Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дистанционное банковское обслуживание (ДБО)
Это предоставление возможности клиентам совершать банковские операции, не приходя в банк, с использованием различных каналов телекоммуникаций. Внедрение систем ДБО началось с 80-х гг. ХХ века за рубежом. Можно выделить три основные формы ДБО: 1) системы «телебанк», 2) системы «Клиент-Банк», 3) интернет-банкинг. В России наибольшее распространение получили системы «Клиент-Банк». Внедряются системы «телебанк» и Интернет-банкинга. Все крупные банки предоставляют услугу ДБО, т.к. это становится непременным условием сохранения конкурентоспособности банка. Лидерами в сфере разработки и внедрения таких услуг являются Гута-банк, Альфа-банк, МДМ-банк. В зависимости от принципа работы систем ДБО различают: 1) on-line системы, они полностью автоматизированы и не предусматривают участия людей в обслуживании клиентов; позволяют значительно экономить время при совершении банковских операций; 2) off-line системы, в работе которых существует временной разрыв между приемом запроса клиента и его исполнением; могут быть автоматизированы как частично, так и полностью. 10.1. Системы «телебанк» (телефонный банкинг) Это автоматизированные системы, предоставляющие платежные и информационные банковские услуги по телефону (телефаксу). В настоящее время в России центры телефонного обслуживания (call-центры) существуют примерно в 100 банках. Системы телефонного банкинга классифицируются: По функциям: 1) информационно-справочные, предоставляющие информацию об остатке на счете, об услугах банка, курсах валют, голосовые сообщении я для клиента и осуществляющие автоматизированную рассылку по факсу различных документов, 2) позволяющие осуществлять платежи, переводы и конвертацию валют. По принципу работы: 1) обслуживание клиентов через операторов (между клиентом и АБС находится промежуточное звено в лице оператора), 2) использование автоматизированных систем для работы с клиентами (вместо оператора используются специальные программно-аппаратные комплексы, формирующие систему меню и предоставляющие клиенту информацию в звуковом виде).
Принципы функционирования систем «телебанк»:
Достоинства систем «телебанк»: 1) снижение себестоимости платежных операций, 2) автоматизация выдачи справочной, рекламной информации и информации по счетам, 3) снижение временных и людских затрат на оповещение клиентов.
Недостатки или факторы, сдерживающие развитие систем «телебанк» в России: 1) большие затраты на внедрение и длительный срок окупаемости из-за невысокого уровня спроса населения на банковские услуги, 2) плохое качество телефонных линий; низкая степень телефонизации в регионах, 3) проблемы обеспечения безопасности информации, 4) низкий уровень доверия населения банкам. В настоящее время в России используются в основном информационно-справочные системы. Банки предпочитают вкладывать средства в интернет-банкинг, тем не менее «телебанк» будет активнее внедряться с повышением уровня и качества телефонизации.
10.2. Системы «Клиент-банк» Это автоматизированная система взаимодействия банка и клиента, использующая прямую связь с банком и предусматривающая установку специального программного обеспечения на компьютере клиента. Основное назначение систем такого типа – сократить число визитов клиента в банк и формализовать процесс обмена документами. Принципы функционирования системы «Клиент-Банк»:
Клиент формирует финансовые документы и запросы, предназначенные для отправки в банк. Во время сеанса связи банк проводит аутентификацию (проверку подлинности клиента), идентифицирует передачу подготовленной для клиента информации и готовится к приему информации от клиента. Клиент получает от банка информацию и в ответ передает свои документы и сообщения. Банк принимает и обрабатывает полученную от клиента информацию. Документы в электронном виде проходят те же этапы обработки, предусмотренные существующей банковской технологией, что и бумажный документ.
Все передаваемые сообщения (и в банковской и в клиентской частях) шифруются и заверяются электронной цифровой подписью. Все сообщения (документы и запросы) в банке архивируются и хранятся в течение заранее оговоренного времени. Система «Клиент-Банк» может работать в режиме on-line и off-line. Первый наиболее предпочтителен, однако при отсутствии надежных каналов связи накладные расходы увеличиваются настолько, что использование системы становится нецелесообразным.
К основным услугам системы «Клиент-Банк» относятся:
Преимущества использования системы «Клиент-Банк»: Для банка
Для клиента:
Недостатки системы «Клиент-Банк» Для банка: значительные затраты на создание и обслуживание каналов связи с большой пропускной способностью либо необходимость мириться с низким качеством каналов связи. Для клиента:
Устранять эти недостатки призваны системы интернет-банкинга. Дальнейшее развитие систем «Клиент-Банк» будет направлено на расширение функциональных возможностей системы.
10.3. Интернет-банкинг Это предоставление клиентам различных банковских услуг посредством сети Интернет. Главным критерий того, является ли банковская услуга интернет-банкингом – является использование протоколов и стандартов Интернета для взаимодействия банка и клиента.
