Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Е.П.Масленников – руководитель поисков.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
28 когда я занимался туризмом. Установились дружеские отно-шения, несмотря на солидную разницу в возрасте, а потом я при-нимал участие в общественной работе в Федерации, им руково-димой. Мне сообщили, что он уже в курсе дела и занимается органи- зацией поисков. Из числа студентов были сформированы две группы. Одну - Бориса Слобцова - высадили под вершину Отортена, вторую - Олега Гребенника - в район вершины Ойка Чакур, на которые в заявленном маршруте Дятлова планировались восхождения. Но оказалось, что Слобцова по ошибке высадили достаточно далеко от вершины. И он отправился на юг пересечь долину р. Лозьвы и Ауспии, чтоб попытаться обнаружить след (лыжню) группы Дятлова. По одной из этих долин Игорь должен был подняться в верховья рек, к главному водоразделу Уральского хребта. Но узнать был ли Дятлов на Отортене, имело ключевое значение для понимания, что делать дальше, где сосредоточить поиски на маршруте протяженностью почти в 300 км. Охватить весь маршрут поисковыми группами было просто не реально. А облёт на самолёте не дал никакого результата. Предлагаю решить эту задачу нашей группой. Времени на сборы нет. Надо вылетать завтра. Ребят собрать, только что вер-нувшихся из похода, не просто. А тут ждут уже на рюкзаках распоряжения М.Аксельрод и С.Типикин, оставшиеся в резерве. Потому комплектуется группа из трёх человек для повторной высадки на Отортен. Коллегиально предлагаем Моисею Аксель-роду (среди друзей Моня) взять на себя обязанности руково-дителя, поскольку он старше нас (уже закончив УПИ, работал на заводе), а мы ещё студенты. 29 На следующий день мы вылетаем с Уктусского аэропорта на двукрылке АН-2 в Ивдель. С нами ещё два незнакомых нам человека. Чтоб рассказ об этих днях и событиях был более убеди-тельным, достоверным и не только от моего лица, приведу воспоминания Стаса Типикина, которые он мне прислал неза-долго до своей смерти. «В феврале 1959 г. я учился на 5-ом курсе физико-технического факультета УПИ. Игоря Дятлова знал не долго, но достаточно хорошо: приходилось вступать с ним в горячие споры в кабинете председателя Спортклуба Л.Гордо при распределении финансовых средств между турсекцией и альпинистской секцией, руководителем которой я в то время был. О принятом решении об организации поисковой экспедиции узнал от Моисея Аксельрода – одного из своих друзей по альпсекции и по студенческой жизни. Сергея Согрина также хорошо знал по альпсекции, как отличного спортсмена и орга-низатора. Наша группа (группа Аксельрода) добиралась до Ивделя на специально выделенном самолёте с промежуточной посадкой в Артемовском». Посадка в Армёмовском была запланированной, т.к. два не-знакомца оказались радистами, которые на радиозаводе должны были получить радиостанции для наших поисковых работ. На это ушло немало времени. Когда две радиостанции загрузили в самолёт, то показалось, что он осел под их тяжестью. Щелочные аккумуляторы к ним были огромных размеров, и с трудом их мог поднять один человек. Невольно возник вопрос. А что же мы будем делать с ними в глубоких снегах? Как переносить, 30 когда сам чуть ли не по грудь будешь тонуть в снегах без лыж? А как на лыжах их перетаскивать? Тот, кто придумал придать нам этот груз, не представлял тех условий, в которых мы ока-жемся. Рассказ продолжит Стас. «Ребята-радисты (2 чел) оказались в нашей группе, очевидно, волей случая. Это были хорошие парни, но их поездка на Отор-тен получилась, к сожалению, бесполезной, т.