Особенности и значение внеурочной работы по химии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности и значение внеурочной работы по химии



Внеурочной работой называется учебно-воспитательная работа с учащимися, организуемая учителем сверх учебного плана и программы, вне обычных классных занятий.

Сходство её с факультативными занятиями состоит в том, что оба вида занятий организуются для учащихся на добровольных началах, направлены на развитие интереса к химическим знаниям, содержат в себе элементы профориентационной направленности и т.д.

Основное отличие этих двух форм повышения качества знаний заключается в их организационных особенностях:

1. Внеурочные занятия проводятся не по расписанию, а по договорённости учителя с учащимися, но также строго по плану.

2. Участие во внеурочной работе учащегося не вносится в аттестат.

3. Внеурочной работой, кроме талантливых учащихся, должны быть охвачены и слабоуспевающие ученики, так как это способствует повышению их успеваемости.

Рекомендуется вовлекать в неё и "трудновоспитуемых", так как часто это оказывает на них положительное влияние.

Основные принципы организации внеурочных занятий

1. Учёт интересов учащихся, их общего развития, предварительной подготовки.

2. Чёткое планирование работы. (Кружок не чаще 2‑х раз в месяц по 2 ча­са.)

3. Единство урочной и внеклассной работы – взаимосвязь в организации познавательной деятельности на уроках и вне их.

4. Гласность. Поощрение учащихся за участие во внеклассной работе.

Формы внеурочных занятий

По количеству учащихся, вовлеченных во внеурочную работу, она может быть разделена на три вида:

- индивидуальную;

- массовую;

- групповую.

Индивидуальное занятие – это, в основном, работа с отстающими учениками. Но и с успевающими учащимися надо заниматься дополнительно.

Плутарх: "Ученик - не сосуд, который мы должны наполнить, а факел, который мы должны зажечь".

К массовой внеклассной работе относятся следующие формы:

- Внеклассное чтение научно-популярной литературы по химии и обсуждение прочитанного на читательской конференции.

- Химические вечера.

- Химические олимпиады.

- Химические кинолектории.

- Недели химии.

- Научные конференции.

Основу внеурочной работы составляют групповая форма или химический кружок.

Задачи кружковой работы:

1. Расширять и углублять знания учащихся по химии.

2. Развивать интерес и творческий подход к предмету, навыки экспериментирования.

3. Развивать склонности, способности, профессиональные устремления.

4. Обучение комплексному использованию знаний по всем предметам (межпредметные связи).

Химический кружок, как правило, состоит из секций (10-15 человек): по препаративной химии, простейшему химическому анализу, краеведению и т.д. В работе всех секций кружка следует стремиться к тому, чтобы:

а)результаты имели общественно-полезное значение;

б)о своей работе члены кружка периодически отчитывались в виде проведения химических вечеров, выставок, выпуска описаний экспериментальных работ, рукописного журнала, химических бюллетеней и т.д.

Участники кружка могут выпускать устный журнал (радио). Его проводят регулярно (например, 1 раз в месяц). В устном журнале могут быть постоянные страницы: "Наш химический кружок", "Новые книги по химии" и т.д., и выпуски, посвященные определенной тематике: "Юбилей выдающегося ученого", "Успехи полимерной химии".

Работа планируется учителем на весь учебный год. Однако в начале учебного года, на заседаниях кружка, учитель ставит перед кружковцами определенные цели и задачи, выбирается староста, и учитель предлагает самим учащимся вносить предложения по плану работы кружка, соответственно их интересам. Затем на основе внесенных учащимися предложений учитель корректирует план и выносит его на окончательное утверждение кружковцам.

Такой подход:

а) развивает инициативу и самостоятельность учащихся;

б) вырабатывает у них чувство ответственности и организационной дисциплины.

В дальнейшей работе кружка учитель также должен меньше брать инициативу на себя, а больше спрашивать с ответственных за выполнение того или иного задания и, безусловно, оказывать практическую и методическую помощь.

Именно в этом и проявляется одна из воспитательных функций химического кружка.

