Обеспечивающая часть автоматизированных банковских систем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечивающая часть автоматизированных банковских систем



Банковская технология представляет собой взаимосвязанную совокупность видов обеспечения (состав ресурсов), необходимых для реализации функциональных задач.

К основным из них относятся:

1. Информационное обеспечение

2. Программное обеспечение

3. Техническое обеспечение

8.1. Информационное обеспечение АБС

Информационное обеспечение – это совокупность: единой системы классификации и кодирования экономической информации; унифицированной системы банковской документации; схем информационных потоков, циркулирующих в банке (информационная модель), а также принципов построения и содержания баз данных.

Информационное обеспечение призвано удовлетворять любые информационные потребности сотрудников банка в нужной форме и в требуемое время.

 

 

Банк является сложной иерархической системой с большим числом взаимосвязанных элементов и внутренних связей. Для успешной информатизации необходимо построить информационную модель банка и выполнить ее анализ. Информационная модель проходит несколько стадий разработки. На первой стадии необходимо рассмотреть отношения объектов системы, направление и характер потоков информации, которыми обмениваются эти объекты, рассмотреть операции, которые производятся над информационными потоками. Это позволит приступить к выбору технических средств и сетей передачи данных. На следующих стадиях повышается степень детализации информационной модели: описываются формы документов с учетом правил унификации и кодирования (внемашинное обеспечение), разрабатывается структура информационных баз (внутримашинное обеспечение).

Внемашинное информационное обеспечение: - совокупность информации в банке, включая:

· системы показателей,

· методы классификации и кодирования информации,

· системы документации и документооборота.

Система показателей включает исходные, промежуточные, результатные показатели, которые собираются, преобразуются, выдаются автоматизированной банковской системой и характеризуют различные банковские услуги и операции; финансовое состояние клиентов, межбанковские расчеты.

Система классификации и кодирования является условием успешного функционирования любой АБС. Классификация предусматривает распределение множества объектов на однородные подгруппы (подмножества), а кодирование – присвоение условного обозначения или кода. Ведение кодовых обозначений упрощает процедуры обработки учетной информации, позволяет организовать контроль по справочникам. В банках используют справочники счетов (план счетов), клиентов, филиалов, банковских идентификационных кодов, валют и др.

Системы документации и документооборота. Унифицированные типовые документы в банковской системе повышают эффективность автоматизации. Формы документов вырабатываются для всей территории Российской Федерации, утверждаются Министерством финансов и Банка России. Все документы делятся на первичные (платежные поручения, чеки), промежуточные и отчетные. По способу подготовки отчетных документов можно выделить унифицированные документы с жестко заданной структурой и периодичностью составления (выписка по счету, журнал операций, обязательная внутрибанковская отчетность, отчетность для ЦБ) и документы с гибкой структурой.

Внутримашинное информационное обеспечение – представление данных на машинных носителях в виде специальным образом организованных массивов (баз данных), хранилищ данных и их информационных связей.

Особенностью информационной системы банка является необходимость обработки двух типов данных – оперативных и аналитических, поэтому в процессе функционирования банка решается два класса задач:

1) обеспечение повседневной работы банка по вводу и обработке информации (использование баз данных);

2) организация информационного хранилища в целях анализа данных для выявления тенденций развития, прогнозирования состояний и управления рисками.

Хранилище данных представляет собой специализированную базу данных, в которой собирается и накапливается информация, необходимая менеджерам банка для подготовки управленческих решений (о клиентах банка, кредитах, процентных ставках, котировках акций, состоянии инвестиционного портфеля, операционных днях филиалов и др.)

Данные загружаются в хранилище из оперативных систем обработки данных (систем головного офиса и отдельных филиалов) и из внешних источников (официальные отчеты предприятий и банков, результаты биржевых торгов и т.д.). Для работы с хранилищами данных используются специальные программные продукты.