к. обе рации ока-зались неработоспособными (не смогли установить радио-кон-такт ни с вертолетом, ни с самолетом, ни друг с другом). По прибытии в Ивдель М.Аксельрод ушёл за указаниями к представителю Штаба поисков и по возвращении сообщил нам план действий, включающий восхождение на Отортен. Группа пересаживается из самолета в вертолет и вылетает на Ото-ртен. Радисты Ябуров и Чигвинцев находились с нами всё время пребывания группы в районе Отортена, но к горе с нами не хо-дили. Им было поручено, находясь на биваке, установить нам надежную радиосвязь с самолетами и вертолетами, которые будут работать в районе Отортена». 31 Переночевав, наша тройка отправилась к вершине. Склоны довольно пологие. Сама вершина куполообразная со скальными останцами на высшей точке. Снова впечатлениями делится Типикин. «27.02.1959г. После рассвета, оставив радистов заниматься рациями, мы втроем отправились на лыжах к Отортену. С места бивака (он был организован на середине склона ущелья) была прекрасно видна гора и извилистое заросшее лесом ущелье в сторону горы с замёрзшим ручьём на дне. Погода была отличной, идти было легко, дорогу прокладывали там, где зарослей было меньше. Шли часа полтора. Наконец деревья стали отступать, мы вышли на открытое место и … потеряли ориентировку. Перед нами была седловина, влево и вправо от которой поднимались заснеженные склоны двух похожих друг на друга вершин. Верх их из-за перегиба склонов видно не было. Которая из них Отортен? Решили так: один из нас идёт на левую гору, второй – на правую, а третий дежурит на седловине в качестве координатора и для оказания экс-тренной помощи на случай нештатной ситуации. Контроль-ный срок возвращения на седловину – через полтора часа. Я вызвался идти на левую. Лыжные палки в руки и вверх! 32 заглянув на другой (западный) склон, я посыпался вниз. И Моня и Сергей уже были на седловине, встретили меня известием, что я был на Отортене. Я рассказал им всё, что видел, и мы решили всё же добраться до тура на Отортене. Снова палки в руки и вверх! Верёвка, крючья, молоток, страховка - и Сергей, под-твердив репутацию отличного скалолаза, взобрался на останец. Вскоре он крикнул нам, что записка есть, но не Дятлова, и зачитал текст. Значит группа Дятлова сюда, до конечной точки своего маршрута, не добралась (Записку МГУ я в руках не держал и у кого она хранится, я не знаю)».
Скальные останцы на вершине Отортена. Подняться на этот останец оказалось действительно не про-сто. На скалах прилипший метровый слой снега и льда. Никакой 33 надёжной опоры, всё уходит из-под ног. Наша основная задача установить, был ли Дятлов на вершине, была выполнена. Записка туристов МГУ была датирована летом 1956 года. Но возникли сомнения. А вдруг Дятлов не смог без специального снаряжения подняться на этот останец. Тогда дол-жны быть где-то поблизости следы их пребывания. «С седловины мы спустились на западную сторону Отортена, осмотрели лавинные выносы под 80-метровым обрывом, о ко-тором нам говорили на инструктаже в институте, пересекли замерзшее озерцо и в это время над нами появился самолет. Мы выложили на снегу условный сигнал «П», что поиск продолжа-ется, а в ответ получили вымпел, что следы группы Дятлова найдены и нам следует готовиться к эвакуации. Хочу уточнить, что в вымпеле в находящейся там записке сообщалось, что на склоне горы 1079 обнаружена палатка. Стало ясно, что Дятлов до Отортена не дошёл. Надо было их искать на начальном участке маршрута и остальные группы сни-мать. Скорее всего, какая-то трагедия разыгралась в районе об-наруженной палатки. Что с ребятами? Если живы, то где? Эти мысли не давали покоя всю ночь.