Следует стремиться к тому, чтобы деятельность учащихся в кружках имела общественно полезную направленность. Она реализуется в работе по изготовлению приборов, макетов и т.д. для химического кабинета, в разработке вариантов демонстрационного эксперимента, подготовке химического вечера и т.д.

Кружковая работа имеет и профориентационную направленность.

Имеется сборник программ для химических кружков. В нем все программы разделены на три блока:

1. Кружки для начинающих ("Химия вокруг нас", "Химия в быту"…).

2. Кружки по основным областям химической науки.

Они могут быть рекомендованы тем, кто накопил определенный опыт кружковой работы (кружки по аналитической химии или по физической химии, или по органической химии и т.д.).

3. Кружки по специальным областям химии - это, как правило, при сотрудничестве с ВУЗами, НИИ, лабораториями ("Химическая кинетика", "Геохимия", "Аэрохимия" и т.д.).

Массовые формы

Главная цель массовой формы внеурочных занятий - возбудить интерес учащихся к предмету.

Остановимся на такой форме, как химический вечер.

Тематика таких вечеров различна: они могут быть посвящены жизни и деятельности известных ученых или углубленному изучению известных веществ: "Вода - вещество простое и удивительное", или проблемам нашей жизни: "Химия и космос", "Химия и парфюмерия" и т.д. Разработки многих вечеров приводятся в журнале "Химия в школе".

Если в школе имеется химический кружок, то организация вечера возлагается на его членов, если нет - на организационную группу (комиссию). На этой комиссии (в орггруппе) обсуждается тема вечера, его сценарий, распределяются обязанности между учащимися. Каждому поручается свой раздел работы. Можно выделить следующие разделы:

1. Отбор содержания, обсуждение программы вечера и разработка его сценария. Ведущая роль учителя. Учащиеся пишут стихи на химические темы, подбирают материалы из журналов, художественной литературы.

2. Приглашение ученых-химиков, передовиков производства. Поручается отдельным учащимся.

3. Организация выставки работ учащихся по химии: изготовленные наглядные пособия, модели, стенды, альбомы, экспериментальные материалы. Все это учащиеся выполняют под руководством учителя.

4. Подготовка химической викторины. Готовят учащиеся под контролем учителя.

5. Подготовка художественной части: номера художественной самодеятельности, содержание которых связывают с тематикой вечера.

6. Подготовка научно-популярного фильма или звукозаписи, связанной с тематикой вечера. Учебный фильм показывать не следует!

7. Подготовка химического эксперимента. Следует строго соблюдать технику безопасности (!). Скопление учащихся требует особого внимания и аккуратности при выполнении химических опытов. Они должны быть безопасны для окружающих.

8. Оформление вечера: афиши, пригласительные билеты, костюмы, дежурства, призы участникам. После вечера зал убирают.

9. Для подведения итогов конкурсов и викторин составляют жюри (классный руководитель, учитель химии, члены оргкомитета).

10. Важно тщательно подобрать ведущего.

Продолжительность вечера - не более 2-2,5 часов. Проводится не чаще одного раза в год.

Вечер может быть частью "Декады химии" или "Недели химии". За 10 дней до недели химии в вестибюле школы вывешивают программу с перечнем мероприятий недели химии по дням.

Это могут быть:

1. Популярные беседы с демонстрацией химических опытов в начальных классах.

2. Научная конференция по химии.

3. Встреча с ученым-химиком.

4. Читательская конференция научно-популярной химической литературы.

5. Устный радиожурнал "Об успехах химии".

6. Химический вечер и т.д.

Массовую и групповую формы согласуют с завучем по воспитательной работе.

Научная конференция может проводиться, как в одной параллели классов, так и для учащихся разных параллелей.

Доклады должны быть предварительно просмотрены учителем. Важно, чтобы они не были обычными реферативными работами. В них должна быть поставлена цель, осуществлено исследование либо сравнение, анализ ранее полученных результатов, сделаны выводы. Очень хорошо, если к руководству научной работой школьника привлекаются ученые академических институтов, преподаватели ВУЗов или химики-практики.

