Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Альтернатива выбора производственной программы

Поиск

План производства продукции составляется исходя из целей долгосрочной стратегии предприятия на базе су­ществующего потенциала, договоров о поставке мате­риалов, прогноза объемов сбыта продукции. Основой для реализации производственной стратегии предпри­ятия служит производственная структура, под которой понимается состав и мощность подразделений предпри­ятия, их соотношение и формы на каждой ступени орга­низации производства.

План производства обосновывает возможность произ­водства продукции определенного вида, подтверждает ре­альность выполнения производственных задач. В условиях рыночных отношений планирование носит гибкий харак­тер, поэтому обоснование потребности в ресурсах осуще­ствляется на альтернативной основе, с учетом возможных отклонений сбыта продукции. В связи с этим производст­венный процесс подстраивается под объективные требо­вания рынка и становится все более гибким.

Под гибкостью производственного процесса пони­мается возможность быстрого увеличения производст­венных мощностей, перестройки элементов технологи­ческого процесса, переналадки оборудования на выпуск изделий другого вида или их модификаций. Например, планом маркетинга может быть предусмотрена реакция рынка на выпуск предприятием-конкурентом новых из­делий, что повлечет падение спроса на один из видов продукции вашего предприятия. В данном случае планом производства предусматривается увеличение вы­пуска продукции другого вида или выпуск тех же изде­лий, но более высокого качества. В соответствии с этим производятся все необходимые расчеты затрат, связан­ных с переналадкой оборудования, подготовкой спе­циалистов, изменением организации производства, рек­ламой и сбытом.

Главная задача производственного плана — выбрать оптимальный вариант использования ресурсов и производ­ственного потенциала, обеспечивающего наибольший эф­фект. Эффективность выпуска продукции выражается показателем рентабельности продукции или величиной прибыли. Максимизация прибыли возможна лишь при условии выпуска изделий различного вида в оптималь­ных объемах. При этом обеспечивается максимальное снижение издержек производства на единицу продукции в существующих условиях. С другой стороны, повышение эффективности производства продукции связано с повышением качества, поэтому выбор окончательного варианта сопряжен с рассмотрением альтернативных ва­риантов объемов продукции и достижения различного уровня качества. Безусловно, такая вариация возможна лишь при относительной свободе выбора этих показате­лей, определяемых рынком.

Планирование оптимального объема выпуска следу­ет осуществлять применительно к краткосрочному ин­тервалу времени по каждому виду продукции. В этом случае фиксированные затраты (амортизация основных фондов, расходы на обслуживание, реклама) не зависят от объема выпуска продукции в этом периоде и прини­маются постоянными. Переменные затраты (материалы, оплата рабочей силы и др.) зависят от объема выпуска. Тогда общие затраты за этот период (например год) бу­дут иметь вид:

 

                                 TC (q) = FC + VC (q)                          (4.1)

 

где TC (q) – полные затраты;

  FC – постоянные затраты;

VC (q) – переменные затраты.

Построим график зависимости постоянных и пере­менных затрат от объема выпуска при фиксированной цене товара (рис 4.1). Общий объем поступлений от продаж обозначим так:

Рис. 4.1. График зависимости затрат и выручки от объема выпуска

На графике объем производства товара, обеспечи­вающий максимальную прибыль, обозначен отрезком da.

Таким же способом определяем объем производства другого вида изделий, изготавливаемых на другом виде оборудования этого предприятия и т.д. Общую величину прибыли от реализации каждого вида изделий можно было бы определить путём их суммирования. Следует заметить, что выпуск оптимального объема продукции не всегда может быть обеспечен возможностью его сбыта, производными мощностями, материальными трудовыми и другого рода ресурсами. Например, сезонные колеба­ния сбыта того или иного вида продукции снижают об­щую величину прибыли. В идеальном случае производ­ственные мощности приспособлены к максимальному спросу на каждый вид продукции, а максимальный спрос соответствует оптимальному производству продук­ции каждого вида. Достигнуть таких идеальных условий практически невозможно, тем не менее, предприятие всегда пытается подстроиться под внешние условия ис­ходя из своей главной цели — получение максимальной величины прибыли.