Ждём. Подошел полдень. В районе Отортена снова появился 34 самолет. Мы решили привлечь внимание к себе, зажгли сиг-нальные костры, но никто на это не отреагировал. Солнце начало садиться и мы подумали, что нам предстоит еще одна ночёвка в палатках. Но тут неожиданно из-за гребешка выныр-нул вертолет и из открытой двери нам стали что-то кричать и энергично махать руками, жестами требуя от нас немед-ленно подниматься на гребень. И мы полезли по достаточно крутому склону и глубокому снегу, задыхаясь и падая от на-пряжения, т.к. пришлось разгрузить наших радистов, повесив на грудь дополнительный груз в виде тяжеленных раций. В вертолет нам помогали влезть второй пилот и неизвестный нам человек, представившийся прокурором. От него мы и узнали все известные на тот момент подробности о группе Дятлова и начальных результатов поиска. Когда мы обратились к лет-чикам забросить нас по пути на место аварии (всего-то 10 км) на нас все замахали руками: приказ – нас только в Ивдель!!! Истинную причину этого мы узнали чуть позднее». В этом повествовании Стаса некоторые подробности о полё- тах над нами самолётов и вертолётов в тот день чуть расходятся с моими впечатлениями. Это и простительно. Тем более что они никак не влияли на ход событий. Столько лет прошло! Память Стаса сохранила многие детали, которые не запечатлелись у меня. Но то, как мы вытаскивали никому ненужные радио-станции по крутому склону и глубокому снегу сложно забыть. Так мы снова оказались в Ивделе. То, о чём расскажет дальше Типикин, запомнилось мне смутно и не столь эмоционально. Скорее всего, я был занят какими-то другими делами и пору-чениями. «Когда мы высадились из вертолета в Ивделе, нас повели в гостиницу при аэродроме, где мы должны были предстать перед членами Комиссии и, возможно (как нам сказали), перед 35 секретарём Обкома Партии Ештокиным (фамилия почему-то врезалась в память). Запомнилось, что шли мы в абсолютной темноте и только на фоне снега угадывалось, что вдоль до-рожки беззвучно стоит много людей, словно в ожидании чего-то. Было на душе какое-то неприятное ощущение. В ресторане гостиницы нас хорошо встретили, накормили, напоили соками (на Отортене ведь мы пили только растопленный снег) и затем здесь же состоялся разговор с членами Комиссии. Нас расспра-шивали, мы отвечали. Было видно, что эти люди наделены боль-шими полномочиями, но кто они, я так и не знаю. Потом нас отправили спать. Утром за завтраком объявили, что группа Аксельрода вылетает сегодня в Свердловск. Мы были ошарашены! Зачем? Что за глупость? На поиске наши руки лишними не будут! Посылаем Моисея разобраться, в чём дело. Вернувшись, он говорит, что это решение начальства. Якобы вчера в Свер-дловск поступило сообщение, что группа Аксельрода не вы-ходит на связь и возможно тоже погибла. Город и так переполнен мрачными слухами, а тут ещё одно известие о груп- повой гибели. Во избежание возможных негативных последствий приказа-но показать нас живыми нашим родным и в институте. И только потом можно будет думать, что делать дальше. Мы не согласились и уговорили Моисея попытаться пробиться к самому большому начальству с просьбой отменить принятое решение. Мони долго не было. Наконец, идёт, сияет - рот до ушей: Всё! Летим на поиски! 36 посадки вызвало сомнение из-за состояния снега, и он решил поискать более удобную точку (имел на это право). Нашёл её на ровном голом гребешке на расстоянии 8 км от Отортена. Нам-то было всё равно, но об изменении места посадки почему-то не было сообщено пилотам самолета-наблюдателя. Поэто-му, делая облет горы в день эвакуации, пилоты самолета полу-чили и передали на землю исключительно тревожную информа-цию: группа Аксельрода на радиосвязь не выходит, никаких на-земных условных сигналов не подаёт, следы группы обнаружены под обрывом Отортена, на снегу озера, после чего следы исчеза-ют. Делается вывод, что группа Аксельрода, по всей видимос- ти, погибла. Сам факт непонятной гибели большой группы сту-дентов УПИ так потряс сознание общественности и создал такую неспокойную нервозную обстановку вокруг этого траги-ческого события, что любое известие о новой групповой смерти могло принести много бед». И в тот же день (1 марта) нас забросили в эпицентр событий к останцу на водораздельном гребне рек Лозьвы и Ауспии. – Это место впоследствии «окрестили», как «Перевал Дятлова», хотя это не перевал в классическом его понимании. С нами летел прокурор из Свердловска Л.Н.