Введение в маликитский мазхаб 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение в маликитский мазхаб



ВВЕДЕНИЕ В МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ


Часть 1. Маликитский центр

Часть 2. Мазхаб Имама Малика

Биография Имама Малика. Его учителя, ученики

Имам Малик родился в 93 году по Хиджре[1], хотя есть и другие мнения по поводу даты его рождения, называются 94 и 95 года по Хиджре.

Имам принадлежал к королевской арабской семье Хумайр, происходившей из Йемена и поселившейся в Медине после прихода Ислама. Генеалогия Имама такова: Малик, сын Анаса, сына Абу Амира, сына ‘Умара, сына Хариса, сына Гимана, сына Хабсиля, сына Умру, сына Хариса, который был также широко известен как Зиль-Субх.

Прозвище (кунья) Имама было ‘Абдуллах, но когда он прославился в Медине как великий ученый, его стали называть Имам Дар аль-Хиджра, «Вождь Дома Переселения». Учитывая то количество ученых, которым изобиловала Медина, такое обращение к Малику о многом говорит.

Период, когда родился Имам Малик, был периодом правления халифа Валида ибн ‘Абдульмалика, третьего правителя Омейядской династии. Территория Омейядского халифата охватывала огромные территории, среди которых Испания в Европе и Магриб в Африке. Хотя Омейяды перенесли свою столицу из Медины в Дамаск в Сирии, значение города Пророка сохранялось. И пусть Медина не была больше политической столицей Ислама, она сохраняла ведущую роль как образец лучшей общины из когда-либо существовавших.

Учителя Имама

1). Абу Радим Нафи’ ибн ‘Абдуррахман. Имам учился чтению и рецитации Корана в соответствии с установленными правилами у этого знаменитого ученого, хорошо известного в этой области даже в наше время всему миру.

В ранний период жизни Имама Малика Нафи’ был известен как видный знаток хадисов. Он изучил эту науку у своего знаменитого учителя Абдаллаха ибн ‘Умара, так как Нафи’ был его освобожденным рабом, служившим ему в течение тридцати лет. Те, кому известно место, занимаемое ‘Абдуллахом ибн ‘Умаром в хадисоведческой литературе, могут оценить, какая это была замечательная возможность для Нафи’ – учиться у такого великого ученого, всегда окруженного учениками. ‘Абдуллах ибн ‘Умар был сыном ‘Умара ибн Хаттаба, второго халифа Ислама и одного из ближайших сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Кроме того, что Нафи’ изучал хадисы у ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, ему также посчастливилось служить другим сподвижникам и видным знатокам хадисов; это были ‘Айша, Умм-Салмак, знаменитый рассказчик хадисов Абу Хурайра, Абу Са‘ид аль-Худри и многие другие. В число его учеников входят не только Имам Малик, но и другие светила того периода, чьи имена прославлены в исламской науке: Ибн Джаридж, Имам Зухри, Имам Аузаи и Айуб Сахтийани. Имам Малик имел обыкновение спрашивать своего выдающегося учителя об его мнении по юридическим вопросам, добавляя: «А что говорил об этом Ибн ‘Умар?» – потому что кто же мог лучше судить об юридических решениях и мнениях ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, чем такой близкий к нему человек, как Нафи’. Имам также любил своего учителя за его преданность, чистоту и честность, и часто говорил, что если он слышал мнение относительно хадисов, рассказанных Ибн ‘Умаром, от своего учителя, Нафи’, ему больше не нужны никакие другие доводы.

Вот почему в «Муватте», выдающемся труде Имама Малика, есть множество различных хадисов, рассказанные Имамом Маликом со ссылкой на Нафи’, который слышал их от ‘Абдуллаха ибн ‘Умара. Благочестивый халиф ‘Умар ибн ‘Абдуль’азиз, который сам был большим ученым, избрал Нафи’ учителем для египтян и послал его туда. Только в Исламе раб, благодаря своему благочестию, преданности и учености, смог приобрести такой авторитет, что хадисы, рассказанные им, считались подлинными, и его, как выдающегося ученого, уважали правящие халифы. Он умер в 117 году Хиджры.

