Правила чтения слов басмаллы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила чтения слов басмаллы



Школа Имама Малика, отрицает, что формула басмаллы «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного» (Бисми Лля hи р-Рахмани р-Рахим), с которой начинаются суры Священного Корана в том числе и Сура аль-Фатиха, является аятом. В книге «Ахкям аль-Куран» Шейх ‘Али ас-Сабуни, говорит по этому поводу: «Позиция маликитов, основанная на доказательствах из Шари’ата, – отрицание того, что басмалла является аятом, как в начале Суры аль-Фатиха, так и в начале прочих сур Корана, что формула эта приведена в нем исключительно для блллагодати (табаррук). Приведем здесь доказательства, которыми оперируют маликиты для подтверждения своего мнения:

Во-первых, хадис ‘Айши, да будет доволен ею Всевышний, которая сказала, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, открывал молитву такбиром « Аллаху Акбар » и чтением слов «Хвала Аллаху, Господу миров» (Аль-хамду ли Лля hи рабби ль-‘алямин), т.е. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда совершал молитву, не произносил басмаллы (привел Муслим от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах).

Во-вторых, хадис Анаса, содержащийся в «Сахих» Имама аль-Бухари и «Сахих» Имама Муслима, который передает: «Молился я за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, да будет доволен Аллах ими всеми, которые всегда начинали читать молитву (после такбира) со слов «Хвала Аллаху, Господу миров» (опуская чтение слов «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного»).

В-третьих, из доказательств, которые приводят маликиты, что басмалла, не есть аят Корана – хадис, передаваемый Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Слышал я, как Посланник Аллаха, мир ему и молитва, произнес: «Сказал Всевышний Аллах: «Разделил Я молитву меж Собой и рабом Моим на две половины; и для раба Моего будет то, что он испросит. И если скажет раб: «Хвала Аллаху, Господу миров», – скажет Аллах: «Воздал хвалу Мне раб Мой!»; и если скажет раб Аллаха: «Милостивому, Милосердному», – скажет Аллах: «Восславил Меня раб Мой!» (восславил за проявления качеств Сущности Его и качеств действий); и если скажет раб: «Царю в День Суда», – скажет Аллах: «Возвеличил Меня раб Мой!»...; и если скажет раб: «Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь к тебе взываем», – скажет Аллах: «Сие между Мной и рабом Моим, и для раба Моего то, что испросил он; и если скажет раб: «Веди же нас Путем Правым, не тех, кто заблудший, не тех, кто под гневом Твоим», – скажет Аллах: «Это для раба Моего, и для раба Моего то, что испросил он».

Сказали ученые Ислама (те из них, кто не признает, что басмалла – аят в начале каждой из коранических сур, в том числе аят Суры аль-Фатиха): «Слова Всевышнего Аллаха: «Разделил Я молитву» указывают на Суру аль-Фатиха; и назвал Аллах ее салятом, потому что молитва не будет действительной без чтения аль-Фатихи. Отсюда, если бы басмалла считалась аятом аль-Фатихи, то была бы, непременно, упомянута в хадисе аль-кудси».

В-четвертых, если бы басмалла являлась аятом Суры аль-Фатиха, то таким образом произошло бы повторение слов «Милостивого, Милосердного» (Ар-Рахмани р-Рахим, так что читалась бы тогда сура таким образом: «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров. Милостивому, Милосердному» (Бисми Лля hи р-Рахмани р-Рахим. Аль-хамду ли Лля hи рабби ль-‘алямин. Ар-Рахмани р-Рахим), а это нарушает бесподобное красноречие Священного Корана.

В-пятых, написание басмаллы в начале каждой суры необходимо только для табаррука и во исполнение веления Господа начинать каждое дело с произнесения формулы «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного» (Бисми Лля hи р-Рахмани р-Рахим). И если написание басмаллы утверждено для нас наивысшая ступень достоверности хадиса в Исламе (таватур), то указание, что басмалла – это аят не дошло до нас через передачу со степенью ат-таватур. Сказал Имам аль-Куртуби аль-Малики, да смилостивится над ним Аллах: «Самое правильное из всех мнений по этому вопросу – мнение Имама Малика, ибо Коран со всеми его аятами обязательно должен быть утвержден передачами со ступенью ат-таватур, в абсолютной достоверности которых нет ни у кого разногласий, но не передачами ахад».

