Салман аль-Фариси и другие отправились в Ирак. Муаз ибн Джабаль, Убада ибн ас-Самит, Абу Дарда, Биляль ибн Рабах и другие были отправлены в Сирию. Такие сподвижники, как ‘Усман, ‘Али, ‘Абдуррахман и Убайя ибн Кааб, Мухаммад ибн Маслама, Зайд ибн Сабит, и другие остались с ‘Умаром в Медине.

‘Умар, как известно, имел особенность консультироваться с такими великими сподвижниками, как ‘Усман, ‘Али, Абу Тальха, аз-Зубайр. Они были советниками халифа. Поэтому аш-Шааби сказал: «Посмотрите на то решение, что сделал ‘Умар. Он провел консультации». Это известно, что вопрос, относительно которого ‘Умар дал определение или фетву, и относительно которого он провел консультацию имеет большую силу, чем решения или фетвы других сподвижников, таких, как Ибн Мас‘уд.

В описываемое время и после него все мусульманские города следовали за жителями Медины. Ибн Мас‘уд был наиболее знающий из сподвижников в Ираке, но в то время, когда смута (фитна) имела место, он отправился в Медину, что бы узнать о решении, которое он сделал в Ираке, и если бы он обнаружил, что практика мединцев отлична от его решения, то он бы, не медля, изменил его.

После начала фитны все города, за исключением Куфы, следовали за жителями Медины. Куфийцы декларировали, что их позиция равна позиции мединцев. Совершенно очевидно, что со стороны куфийцев это было политическое решение. Как сказал Шейх Ибн Таймийя: «Прежде эпохи смятения умов они следовали за мединцами и старались походить на них. Перед убийством ‘Усмана малоизвестно, чтобы куфийцы или кто-то еще начал заявлять, что они более знающие, чем мединцы. Когда ‘Усман был убит, и сообщество разделилось и раскололось на партии среди куфийцев появились люди, которые стали говорить, что они равны в знаниях ученым Медины».

Таким образом, мы видим, что опора на ‘амаль не является чем-то новым в исламском праве. Наоборот, в раннюю эпоху именно ‘амаль играл определяющую роль при понимании пророческого наследия. И только после упоминаемой чуть выше Фитны, в результате которой исламское общество было расколото на множество групп, использование ‘амаля постепенно стало замещаться иными методами. Несмотря на это, опора на ‘амаль в вынесении правовых решений имела довольно серьезную основу в халифате времен Омейядских халифов, таких, как ‘Умар ибн ‘Абдульазиз. Ранние Аббасиды также предпочитали «мазхаб мединцев». В последующий период этот источник Шари’ата утвердился в западных частях мусульманских земель, в Испании, Марокко, Алжире и других – там, где доминировал мазхаб Имама Малика, единственный из всех мазхабов, сохранивший традицию жителей Медины, традицию лучшей общины из когда-либо существовавших.


Часть 3. Руководство по совершению ритуальной молитвы (салят). И другие сопутствующие вопросы

Предварительные условия для совершения ритуальной молитвы

Перед началом молитвы необходимо соблюсти следующие условия, что бы молитва была принята:

1). Направление в сторону киблы – т.е. в сторону Каабы, Мекки.

2). Удаление с тела и одежды нечистот, таких как моча, кал, кровь и тому подобное.

3). Закрытие интимных частей тела (аурат). Для мужчины область аурата включает в себя область от коленей до пупка. Аурат для женщины – все тело кроме лица и кистей рук.

4). Совершение малого омовения (вуду).

Малое омовение (вуду)

Прежде чем совершить предписанную ритуальную молитву, каждый мусульманин должен совершить малое омовение в той последовательности, в которой это описано ниже:

1). Намерение: необходимо сделать намерение (ният) на совершение омовения и произнести слова басмаллы: «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного» (Бисми Лля hи р-Рахмани р-Рахим).

2). Кисти рук: омыть кисти рук 3 раза каждую.

3). Рот: прополоскать рот 3 раза.

4). Нос: набрать в нос воду, прочистив его таким образом 3 раза.

5). Лицо: 3 раза протереть лицо, используя обе руки.