Лекция № 12

Организация и планирование учебного процесса в ВУЗе

Основной формой выражения системы учебного процесса в ВУЗе является учебный план. Это государственный документ, определяющий содержание, формы, режим учебной работы, время изучения учебных дисциплин, а также способы оценки и контроля знаний студента.

Учебный план распределяет в пределах установленного срока обучения теоретические и практические занятия, дипломные работы, экзаменационные сессии и каникулы.

В настоящее время при разработке учебных планов исходят из Государственного образовательного стандарта.

Государственный образовательный стандарт:

1. Определяет содержание четырех основных блоков учебного плана:

1) гуманитарных, социальных и экономических дисциплин;

2) естественнонаучных дисциплин;

3) общепрофессиональных дисциплин (ОПД);

4) отдельно вводятся дисциплины специализации (Их число определяется в ГОС).

2. Устанавливает требования к знаниям и умениям по каждой дисциплине и в целом к специалисту.

3. Указывает примерное содержание дисциплины.

4. Указывает требования к практическим занятиям и практикам.

5. Описывает требования к итоговой аттестации (содержание, форма).

6. Определяет область профессиональной деятельности.  

Составление учебного плана на основании ГОС сопряжено с рядом ограничений:

1. Недельная нагрузка – 27 часов.

2. Соотношение между фундаментальными (ОПД) и специальными дисциплинами.

Содержание специальных дисциплин меняется быстрее, чем ОПД, отражающих основополагающие области знаний. К тому же фундаментальные знания обеспечивают широту приложения прикладных наук, спецкурсов, создают научную основу для изучения специальных дисциплин. Поэтому изучению фундаментальных дисциплин уделяется значительное и преимущественное внимание.

Соблюдаются две ступени изучения учебных дисциплин: на первых курсах изучаются в основном дисциплины общенаучного и общетехнического цикла, на старших курсах осуществляется в большей мере специализированная научная и профессиональная подготовка.

3. Установление последовательности изучения учебных дисциплин, например, строение вещества должно изучаться после изучения физики и квантовой химии.

4. Определение сроков обучения 4-5 или 6 лет.

5. Количество возможных для изучения учебных дисциплин: 25-30 при 4‑5‑летнем обучении. Исходя из числа предметов, изучаемых в течение семестра (их обычно 5-6), определяется количество экзаменов, зачетов, курсовых работ – не более 5 экзаменов в 1 семестр.

6. Определение дневной нагрузки, вытекающее из недельной нагрузки.

Студент может плодотворно заниматься, если он работает не более 9‑10 часов ежедневно, включая посещение обязательных аудиторных занятий, самостоятельную учебную и научную работу. На первых двух курсах соотношение между аудиторной и самостоятельной работой составляет 6:4, на старших - 5:5, а затем 4:6 (в самостоятельную работу входит и выполнение экспериментальных работ по индивидуальным заданиям).

Совет факультета имеет право:

- переносить последовательность изучения учебных дисциплин, не превышая число экзаменов и предметов в семестре и не увеличивая недельную нагрузку;

- устанавливать до 15% специальных дисциплин по выбору;

- переводить студентов на индивидуальный учебный план;

- вводить региональный компонент в учебный план.

На основании учебного плана составляется график учебной работы, который распределяет все виды учебной деятельности во времени (занятия, сессии, практики, каникулы и т.д.).

Формой выражения содержания учебных предметов являются программы учебных дисциплин. В них приводится детальный перечень основных разделов и тем предмета, последовательность их изучения, примерный перечень лабораторных работ и семинарских занятий, рекомендуемая литература. В отличие от школьных программ, не указывается время на изучение отдельных тем. Делает это преподаватель.

На основе типовых программ преподаватели разрабатывают рабочие программы, в которых планируется учебное время по разделам, темам и видам работ: лекционные часы, лабораторные и семинарские занятия.

