Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологические ритмы и работоспособностьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Режим жизнедеят-ти вкл. в себя учебу, тренировочные занятия, отдых, питание. Для понимания важности хорошо продуманного и строго выполняемого режима следует знать некоторые биологические явления в организме, связанные с его различной деятельностью. Вся живая природа функционирует по 24-часовому ритму. Суточному ритму подчинен и организм ч-ка (независимо, спортсмен он или нет). Для функций отдельных органов и систем характерны определенные режимы.Основным признаком ритмических процессов в организме, играющих огромную роль в его жизнедеят-ти и способствующих экономному расходованию энергии, является их повторяемость. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний носит название периода или цикла. Каждый цикл состоит из 2-х фаз. В одной из них процессы достигают своего максимума, в другой - минимума.Биологические ритмические процессы могут протекать как на уровне клеток, так и на уровне организма в целом.Суточный (циркадный) ритм выявлен более чем у 40 функций организма ч-ка (содержание гормонов, гликогена в печени, кровообращения и т.д.). Дважды в сутки снижается работоспособность сердечной мышцы: около 13 ч и 21 ч. Наибольших величин частота сердечных сокращений достигает в 18 ч. Установлена суточная периодика температуры тела: максимальная величина в 18 ч, а минимальная - в 1-4ч. В течение суток изменяются сила мышц и многие другие качества. На физические нагрузки организм ч-ка реагирует по разному в течение суток. Наиболее сильным по функциональным возможностям ч-к бывает с 8 до 12 ч и с 14 до 17 ч, однако при необходимости у него могут в любое время суток благодаря волевому усилию повыситься функциональные возможности (как следствие этого - спортивные результаты), 2 Формы и содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Исторически в нашей стране сложились две главные формы организации физ. активности людей: группа регламентированных форм, обеспечивающихся государственными программами и осуществляющихся за счет средств национального бюджета, и самостоятельные или самодеятельные формы организации физ. активности. Самостоятельные физкультурные занятия в свою очередь подразделяются на индивидуальные, малогрупповые и коллективные.Самостоятельно занимающиеся должны знать правила проведения занятий, основные механизмы получения тренировочного эффекта. Важны и знания, и владения навыками самоконтроля. Немаловажное значение имею, подбор формы занятий, места их проведения, правильной экипировки, спортивного инвентаря или его самодельных аналогов.
Наиболее доступными и эффективными средствами физ. воспитания в домашних условиях являются утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), атлетическая гимнастика, комплексы упражнений по круговой тренировке, ходьба, бег и т.д.Гигиенической гимнастикой можно заниматься в любое удобное время дня, спустя 1,5 - 2 ч после приема пищи и за 1 -2 ч перед сном. Для самостоятельных занятий можно использовать различные комплексы, рекомендуемые литературой. Упражнения УГГ способствуют более быстрому приспособлению организма человека к ритму трудового дня. Это достигается благодаря тому, что в кору головного мозга поступает поток нервных импульсов от множества рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах, которые благодаря временным связям обеспечивают более совершенное приспособление организма, сокращая период врабатывания. Лучше всего выполнять упражнения УГГ на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении и заканчивать водными процедурами, или холодным душем, который способcтвyeт повышению сопротивляемости организма простудным факторам.При составлении комплексов УГГ необходимо определить объем и интенсивность, расположить содержание в определенном порядке. Всего в комплексе м/б от 8 до 15 упражнений.Приступая к занятиям атлетической гимнастикой, надо подобрать по своим силам массу гантелей, гирь, штанги и упругость амортизаторов. При правильном подборе отягощений можно повторять каждое упражнение 8-10 раз в одном подходе 3атем составляют комплексы и план занятий. В комплекс можно включать 12-15 упражнений с гантелями; 8-10 с амортизаторами; 6-8 с гирями, 5-7 со штангой или грифом штанги Повторение каждого упражнения зависит от массы спортивного снаряда Обычно чем больше масса снаряда, тем меньше подходов. Для более интенсивного развития мышц, максимального увеличения их объема и массы тела рекомендуется тренироваться с большей массой спортивного снаряда, уменьшая число повторений. Если нужно увеличить выносливость мышц, следует упражняться с небольшой массой, увеличивая количество повторений до 16 раз в подходе и больше Дозировка меняется в зависимости от целей тренировки.
