Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта



Возможности физической культуры в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышения общей работоспособности, психической устойчивости очень велики, но неоднозначны. Коррекция физического развития. Известно, что физическое развитие человека как процесс изменения и становления морфологических и функциональных свойств зависит и от наследственности, и от условий жизни, а также от физического воспитания с момента рождения. Под влиянием физических нагрузок улучшается кровоснабжение всех тканей, усиливается обмен веществ и, что особенно важно, в организме образуется биологически активное вещество – соматотропный гормон (СТГ). Этот гормон (соматотропин) влияет на увеличение длины костей и, следовательно, на рост человека. Однако далеко не всегда и не все физические нагрузки стимулируют рост. Кратковременные (10–15 мин), небольшой интенсивности (пульс не выше  100–120 ударов в мин), чрезмерно большие весовые, а также длительные (многочасовой бег и т.п.) нагрузки не приводят к увеличению СТГ. Более того, последние могут содействовать быстрому окостенению эпифиза.

Опыт показывает, что наиболее благоприятно па стимуляцию роста влияют спортивные игры (баскетбол, волейбол, бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют сочетать с нагрузками умеренной мощности (в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2–3 раза в неделю по 40–120 мин. Таким образом, здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом могут улучшить функционирование систем организма и активизиро-вать рост тела.

Коррекция функциональной подготовленности связана с самооценкой уровня подготовленности каждым студентом. Пройдя через тесты общей физической подготовленности в первый же месяц своего пребывания в вузе, каждый студент может произвести самооценку развития у него силы, общей выносливости и скоростно-силовых качеств. И здесь возникает проблема выбора: заняться тем видом спорта, с помощью которого можно «подтянуть» недостаточно развитое физическое качество и заодно избежать невыполнения зачетных нормативов, или отдать предпочтение тому виду, к которому «расположен» организм с его физическими возможностями.

Вероятно, оба подхода правомерны, но нужно сразу же точно опре-делить мотивацию. В первом случае главное – оздоровительная на-правленность занятий через совершенствование функциональной под-готовленности, выполнение учебных зачетных нормативов. При этом следует сознавать, что успехи по спортивным меркам и классификации будут заведомо невысоки. Во втором случае – возможно достижение значительных спортивных результатов, а при определенных условиях и результатов международного класса.

2,Мышечная релаксация, или уменьшение напряжения мышц, снижает артериальное давление. В результате релаксации снижается импульсация с проприорецепторов (нервных окончаний) мышц и падает возбуждение нервных центров. Это нормализует соотношение работы сердца и тонуса сосудов. Соответственно снижаются и энергозатраты организма.

Мышечная релаксация наиболее сложна при обучении упражнениям. Многие люди при первых попытках не могут расслабиться. Лишь упорные занятия приводят к успеху в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Развить и усилить способность к релаксации можно при так называемой аутогенной тренировке или других видах психотерапии, основанных на самовнушении различных ощущений: тепла, тяжести и т. д.

В системе двигательной активности мышечная релаксация является непременным компонентом, существенно влияющим на функцию кровообращения. При полноценном использовании навыков релаксации можно добиться быстрого восстановления процессов организма после физических нагрузок. Возможно применить релаксацию в большинстве упражнений посредством быстрого переключения от напряжения мышц к их расслаблению. В процессе напряжения одних мышц необходимо обращать внимание на релаксацию других.

3,Эндокри́нная систе́ма — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

Не́йроэндокри́нная (эндокринная) система координирует и регулирует деятельность практически всех органов и систем организма, обеспечивает его адаптацию к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, сохраняя постоянство внутренней среды, необходимое для поддержания нормальной жизнедеятельности данного индивидуума. Имеются чёткие указания на то, что осуществление перечисленных функций нейроэндокринной системы возможно только в тесном взаимодействии с иммунной системой [1].

Эндокринная система делится на гландулярную эндокринную систему (или гландулярный аппарат), в котором эндокринные клетки собраны вместе и формируют железу внутренней секреции, и диффузную эндокринную систему. Железа внутренней секреции производит гландулярные гормоны, к которым относятся все стероидные гормоны, гормоны щитовидной железы и многие пептидные гормоны. Диффузная эндокринная система представлена рассеянными по всему организму эндокринными клетками, продуцирующими гормоны, называемые агландулярными — (за исключением кальцитриола) пептиды. Практически в любой ткани организма имеются эндокринные клетки.

Билет 10

1,Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям.

Обеспечить необходимый диапазон приспособления к внешним условиям, создать его механизм может только высокоразвитая физ. культура. Её практические результаты, во-первых, должны удовлетворять тем биологическим потребностям ч-ка, которые сформировались в процессе его длительной эволюции, во-вторых, адаптировать ч-ка к существующим внешним условиям, в-третьих, поспевать за тенден-циями изменения этих условий, которые могут реализоваться быстрее, чем ч-к окажется к этому готов.