6). Руки до локтей (включительно): омыть руки от кисти до локтя включительно. Вся поверхность должны быть омыта и протерта рукой. Вода так же должна попасть между пальцами. Начинать следует с правой руки. Омывать руки нужно 3 раза.

7). Голова: протереть голову 1 раз. Начать с границы волос на лбу и, используя обе руки, протереть до окончания волос, затем вернуть руки обратно.

8). Уши: 1 раз протирать внутри ушной раковины и снаружи.

9). Ноги: вымыть ноги до лодыжек включительно 3 раза. Вода должна пройти сквозь пальцы.

10). Шахада: после окончания рекомендуется сказать: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха» (Аш hаду алля иля hа илля Лла h ва аш hаду анна Мухаммадан расулю Лла h).

Нарушение малого омовения

Действия и причины нарушающие малое омовение делятся на три основных вида:

1). Аль-ахдас – означают обыкновенные выделения из половых органов и заднего прохода.

2). Аль-асбаб – означают причины, которые приводят (или могут привести) к действиям нарушающим вуду (аль-ахдас).

3). То что не относится ни к одному из двух вышеприведенных пунктов.

К аль-ахдас относятся следующие выделения:

1). Экскременты (выходящие из анального отверстия).

2). Газы (выходящие из анального отверстия).

3). Моча.

4). Вади – белая жидкость, выходящая вслед за мочеиспусканием.

5). Мази – любрикант, прозрачная жидкость, выходящая из полового органа мужчины или женщины по причине представления себе полового совокупления.

6). Выход семени(мани) без сопровождающего его сексуального наслаждения.

7). Гади – жидкость белого цвета, выходящая при родах из полового органа женщины.

8). Кровь месячных циклов у женщин.

9). Выход мужского семени из полового органа женщины после совершения ею полного омовения (гусль).

К аль-асбаб относятся следующие действия и причины нарушающие малое омовение, они так же подразделяются на 3 основных вида:

1). Потеря рассудка, имеющее место в следующих случаях:

a) впадение в глубокий сон (спящий не слышит голоса разговаривающих около него людей или не замечает выпадения того или иного предмета из его рук.

b) сумасшествие.

c) опьянение.

d) обморочное состояние.

2). Прикосновение к тому, кто вызывает обычно половое влечение. При этом нарушение вуду (в этой ситуации) должно отвечать следующим условиям:

a) наличие устремления к получению сексуального удовольствия, даже если во время прикосновения данная цель не будет достигнута.

b) получения наслаждения во время прикосновения, даже если изначально не было цели получить его.

Отсюда следует, что вуду того, кто не ставил себе целью получить сексуальное удовольствие и не получил его во время касания – будет действительно, даже если удовольствие вдруг возникло после прикосновения. Если же некто коснулся женщины, не преследуя цель возбудиться и половое желание не возникло, то вуду в этой ситуации не нарушается.

Следует отметить, что для касания нарушающего вуду ставятся следующие условия:

a) совершающий касание должен быть человеком, на которого ложатся обязанности Шари’ата (балиг), неважно женщина это или мужчина.

b) тот к кому прикасаются, должен быть из тех, кто обычно вызывает половое желание. При этом даже если прикоснулись к ногтю или волосам, даже если не через прямое касание, но через препятствие в виде тонкой одежды, то ритуальное омовение в этом случае нарушается.
Что же касается препятствия в виде плотной ткани, то вуду нарушается лишь в случае сжатия того или иного органа тела (к коему прикасаются) или прижатия его к себе.

Надо сказать также, что вуду того, по отношению к кому было совершено касание не нарушается, если он не является балигом (человек, на которого ложатся обязанности Шари’ата) и не преследует цель получить сексуальное наслаждение.

Из этих условий, однако, нужно исключить поцелуй в губы, который в любом случае нарушает малое омовение, преследовали ли посредством него получить сексуальное удовольствие или нет, а если не было такой цели, то случилось ли оно или нет. При этом вуду нарушается, как у того, кто целует, так и у того, кого целуют. Если же поцелуй осуществляется не в губы, то к нему применимы положения обычного прикосновения.