2). Джафар аc-Садык.Имам Джафар ас-Садык также был одним из учителей Имама Малика. Кроме того, что он был видным ученым, он принадлежал к семье Пророка. Он был правнуком Имама Хусайна, внука Пророка, мир ему и молитва. Его отец, Имам Бакыр, тоже был выдающимся ученым. Цепь его рассказов хадис восходит к его отцу Имаму Мухаммаду Бакыру, Урве ибн Зубайру, Мухаммаду ибн Мункадиру. Кроме Имама Малика, в число его учеников входили Суфьян ас-Саури, Шабах, Абу Йахья аль-Ансари, Имам Абу Ханифа и Суфьян ибн Айнийя. Имам Джафар ас-Садык умер в 198 году Хиджры.

3). Мухаммад ибн Йахья аль-Ансари.Мухаммад ибн Йахья был еще одним из учителей Имама Малика. Он обычно преподавал в Пророческой Мечети (Масджид ан-Набави) в Медине. Мухаммад ибн Йахья умер в 121 году Хиджры в возрасте 74 лет.

4). Абу Хазим Сальмах ибн Динар. Абу Хазим был еще одним ученым-табиином и учителем Имама Малика. Он также преподавал в Пророческой Мечети и умер в 140 году Хиджры.

5). Йахья ибн Са‘ид. Йахья ибн Са‘ид также был ученым-табиином и учеником Имама ‘Али ибн Зайна аль-‘Абидина ибн Хусайна, Ади ибн Сабийа и Анаса ибн Малика. Кроме Имама Малика, его прославленными учениками были Хаммад, Шаабах и Суфьян ас-Саури. Он умер в 143 году Хиджры.

6). Хишам ибн Урва. Хишам ибн Урва, почтенный и широко известный табиин, также был учителем Имама Малика. Он слышал предания от многих сподвижников и был учителем нескольких других выдающихся знатоков хадисов, таких как Суфьян ас-Саури и Суфьян ибн Айнийя. Позже он отправился в Куфу во времена халифа из династии Аббасидов Абу Джафара Мансура, и люди толпились вокруг него, чтобы послушать его уроки по толкованию Священного Корана (тафсир) и хадисам. Халиф Мансур очень уважал его и руководил поминальными молитвами, когда Хишам умер. Согласно Ибн Саду, на него можно полагаться в науке о хадисах, и он знал множество хадисов. Абу Хатим назвал его Имамом в науке о хадисах.

Лучшие ученики Имама Малика

Маликитский фикх передавался двумя путями. Первый путь – через работы Имама Малика, такие как «Муватта». Второй путь – посредством его учеников. Они передавали его юриспруденцию (фикх), и множество книг дошло через них.

Никакой другой Имам, как известно, не имеет такого количества учеников, как Имам Малик. Его ученики были многочисленны и представляли все известные тогда континенты. В основном это были такие страны, как Египет, Ирак, Иран, Сирия, североафриканские земли. Хотя большинство было конечно из Медины. Причиной этому являлось то, что Имам Малик вообще никогда не покидал Хиджаз. Он оставлял Медину только для того, что бы совершить хадж. Медина была домом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. После Мекки многие мусульмане, совершающие хадж, направляются сюда, и в том числе к Имаму Малику за знаниями. Имам Малик прожил более чем 80 лет, а преподавал около шести десятков лет своей жизни.

Важность роли его студентов в формировании фикха этой правовой школы подчеркивается тем фактом, что основной труд Имама Малика «Муватта» содержит небольшое количество тем, которые он преподавал и на которые давал свои фетвы, остальные его фетвы, не вошедшие в «Муватту», дошли до нас через записи его учеников. Невозможно рассказать обо всех из них, остановимся на наиболее важных.

1). ‘Абдуллах ибн Вахб. Он учился у Имама Малика порядка двадцати лет и занимался распространением фикха в Египте. Он учился не только у Малика, но и других ученых. Он получил знания от более четырех сотен ученых в области хадисов в таких странах, как Египет, Хиджаз, Ирак. Его учителями были Суфьян аc-Cаури, Ибн Уяйна, Ибн Джурайдж, ‘Абдуррахман ибн Зийяд аль-Ифрики, Са‘ид ибн Абу Аюб, и многие другие.

2). Асба, один из учеников сподвижников Имама Малика сказал: «Ибн Вахб был сподвижником Имама Малика с большим знанием Корана и Сунны, но так же он передавал хадисы от передатчиков, которые были слабы». Ибн Вахб сам понимал, что некоторые из хадисов, которые он передал, были слабыми. Он как-то сказал: «Если бы Аллах не спас меня посредством Имама Малика и аль-Ляйса, я был бы потерян». Его спросили: «Как же так?» Ибн Вахб ответил: «Я знал очень много хадисов, и это смущало меня. Я имел обыкновение показывать их Имаму Малику и он указывал мне на те, которые следует оставить и те, которые следует убрать».

