Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е.П.Масленников – руководитель поисков.

Поиск

28

 когда я занимался туризмом. Установились дружеские отно-шения, несмотря на солидную разницу в возрасте, а потом я при-нимал участие в общественной работе в Федерации, им руково-димой.

Мне сообщили, что он уже в курсе дела и занимается органи- зацией поисков.

Из числа студентов были сформированы две группы. Одну - Бориса Слобцова - высадили под вершину Отортена, вторую - Олега Гребенника - в район вершины Ойка Чакур, на которые в заявленном маршруте Дятлова планировались восхождения.

Но оказалось, что Слобцова по ошибке высадили достаточно далеко от вершины. И он отправился на юг пересечь долину р. Лозьвы и Ауспии, чтоб попытаться обнаружить след (лыжню) группы Дятлова. По одной из этих долин Игорь должен был подняться в верховья рек, к главному водоразделу Уральского хребта.

Но узнать был ли Дятлов на Отортене, имело ключевое значение для понимания, что делать дальше, где сосредоточить поиски на маршруте протяженностью почти в 300 км. Охватить весь маршрут поисковыми группами было просто не реально. А облёт на самолёте не дал никакого результата.

Предлагаю решить эту задачу нашей группой. Времени на сборы нет. Надо вылетать завтра. Ребят собрать, только что вер-нувшихся из похода, не просто. А тут ждут уже на рюкзаках распоряжения М.Аксельрод и С.Типикин, оставшиеся в резерве.

Потому комплектуется группа из трёх человек для повторной высадки на Отортен. Коллегиально предлагаем Моисею Аксель-роду (среди друзей Моня) взять на себя обязанности руково-дителя, поскольку он старше нас (уже закончив УПИ, работал на заводе), а мы ещё студенты.

29

На следующий день мы вылетаем с Уктусского аэропорта на двукрылке АН-2 в Ивдель. С нами ещё два незнакомых нам человека.

Чтоб рассказ об этих днях и событиях был более убеди-тельным, достоверным и не только от моего лица, приведу воспоминания Стаса Типикина, которые он мне прислал неза-долго до своей смерти.

«В феврале 1959 г. я учился на 5-ом курсе физико-технического факультета УПИ. Игоря Дятлова знал не долго, но достаточно хорошо: приходилось вступать с ним в горячие споры в кабинете председателя Спортклуба Л.Гордо при распределении финансовых средств между турсекцией и альпинистской секцией, руководителем которой я в то время был.

О принятом решении об организации поисковой экспедиции узнал от Моисея Аксельрода – одного из своих друзей по альпсекции и по студенческой жизни. Сергея Согрина также хорошо знал по альпсекции, как отличного спортсмена и орга-низатора.

Наша группа (группа Аксельрода) добиралась до Ивделя на специально выделенном самолёте с промежуточной посадкой в Артемовском».

Посадка в Армёмовском была запланированной, т.к. два не-знакомца оказались радистами, которые на радиозаводе должны были получить радиостанции для наших поисковых работ. На это ушло немало времени. Когда две радиостанции загрузили в самолёт, то показалось, что он осел под их тяжестью. Щелочные аккумуляторы к ним были огромных размеров, и с трудом их мог поднять один человек. Невольно возник вопрос. А что же мы будем делать с ними в глубоких снегах? Как переносить,

30

когда сам чуть ли не по грудь будешь тонуть в снегах без лыж? А как на лыжах их перетаскивать? Тот, кто придумал придать нам этот груз, не представлял тех условий, в которых мы ока-жемся.

Рассказ продолжит Стас.

«Ребята-радисты (2 чел) оказались в нашей группе, очевидно, волей случая. Это были хорошие парни, но их поездка на Отор-тен получилась, к сожалению, бесполезной, т.к. обе рации ока-зались неработоспособными (не смогли установить радио-кон-такт ни с вертолетом, ни с самолетом, ни друг с другом).

По прибытии в Ивдель М.Аксельрод ушёл за указаниями к представителю Штаба поисков и по возвращении сообщил нам план действий, включающий восхождение на Отортен. Группа пересаживается из самолета в вертолет и вылетает на Ото-ртен.

Радисты Ябуров и Чигвинцев находились с нами всё время пребывания группы в районе Отортена, но к горе с нами не хо-дили. Им было поручено, находясь на биваке, установить нам надежную радиосвязь с самолетами и вертолетами, которые будут работать в районе Отортена».
Нас очень удачно на вертолёте забросили на склоны Оторте- на. В двух шагах от места высадки нашли место для организа- ции лагеря. Рядом были и сухие дрова. Мы организовали лагерь. У нас был достаточно большой опыт ночёвок в зимних услови- ях. Моня - турист с богатым опытом, как и я. Вместе ходили в 1956 году на Приполярный Урал зимой, а Стас уже имел 2-ой разряд по альпинизму. Для наших радистов всё было необычно. Их даже пугала предстоящая ночёвка в снегах и на морозе. Но ребята молодые, быстро освоились и наравне с нами включи-лись в работу по обустройству ночёвки.