В последнее время предъявляются требования к определению в рабочих программах объема самостоятельной работы студентов, необходимой для изучения материалов лекций, для подготовки к семинарским, лабораторным и практическим занятиям.

Рабочие программы утверждаются на заседании кафедры и контролируются учебным отделом ВУЗа.

На основании рабочей программы преподаватель составляет календарно-тематические планы чтения лекций, проведения лабораторных работ и семинарских занятий с указанием числа, часов и дат соответствующих занятий. Общее число часов по данной дисциплине должно совпадать с общим числом часов, отведенных на нее учебным планом.

Успешное усвоение предметов зависит от правильной организации и распределения изучаемых дисциплин в течение года, семестра и недели.

Очень важным является распределение в течение каждого дня видов учебной работы. Наиболее рациональным считается проведение занятий с переключением с одного предмета на другой, что создает необходимую разрядку при занятиях.

Учебный процесс требует создания определенного режима и равномерности распределения учебной деятельности студентов, чередование повышенного и пониженного умственного напряжения.

В планировании режима учебного дня студентов рекомендуется учитывать, что наиболее продуктивным временем являются первые 3-4 часа учебных занятий. Это время целесообразно отводить для дисциплин, требующих наибольшей мыслительной нагрузки.

Ритм учебного процесса и равномерность распределения учебной работы студентов во многом зависят от того, насколько хорошо составлено расписание занятий, являющееся одним из важнейших инструментов оптимального распределения нагрузки студентов.

Как известно, Российская Федерация подписала Болонские соглашения о переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования (ВПО). Данное решение потребовало тщательного анализа Государственного образовательного стандарта для всех специальностей.

Государственный стандарт специальности "Химия" выдвигает следующие основные требования к подготовке химиков университетского профиля.

1. Освоение теоретических основ и приобретение экспериментальных навыков при изучении дисциплин, представленных в цикле ОПД и закладывающих общие основы фундаментальной химической эрудиции, а также дисциплин цикла ЕН (математика, физика, информатика).

Базовая подготовка химиков требует больших затрат. Так, федеральный компонент ОПД в настоящее время включает 12 дисциплин.

 

Дисциплина Общая трудоемкость Аудиторная нагрузка В том числе лабораторные работы
Неорганическая химия 500 362 250
Аналитическая химия 500 360 250
Органическая химия 500 362 250
Физическая химия 500 360 200
Химическая технология 200 119 68
ВМС 160 121 70
Коллоидная химия 120 88 50
Квантовая химия 150 115  
Строение вещества 120 88  
Кристаллохимия 100 73  
Физметоды 120 88  
Техногенные системы и эколог. риск 76 58  

Широкая фундаментальная подготовка дает возможность выпускникам при необходимости быстро осваиваться в других направлениях химических исследований.

2. Приобретение прочных навыков исследовательской (экспериментальной, расчетной или теоретической) деятельности в ходе выполнения лабораторных, курсовых работ, преддипломной практики, дипломной (квалификационной) работы.

Из выше изложенного Совет по химии УМО университетов России делает два принципиальных вывода:

- качественную подготовку химика невозможно уложить в 4 года. Поэтому УМО настаивает на сохранении подготовки специалистов-химиков с 5‑летним сроком обучения;

- в настоящее время имеется три возможных пути реализации высшего профессионального образования (ВПО) при подготовке химиков.

I. Совместное существование двух систем:

а) подготовка специалистов с 5‑летним образованием;

б) подготовка бакалавров (4 года), продолжающих затем обучение в магистратуре в течение двух лет.

II. Только двухуровневое образование:

- Бакалавриат – 4 года.

- Магистратура – 6 лет.

Недостаток этой системы заключается в том, что прием в магистратуру ограничен и будет разрешен не во всех вузах. Бакалавры же не совсем подготовлены к самостоятельной деятельности. Поэтому реализация только двухуровневой системы может привести к снижению качества выпускаемых специалистов во многих регионах.