Имам Малик уважал и любил его. Он не разделял критики кого-либо из его сподвижников, кроме Ибн Вахба. Обычно он называл его факих, когда писал ему. Ибн Вахб был одним из тех, кто распространил школу Имама Малика в Египте и Магрибе. Люди приезжали к нему учится фикху Имама Малика в течение жизни самого Имама Малика и после его смерти. Он оставил после себя множество превосходных книг, включая, то, что он слышал от Имама Малика, и это заняло примерно тридцать томов. Он умер в 197 году по Хиджре в возрасте 72 лет.

3). ‘Абдуррахман ибн аль-Касим. Этот ученый был одним из сподвижников Малика и пользовался огромным влиянием. Фактически он осуществил запись его школы. В мазхабе Имама Малика он занимал примерно такую же позицию, как Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани в мазхабе Имама Абу Ханифы. Есть абсолютное сходство между этими двумя людьми. Они оба являлись передатчиками своих школ и самостоятельно осуществляли индивидуальное законотворчество (иджтихад). Ибн аль-Касим имел мнения, отличные от его Шейха Имама Малика. О нем говорили, что он был во власти собственного мнения. Ибн ‘Абдульбарр сказал: «Он факих, у которого доминирует собственное мнение. Он справедливый и устойчивый в своем мнении человек». Он встретил Имама Малика после Ибн Вахба и был его учеником около двадцати лет. Он изучал его фикх. Так же он встречал таких ученых, как аль-Ляйси, ‘Абдульазиз ибн Маджишуна и Муслим ибн Халид аз-Зандж.

Многие спрашивали у него совета относительно фикха Имама Малика. Ибн Вахб однажды сказал: «Если вы хотите знать фикх Имама Малика, вы должны учится у Ибн аль-Касима. Он уникален в познании сего». Его пересказ «Муватты» является наиболее полноценным, и Сахнун узнал у него содержание труда «Мудаввана», представляющее собой наиболее всестороннее собрание фикха Имама Малика. Таким образом, можно смело рассматривать его как главного передатчика маликитского фикха, потому что «Мудаввана» – главный источник мазхаба.

Он был очень щедрым человеком. Он не принимал денег от какого бы то ни было правителя. Он сказал как-то: «Нет Бога вблизи к правителю». Однако, поначалу он довольно часто их посещал, но затем через некоторое время стал держатся от них подальше. Он умер в 191 году Хиджры, в возрасте 63 лет.

4). Йахья ибн Йахья аль-Масмуди(умер в 234 году Хиджры). Принадлежал к берберскому племени в Испании. Он совершил два путешествия, чтобы повидать Имама Малика и учиться у него, и затем вернулся в свою страну преподавать науку о хадисах и юриспруденцию. Эмир Кордовы просил его принять должность кади Кордовы, но он отказался. Он был одним из самых благочестивых людей своего времени. Йахья отправился в Медину в последний год жизни Имама Малика и изучил под его руководством его знаменитый труд «Муватта», кроме трех глав книги «Итикаф», потому что Имам Малик умер в 149 году по Хиджре. Йахья присутствовал при поминальной молитве по нему и погребении. Йахья также сблизился с другими учениками Имама Малика, такими, как ‘Абдуллах ибн Вахаб, Ляйс ибн Са’ад аль-Масри, Суфьян ибн Аийина и Ибн аль-Касим, автор «Мудаввана».

5). Асад ибн аль-Фурат. Считается, что Асад происходит из Хорасана, хотя он родился в Харране. Затем его отец вместе с ним перебрался в Тунис, хотя есть версия, что он родился в Тунисе. Он выучил весь Коран и затем стал изучать фикх. Он отправился в путешествие на восток, что бы изучать «Муватту» от самого Имама Малика. Затем он оправился в Ирак и встретил Абу Йусуфа и Мухаммада ибн Хасана аш-Шайбани.Асад сумел скомибнировать фикх иракской школы и фикх мединской школы. Он сумел обучаться, как у Мухаммада ибн Хасана, так и у Имама Малика. Он очень много почерпнул от Имама Малика, позднее только Ибн аль-Касим сумел стать более знающим, чем он.