Заниматься следует ежедневно в течение 20-40 мин (желательно в одно и то же время) через 1-1,5 ч после еда или до еды, включая 2-3 комплекса. Первый комплекс начинают с выполнения нескольких упражнений без отягощения, чтобы организм постепенно включился в работу. Во второй комплекс входят упражнения с отягощением для мелких мышц плечевого пояса и верхних конечностей. Затем переходят к упражнениям третьего комплекса - для мышц спины, брюшного пресса и нижних конечностей.После каждого комплекса упражнений следует делать интервалы отдыха в течение 1-2 мин. Отдых д/б активным. Доступной формой домашних занятий явл. комплексы упражнений круговой тренировки, позволяющие эффективно воздействовать на организм занимающихся постепенным увеличением числа повторений упражнений в круге, выбором комплекса упражнений разной трудности, а также регуляцией дозировки режимов работы и отдыха (составление комплексов проводится на методико-практических занятиях).Бег обеспечивает возможность регулярной тренировки в любое время и в любую погоду, тем более что число поклонников его не убывает. Оздоровительным считается бег в темпе от 170 до 200 шагов в минуту, продолжительностью не менее 20 и не более 40 мин, 3-4 раза в неделю.Не следует бегать, низко опуская голову, а также запрокидывая, т. к. это затрудняет дыхание. Локти д/б согнуты под прямым углом без скованности. Бежать следует за счет активных движений бедер, а голень переносить маятникообразно. Постановка стопы на грунт осуществляется сверху вниз, как при ходьбе по лестнице. В момент соприкосновения стопы с опорой она должна быть напряжена Ногу рекомендуется ставить на землю всей ступней, длина шага примерно 40-50-80 см. На первых занятиях осуществляются выбор маршрута, темпа ходьбы. В последующих чередуют ходьбу с бегомОздоровительные прогулки желательно включать в обязательную часть ежедневного двигательного режима. Для повышения тренировочного эффекта на отдельных отрезках или на всей дистанции темп ходьбы можно увеличивать. Ходьба со скоростью 6-7 км/ч умеренно активизирует деятельность органов кровообращения, дыхательной и других систем организма. В зависимости от уровня физ. подготовки, возраста, пола длина маршрута колеблется от 2 до 10 км.Ритмическая гимнастика повышает общую работоспособность, улучшает здоровье, создает не только «мышечную», но и эмоциональную радость. Это - отличное средство тренировки выносливости. Аэробика общедоступна и эффективна. Заниматься ею могут женщины и мужчины всех возрастов и способностей. Это - своеобразный бег «трусцой» только под музыку и с добавлением гимнастических упражнений в ритме диско. Разные акценты отразились в названиях: аэробика, дискоаэробика, тонизирующая гимнастика, джазгимнастика, шейпинг.Оптимальная частота занятия -2-3 раза в неделю 45-50 мин. Помимо перечисленных форм самостоятельных занятий можно заниматься лыжами, велопрогулками и плаванием.Самостоятельные тренировочные занятия проводятся индивидуально или в группе из 3-5 человек.Каждое самостоятельное занятие как и любая форма физ. культуры независимо от продолжительности занятий (10 мин или 1,5 ч) состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.
