Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Альтернатива выбора производственной программыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План производства продукции составляется исходя из целей долгосрочной стратегии предприятия на базе существующего потенциала, договоров о поставке материалов, прогноза объемов сбыта продукции. Основой для реализации производственной стратегии предприятия служит производственная структура, под которой понимается состав и мощность подразделений предприятия, их соотношение и формы на каждой ступени организации производства. План производства обосновывает возможность производства продукции определенного вида, подтверждает реальность выполнения производственных задач. В условиях рыночных отношений планирование носит гибкий характер, поэтому обоснование потребности в ресурсах осуществляется на альтернативной основе, с учетом возможных отклонений сбыта продукции. В связи с этим производственный процесс подстраивается под объективные требования рынка и становится все более гибким. Под гибкостью производственного процесса понимается возможность быстрого увеличения производственных мощностей, перестройки элементов технологического процесса, переналадки оборудования на выпуск изделий другого вида или их модификаций. Например, планом маркетинга может быть предусмотрена реакция рынка на выпуск предприятием-конкурентом новых изделий, что повлечет падение спроса на один из видов продукции вашего предприятия. В данном случае планом производства предусматривается увеличение выпуска продукции другого вида или выпуск тех же изделий, но более высокого качества. В соответствии с этим производятся все необходимые расчеты затрат, связанных с переналадкой оборудования, подготовкой специалистов, изменением организации производства, рекламой и сбытом. Главная задача производственного плана — выбрать оптимальный вариант использования ресурсов и производственного потенциала, обеспечивающего наибольший эффект. Эффективность выпуска продукции выражается показателем рентабельности продукции или величиной прибыли. Максимизация прибыли возможна лишь при условии выпуска изделий различного вида в оптимальных объемах. При этом обеспечивается максимальное снижение издержек производства на единицу продукции в существующих условиях. С другой стороны, повышение эффективности производства продукции связано с повышением качества, поэтому выбор окончательного варианта сопряжен с рассмотрением альтернативных вариантов объемов продукции и достижения различного уровня качества. Безусловно, такая вариация возможна лишь при относительной свободе выбора этих показателей, определяемых рынком. Планирование оптимального объема выпуска следует осуществлять применительно к краткосрочному интервалу времени по каждому виду продукции. В этом случае фиксированные затраты (амортизация основных фондов, расходы на обслуживание, реклама) не зависят от объема выпуска продукции в этом периоде и принимаются постоянными. Переменные затраты (материалы, оплата рабочей силы и др.) зависят от объема выпуска. Тогда общие затраты за этот период (например год) будут иметь вид:
TC (q) = FC + VC (q) (4.1)
где TC (q) – полные затраты; FC – постоянные затраты; VC (q) – переменные затраты. Построим график зависимости постоянных и переменных затрат от объема выпуска при фиксированной цене товара (рис 4.1). Общий объем поступлений от продаж обозначим так: Рис. 4.1. График зависимости затрат и выручки от объема выпуска На графике объем производства товара, обеспечивающий максимальную прибыль, обозначен отрезком da. Таким же способом определяем объем производства другого вида изделий, изготавливаемых на другом виде оборудования этого предприятия и т.д. Общую величину прибыли от реализации каждого вида изделий можно было бы определить путём их суммирования. Следует заметить, что выпуск оптимального объема продукции не всегда может быть обеспечен возможностью его сбыта, производными мощностями, материальными трудовыми и другого рода ресурсами. Например, сезонные колебания сбыта того или иного вида продукции снижают общую величину прибыли. В идеальном случае производственные мощности приспособлены к максимальному спросу на каждый вид продукции, а максимальный спрос соответствует оптимальному производству продукции каждого вида. Достигнуть таких идеальных условий практически невозможно, тем не менее, предприятие всегда пытается подстроиться под внешние условия исходя из своей главной цели — получение максимальной величины прибыли. Руководство предприятием может попытаться изменить первоначальную цену продукции, принять меры по снижению цен на поставляемое сырье, материалы, комплектующие изделия или заменить их на более дешевые. Кроме того, возможно изменение и самих условий производства — улучшение организации труда, усовершенствование