31

Переночевав, наша тройка отправилась к вершине. Склоны довольно пологие. Сама вершина куполообразная со скальными останцами на высшей точке.

Снова впечатлениями делится Типикин.

«27.02.1959г. После рассвета, оставив радистов заниматься рациями, мы втроем отправились на лыжах к Отортену. С места бивака (он был организован на середине склона ущелья) была прекрасно видна гора и извилистое заросшее лесом ущелье в сторону горы с замёрзшим ручьём на дне. Погода была отличной, идти было легко, дорогу прокладывали там, где зарослей было меньше. Шли часа полтора. Наконец деревья стали отступать, мы вышли на открытое место и … потеряли ориентировку. Перед нами была седловина, влево и вправо от которой поднимались заснеженные склоны двух похожих друг на друга вершин. Верх их из-за перегиба склонов видно не было. Которая из них Отортен? Решили так: один из нас идёт на левую гору, второй – на правую, а третий дежурит на седловине в качестве координатора и для оказания экс-тренной помощи на случай нештатной ситуации. Контроль-ный срок возвращения на седловину – через полтора часа. Я вызвался идти на левую. Лыжные палки в руки и вверх!
   По мере подъема, когда из-за перегиба склона стали появляться скалы-останцы, я понял, что поднимаюсь на Отортен. Достигнув верха, я стал обходить останцы, раз-бросанные на значительной площади. Нигде никаких следов пребывания людей не было. Но ведь должен же быть тур, куда закладываются записки. Исходя из своего альпинистского опы-та, мне наиболее подходящим показался один не очень высокий останец. Я подошел к нему, но сразу же понял тщетность своих намерений: стенки скалы покрыты коркой льда и валенками не за что зацепиться. А внизу у Сергея есть альпи-нистское снаряжение. Короче, ещё раз обойдя вершину горы и

32

заглянув на другой (западный) склон, я посыпался вниз. И Моня и Сергей уже были на седловине, встретили меня известием, что я был на Отортене. Я рассказал им всё, что видел, и мы решили всё же добраться до тура на Отортене. Снова палки в руки и вверх! Верёвка, крючья, молоток, страховка - и Сергей, под-твердив репутацию отличного скалолаза, взобрался на останец. Вскоре он крикнул нам, что записка есть, но не Дятлова, и зачитал текст. Значит группа Дятлова сюда, до конечной точки своего маршрута, не добралась (Записку МГУ я в руках не держал и у кого она хранится, я не знаю)».


Скальные останцы на вершине Отортена.
Февраль 2009 г. Фото С.Баталова.

Подняться на этот останец оказалось действительно не про-сто. На скалах прилипший метровый слой снега и льда. Никакой

33

надёжной опоры, всё уходит из-под ног.

Наша основная задача установить, был ли Дятлов на вершине, была выполнена. Записка туристов МГУ была датирована летом 1956 года. Но возникли сомнения. А вдруг Дятлов не смог без специального снаряжения подняться на этот останец. Тогда дол-жны быть где-то поблизости следы их пребывания.

«С седловины мы спустились на западную сторону Отортена, осмотрели лавинные выносы под 80-метровым обрывом, о ко-тором нам говорили на инструктаже в институте, пересекли замерзшее озерцо и в это время над нами появился самолет. Мы выложили на снегу условный сигнал «П», что поиск продолжа-ется, а в ответ получили вымпел, что следы группы Дятлова найдены и нам следует готовиться к эвакуации.
Мы завершили обход вокруг Отортена, вышли на свою ут-реннюю лыжню и ещё засветло вернулись на бивак к нашим радистам, чтобы с утра начать подготовку к встрече верто-лёта».

Хочу уточнить, что в вымпеле в находящейся там записке сообщалось, что на склоне горы 1079 обнаружена палатка. Стало ясно, что Дятлов до Отортена не дошёл. Надо было их искать на начальном участке маршрута и остальные группы сни-мать. Скорее всего, какая-то трагедия разыгралась в районе об-наруженной палатки. Что с ребятами? Если живы, то где? Эти мысли не давали покоя всю ночь.


«28.02.1959г. Утром погода отличная, морозец небольшой, поэтому решили свернуть палатки и ожидать прилета вертолета у костра. На всякий случай подготовили сигнальные костры. Время шло, а вертолет не прилетал. Видим, как вдали над Отортеном начал кружиться самолет.