Люди нуждаются в защите от этих реально возникших опасных изменений и не только с помощью медицинских средств, но и, посредством целенаправленной активизации адаптационных возможностей, раз вития иммунных сил самого человека.

Двигательная активность, как кратковременного, так и длительного воздействия, являющейся уникальным средством борьбы со стрессом, снижения состояния депрессии и тревоги. Научные исследования, сделанные в этой области, доказали правомерность этих положений, должны войти в обыденное сознание и стать одной из норм образа жизни.

2,Интенсивность физ.нагрузки - это объем физ. упражнений, выполненных с определенной скоростью, т.е. путь, пройденный в единицу времени с определенной мощностью, при определенной плотности занятий Интенсивность нагрузки связана с напряжением усилий занимающегося при выполнении упражнений. Показателями ее могут служить частота сердечных сокращений (ЧСС), скорость передвижения спортсмена, выраженная в % от соревновательной скорости, и содержание лактата в крови. Интенсивность нагрузки выражается абсолютными и относительными показателями. Абсолютные показатели - это физ. единицы измерения (м/с, км/ч, частота движения), относительные - скорость в % от соревновательной, с которой занимающийся проходит определенный отрезок или всю дистанцию Физиологическое влияние интенсивности нагрузки характеризуется изменением показателей деят-ти ведущих систем организма: ЧСС (уд/мпн), потребление кислорода (мл/мин/кг) и др. При проведений учебно-тренировочных занятий со cтyдентами для оценки величины нагрузки можно воспользоваться формулой, предложенной B.C. Фоминым:            

К= '(ЧСС после бега * ЧСС Через 10 мин) 1 (ЧСС после бега.- ЧСС исходная) Xх100%,

где К - коэффициент восстановления, иначе скорость восстановления пульса к 10-й минуте после бега; ЧСС после бега - величина пульса сразу после беги, подсчитывается за 10 с сразу после преодоления дистанции или физ. нагрузки; ЧСС ч/з 10 мин - величина пульса ч/з 10 мин после бега или выполненной физ. нагрузки; ЧСС исходная- величина пульса ДО занятия. Рассчитывая коэффициент восстановления К, можно планировать беговую нагрузку (длину дистанции и скорость бега) или другую физ. тренировочную нагрузку. Одни из компонентов нагрузки можно увеличить если К составляет менее 80%

3, Сон и профилактика его нарушений Ч-к проводит треть своей жизни в состоянии сна, а пятую часть этого времени у него занимают сны - приятные и (больше) неприятные. Исследования в области физиологии и нейрохимии сна показали, что во время сна снижается двигательная активность, мышцы тела расслабляются, уменьшается частота сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным, снижаются температура тела, обмен в-в и артериальное давление. Однако работа мозга во сне не прекращается и сопровождается различными активными процессами. Во время сна, по данным измерений биоэлектрической активности мозга, происходит смена а среднем 4-6 циклов с продолжительностью каждого 1-1,5 ч. При этом фазу, которая сопровождается повышенной биоэлектрической активностью мозга, назвали быстрым, парадоксальным сном (с большим количеством сновидений), а фазу с пониженной биоэлектрической активностью мозга - ортодоксальным, медленным сном (сравнительно меньшее количество сновидений), В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального сна: в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Нарушение этого чередования вызывает его расстройство.Считается, что сон со сновидениями - это разрядка мозга, особенно коры головного мозга - прореживание той информации, которая накапливается длительное время в период бодрствования, т е. во сне «проводится очистка» от всего лишнего и закрепление нужного и ценного.Расстройства сна бывают трёх видов: затруднённое засыпание, тревожный сон неспокойный сон с ранним пробуждением. К расстройствам сна больше предрасположены люди, отличающиеся повышенной эмоциональной лабильностью, высокой тревожностью и впечатлительностью. Для некоторых лиц достаточно 4-5 часов; а для других - 9-10 часов сна. Студенты (учитывая высокие требования обучения особенности развития их организма) должны спать не менее 8 часов в сутки, а в выходные дни - 9-10 часов. Отход ко сну рекомендуется не позднее 23 часов, а подъем не ранее 7 часов.Для того чтобы сохранить нормальный сон, необходимо спать при открытой форточке, всегда ложиться спать в определённое время, перед сном не следует есть, пить кофе, вести волнующие разговоры, ссориться, смотреть кинокартины или телевизионные передачи, вызывающие эмоциональные переживания, читать детективы. Ежедневная мышечная активность способствует быстрому засыпанию и крепкому сну, поэтому напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиями спортом