3 производственная физическая культура (ПФК). понятие «производственная физическая культура»; её цели и задачи Производственная физ. культура явл. важной составной частью общей культуры об-ва, способствующей сохранению здоровья трудящихся, адаптации к условиям труда и наилучшему освоению трудовых специальностей. Важное значение производственной физ. культуры требует от будущих специалистов тщательного изучения методических основ ПФК.В физ. воспитании производственная физ. культура понимается как вид человеческой деят-ти, содержащий рационально избранную и методически верно осуществляемую систему физ.упражнений, профессионально прикладных, оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на достижение, повышение и устойчивое сохранение дееспособности человека в общественном производстве, готовности наилучшим образом действовать в условиях определенной профессиональной трудовой деят-ти и конкретного рабочего места.. Система ПФК строится с учетом особенностей производственной деят-ти. Ее целью является укрепление здоровья, достижение и устойчивое обеспечение готовности ч-ка к выполнению им производственно-трудовой деятельности.К средствам, используемым при организации ПФК, следует отнести теоретические и программно-методичёские разработки; правовые основы и административные акты; организационную структуру; кадры специалистов и общественный актив; систему пропаганды; материально-техническое и медицинское обеспечение.ПФК имеет свои конкретные задачи, в соответствии с которыми строится ее система, в том числе развитие, совершенствование и поддержание на необходимом уровне трудоспособности работающих; длительное сохранение работоспособности в условиях производства, не всегда благоприятных; разработка и применение на практике рациональных условий и режимов труда и отдыха в рамках рабочего дня; создание благоприятного фона для начала работы и ее окончания с целью предупреждения и снижения факторов утомления; создание условий для после рабочего восстановления организма; Профилактика профессиональных заболеваний. Билет34 1, Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими упражнениями Роль физ тренировок в профилактике различных заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистых, бесспорна, и важность физ упражнений в наше время хорошо известна каждому,но интерес к физзанятиям, отмечается не у 100% всего населения. Уровень и темпы решения проблем организация физ активности зависят, прежде всего, от людей, их физ культуры, определяющей и понимание, и мотивы, и установку на действие Определение цели и учета индивидуальных особенностей В разл периоды жизни ч-ка хар-р физ активности определен особен-ми его жизнедеятельности.Для людей молодого возраста формирование устойчивой мотивации к систематическим занятиям физ упражнениями возможно лишь при условия ориентирования их на новые цели и новые режимы физ активности по сравнению с уже достигнутыми как спортивной, так и оздоровительной направленности, Развитие силы и выносливости, овладение умениями и навыками оперативного мышления в сложных ситуациях - основные направления спортивной подготовки Iфизкультурных занятий в этот период.В последующие годы (от 35 до 60 лет) основным мотивом для постоянной и достаточной физ активности является сохранение здоровья, достигнутого уровня работоспособности, профилактики различных неспецифических заболеваний. Управление процессом самостоятельных занятий Управлять - это не подавлять, не навязывать процессу развитие, противоречащее его природе, а макс-но учитывать природу процесса, рац-но согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.При управлении процессом физической тренировки любой направленности (либо спортивной, либо оздоровительной) необходимо использовать все психофизиологические программы переориентации и формирования осознанного восприятия и поведения Для того чтобы управлять этим проц-сом, необходимо создать организационно-методическую программу действий по реализации поставленной цели и задач физ тренировок при самостоятельных занятиях.
2, Кровеносная система состоит из сердца и кровеносных сосудов. Кровь в организме находится в постоянном движении, которое осуществляется по кровеносной системе. Кровь в организме человека выполняет следующие основные функции: 1) транспортную – в процессе обмена веществ переносит к тканям тела питательные вещества и кислород, а из тканей к органам выделения транспортирует продукты распада, образующиеся в результате жизнедеятельности клеток тканей; 2) регуляторную – осуществляет гуморальную (гумор – жидкость) регуляцию функций организма с помощью гормонов и других химических веществ и рефлекторную - вследствие гидростатического давления на нервные окончания (барорецепторы), расположенные в стенках кровеносных сосудов; 3) защитную – защищает организм от вредных веществ и инородных