элементов технологического процесса, модернизация оборудования. Планирование объема производства на многопрофильном предприятии является более сложной проблемой, так как почти все оборудование используется для изготовления всех видов продукции. Если предприятие стремится получить максимальную прибыль в такой ситуации, оно должно выпускать больше таких видов продукции, которые имеют следующие характеристики: • загружают меньшее количество оборудования; • требуют меньшего времени обработки; • приносят большую прибыль на одно изделие. Изделия, приносящие большую прибыль, могут требовать большего времени обработки и загрузки оборудования. Поэтому выбор производственной программы затрудняется подбором оптимальных вышеперечисленных условий. В данном случае производственная программа может быть разработана с помощью линейного программирования1. Таким образом, если уровень качества продукции определен и повышению не подлежит, выбранный оптимальный вариант выпуска продукции или ее видов является окончательным и может изменяться лишь в зависимости от изменений условий рынка в соответствии с разработанной стратегией маркетинга. Тем не менее, стратегией предприятия может быть предусмотрено не только повышение эффективности производства продукции при сохранении ее качества, но и повышение качества. В зависимости от этого вся политика предприятия нацеливается на повышение его уровня. Тогда достижение других целей — снижение себестоимости и увеличение доли рынка — согласуется с этим направлением. Повышение уровня качества может проходить по различным стратегическим сценариям: • снижение затрат на изделие при одновременном улучшении свойств; • повышение удельных затрат, позволяющих добиться высокого уровня качества; • сохранение прежней величины затрат, позволяющих поддерживать сложившийся уровень цен в целях опережения конкурента по качеству. Объективно возникает проблема согласования интересов предприятия и требований рынка. Эта проблема находится на стыке решения двух задач — достижения того уровня качества, который обеспечил бы быстрый и эффективный сбыт, и оптимизации объема производства при этом уровне качества. Таким образом, предприятию необходимо спланировать оптимальный уровень качества, т.е. выбрать группу свойств изделия, которые обеспечивали бы не только максимальное удовлетворение потребителей, но и уровень затрат, устраивающий производителя. Другими словами, из всей совокупности свойств производитель стремится выбрать те, которые бы максимально соответствовали назначению продукции (пользовались спросом) и обеспечивали максимальную прибыль в выбранном сегменте рынка. Следует добавить, что повышение качества может оправдывать себя даже в случае снижения величины прибыли. На этапе спада продаж, в конце жизненного цикла товара, предприятие ставится перед выбором — либо снимать продукцию с производства, либо повышать качество и получать от этого товара меньшую величину прибыли. Добиться абсолютной оптимизации производства продукции определенного уровня качества на практике можно лишь условно. Прогнозные цены и намеченный оптимальный объем выпуска и продаж в редких случаях полностью совпадают с реальными и не удерживаются долгое время. Однако понимание необходимости организации оптимальной производственной деятельности невозможны без анализа издержек и их планирования. Теоретическое осмысление происходящих экономических процессов вырабатывает интуицию, подсказывает предпринимателю вариант выбора производственной программы, соответствующий наименьшим издержкам и наибольшей величине прибыли. 4.2. Анализ себестоимости. Факторы изменения затрат Себестоимость товарной продукции представляет собой сумму затрат предприятия на ее производство и реализацию. Она служит базой соизмерения расходов с доходами и выступает важным фактором достижения высоких производственных показателей с наименьшими затратами. Постоянное ее снижение — основное условие роста прибыли предприятия. Задачи анализа себестоимости продукции заключаются в следующем: обоснование оптимального уровня нормативов материальных, трудовых и других расходов; выявление и определение факторов изменения уровня себестоимости; изыскание резервов дальнейшего снижения себестоимости. Оценка уровня себестоимости продукции предприятия осуществляется при помощи системы показателей. Основными из них являются затраты на 1 руб. товарной продукции, процент снижения сравнимой товарной продукции, себестоимость единицы продукции и всей товарной продукции. Затраты на 1 руб. товарной продукции (предельный уровень затрат) — это относительный показатель, характеризующий эффективность использования ресурсов в процессе изготовления продукции. С его помощью изучается изменение себестоимости и всей товарной продукции не только в пределах текущего года, но и за целый ряд лет.