Когда Асад прибыл в Египет, он пошел в Ибн Вахбу и сказал: «Это книги Абу Ханифы», и Асад попросил Ибн Вахба дать на них ответ в соответствии с маликитской правовой школой. Ибн Вахб проявил щепетильность и отказал ему. Затем Асад отправился Ибн аль-Касиму, который, основываясь на ответах, полученных в свое время от Малика, сумел разрешить его вопросы. Когда он был не уверен, он говорил, «я полагаю», «я думаю», «мне представляется, что это так». Относительно одного случая он сказал, «я слышал его (Имама Малика), говорящим по одному вопросу, и я полагаю, что Ваш вопрос подобен тому вопросу». Другой случай он разобрал, основываясь на своем собственном иджтихаде, безусловно, основанном на словах Имама Малика. Затем эти ответы были им собраны в единый сборник, который получил название «Аль-Асадийя».

Этот труд явился основой для знаменитой работы «Мудаввана» Имама Сахнуна. Асад был назначен судьей Кайруана. Он умер в 212 году по Хиждре, во время осады города Сиракузы, будучи командующим армией, а также исполняя функции судьи. А родился Имам Асад в 145 году по Хиджре.

6). Другими учениками были: Абу ‘Абдуррахман ‘Абдуллах ибн Муслима аль-Харис (умер в 221 году Хиджры), Абу Йахья Маан ибн ‘Иса ибн Динар аль-Мадани (умер в 198 году Хиджры), Са‘ид ибн Кясир ибн Афир ибн Муслим аль-Ансари (умер в 226 году Хиджры), Йахья ибн Йахья ибн Бикир аль-Масри (умер в 231 году Хиджры), судья Медины Абу Масб аз-Зухри, (умер в 242 году Хиджры), Масаб аз-Зубайри, Мухаммад ибн аль-Мубарак, Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани.

В число тех, которые с пользой для себя занимались в кружке Имама Малика, входят аббасидские халифы Абу Джа’фар Мансур, Махди, Харун ар-Рашид и его сыновья Амин и Маймун ар-Рашид, и ученые-юристы Имам Абу Ханифа, Имам аш-Шафи‘и, Имам Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, судья Абу Йусуф.

Предварительные условия для совершения ритуальной молитвы

Перед началом молитвы необходимо соблюсти следующие условия, что бы молитва была принята:

1). Направление в сторону киблы – т.е. в сторону Каабы, Мекки.

2). Удаление с тела и одежды нечистот, таких как моча, кал, кровь и тому подобное.

3). Закрытие интимных частей тела (аурат). Для мужчины область аурата включает в себя область от коленей до пупка. Аурат для женщины – все тело кроме лица и кистей рук.

4). Совершение малого омовения (вуду).

Малое омовение (вуду)

Прежде чем совершить предписанную ритуальную молитву, каждый мусульманин должен совершить малое омовение в той последовательности, в которой это описано ниже:

1). Намерение: необходимо сделать намерение (ният) на совершение омовения и произнести слова басмаллы: «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного» (Бисми Лля hи р-Рахмани р-Рахим).

2). Кисти рук: омыть кисти рук 3 раза каждую.

3). Рот: прополоскать рот 3 раза.

4). Нос: набрать в нос воду, прочистив его таким образом 3 раза.

5). Лицо: 3 раза протереть лицо, используя обе руки.

6). Руки до локтей (включительно): омыть руки от кисти до локтя включительно. Вся поверхность должны быть омыта и протерта рукой. Вода так же должна попасть между пальцами. Начинать следует с правой руки. Омывать руки нужно 3 раза.

7). Голова: протереть голову 1 раз. Начать с границы волос на лбу и, используя обе руки, протереть до окончания волос, затем вернуть руки обратно.

8). Уши: 1 раз протирать внутри ушной раковины и снаружи.

9). Ноги: вымыть ноги до лодыжек включительно 3 раза. Вода должна пройти сквозь пальцы.

10). Шахада: после окончания рекомендуется сказать: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха» (Аш hаду алля иля hа илля Лла h ва аш hаду анна Мухаммадан расулю Лла h).

Нарушение малого омовения

Действия и причины нарушающие малое омовение делятся на три основных вида:

1). Аль-ахдас – означают обыкновенные выделения из половых органов и заднего прохода.

2). Аль-асбаб – означают причины, которые приводят (или могут привести) к действиям нарушающим вуду (аль-ахдас).