Руководство предприятием может попытаться изме­нить первоначальную цену продукции, принять меры по снижению цен на поставляемое сырье, материалы, ком­плектующие изделия или заменить их на более дешевые. Кроме того, возможно изменение и самих условий про­изводства — улучшение организации труда, усовершен­ствование элементов технологического процесса, модер­низация оборудования.

Планирование объема производства на многопро­фильном предприятии является более сложной пробле­мой, так как почти все оборудование используется для изготовления всех видов продукции. Если предприятие стремится получить максимальную прибыль в такой си­туации, оно должно выпускать больше таких видов про­дукции, которые имеют следующие характеристики:

• загружают меньшее количество оборудования;

• требуют меньшего времени обработки;

• приносят большую прибыль на одно изделие.

Изделия, приносящие большую прибыль, могут тре­бовать большего времени обработки и загрузки оборудо­вания. Поэтому выбор производственной программы за­трудняется подбором оптимальных вышеперечисленных условий. В данном случае производственная программа может быть разработана с помощью линейного програм­мирования1.

Таким образом, если уровень качества продукции оп­ределен и повышению не подлежит, выбранный опти­мальный вариант выпуска продукции или ее видов явля­ется окончательным и может изменяться лишь в зависи­мости от изменений условий рынка в соответствии с разработанной стратегией маркетинга.

Тем не менее, стратегией предприятия может быть предусмотрено не только повышение эффективности производства продукции при сохранении ее качества, но и повышение качества. В зависимости от этого вся поли­тика предприятия нацеливается на повышение его уров­ня. Тогда достижение других целей — снижение себе­стоимости и увеличение доли рынка — согласуется с этим направлением.

Повышение уровня качества может проходить по различным стратегическим сценариям:

• снижение затрат на изделие при одновременном улучшении свойств;

• повышение удельных затрат, позволяющих добить­ся высокого уровня качества;

• сохранение прежней величины затрат, позволяю­щих поддерживать сложившийся уровень цен в це­лях опережения конкурента по качеству.

Объективно возникает проблема согласования инте­ресов предприятия и требований рынка. Эта проблема находится на стыке решения двух задач — достижения того уровня качества, который обеспечил бы быстрый и эффективный сбыт, и оптимизации объема производства при этом уровне качества.

Таким образом, предприятию необходимо спланировать оптимальный уровень качества, т.е. выбрать группу свойств изделия, которые обеспечивали бы не только максималь­ное удовлетворение потребителей, но и уровень затрат, устраивающий производителя. Другими словами, из всей совокупности свойств производитель стремится выбрать те, которые бы максимально соответствовали назначению продукции (пользовались спросом) и обеспечивали макси­мальную прибыль в выбранном сегменте рынка.

Следует добавить, что повышение качества может оправдывать себя даже в случае снижения величины прибыли. На этапе спада продаж, в конце жизненного цикла товара, предприятие ставится перед выбором — либо снимать продукцию с производства, либо повы­шать качество и получать от этого товара меньшую ве­личину прибыли. Добиться абсолютной оптимизации производства продукции определенного уровня качест­ва на практике можно лишь условно. Прогнозные це­ны и намеченный оптимальный объем выпуска и про­даж в редких случаях полностью совпадают с реальны­ми и не удерживаются долгое время. Однако понима­ние необходимости организации оптимальной произ­водственной деятельности невозможны без анализа из­держек и их планирования. Теоретическое осмысление происходящих экономических процессов вырабатывает интуицию, подсказывает предпринимателю вариант выбора производственной программы, соответствую­щий наименьшим издержкам и наибольшей величине прибыли.

4.2. Анализ себестоимости. Факторы изме­нения затрат

Себестоимость товарной продукции представляет собой сумму затрат предприятия на ее производство и реализа­цию. Она служит базой соизмерения расходов с дохода­ми и выступает важным фактором достижения высоких производственных показателей с наименьшими затрата­ми. Постоянное ее снижение — основное условие роста прибыли предприятия.

Задачи анализа себестоимости продукции заключаются в следующем: обоснование оптимального уровня норма­тивов материальных, трудовых и других расходов; выявление и определение факторов изменения уровня себе­стоимости; изыскание резервов дальнейшего снижения себестоимости.