Сказал муджтахид маликитов Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби: «Достаточно тебе в доказательство того, что басмалла, не является аятом Корана, наличия разногласий у ученых по этому вопросу. Тогда как тот или иной аят Священной Книги обязательно должен быть утвержден передачей со степенью ат-таватур и не должно быть по его поводу у ученых каких-либо прений. Помимо того, достоверные хадисы достоверных сборников указывают на то, что басмалла не является аятом как Суры аль-Фатиха, так и прочих сур, за исключением единственной Суры ан-Намль».

Еще одно доказательство, которое приводят маликиты (Абу Бакр ибн аль-‘Араби) в пользу того, что басмалла не является аятом Корана – то, что в мединской мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с его времен и до времени Имама Малика, никто из Имамов и амиров не читал слова «Именем Аллаха Милостивого, Милосердного».

В заключении приведем правила чтения басмаллы согласно фикху четырех известных правовых школ Ислама.

Первое. Чтение басмаллы (будь то в начале аль-Фатихи или в начале других коранических сур, про себя или в слух) является порицаемым (макрух) у маликитов в молитве-фард и разрешается в молитве-нафиль (как говорит об этом Шейх Мабрук ибн ‘Али). Правда, надо отметить, что это правило порицания утверждено через одну из передач от Имама Малика.

Сказал Шейх Мабрук ибн ‘Али в «Китабу Тальхис аль-Фава’ид ва Таджми аль-Фараид»: «Суть всех слов этих, что правило порицания чтения басмаллы представляет собой одну из передач от Имама Малика. Так, в одной из передач говорится, что он считал чтение басмаллы разрешенным делом (мубах)». Также приводят от великого ученого-маликита Ибн Нафи’, что чтение басмаллы есть крайне желательный поступок (ваджиб).

Второе. В ханафитском мазхабе басмалла с аль-Фатихой читается про себя во всех рака’атах молитвы. Одобряется чтение басмаллы и в начале других сур Корана. Отметим, что ханафиты тоже утверждают, что басмалла не является аятом аль-Фатихи, но есть отдельный аят, ниспосланный для разделения сур Корана между собой.

Третье. В мазхабе Имама аш-Шафи’и, да смилостивится над ним Аллах, чтение басмаллы – обязательное действие (ваджиб) вслух во время исполнения утреннего, вечернего и ночного молебнов и про себя во время совершения полуденных и предвечерних.

Четвертое. Сказал Имам Ахмад ибн Ханбаль, да смилостивится над ним Аллах: «Чтение басмаллы – ваджиб для молящегося, однако не является Сунной произносить ее в слух».


[1] Хиджра – переселение мусульман под предводительством Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, из Мекки в Йасриб (названный позже Городом Пророка, т.е. Мединой), которое состоялось – по мнению большинства историков – 24 сентября 622 г.н.э. С этого момента было положено начало первому исламскому государству. Однако вести летосчисление с даты Хиджры начали лишь в 637 г.н.э., в период правления второго праведного Халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба. При этом по велению халифа за отправную точку новой эры был взят не сам день прибытия Пророка в Медину, а 1 Мухаррама (первый день первого месяца) того же года. Этот день соответствовал 16 июля 622 года по юлианскому календарю.

[2] Действия, которые Посланник Аллаха, мир ему и молитву, совершал время от времени без постоянства. За совершение этих действий полагается награда от Аллаха, оставление же этого не ведет к наказанию в жизни будущей и не сопровождается порицанием в жизни дольней.

 

[3] Именно эти слова были переданы Имамом Маликом в «Муватте» от Халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба.

[4] Обязательная часть, неисполнение которой делает молитву недействительной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.006 с.)