Билет 11

1, Физическая культура и спорт - составляющие общей культуры общества. Физ.культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию-воспитание всесторонне и гармонично развитой личности. Если еще в не очень далеком прошлом занятия физ упражнениями были уделом энтузиастов, спортсменов и физкультурников, то в настоящее время они становятся все более необходимой составляющей образования и здорового образа жизни каждого человека. Одной из основных задач цивилизованного общества является внедрение в повседневный режим жизни активной двигательной деятельности Важнейший мотив этого стремление повысить устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, сохранить здоровье, активную трудоспособность и устранить проявления хронической патологии. Целью физ культуры и спорта является также расширение диапазон максимально предельных возможностей организма здоровых людей для сохранения устойчивого состояния и способности к преодолению экстремальных факторов, связанных с определенными условиями труда, и общественной деятельности человека. Жизнь показала, что даже самые выдающиеся достижения современной медицины не в состоянии принципиально повлиять на процесс физической деградации человека Они могут в лучшем случае лишь замедлить его, спасти то, что еще можно спасти. Большинство ученых всего мира считают главным источником развития и укрепления здоровья систематическую физ активность в течение всей жизни. Осознание роли физ культуры в жизни человека и общества усилилось в последние десятилетия. Стимулом для этого является значение физ культуры как фактора совершенствования природы человека, как элемента компенсации развивающегося дисбаланса требуемого объема и качества двигательной активности с одной стороны, и реальной физ активности в повседневной жизни - с другой стороны. По силе воздействия на человека спорт выдвигается на одно из центральных мест в культурной жизни общества. Как одна из сфер социальной деятельности нашего общества физ культура и спорт являются важными средствами обогащения русской культуры. В наши дни физ культура и спорт пользуются огромной популярностью. Сообщения о спортивных рекордах и результатах крупнейших международных спортивных соревнований облетают весь мир молниеносно Физ культура и спорт привлекают все большее внимание социологов, Медиков, историков, педагогов, философов и специалистов других наук Таким образом, именно в физ активности человека реализуется потенциал его физ культуры, отражается способность к совершенствованию своей фи природы на основе использования и освоения накопленных всем обществом знаний, опыта, технологических и материальных возможностей и соответствующих условиям жизни установок.

2, Методические принципы физического воспитания Особенностям обучения двигательным Действиям в наибольшей степени отвечают следующие принципы, формируемые теорией и методикой физ воспитания: сознательность и активность, наглядность, систематичность, доступность и индивидуализация

1)Принцип сознательности и активности. Занимающиеся должны понимать общую цель и задали занятий физ упражнениями. Принцип сознательности реализуется эффективнее, если занимающимся срочно сообщить о результатах выполняемых действий. Смысл физ образования не только в том, чтобы содействовать развитию физ сил человека, но и научить каждого пользоваться ими - дать умение «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физ работу». Принцип сознательности и активности раскрывается в следующих требованиях:

· формировать осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам занятий;

· стимулировать сознательный анализ, самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений;

· воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
Активность обусловлена заинтересованностью. Проблема пробуждения и развития интереса решаются в определенной мере путем подбора увлекательного материала для занятий и соответствующей их организацией

2) Принцип наглядности. Наглядность играет особенно важную рольпоскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер. Чтобы правильно выполнить двигательное движение, необходимы существующие двигательные представления. Наглядность - неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к Занятиям облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

3, История развития проф.- прикладной физ подготовки История развития профессионально-прикладной физической подготовки связана с общей историей физической культуры и отражает лишь её прикладную сторону - влияние физкультуры и спорта на подготовку человека к труду Яркими примерами использования физических упражнений в прикладных целях являются системы подготовки в Древней Греции и Римской империи В Спарте и Афинах каждый ребёнок с 7 лет занимался гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15 лет - борьбой и кулачным боем. История создания отечественной системы физического воспитания восходит к реформам Петра I, направленным на развитие просвещения, науки, культуры и физической культуры правящего класса. В частности, физическое воспитание было введено в качестве обязательного предмета в военных и некоторых гражданских учебных заведениях. Положительное использование результатов физический подготовки в оборонных целях ярко проявилось в период Великой Отечественной войны, когда советские спортсмены активно участвовали в боях с фашистами и в подготовке резервов Красной армии. В настоящее время усилия специалистов физической культуры направлены на разработку и внедрение в практику системы специальной психофизической подготовки к конкретным видам труда в промышленности, сельском хозяйстве и другим многообразным видам деятельности, в том числе и в подготовке будущих выпускников вузов.

Билет 12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.016 с.)