3). Прикосновение к половому органу является условием нарушающим вуду. Если касание это осуществляется напрямую или через очень тонкую ткань. Также ставится условием нарушения вуду в этом случае прикосновение к пенису внутренней стороны ладони или внутренней стороной пальцев, или боковой стороной ладони или боковой стороной пальцев.

Прикосновение женщины к ее половому органу, даже если ввела она пальцы свои в него не нарушает вуду. Также не нарушает вуду прикосновение к анальному отверстию.

Как отмечалось выше, нарушают ритуальное омовение лишь обыкновенные (естественные) выделения, которые выходят через обычные пути. Отсюда следует, что выход крови, гноя и тому подобного, вуду не нарушает. Также вуду не нарушается в случае таких физиологических аномалий как, выход газов или кала из переднего отверстия или мочи из заднего отверстия.

Необходимо заметить, что положения о нарушении малого омовения не применяются к нездоровому человеку, т.е. например недержание мочи не нарушает вуду.

Третий вид действий и причин нарушающих омовение, которые не относятся к первым двум, включает в себя вероотступничество от Ислама (ридда) и сомнение в наличии омовения (шакк).
Последнее в свою очередь подразделяется на 3 основных вида:

1). Сомнение в том было ли нарушено малое омовение, будь-то по причине выхода мочи, газов и тому подобного, или же из за впадения в глубокий сон, опьянения, после совершенной убежденности в том, что вуду было совершено. В этом случае вуду нарушается у всякого человека, исключая человека страдающего постоянным сомнением (мустанких).

2). Сомнение в том было ли исполнено вуду после совершенной убежденности в
наличии осквернения первой группы (аль-ахдас). В этом случае вуду считается недействительным даже по отношению к тому, кто страдает постоянным сомнением.

3). В последнем случае имеется уверенность как в наличии вуду, так и в наличие осквернения в виде мочеиспускания или дефекации. Неуверенность в том, что чему предшествовало так же делает вуду недействительным. Как для обычного человека так и для перманентно сомневающегося.

Состояние вуду уже само по себе является поклонением (‘ибадат). Так же каждый должен быть в состоянии омовения для того, что бы притрагиваться к свитку (мусхаф) Священного Корана (имеется в виду именно арабский оригинал, а не перевод на другие языки).

Обязательными частями (фараид) малого омовения является соблюдение следующих условий

1). Выражение намерения на совершение омовения.

2). Омовение лица.

3). Омовение рук, включая локтевой сустав. Обязательным является протирание между пальцами (тахлиль), путем проведения пальцами одной руки между пальцами другой.

4). Протирание головы.

5). Омовение ног до щиколоток включительно.

6). Протирание (дальк) каждой части тела подлежащей омовению.

7). Непрерывность (мувалят) совершения омовения частей тела.

Суннаты вуду

1). Омовение кистей рук до введения их в сосуд с водой.

2). Полоскание рта.

3). Промывание носа путем привлечения воды в нос.

4). Выброс воды из ноздрей через сжимание носа пальцами т.е другими словами высмаркивание воды.

5). Протирание ушей, как внешней, так и внутренней части их.

6). Использование другой воды для протирания ушей.

7). Протирание головы от затылка до начала волосяного покрова головы.

8). Соблюдение порядка исполнения фардов вуду.

К поощряемым действиям [2] (мандуб / мустахаб) малого омовения относится

1). Наличие чистого места.

2). Произнесение во время омовения кистей слов басмаллы.

3). Экономичность в использовании воды для омовения того или иного органа тела, которое следует мыть, даже если совершающий омовение использует воду из моря.

4). Обращение в сторону киблы по возможности, если это не сопровождено с трудностями.

5). Начинать омовение следует с правой стороны.

6). Нахождение сосуда с водой омовения с правой стороны от совершающего омовение.

7). Выставление в омовении начала органа тела (как кончики пальцев рук или начало волосяного покрова головы) перед концом его.

8). Второе и третье омовение органа в суннатах и фардах малого омовения при условии, если было правильно совершено первое омовение, являющееся фардом.

9). Использование сивака – специальной зубочистки из веток дерева.

10). Соблюдение порядка исполнения суннатов вуду в отдельности.

11). Порядок исполнения суннатов вкупе с фардами.

12). Мольба (ду’а) после окончания исполнения омовения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.081 с.)