тел, кроме этого, при повреждении тканей тела останавливает кровотечение; 4) теплообмен – участвует в поддержании постоянной температуры тела. Кровь состоит из жидкой части (плазмы) (55 %) и взвешенных в ней фор-менных элементов (эритроцитов, лейкоцитов и др.) (45 %). Кровь имеет слабую щелочную реакцию. Эритроциты – красные кровяные тельца, носители, дыхательного пигмента - гемоглобина. Эритроциты переносят кислород из легких к тканям и частично углекислый газ из тканей к легким. Лейкоциты – белые кровяные клетки, их имеется несколько видов. Они способны проникать через стенки кровеносных сосудов в ткани тела и уничтожать болезнетворные микробы и инородные тела, попавшие в организм. Это явление называется «фагоцитозом». Тромбоциты – кровяные пластинки. Они защищают организм от потери крови. При повреждении тела и кровеносных сосудов тромбоциты способствуют свертыванию крови..При регулярных занятиях физическими упражнениями или спортом: увеличивается количество эритроцитов и количество гемоглобина в них, в результате чего повышается кислородная емкость крови;
повышается сопротивляемость организма к простудным и инфекцион-ным заболеваниям, благодаря повышению активности лейкоцитов; ускоряются процессы восстановления после значительной потери кро-ви. Чтобы избежать наступления гравитационного шока, необходимо соблю-дать следующее правило: после интенсивного бега или других циклических упражнений на соревнованиях или тренировочных занятиях переходить в состояние покоя, т.е. останавливаться, следует постепенно. Сначала необходимо, снижая скорость бега, пробежать 50–100 м, а затем в течение 3–5 мин передвигаться шагом, постепенно замедляя ходьбу. 3, Система контроля ППФП студентов Содержание системы контроля и оценки ППФП направлено на определение уровня готовности ст-тов к успешному выполнению проф-х функций по избранной спец-ти. Анализ рез-ов такой проверки обеспечивает определение кач-ва изменений ППФП, влияния на нее определенных средств физической культуры и спорта, производит необходимый отбор таких средств, оптимизирует весь процесс ППФП. Методы проверки и опенки ППФП. Знания оцениваются путем ответов наспец вопросы по тематике ППФП. Определение уровня развития спец-ых для каждой проф-и кач-в можно изучать с пом педаг-их наблюдений в период занятий, а также самонаблюдений занимающихся.Имеются методы определения такой подгот-ти как в условиях моделируемой деятельности (контрольные соревнования), специальные тесты (например, измерение силы), а также с помощью, специально разработанной аппаратуры, например приборов- рефлектометров, определяющих время реакции и др. Специальной оценке может подвергаться также изучение эмоциональной устойчивости занимающихся, по проявлениям такой устойчивости в условиях сложной соревновательной деятельности, тренировок, сдачи зачетов и экзаменов по смежным дисциплинам В этих целях применим метод обобщения независимых характеристикПри подведений результатов часто используются балловые оценки, унифицированная норма достижений, составляются оценочные шкалы подготовленности (например, перцентильные) Билет35 1, Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на организм, здоровье и работоспособность. Общепризнано, что оптимальный уровень двигательной активности - определяющий фактор профилактики заболеваемости и поддержания высокой психофизиологической формы. Причем достижения современной физиологии убедительно свидетельствуют о том, что оптимум любой функции, в том числе и двигательной активности, имеет отчетливые индивидуальные особенности. Недельный двигательный режим для людей разного возраста: дошкольникам - от 21 до 28 ч; школьникам - от 14 до 21 ч; студентам - от 10 до 14 ч; служащие - от 6 до 10 ч. Итак, количество часов двигательной активности с возрастом уменьшается в связи с занятостью учебой, в дальнейшем с трудовой деятельностью. Существенную роль среди факторов профилактики гипокинезии у студентов играют занятия по физ. воспитанию. Многочисленными исследованиями показано, что они способствуют укреплению здоровья, улучшению умственной и физической работоспособности и успеваемости. Тем не менее, недельное кол-во часов, потраченных на физ. упражнения, в том числе и обязательные занятия по физвоспитанию, составило в среднем 4 ч, что значительно ниже рекомендуемых. Снижение двигательной активности людей, занятых умственным трудом. Это свидетельствует о большей подверженности студентов социальным факторам, приводящим к гипокинезии и факторам риска различных заболеваний, и в первую очередь, заболеваниям сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Следует отметить и так называемую «студенческую» патологию - заболевания желудочно-кишечного тракта, значительно снижающие как умственную, так и физическую работоспособность
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.226 (0.015 с.) |