Оценка уровня себестоимости продукции предпри­ятия осуществляется при помощи системы показателей. Основными из них являются затраты на 1 руб. товарной продукции, процент снижения сравнимой товарной про­дукции, себестоимость единицы продукции и всей то­варной продукции. Затраты на 1 руб. товарной продук­ции (предельный уровень затрат) — это относительный показатель, характеризующий эффективность использо­вания ресурсов в процессе изготовления продукции. С его помощью изучается изменение себестоимости и всей товарной продукции не только в пределах текущего года, но и за целый ряд лет.

 

1. Материальные затраты

Материальные затраты в себестоимости всей и еди­ницы товарной продукции представлены такими одно­элементными калькуляционными затратами, как сырье и материалы, возвратные отходы, покупные и комплек­тующие изделия, полуфабрикаты и услуги коопериро­ванных предприятий, топливо и энергия на технологиче­ские цели.

Анализ всех материальных затрат и калькуляционных статей начинается с общей оценки их величины в себе­стоимости продукции. В дальнейшем определяются фак­торы изменения материальных затрат предприятия, т.е. объема и структуры выпуска продукции, а также уровня затрат.

Для более углубленного анализа влияния факторов на уровень прямых материальных затрат требуется их разде­ление на факторы норм и факторы цен. С этой целью материальные затраты в себестоимости продукции изу­чаются по отдельным ее видам с использованием данных учета по расшифровке материальных затрат.

При анализе влияния фактора норм на материальные затраты необходимо установить причины изменения норм. К ним относятся: внедрение прогрессивной техно­логии; совершенствование оборудования; улучшение или ухудшение использования производственных мощностей, оборудования; повышение выработки рабочих; измене­ние качества используемых материалов и др.

Влияние фактора цен на материальные ресурсы мо­жет быть вызвано такими причинами, как изменение оптово-отпускных цен, отдельных элементов транспортно-заготовительных расходов.

 

2. Затраты на основную и дополнительную заработную плату производственных рабочих

В затраты, формирующие себестоимость выпускае­мой продукции, входят расходы на заработную плату, которая отражена в двух статьях: основная и дополни­тельная заработная плата производственных рабочих.

По первой статье планируется и учитывается зара­ботная плата рабочих-сдельщиков, повременщиков, ИТР, занятых непосредственно изготовлением продукции. Сюда же включаются доплаты по сдельно-премиальным системам оплаты труда и премии рабочим-повремен­щикам. По этой же статье учитываются средства на оп­лату дополнительных операций, не предусмотренных технологическим процессом, и доплаты к основным сдельным расценкам в связи с отступлением от нор­мальных условий производства.

По второй статье планируются и учитываются выпла­ты, предусмотренные законодательством о труде или коллективными договорами, за не проработанное на производстве время: оплата очередных и дополнитель­ных отпусков, компенсация за неиспользованный от­пуск, доплата подросткам, оплата перерывов в работе кормящих матерей, оплата времени, затраченного на вы­полнение государственных и общественных обязанно­стей, и др.

Пропорционально основной и дополнительной зара­ботной плате основных и дополнительных производствен­ных рабочих по установленным нормам производятся от­числения на социальное страхование, которые отражаются в себестоимости продукции самостоятельной статьей.

 

3. Анализ расходования фонда заработной платы

Фонд заработной платы представляет собой сумму денежных средств, начисленных (фактически) или пред назначенных к начислению (по плану) работникам пред­приятия в соответствии с количеством и качеством их труда. Он определяется и изучается на протяжении года по отдельным календарным периодам (день, месяц, квартал и год в целом), по отдельным группам работаю­щих (фонд зарплаты рабочих, ИТР, служащих и др.), по участкам производства (предприятие в целом, цех, уча­сток и т.д.), по формам оплаты труда (сдельная, повре­менная), по элементам выплат (по сдельным расценкам, премии, доплаты и др.).

Основными задачами анализа использования фонда заработной платы являются:

· оценка выполнения плана по фонду заработной платы, а также определение абсолютных и относи­тельных отклонений и факторов их изменения;

· изучение состава и структуры фонда заработной платы предприятия;

· предупреждение перерасхода фонда и контроль за соблюдением государственной политики оплаты труда на предприятии;

· характеристика изменения уровня оплаты труда от­дельных категорий (групп) работников предприятия и его причины;

· оценка соблюдения правильного соотношения ме­жду темпами роста оплаты труда и его производи­тельностью;

· выявление непроизводительных выплат по фонду заработной платы предприятия и их причины;

· установление степени распространения отдельных форм и систем заработной платы на предприятии (особенно прогрессивных).