  Ждём. Подошел полдень. В районе Отортена снова появился

34

самолет. Мы решили привлечь внимание к себе, зажгли сиг-нальные костры, но никто на это не отреагировал. Солнце начало садиться и мы подумали, что нам предстоит еще одна ночёвка в палатках. Но тут неожиданно из-за гребешка выныр-нул вертолет и из открытой двери нам стали что-то кричать и энергично махать руками, жестами требуя от нас немед-ленно подниматься на гребень. И мы полезли по достаточно крутому склону и глубокому снегу, задыхаясь и падая от на-пряжения, т.к. пришлось разгрузить наших радистов, повесив на грудь дополнительный груз в виде тяжеленных раций. В вертолет нам помогали влезть второй пилот и неизвестный нам человек, представившийся прокурором. От него мы и узнали все известные на тот момент подробности о группе Дятлова и начальных результатов поиска. Когда мы обратились к лет-чикам забросить нас по пути на место аварии (всего-то 10 км) на нас все замахали руками: приказ – нас только в Ивдель!!! Истинную причину этого мы узнали чуть позднее».

В этом повествовании Стаса некоторые подробности о полё- тах над нами самолётов и вертолётов в тот день чуть расходятся с моими впечатлениями. Это и простительно. Тем более что они никак не влияли на ход событий. Столько лет прошло! Память Стаса сохранила многие детали, которые не запечатлелись у меня. Но то, как мы вытаскивали никому ненужные радио-станции по крутому склону и глубокому снегу сложно забыть.

Так мы снова оказались в Ивделе. То, о чём расскажет дальше Типикин, запомнилось мне смутно и не столь эмоционально. Скорее всего, я был занят какими-то другими делами и пору-чениями.

 «Когда мы высадились из вертолета в Ивделе, нас повели в гостиницу при аэродроме, где мы должны были предстать перед членами Комиссии и, возможно (как нам сказали), перед

35

секретарём Обкома Партии Ештокиным (фамилия почему-то врезалась в память). Запомнилось, что шли мы в абсолютной темноте и только на фоне снега угадывалось, что вдоль до-рожки беззвучно стоит много людей, словно в ожидании чего-то. Было на душе какое-то неприятное ощущение. В ресторане гостиницы нас хорошо встретили, накормили, напоили соками (на Отортене ведь мы пили только растопленный снег) и затем здесь же состоялся разговор с членами Комиссии. Нас расспра-шивали, мы отвечали. Было видно, что эти люди наделены боль-шими полномочиями, но кто они, я так и не знаю. Потом нас отправили спать.

Утром за завтраком объявили, что группа Аксельрода вылетает сегодня в Свердловск. Мы были ошарашены! Зачем? Что за глупость? На поиске наши руки лишними не будут! Посылаем Моисея разобраться, в чём дело. Вернувшись, он говорит, что это решение начальства. Якобы вчера в Свер-дловск поступило сообщение, что группа Аксельрода не вы-ходит на связь и возможно тоже погибла. Город и так переполнен мрачными слухами, а тут ещё одно известие о груп-                                                                           повой гибели.

Во избежание возможных негативных последствий приказа-но показать нас живыми нашим родным и в институте. И только потом можно будет думать, что делать дальше. Мы не согласились и уговорили Моисея попытаться пробиться к самому большому начальству с просьбой отменить принятое решение. Мони долго не было. Наконец, идёт, сияет - рот до ушей: Всё! Летим на поиски!
Этот неприятный для нас инцидент родился по вине лётчи-ков-вертолётчиков. Дело в том, что лётным заданием вертолё-ту, везущему нас к Отортену, поручалось высадить группу на склоне этой горы. Но у командира вертолета заданное место

36

посадки вызвало сомнение из-за состояния снега, и он решил поискать более удобную точку (имел на это право). Нашёл её на ровном голом гребешке на расстоянии 8 км от Отортена. Нам-то было всё равно, но об изменении места посадки почему-то не было сообщено пилотам самолета-наблюдателя. Поэто-му, делая облет горы в день эвакуации, пилоты самолета полу-чили и передали на землю исключительно тревожную информа-цию: группа Аксельрода на радиосвязь не выходит, никаких на-земных условных сигналов не подаёт, следы группы обнаружены под обрывом Отортена, на снегу озера, после чего следы исчеза-ют. Делается вывод, что группа Аксельрода, по всей видимос- ти, погибла. Сам факт непонятной гибели большой группы сту-дентов УПИ так потряс сознание общественности и создал такую неспокойную нервозную обстановку вокруг этого траги-ческого события, что любое известие о новой групповой смерти могло принести много бед».
 

И в тот же день (1 марта) нас забросили в эпицентр событий к останцу на водораздельном гребне рек Лозьвы и Ауспии. – Это место впоследствии «окрестили», как «Перевал Дятлова», хотя это не перевал в классическом его понимании.