Хранилище данных ориентировано на высшее и среднее руководство банка, ответственное за принятие решений и развитие банковского бизнеса.

Требования к информационному обеспечению

 автоматизированных банковских систем

· Возможность экспорта (импорта) данных - для обмена информацией со специальными прикладными программами, внешними по отношению к программному обеспечению АБС, а также с электронными таблицами, текстовыми редакторами,

· Обработка данных в режиме реального времени (изменения в данных, произведенные одним пользователем, сразу становятся доступны остальным пользователям банковской системы),

Следует отметить, что действительный режим реального времени обеспечивают только системы, использующие сетевую СУБД, основанную на архитектуре сервера баз данных ("Clarion", "Oracle", "Paradox" и т.д.), а при использовании СУБД, основанной на модели "файл-сервер" (Clipper, dBase и др.) режим реального времени эмулируется (имитируется).

· Безопасность хранения банковской информации - достигается: ограничением доступа пользователей к различным функциональным подсистемам, регламентацией работы с информацией, использованием специального программного обеспечения и технического оборудования.

· Сохранение целостности информации при отказе технических средств (такую возможность система обеспечивает при наличии соответствующего оборудования для дублирования информации сервера базы данных).

8. 2. Программное обеспечение АБС

Системное программное обеспечение (ПО)- это программы, управляющие процессом обработки информации и обеспечивающие рабочую среду для функционирования прикладных программ.

Системное ПО включает:

ü операционные системы – предназначены для выполнения пользовательских программ, для планирования и управления ресурсами ЭВМ. В банках наиболее распространены Windows, OS/400, редко Unix.

ü операционные системы локальных вычислительных систем – для централизованного управления вычислительной сетью: планирования задач, распределения ресурсов, защиты информации. В российских банках предпочитают ОС Novell Net Ware и Windows NT.

ü Системы Управления Базами Данных (СУБД) – комплекс программных и языковых средств для создания баз данных, поддержки их в рабочем состоянии и организации поиска в ней нужной информации. Наибольшее распространение в банках получили: Oracle – первое место, Sybase – второе, Informix – третье место на рынке распределенных СУБД).

ü системы программирования (для разработки прикладной части программных средств),

ü программы защиты информации и др.

Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи и передачи данных.

       Это предъявляет весьма жесткие требования к производительности операционных систем, СУБД и средств передачи данных. Кроме того, значительные объемы информации должны быть доступны в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и пр.

Требования к системному (базовому) программному обеспечению

· Возможность осуществления доступа к большим (и постоянно возрастающим) объемам данных без потери производительности. Банковской системе необходимо иметь режимы многозадачного и многопользовательского доступа к данным, а также одновременного доступа к данным.

· Наличие сетевых функций. Сетевые функции придают системе свойства многоуровневости и многозвенности, а также обеспечивают возможность объединения различных программных платформ (DOS, NetWare, Windows NT, UNIX и пр.) и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращивания системы – дополнения ее новыми рабочими местами, новыми серверами различных классов.

· Наличие телекоммуникационных возможностей позволяют перевести технологию межбанковских расчетов на принципиально иной уровень за счет уменьшения времени передачи документов. Это заметно расширяет возможности банка.

· Обеспечение безопасности данных. Во-первых, это гибкая, многоуровневая и надежная регламентация полномочий пользователей. Ценность банковской информации предъявляет особые требования к защите данных от несанкционированного доступа, в том числе к контролю управления процессами, изменяющими состояние данных. Во-вторых, это наличие средств поддержания целостности и непротиворечивости данных. Подобные средства дают возможность осуществления контроля вводимых данных, поддержки и контроля связей между данными, а также ввода и модификации данных в режиме транзакции – набора операций, обеспечивающих поддержание согласованности данных. В-третьих, это присутствие в системе многофункциональных процедур архивации, восстановления и контроля данных, обеспечивающих их сохранность при программных и аппаратных сбоях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.007 с.)