Иванов. Как он оказался здесь, вспоминал Лев Никитич много позже. «Неладное я почувствовал с того момента, когда зашёл в кабинет прокурора области и получил приглашение сесть. Садиться, при обычных посещениях у прокурора области, у нас не было принято по той простой причине, что в кабинете задерживаться не приходилось – среди 60 человек областного аппарата ежедневно было много желающих попасть на приём лично к прокурору области. На сборы мне было дано 30 минут. Новые валенки, шапка – 37 ушанка и такой же новенький полушубок тут же в кабинете прокурора области мне вручил начальник АХО, а ещё через 30 минут я сидел в самолёте, который через несколько часов доставил меня спецрейсом в г. Ивдель». Так мы оказались в вертолёте вместе с представителем об-ластной прокуратуры. Об этом вспоминает Типикин. «Во время полета на перевал 01.03.1959 познакомились с прокурором Л.Н.Ивановым. Время полёта прошло в разговорах незаметно. Обсуждаемая тема, понятное дело, была одна. Какой груз перевозили этим рейсом, я не обратил внимание. И вообще, был ли груз? Вот то, что везли продукты, это точно. Вечером они уже были в употреблении. Насколько я помню, мы ничего в вертолет не загружали». Вертолёт встречали ребята из группы Слобцова и незнакомые люди, которые никак не представлялись. Большинство из них улетели обратным рейсом на нашем вертолёте. Обратил вни-мание, что под останцем лежит огромный сверток брезента. который ребята загрузили в вертолет. Оказалось, что это была палатка Дятлова. Это меня очень удивило. Всего прошло два дня с момента обнаружения палатки. Хоть я тогда мало что пони-мал в следственных делах, но по моим понятиям, коль с нами прилетел прокурор, то он должен осмотреть место происшес-твия, составить протокол, сфотографировать. Говоря профес-сиональным языком, провести следственные действия. Непонят-но было, кто мог дать такое скоропостижное и безграмотное указание. Много позже я узнал, что до Иванова там побывали пред-ставители прокуратуры Ивделя. Как вспоминал Миша Шаравин (он первым обнаружил палатку Дятлова), они осмотрели содер-жимое палатки и никаких записей не делали. Видимо в снегу, на морозе и ветре это было делать очень неуютно прибывшим сле-дователям, да ещё в городской одежде. А в Ивделе, в тепле мож-но это сделать в комфортных условиях. Скорее всего, именно эти люди и улетели обратным рейсом на нашем вертолёте вместе с палаткой. 38 Обратил внимание, что под останцем рядом с палаткой лежит ещё два свёртка похожих на спальный мешок. Догадка полос-нула по сердцу. До прилёта к останцу мы были информированы только о найденной палатке. А эти свертки мне напомнили пе-чальные случаи из альпинистской практики, когда так же в спальные мешки упаковывали погибших для транспортировки. Мой немой вопрос понял Боря Слобцов и с трудом выдавил. - Вчера обнаружили Колмогорову и Дятлова и подняли сюда. Вид у ребят его группы был усталый и подавленный. Мрачно стояли на морозе и ветру. Лопасти вертолёта, как огромный вентилятор, продолжали вертеться. Уже не один день они в экстремальных условиях занимались поиском. А тут, обнару-жили замёрзших своих друзей. Молодых ребят, впервые столк-нувшихся с такой трагедией, повергло в шоковое состояние. По своему опыту понимал, какую непосильную работу они вчера выполнили, вытаскивая тела из долины на гребень хребта, пре-одолевая глубокий снег, кустарники и камни. И все это на морозе и ветру столь малочисленной группой. Е.П.Масленников встретил меня радостной улыбкой: - Ты-то мне очень нужен. И мы с Ивановым в сопровождении ребят отправляемся к месту, где стояла палатка Дятлова. Это подтверждает и Типикин в своих воспоминаниях. «По прибытии на перевал мы сразу направились к дятловской палатке, а оттуда вниз к кедру». «Кедр» - это второе узловое место, где Шаравин вместе с Коптеловым на следующий день, спускаясь от палатки в долину реки Лозьвы, примерно в полутора км от последней, наткнулись на два замёрзших тела. Миша подробно рассказал нам, как была установлена палатка, в каком состоянии её обнаружили. Она стояла в безопасном 39 месте, на выровненной площадке. Для лучшей теплоизоляции под неё уложены лыжи. Палатка надежно закреплена. Она почти месяц простояла при ураганном ветре и снегопаде. Упала только задняя стойка. Сверху её припорошило свежим снегом не более 10-15-ти сантиметровой толщины. Кое-где лежал плотный надутый наст.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.86 (0.011 с.) |