Проблемы выбора АБС. Недостатки российских и зарубежных систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы выбора АБС. Недостатки российских и зарубежных систем



Рано или поздно любое кредитное учреждение непременно сталкивается с необходимостью обновить свое программное обеспечение, поскольку жизненный цикл средств автоматизации отечественных банков составляет в среднем от 4 до 6 лет.

Основной вопрос банковской автоматизации - покупать готовую АБС или создавать ее силами своих программистов.

Специалисты производственных и ИТ-подразделений кредитного учреждения углубляются в изучение рынка АБС. Нередко параллельно с рассмотрением промышленных предложений анализируются также ресурсы и возможности банковских ИТ-служб по созданию и эксплуатации систем собственного производства.

Небольшие банки, создавая свои отделы и управления автоматизации, пытаются обустроиться своими силами. В этом случае, при наличии квалифицированного штата программистов, вполне сносно можно автоматизировать отдельные, важные с точки зрения руководства рабочие места. Общая же картина "автоматизированного предприятия" просматривается недостаточно хорошо, особенно в перспективе. Кроме того, уровень таких АБС все больше отстает от уровня развития банковской сферы.

Итак, необходим комплексный подход к автоматизации банка.

Сейчас АБС уже не разрабатываются в банках, точнее, не разрабатываются новые АБС. Если в банках и ведутся новые технологические разработки, то в части аналитических и отчетных систем.

От того, насколько верным окажется выбор АБС, зависит не только грамотное построение информационной инфраструктуры банка, но и его стратегическое развитие. И вложения в эту область целесообразно рассматривать в первую очередь как инвестиции в развитие всего кредитного учреждения.

Сегодня банки не очень хорошо представляют, что им потребуется завтра, а если и представляют, то не могут четко сформулировать и изложить фирмам-разработчикам свои требования в области АИТ. В первую очередь это относится к недостаточному развитию банковского дела и отсутствию грамотных постановок задач.

Итак, банк может: купить готовую (типовую) АБС; купить базовую часть системы и доработать ее; либо заказать у фирмы разработку АБС конкретно под свой банк (что значительно дороже).

Характеристики первых двух вариантов.

 

1) Покупка готовой АБС:

Преимущества

- банк получает проверенный программный комплекс с полным набором документов,

- функциональность АБС является комплексной и продуманной,

- поддержка и сопровождение системы специалистами компании-разработчика, что обеспечивает более качественные работы,

- гарантированное обновление системы на соответствие требованиям регулирующих органов (например: введение нового плана счетов, переход на МСФО).

Недостатки

- высокий размер разовых капиталовложений,

- внедрение происходит в короткий срок, что требует интенсивного переобучения персонала,

- банк не имеет преимуществ в используемых информационных технологиях перед конкурентами, т.к. система тиражируема и доступна всем участникам рынка,

- банк не получает права собственности на программный продукт (невозможность изменения системы силами программистов банка).

2)  Покупка базовой части и ее доработка:

Преимущества

- банк получает такую автоматизацию, которая удовлетворяет его потребности и не зависит от внешней компании и ее положения на рынке,

- отсутствие процесса адаптации системы, как при покупке промышленного продукта,

- банк полностью владеет системой и может неограниченно устанавливать ее в своих филиалах и отделениях.

Недостатки

- необходима постановка полного технического задания на каждую автоматизируемую операцию,

- банк должен содержать специальную группу программистов,

- длительное времяразработки (по сравнению с типовыми сроками внедрения готовой АБС),

- высокая стоимость разработки (за счет длительности и необходимости привлечения высококвалифицированных специалистов),

- зависимость от ядра команды разработчиков (в связи с переходом на другую работу –возможна потеря исходных кодов программ, что не дает возможности ее изменения).

 

       Заказные (индивидуальные) АБС существенно отличаются от тиражируемых(типовых) по технологии изготовления и внедрения. Если заказная разработка корректируется немедленно в соответствии с текущими потребностями конкретного банка, то тиражируемая меняется тогда, когда новые потребности станут массовыми и появятся у многих банков. Таким образом рынок АБС удовлетворяет новые потребности банков со значительным сдвигом во времени, который будет складываться из времени осмысления и формализации новых проблем банка, а затем создания систем фирмами-разработчиками АБС: времени для проектирования, программирования и комплексной отладки всей системы в целом.

 

Не менее важен вопрос: покупать российскую или зарубежную АБС?

 

Хотя зарубежные АБС надежны и отражают в себе все прогрессивные банковские технологии, они имеют ряд недостатков (с точки зрения использования их на российском рынке).

· высокая стоимость решения и его сопровождения,

· сложности с поддержкой российской специфики, прежде всего отчетности ЦБ РФ,

·  продолжительное внедрение системы.

 Есть масса примеров, когда контракты российских банков с зарубежными фирмами не увенчались установкой и реальным внедрением АБС. Колоссальные средства были потрачены напрасно. Чаще всего была реализована следующая схема: в головном офисе или в валютном управлении банка устанавливаются модули импортной системы и с их помощью ведется учет валютных операций головного офиса. Расчет же рублевых операций, работа филиалов и свод баланса выполняются на отечественной АБС.

Начиная с 1997-1998 гг. развитие и внедрение российских АБС «нового поколения» шло полным ходом и отставание отечественных систем было временным. Сегодня можно уверенно утверждать, что российские АБС приближаются к мировым технологиям по своему функциональному наполнению (состав модулей тот же), почти догнали зарубежные системы по срокам внедрения, но и имеют ряд недостатков:

· Российские системы не являются контрольно-ориентированными. Они слабо поддерживают процедуры внутреннего контроля и аудита. В них практически отсутствуют различные механизмы сверок, контрольных отчетов, принудительных процедур, механизмов минимизации, предотвращения и поиска ошибок.

· Они слабы с точки зрения информационной безопасности. Это проявляется в таких вещах, как невозможность настройки правильной парольной политики, адекватной системы разграничения прав, протоколирования действий пользователей, слабой защите на системном уровне, отсутствии специализированного функционала для администраторов безопасности.

· Ограничен функционал по сравнительно новым для нас направлениям банковской деятельности: рынок денег, дилинг, операции с производными ценными бумагами, векселями, современные формы кредитования.

· Недостаток или полное отсутствие механизмов автоматизации управления банком: управленческая отчетность, онлайновый анализ рентабельности продуктов и услуг, прибыльности клиентов, средств моделирования, механизмов автоматизации управления активами и пассивами, слабая визуализация управленческой информации.

· Сложности с поддержкой международных стандартов бухгалтерского учета.

· Отсутствие автоматизации таких банковских функций, как риск-менеджмент, внутренний аудит, казначейство и, в частности, управление ликвидностью.

· Недружественный интерфейс. Как правило, западные системы имеют более удобный для работы интерфейс. Это объясняется тем, что в российской практике отсутствуют специалисты — дизайнеры интерфейса. Он разрабатывается обычными программистами и впоследствии модифицируется согласно пожеланиям клиентов.

Несмотря на эти недостатки и считая, что некоторые из них неактуальны, большинство банков по-прежнему выбирают российские системы, хотя установка зарубежных систем в последнее время существенно активизировалась.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.011 с.)