Отличие системы «Клиент-Банк» от интернет-банкинга:
В мире насчитывается более 1,5 тыс. банков, дающих клиентам возможность доступа к их банковским счетам через Интернет. В России рынок услуг находится на начальном этапе развития, пока только 40 российских банков предлагают различные формы дистанционного обслуживания через Интернет (Мост-банк, Банк-Москвы, МДМ-банк, Автобанк и др.). Чтобы стать клиентом системы интернет-банкинг, необходимо:
Принципы функционирования системы «интернет-банкинг»: Клиент с помощью интернет-браузера заходит на web-сайт своего банка, вводит имя и пароль (для аутентификации клиента), после чего перед ним открывается web-страница с перечнем открытых ему счетов и доступных операций над ними, которые проводятся затем практически без участия банковского персонала. Список услуг, которые банк оказывает через Интернет:
Интернет-банкинг, осуществляемый с использованием сотового телефона. Называется on-line-banking и подразделяется на WAP- и SMS-банкинг:
Достоинства системы интернет-банкинг: Для клиента:
Для банка:
В качестве недостатков системы интернет-банкинг отмечают проблемы обеспечения защиты информации. Тем не менее, дистанционное банковское обслуживание станет основной формой банковских услуг. Факторы, способствующие развитию систем интернет-банкинга в России: 1) усиление банковской конкуренции вынуждает банки внедрять новые формы обслуживания для привлечения клиентов; 2) внедрение систем интернет-банкинга является экономичной альтернативой развития филиальной сети банка; уже сейчас банки могут обслуживать клиентов любых регионов, 3) развитие средств связи и телекоммуникационных технологий.
10.4. Электронная коммерция. Проблемы и перспективы развития интернет-бизнеса в России. Одной из форм ДБО является электронная коммерция. Электронная коммерция (Интернет-бизнес) – это осуществление продаж товаров и услуг через Интернет. Банковское обслуживание электронной коммерции заключается в обеспечении безналичных расчетов между покупателем и продавцом:
Существует две модели Интернет-бизнеса: 1) Business-to- Business – это отношение между компаниями и поставщиками, производителями и продавцами; 2) Business-to-Consumer – это предоставление услуг или товаров конечному пользователю (физическому лицу или фирме). На Западе бурно развиваются обе модели, а в России – вторая, т.е. Интернет-магазины. Существуют следующие формы расчетов за товары и услуги: 1) оплата наличными при доставке – наиболее распространенный способ (покупатель расплачивается с курьером). Недостаток этой формы – отсутствие возможности доставки товара по большинству российских городов. 2) банковский перевод (больше подходит для организаций), когда покупателю приходится заполнять платежное поручение и идти в банк для оплаты.
3) «Электронные деньги» - электронное хранение денежной стоимости с помощью технического устройства для осуществления платежей. Электронные деньги можно разделить на два вида: функционирующие на основе банковских карт и функционирующие на основе компьютерных сетей: · банковские платежные карты – способ оплаты, при котором покупатель передает реквизиты карточки платежной системе. Интернет-система отсылает запрос в процессинговый центр традиционной платежной системы, процессинговый центр связывается с центром авторизации банка-эмитента (держателя карточки), получает результат и пересылает его Интернет-системе. Система передает результат покупателю и магазину. Магазин высылает покупателю товар, а процессинговый центр сообщает расчетному банку сведения о совершенной операции, после чего средства со счета покупателя в банке-эмитенте перечисляются через расчетный банк на счет магазина, находящегося в банке-эквайрере. · сетевые деньги – это записи на счетах в электронных платежных системах. Здесь также используется платежная карта (электронный кошелек), но в отличие от банковской, она не персонифицирована и выдается с нулевой загруженной стоимостью. Для осуществления платежей необходимо вначале перечислить на карту некоторую сумму, либо с используемой зарплатной карты через банкомат, либо наличными также через банкомат. Электронными наличными покупатель оплачивает товар в Интернет-магазине, после чего магазин отсылает товар и перечисляет электронные деньги банку-эмитенту, тот переводит обычные деньги на счет магазина в банке. Т.е. отличие оплаты сетевыми деньгами от оплаты банковскими картами состоит в использовании разных платежных систем. Форма оплаты «электронными деньгами» наиболее удобна, появляется возможность обслуживания клиентов в любой точке мира, в связи с этим развиваются международные и российские электронные платежные системы, и скоро большинство российских банков столкнется с необходимостью обслуживания электронной коммерции. Наиболее известные системы электронных денег: Quick, Visa Cash, Mondex. Однако у торговцев и производителей существуют проблемы с использование Интернет-магазинов:
С внедрением систем дистанционного обслуживания через Интернет связывают начало революции в банковском деле, Однако в настоящее время существуют следующие проблемы развития этих систем в России: 1) недостаточно четкая законодательная база в этой сфере: · с юридической точки зрения остается нерешенным вопрос об использовании электронных аналогов документов, используемых для оформления торговых сделок; · отсутствует судебная практика в сфере электронного бизнеса, т.е. предстоит создать систему защиты участников электронных сделок; 2) опасение банков в безопасности расчетов через Интернет; 3) небольшой спрос на подобные услуги по причине слабого развития интернета и электронной коммерции в России; 4) для внедрения систем требуются значительные затраты (приобретение техники, каналов связи, программного обеспечения, средств защиты информации, перестройка работы банка), а спрос, особенно в регионах, низкий.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.041 с.) |