1. Материальные затраты Материальные затраты в себестоимости всей и единицы товарной продукции представлены такими одноэлементными калькуляционными затратами, как сырье и материалы, возвратные отходы, покупные и комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий, топливо и энергия на технологические цели. Анализ всех материальных затрат и калькуляционных статей начинается с общей оценки их величины в себестоимости продукции. В дальнейшем определяются факторы изменения материальных затрат предприятия, т.е. объема и структуры выпуска продукции, а также уровня затрат. Для более углубленного анализа влияния факторов на уровень прямых материальных затрат требуется их разделение на факторы норм и факторы цен. С этой целью материальные затраты в себестоимости продукции изучаются по отдельным ее видам с использованием данных учета по расшифровке материальных затрат. При анализе влияния фактора норм на материальные затраты необходимо установить причины изменения норм. К ним относятся: внедрение прогрессивной технологии; совершенствование оборудования; улучшение или ухудшение использования производственных мощностей, оборудования; повышение выработки рабочих; изменение качества используемых материалов и др. Влияние фактора цен на материальные ресурсы может быть вызвано такими причинами, как изменение оптово-отпускных цен, отдельных элементов транспортно-заготовительных расходов.
2. Затраты на основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих В затраты, формирующие себестоимость выпускаемой продукции, входят расходы на заработную плату, которая отражена в двух статьях: основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих. По первой статье планируется и учитывается заработная плата рабочих-сдельщиков, повременщиков, ИТР, занятых непосредственно изготовлением продукции. Сюда же включаются доплаты по сдельно-премиальным системам оплаты труда и премии рабочим-повременщикам. По этой же статье учитываются средства на оплату дополнительных операций, не предусмотренных технологическим процессом, и доплаты к основным сдельным расценкам в связи с отступлением от нормальных условий производства. По второй статье планируются и учитываются выплаты, предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами, за не проработанное на производстве время: оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск, доплата подросткам, оплата перерывов в работе кормящих матерей, оплата времени, затраченного на выполнение государственных и общественных обязанностей, и др. Пропорционально основной и дополнительной заработной плате основных и дополнительных производственных рабочих по установленным нормам производятся отчисления на социальное страхование, которые отражаются в себестоимости продукции самостоятельной статьей.
3. Анализ расходования фонда заработной платы Фонд заработной платы представляет собой сумму денежных средств, начисленных (фактически) или пред назначенных к начислению (по плану) работникам предприятия в соответствии с количеством и качеством их труда. Он определяется и изучается на протяжении года по отдельным календарным периодам (день, месяц, квартал и год в целом), по отдельным группам работающих (фонд зарплаты рабочих, ИТР, служащих и др.), по участкам производства (предприятие в целом, цех, участок и т.д.), по формам оплаты труда (сдельная, повременная), по элементам выплат (по сдельным расценкам, премии, доплаты и др.). Основными задачами анализа использования фонда заработной платы являются: · оценка выполнения плана по фонду заработной платы, а также определение абсолютных и относительных отклонений и факторов их изменения; · изучение состава и структуры фонда заработной платы предприятия; · предупреждение перерасхода фонда и контроль за соблюдением государственной политики оплаты труда на предприятии; · характеристика изменения уровня оплаты труда отдельных категорий (групп) работников предприятия и его причины; · оценка соблюдения правильного соотношения между темпами роста оплаты труда и его производительностью; · выявление непроизводительных выплат по фонду заработной платы предприятия и их причины; · установление степени распространения отдельных форм и систем заработной платы на предприятии (особенно прогрессивных). Важным показателем использования фонда заработной платы является абсолютное отклонение (перерасход или экономия). Оно определяется путем сравнения фактической суммы фонда зарплаты с плановой ее суммой, а также с фактическим расходом за предыдущий период (год) в целом по предприятию, по группам и категориям работающих. При обнаружении абсолютных отклонений (экономии или перерасхода) выявляются факторы, влияющие на их размер. Это может быть, например, изменение численности работающих или уровня средней заработной платы.