С нами летел прокурор из Свердловска Л.Н.Иванов. Как он оказался здесь, вспоминал Лев Никитич много позже.

«Неладное я почувствовал с того момента, когда зашёл в кабинет прокурора области и получил приглашение сесть. Садиться, при обычных посещениях у прокурора области, у нас не было принято по той простой причине, что в кабинете задерживаться не приходилось – среди 60 человек областного аппарата ежедневно было много желающих попасть на приём лично к прокурору области.

На сборы мне было дано 30 минут. Новые валенки, шапка –

37

ушанка и такой же новенький полушубок тут же в кабинете прокурора области мне вручил начальник АХО, а ещё через 30 минут я сидел в самолёте, который через несколько часов доставил меня спецрейсом в г. Ивдель».

Так мы оказались в вертолёте вместе с представителем об-ластной прокуратуры. Об этом вспоминает Типикин.

«Во время полета на перевал 01.03.1959 познакомились с прокурором Л.Н.Ивановым. Время полёта прошло в разговорах незаметно. Обсуждаемая тема, понятное дело, была одна.

Какой груз перевозили этим рейсом, я не обратил внимание. И вообще, был ли груз? Вот то, что везли продукты, это точно. Вечером они уже были в употреблении. Насколько я помню, мы ничего в вертолет не загружали».

Вертолёт встречали ребята из группы Слобцова и незнакомые люди, которые никак не представлялись. Большинство из них улетели обратным рейсом на нашем вертолёте. Обратил вни-мание, что под останцем лежит огромный сверток брезента. который ребята загрузили в вертолет. Оказалось, что это была палатка Дятлова. Это меня очень удивило. Всего прошло два дня с момента обнаружения палатки. Хоть я тогда мало что пони-мал в следственных делах, но по моим понятиям, коль с нами прилетел прокурор, то он должен осмотреть место происшес-твия, составить протокол, сфотографировать. Говоря профес-сиональным языком, провести следственные действия. Непонят-но было, кто мог дать такое скоропостижное и безграмотное указание.

Много позже я узнал, что до Иванова там побывали пред-ставители прокуратуры Ивделя. Как вспоминал Миша Шаравин (он первым обнаружил палатку Дятлова), они осмотрели содер-жимое палатки и никаких записей не делали. Видимо в снегу, на морозе и ветре это было делать очень неуютно прибывшим сле-дователям, да ещё в городской одежде. А в Ивделе, в тепле мож-но это сделать в комфортных условиях. Скорее всего, именно эти люди и улетели обратным рейсом на нашем вертолёте вместе с палаткой.

38

Обратил внимание, что под останцем рядом с палаткой лежит ещё два свёртка похожих на спальный мешок. Догадка полос-нула по сердцу. До прилёта к останцу мы были информированы только о найденной палатке. А эти свертки мне напомнили пе-чальные случаи из альпинистской практики, когда так же в спальные мешки упаковывали погибших для транспортировки. Мой немой вопрос понял Боря Слобцов и с трудом выдавил.

- Вчера обнаружили Колмогорову и Дятлова и подняли сюда.

Вид у ребят его группы был усталый и подавленный. Мрачно стояли на морозе и ветру. Лопасти вертолёта, как огромный вентилятор, продолжали вертеться. Уже не один день они в экстремальных условиях занимались поиском. А тут, обнару-жили замёрзших своих друзей. Молодых ребят, впервые столк-нувшихся с такой трагедией, повергло в шоковое состояние. По своему опыту понимал, какую непосильную работу они вчера выполнили, вытаскивая тела из долины на гребень хребта, пре-одолевая глубокий снег, кустарники и камни. И все это на морозе и ветру столь малочисленной группой.

Е.П.Масленников встретил меня радостной улыбкой:

- Ты-то мне очень нужен.

И мы с Ивановым в сопровождении ребят отправляемся к месту, где стояла палатка Дятлова.

Это подтверждает и Типикин в своих воспоминаниях.

«По прибытии на перевал мы сразу направились к дятловской палатке, а оттуда вниз к кедру».

«Кедр» - это второе узловое место, где Шаравин вместе с Коптеловым на следующий день, спускаясь от палатки в долину реки Лозьвы, примерно в полутора км от последней, наткнулись на два замёрзших тела.

Миша подробно рассказал нам, как была установлена палатка, в каком состоянии её обнаружили. Она стояла в безопасном

39

месте, на выровненной площадке. Для лучшей теплоизоляции под неё уложены лыжи. Палатка надежно закреплена. Она почти месяц простояла при ураганном ветре и снегопаде. Упала только задняя стойка. Сверху её припорошило свежим снегом не более 10-15-ти сантиметровой толщины. Кое-где лежал плотный надутый наст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.145.136 (0.01 с.)