III. Третий вариант многоуровневой подготовки, к которому склоняется Совет по химии УМО университетов, заключается в следующем: на первый курс прием осуществляется только в бакалавриат. Первые 2 года обучение ведется по одному плану, а затем студент подает заявление о дальнейшем обучении по вариантам:

- Бакалавр (4 года).

- Бакалавр + 2 года – магистр.

- Бакалавр + 1 год – специалист.

Для "узнаваемости" диплома специалистов предложено называть "Ма­гист­ра­ми по профессии".

Этот вариант полностью реализует двухуровневое образование. Сохраняет нашу традиционную и оправдавшую себя 5‑летнюю подготовку специалистов, дает молодежи широкую возможность выбора сроков ВПО и квалификации.

Именно по этому варианту разрабатывается новый стандарт по направлению "Химия".

 

Уровень Наименование основной образовательной программы (ООП) Срок   освоения Степень           квалификации Объем трудоем­кости в кредитах
Первый ООП подготовки бакалавра по направлению подготовки 4 года Бакалавр химии 240
Второй ООП подготовки специалиста в рамках данного направления 1 год Специалист химии 60
Третий ООП подготовки магистра по направлению подготовки 2 года Магистр химии 120

При начислении кредитов в трудоемкость зачитывается аудиторная нагрузка по всем видам занятий, самостоятельная работа студентов, экзамены, практикумы, выполнение квалификационной работы, то есть все виды учебной работы.

В соответствии с предложением Министерства образования и науки РФ:

а) 1 кредит = 36 часам трудоемкости;

б) число кредитов в каждом учебном году составляет 60 единиц. При этом кратность каждой дисциплины в ГОС и учебных планах составляет 0,5 кредита;

в) качество выполнения курсовых работ, прохождения практик и результатов экзаменов оцениваются в бальной системе и указываются в приложении к диплому.

Основная образовательная программа по направлению подготовки по новому стандарту предусматривает изучение следующих блоков:

I. Блок основных (базовых) фундаментальных дисциплин (федеральные компоненты и курсы по выбору студентов гуманитарных, математических, естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин), составляющих основу базового фундаментального образования.

 II. Блок поддерживающих фундаментальных дисциплин (гуманитарные, математические, естественно научные, ОПД).

III. Блок профессионально ориентированных дисциплин (специальные дисциплины).

IV. Блок дополнительных дисциплин (факультативы).

 V. Исследовательский блок (научно‑исследовательская работа (у магистров обязательно), предквалификационная практика, выполнение квалификационной работы).

VI. Аттестационный блок (государственный экзамен, защита выпускной ква­лификационной работы).

Каждый из блоков должен формировать определенные компетенции (знания, навыки, умения). 

Блок основных фундаментальных дисциплин и блок поддерживающих фундаментальных дисциплин формируют общие компетентности, связанные со знанием фундаментальных дисциплин, включенных в эти блоки, пониманием их основ, умением пользоваться научной и справочной литературой на иностранном языке, умение работать с компьютером на уровне пользователя. Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе и многое другое.

Специальные компетенции формирует блок профессионально-ориенти­рованных дисциплин.

К ним относятся: наличие глубоких знаний в одном из направлений химии, навыки работы на современной научной аппаратуре и т.д.

Бакалавры должны иметь "способность в составе научного коллектива решать конкретные задачи профессиональной деятельности". Для специалистов обязательным является приобретение навыков организации научных исследований и управления научным коллективом. Для магистров – умение самостоятельного выбора или квалифицированного восприятия темы исследования, умение представлять итоги выполненной работы в виде отчетов, докладов на симпозиумах и научных публикаций с использованием современных возможностей информатики.

При разработке учебного плана за учебными заведениями сохранены прежние права.

К кадровому обеспечению предъявлено следующее требование: не менее 60% профессорско-преподавательского состава должны иметь ученую степень. Методическое обеспечение ООП: учебники и учебные пособия – не менее 1 единиц на 2 студентов. Лабораторные практикумы должны быть оснащены современным оборудованием.

Лекция № 13

Информационные компоненты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.054 с.)