3). То что не относится ни к одному из двух вышеприведенных пунктов.

К аль-ахдас относятся следующие выделения:

1). Экскременты (выходящие из анального отверстия).

2). Газы (выходящие из анального отверстия).

3). Моча.

4). Вади – белая жидкость, выходящая вслед за мочеиспусканием.

5). Мази – любрикант, прозрачная жидкость, выходящая из полового органа мужчины или женщины по причине представления себе полового совокупления.

6). Выход семени(мани) без сопровождающего его сексуального наслаждения.

7). Гади – жидкость белого цвета, выходящая при родах из полового органа женщины.

8). Кровь месячных циклов у женщин.

9). Выход мужского семени из полового органа женщины после совершения ею полного омовения (гусль).

К аль-асбаб относятся следующие действия и причины нарушающие малое омовение, они так же подразделяются на 3 основных вида:

1). Потеря рассудка, имеющее место в следующих случаях:

a) впадение в глубокий сон (спящий не слышит голоса разговаривающих около него людей или не замечает выпадения того или иного предмета из его рук.

b) сумасшествие.

c) опьянение.

d) обморочное состояние.

2). Прикосновение к тому, кто вызывает обычно половое влечение. При этом нарушение вуду (в этой ситуации) должно отвечать следующим условиям:

a) наличие устремления к получению сексуального удовольствия, даже если во время прикосновения данная цель не будет достигнута.

b) получения наслаждения во время прикосновения, даже если изначально не было цели получить его.

Отсюда следует, что вуду того, кто не ставил себе целью получить сексуальное удовольствие и не получил его во время касания – будет действительно, даже если удовольствие вдруг возникло после прикосновения. Если же некто коснулся женщины, не преследуя цель возбудиться и половое желание не возникло, то вуду в этой ситуации не нарушается.

Следует отметить, что для касания нарушающего вуду ставятся следующие условия:

a) совершающий касание должен быть человеком, на которого ложатся обязанности Шари’ата (балиг), неважно женщина это или мужчина.

b) тот к кому прикасаются, должен быть из тех, кто обычно вызывает половое желание. При этом даже если прикоснулись к ногтю или волосам, даже если не через прямое касание, но через препятствие в виде тонкой одежды, то ритуальное омовение в этом случае нарушается.
Что же касается препятствия в виде плотной ткани, то вуду нарушается лишь в случае сжатия того или иного органа тела (к коему прикасаются) или прижатия его к себе.

Надо сказать также, что вуду того, по отношению к кому было совершено касание не нарушается, если он не является балигом (человек, на которого ложатся обязанности Шари’ата) и не преследует цель получить сексуальное наслаждение.

Из этих условий, однако, нужно исключить поцелуй в губы, который в любом случае нарушает малое омовение, преследовали ли посредством него получить сексуальное удовольствие или нет, а если не было такой цели, то случилось ли оно или нет. При этом вуду нарушается, как у того, кто целует, так и у того, кого целуют. Если же поцелуй осуществляется не в губы, то к нему применимы положения обычного прикосновения.

3). Прикосновение к половому органу является условием нарушающим вуду. Если касание это осуществляется напрямую или через очень тонкую ткань. Также ставится условием нарушения вуду в этом случае прикосновение к пенису внутренней стороны ладони или внутренней стороной пальцев, или боковой стороной ладони или боковой стороной пальцев.

Прикосновение женщины к ее половому органу, даже если ввела она пальцы свои в него не нарушает вуду. Также не нарушает вуду прикосновение к анальному отверстию.

Как отмечалось выше, нарушают ритуальное омовение лишь обыкновенные (естественные) выделения, которые выходят через обычные пути. Отсюда следует, что выход крови, гноя и тому подобного, вуду не нарушает. Также вуду не нарушается в случае таких физиологических аномалий как, выход газов или кала из переднего отверстия или мочи из заднего отверстия.

Необходимо заметить, что положения о нарушении малого омовения не применяются к нездоровому человеку, т.е. например недержание мочи не нарушает вуду.

Третий вид действий и причин нарушающих омовение, которые не относятся к первым двум, включает в себя вероотступничество от Ислама (ридда) и сомнение в наличии омовения (шакк).
Последнее в свою очередь подразделяется на 3 основных вида:

1). Сомнение в том было ли нарушено малое омовение, будь-то по причине выхода мочи, газов и тому подобного, или же из за впадения в глубокий сон, опьянения, после совершенной убежденности в том, что вуду было совершено. В этом случае вуду нарушается у всякого человека, исключая человека страдающего постоянным сомнением (мустанких).