4. Расходы на обслуживание производства и управление Изучение затрат в себестоимости продукции показывает, что среди комплексных статей затрат значительное место занимают расходы на обслуживание производства и управление. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общехозяйственные расходы. Для оценки общих размеров комплексных расходов, их динамики и структуры необходимо использовать следующие показатели: структуру затрат по обслуживанию производства и управлению, расходы по управлению и обслуживанию производства на 1 руб. товарной продукции, удельный вес расходов в полной себестоимости товарной продукции, соотношение темпов роста комплексных расходов и объема производства, расходы на управление и обслуживание производства в калькуляционных единицах изделий. Увеличение объема выпуска продукции воздействует на затраты в зависимости от того, какие причины лежат в основе этих перемен. Например, при вводе в эксплуатацию нового цеха меняются почти все виды расходов. При росте выпуска продукции за счет повышения производительности труда и совершенствования технологии многие затраты остаются неизменными (амортизация, расходы на отопление, освещение). Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования обусловливаются уровнем технологии, поэтому их можно считать основными, а если соотносить их с объемом выпуска продукции, то они по большинству статей являются переменными. В свою очередь, цеховые и общехозяйственные расходы имеют отношение к обслуживанию производства и его управлению и относятся к накладным, а по связи с объемом выпуска — к условно-постоянным. К условно-постоянным расходам на организацию и управление производства целесообразно относить все затраты, кроме амортизационных отчислений, которые рассчитываются отдельно.
4.3. Рекомендации к составлению раздела бизнес-плана 4.3.1. Структура и содержание раздела Структура раздела бизнес-плана относительно плана производства на предприятии должна быть следующей: · общие рекомендации; · определение потребности в ресурсах — планирование потребности в капитале; планирование потребности в оборотных средствах; планирование себестоимости продукции. Общие рекомендации Основная задача этого раздела состоит в том, чтобы сделать прогноз затрат на предполагаемый (желательно ежемесячный) выпуск изделий. В этих целях производственные издержки делятся на постоянные и переменные. Экономические элементы затрат рассчитываются аналитически с использованием специальных программ или вручную. По их результатам могут быть определены критический объем продукции (графически или расчетным путем) и полная себестоимость выпуска изделий за определенный период. Себестоимость продукции является очень важной характеристикой работы предприятия. Стоимостное выражение затрат по статьям калькуляции дает информацию не только о путях снижения затрат, о слабости и силе конкурентов, но и о возможности, определения оптимального объема выпуска изделий и максимизации прибыли в данных условиях производства. План производства продукции должен составляться не только для действующих цехов предприятия, но также для строящихся и реконструируемых. Что касается нового предприятия, то на начальной стадии составления данного раздела бизнес-плана желательно решить общие вопросы: насколько удачно выбрано местонахождение (исходя из наличия связей и коммуникаций), какие возможны затруднения при организации производства и каковы пути их разрешения. В случае действующего предприятия сразу можно приступить к расчету меняющихся факторов производства (материальные, трудовые и другие ресурсы). План производства составляется не менее чем на год и на перспективу (два-три года). На первой же странице предлагается поместить схему производственных потоков, наглядно показывающую последовательность производственного процесса, т.е. каким образом и в каких цехах будут происходить преобразования сырья и материалов в готовую продукцию. Технологическая схема подвергается анализу ряда экспертов, поэтому должна отвечать требованиям сокращения трудозатрат, экономии сырья, материалов и электроэнергии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.013 с.) |