Важным показателем использования фонда заработ­ной платы является абсолютное отклонение (перерасход или экономия). Оно определяется путем сравнения фак­тической суммы фонда зарплаты с плановой ее суммой, а также с фактическим расходом за предыдущий период (год) в целом по предприятию, по группам и категориям работающих.

При обнаружении абсолютных отклонений (эконо­мии или перерасхода) выявляются факторы, влияющие на их размер. Это может быть, например, изменение численности работающих или уровня средней заработ­ной платы.

 

4. Расходы на обслуживание производства и управление

Изучение затрат в себестоимости продукции показы­вает, что среди комплексных статей затрат значительное место занимают расходы на обслуживание производства и управление. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые и общехозяйствен­ные расходы.

Для оценки общих размеров комплексных расходов, их динамики и структуры необходимо использовать следую­щие показатели: структуру затрат по обслуживанию произ­водства и управлению, расходы по управлению и обслужи­ванию производства на 1 руб. товарной продукции, удель­ный вес расходов в полной себестоимости товарной про­дукции, соотношение темпов роста комплексных расходов и объема производства, расходы на управление и обслужи­вание производства в калькуляционных единицах изделий.

Увеличение объема выпуска продукции воздействует на затраты в зависимости от того, какие причины лежат в основе этих перемен. Например, при вводе в эксплуа­тацию нового цеха меняются почти все виды расходов. При росте выпуска продукции за счет повышения про­изводительности труда и совершенствования технологии многие затраты остаются неизменными (амортизация, расходы на отопление, освещение).

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудова­ния обусловливаются уровнем технологии, поэтому их можно считать основными, а если соотносить их с объе­мом выпуска продукции, то они по большинству статей являются переменными. В свою очередь, цеховые и об­щехозяйственные расходы имеют отношение к обслужи­ванию производства и его управлению и относятся к на­кладным, а по связи с объемом выпуска — к условно-постоянным.

К условно-постоянным расходам на организацию и управление производства целесообразно относить все за­траты, кроме амортизационных отчислений, которые рассчитываются отдельно.

 

4.3. Рекомендации к составлению раздела бизнес-плана

4.3.1. Структура и содержание раздела

Структура раздела бизнес-плана относительно пла­на производства на предприятии должна быть следую­щей:

· общие рекомендации;

· определение потребности в ресурсах — планирование потребности в капитале; планирование потребности в оборотных средствах; планирование себестоимо­сти продукции.

Общие рекомендации

Основная задача этого раздела состоит в том, чтобы сделать прогноз затрат на предполагаемый (желательно ежемесячный) выпуск изделий. В этих целях производ­ственные издержки делятся на постоянные и перемен­ные. Экономические элементы затрат рассчитываются аналитически с использованием специальных программ или вручную. По их результатам могут быть определены критический объем продукции (графически или расчет­ным путем) и полная себестоимость выпуска изделий за определенный период. Себестоимость продукции явля­ется очень важной характеристикой работы предпри­ятия. Стоимостное выражение затрат по статьям каль­куляции дает информацию не только о путях снижения затрат, о слабости и силе конкурентов, но и о возмож­ности, определения оптимального объема выпуска изде­лий и максимизации прибыли в данных условиях про­изводства.

План производства продукции должен составляться не только для действующих цехов предприятия, но также для строящихся и реконструируемых. Что касается нового предприятия, то на начальной стадии составления данного раздела бизнес-плана желательно решить общие вопросы: насколько удачно выбрано местонахождение (исходя из наличия связей и коммуникаций), какие воз­можны затруднения при организации производства и ка­ковы пути их разрешения. В случае действующего пред­приятия сразу можно приступить к расчету меняющихся факторов производства (материальные, трудовые и дру­гие ресурсы).

План производства составляется не менее чем на год и на перспективу (два-три года). На первой же странице предлагается поместить схему производст­венных потоков, наглядно показывающую последова­тельность производственного процесса, т.е. каким об­разом и в каких цехах будут происходить преобразова­ния сырья и материалов в готовую продукцию. Техно­логическая схема подвергается анализу ряда экспертов, поэтому должна отвечать требованиям сокращения трудозатрат, экономии сырья, материалов и электро­энергии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.92 (0.013 с.)