2). Сомнение в том было ли исполнено вуду после совершенной убежденности в
наличии осквернения первой группы (аль-ахдас). В этом случае вуду считается недействительным даже по отношению к тому, кто страдает постоянным сомнением.

3). В последнем случае имеется уверенность как в наличии вуду, так и в наличие осквернения в виде мочеиспускания или дефекации. Неуверенность в том, что чему предшествовало так же делает вуду недействительным. Как для обычного человека так и для перманентно сомневающегося.

Состояние вуду уже само по себе является поклонением (‘ибадат). Так же каждый должен быть в состоянии омовения для того, что бы притрагиваться к свитку (мусхаф) Священного Корана (имеется в виду именно арабский оригинал, а не перевод на другие языки).

Обязательными частями (фараид) малого омовения является соблюдение следующих условий

1). Выражение намерения на совершение омовения.

2). Омовение лица.

3). Омовение рук, включая локтевой сустав. Обязательным является протирание между пальцами (тахлиль), путем проведения пальцами одной руки между пальцами другой.

4). Протирание головы.

5). Омовение ног до щиколоток включительно.

6). Протирание (дальк) каждой части тела подлежащей омовению.

7). Непрерывность (мувалят) совершения омовения частей тела.

Суннаты вуду

1). Омовение кистей рук до введения их в сосуд с водой.

2). Полоскание рта.

3). Промывание носа путем привлечения воды в нос.

4). Выброс воды из ноздрей через сжимание носа пальцами т.е другими словами высмаркивание воды.

5). Протирание ушей, как внешней, так и внутренней части их.

6). Использование другой воды для протирания ушей.

7). Протирание головы от затылка до начала волосяного покрова головы.

8). Соблюдение порядка исполнения фардов вуду.

К поощряемым действиям [2] (мандуб / мустахаб) малого омовения относится

1). Наличие чистого места.

2). Произнесение во время омовения кистей слов басмаллы.

3). Экономичность в использовании воды для омовения того или иного органа тела, которое следует мыть, даже если совершающий омовение использует воду из моря.

4). Обращение в сторону киблы по возможности, если это не сопровождено с трудностями.

5). Начинать омовение следует с правой стороны.

6). Нахождение сосуда с водой омовения с правой стороны от совершающего омовение.

7). Выставление в омовении начала органа тела (как кончики пальцев рук или начало волосяного покрова головы) перед концом его.

8). Второе и третье омовение органа в суннатах и фардах малого омовения при условии, если было правильно совершено первое омовение, являющееся фардом.

9). Использование сивака – специальной зубочистки из веток дерева.

10). Соблюдение порядка исполнения суннатов вуду в отдельности.

11). Порядок исполнения суннатов вкупе с фардами.

12). Мольба (ду’а) после окончания исполнения омовения.

Полное омовение (гусль)

Некоторые вещи вызывают необходимость совершения гусля. Среди них: выход семени из полового органа, половой акт, окончание периода месячных, окончание послеродовых кровотечений.

Причины, требующие совершения полного омовения:

1). Выход семени из полового органа с сопровождающим его сексуальным наслаждением, будь-то во сне или бодрствующем состоянии.

2). Введение головки полового члена в женский половой орган. В этом случае необходимо совершить полное омовение, даже если не произошел выход семени.

3). Менструальная кровь (хайд). В этом случае полное омовение действительно после окончания периода месячных.

4). Послеродовые выделения (нифас). Следует отметить, что необходимость в совершении полного омовения присутствует даже в том случае, если родившийся ребенок вышел без крови. Кровь, причина которой является болезнь, не требует купания.

5). Если умер мусульманин, то обязательно омыть его.

6). Принятие не мусульманином Ислама, если он находится в состоянии большого осквернения, требует совершения им полного омовения.

7). Вероотступничество. В мазхабе Малика, по этой части имеется два мнения. Однако, как говорит Шейх Ахмад ад-Дардир, да смилостивится над ним Аллах, самое сильное мнение состоит в том, что вероотступничество нарушает полное омовение. Это мнение в «Аль-Мухтасаре» высказал и большой маликитский ученый, Шейх Халиль, да помилует его Аллах.

