Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факультативные курсы и внеклассная работа по химии

Поиск

Факультативные занятия

В задачу факультативных курсов входит:

а) углубление знаний;

б) развитие разносторонних интересов и способностей учащихся;

в) оказание им помощи в сознательном выборе профессии.

В организационном и методическом отношении они имеют свои особенности и отличаются от обычных классных занятий.

Организуются они по решению педсовета школы, на добровольных началах, по письменным заявлениям учащихся, которые подаются на имя директора в мае. Перечень факультативных курсов утверждается педсоветом. Группы комплектуются по 12-15 учащихся из одной параллели классов и утверждаются приказом директора не позднее 10 сентября. После этого факультативные занятия вносятся в расписание.

Объём факультативных часов: 8 класс - 2 часа в неделю, 9 класс - 2 часа, 10-11 классы - по 4 часа в неделю.

При наличии в школе параллельных классов можно организовать несколько факультативных курсов. Например, если в школе три десятых класса, общее число финансируемых факультативных часов равно 12 часам, то есть можно организовать шесть различных факультативов (по химии, физике, литературе и т.д.) по 2 часа каждый.

В аттестат вносятся названия прослушанных факультативов.

Виды факультативных занятий

По химии различают несколько видов факультативов:

1. Дополнительные главы повышенного уровня.

2. Спецкурсы.

3. Прикладные факультативы (практикумы).

Факультативы повышенного уровня следуют за соответствующими темами основного курса и углубляют его содержание. Они обычно увеличивают и долю химического эксперимента. К таким курсам относятся "Основы общей химии" для 8 класса и "Строение и свойства органических веществ" для 10 класса. Например, в программу факультатива по органической химии (9-10 классы) введены понятие о механизмах реакции, ряд реакций и классов соединений, которые не изучаются в школьной программе (Фриделя-Крафтса, двухатомные фенолы, кетоны, металлорганические соединения и т.д.).

Спецкурсы находятся в меньшей зависимости от основного курса, их программа более обособлена.

Задача спецкурсов – углубленное изучение отдельных направлений или разделов химических наук. Например, "Химия ВМС и полимеров", "Вопросы биохимии" и др.

Прикладные практикумы. Например, "Основы химического анализа". Этот факультатив включает разделы: техника лабораторных работ, теоретическое введение в аналитическую химию, качественный и количественный анализ. Факультатив рассчитан на 10-11 классы (2 года), всего 136 часов (по 68 часа в каждом классе). Каждое занятие должно быть продолжительностью не менее 2‑х часов (особенность предмета). В условиях школы данный факультатив в полном объёме не реален.

Таким образом, практикумы – это экспериментальные занятия, которые знакомят школьников с вопросами применения законов и теорий на практике.

При выборе факультатива необходимо учитывать местные условия, промышленное окружение, наличие ВУЗов и т.д.

Для факультативов разработаны и утверждены программы, есть учебные пособия для учителей. Однако учитель может и по своей инициативе организовать факультативные занятия, если это требуется.

В опубликованные министерством программы учитель имеет право вносить изменения, дополнения, менять последовательность тем, число часов и т.д.

Методы обучения на факультативных занятиях приближаются к методам высшей школы (лекции, семинарские занятия). Большая роль отводится самостоятельной работе, защите рефератов, проведению экспериментальных исследований, изготовлению приборов, работе с литературой.

Рекомендуется широко использовать экскурсии.

Довольно широко применяется и метод беседы. Особенностью его считается то, что вопросы задает не столько учитель, сколько учащиеся, стараясь выяснить те вопросы, которые им кажутся сложными, непонятными или особенно интересуют.

Большая роль принадлежит на факультативных занятиях проблемному подходу. Например, на занятиях факультативного курса "Химия в промышленности" учащиеся самостоятельно решают проблемы выбора оптимальных условий проведения химических процессов, проектирования технологических схем, изыскания способов использования отходов производства. Гипотезы учащихся сопоставляются с реальным решением производственных проблем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.244 (0.009 с.)