Перед совершением полного омовения необходимо выразить намерение на омовение всего тела. Затем необходимо произнести слова басмаллы. Затем омыть половые органы. После этого совершить вуду, как показано выше. Далее необходимо вымыть голову и шею, три раза, нужно убедится, что вода попала до самых корней волос и бороды, если имеется. Затем начать омовение тела с правой стороны, после этого с левой. После этого перейти к ногам, также начинать нужно с правой ноги, и затем продолжить с левой. На каждую часть тела должна попасть вода. После окончания омовения рекомендуется поднять указательный палец правой руки и произнести слова шахады: «Аш hаду алля илля hа илля Лла h ва аш hаду анна Мухаммадан расулю Лла h».

Важное примечание: в мазхабе Имама Малика протирание руками частей тела во время совершения как малого, так и полного омовений является обязательным (фард). В главе «Обязательность протирания частей тела для совершающего гусль» книги «Аль-Мауна» Кади ‘Абдульваххаба аль-Багдади аль-Малики говорится по этому поводу следующее:

«Обязательно для совершающего гусль (мугтасиль) проводить руками по всему телу, как является обязательным проводить руками по частям тела во время совершения вуду. В случае, если ограничился совершающий гусль окунанием своего тела в воду или пролитием на него воды, гусль его не считатется действительным, в противоположность мнению Имамов Абу Ханифы и аш-Шафи‘и, да будет доволен Аллах ими обоими. Ибо является обязательным проникновение воды на все участки тела так, чтобы это проникновение действительно считалось омовением (гасль), а не погружением-окунанием (гамс), что требует дополнительного качества (т.е. протирания руками частей тела) помимо погружения или окунания частей тела в воду. Так как ученые по арабскому языку различают между терминами «гасль» и «гамс». То, что дальк есть обязательное действие гусля доказывают также следующие слова Посланника Аллаха, мир ему и молитва, обращенные к ‘Айше, да будет доволен ею Аллах: «Протирай (удлюки) тело свое руками». Повеление заключенное в слове «протирай» указывает на обязательность этого действия для совершающего гусль» (см. «Аль-Мауна» Кади ‘Абдульваххаба аль-Багдади аль-Малики).

Сухое обтирание (тайяммум)

Если нет воды, либо ее употребление может повредить здоровью, то тогда необходимо совершить сухое обтирание (тайяммум). Исполнитесь специальным намерением совершить тайяммум для молитвы, которую вы собираетесь исполнить. Скажите слова басмаллы. Ударьте о землю обеими руками, сдуйте лишнюю пыль, протрите ваше лицо обеими руками, ударьте о землю еще раз, протрите руки и предплечья к локтям один раз: сперва правую, затем левую, – после того поднимите указательный палец и произнесите шахаду. Тайяммум может быть так же сделан при помощи плоского камня вместо сухой земли. Тайяммум имеет действительность вуду, исключая тот аспект, что тайяммум должен совершатся немедленно после наступления обязательной молитвы.

Обязательные части (фараид) тайяммума

1). Произнесение намерения о разрешении совершить молитву одновременно с первым ударом о землю.

2). Первый удар внутренней частью рук (или руки) по камню или песку (саид ат-тахир). При этом не следует под ударом понимать сильный удар, достаточно просто положить на него (камень, песок) свои руки.

3). Протирание лица и двух рук до кистей включительно. При этом протирается все лицо, совершается протирание между пальцами рук. Если на пальце имеется кольцо, то его обязательно нужно снять. Не обязательно протирать между волосами бороды до их корней если борода редкая.

4). Наличие чистого и не оскверненного нечистотами места, с которого берется пыль для протирания. Годным является все вышедшее из земли и являющееся частью ее (песок, земля, камень).

5). Между протиранием частей тела, не должно быть большого промежутка времени. Также не должно быть большого промежутка времени между совершением тайяммума и тем для чего совершали сухое обтирание (например, молитвы).

Суннаты тайммума

1). Порядок совершения тайяммума. Сначала лицо, затем руки.

2). Второй удар, для протирания рук.

3). Протирание рук до локтевых суставов включительно.

4). Перенос пыли на протираемое место, так чтобы до протирания лица и рук, пыль с рук через касание не оседала на другие предметы и части тела.


ВВЕДЕНИЕ В МАЛИКИТСКИЙ МАЗХАБ


Часть 1. Маликитский центр



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.105 с.)