Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы проверки знаний и умений учащихсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В процессе преподавания химии осуществляются следующие виды проверки знаний и умений учащихся: предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль. Предварительную проверку обычно проводят для выявления прочности опорных знаний учащихся перед изучением нового учебного материала или после перерыва в занятиях. Цель текущей проверки – выяснение усвоения текущего материала. Тематическую проверку проводят после изучения темы с целью контроля ее усвоения. Итоговая проверка проводится после изучения логически взаимосвязанного материала двух или более тем, разделов, а также в конце года или этапа обучения. Проверка результатов обучения должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Быть по возможности полной. 2. Обеспечивать своевременное выявление недостатков в усвоении знаний и навыков у отдельных учащихся и всего класса. 3. Быть индивидуальной, то есть учитывать знания каждого ученика. 4. Оценка знаний должна быть объективной, не завышаться и не занижаться в связи с поведением ученика и его прежними ответами. В процессе обучения химии приняты следующие методы проверки знаний: - Устная. - Письменная. - Экспериментальная работа. - Тестовый контроль. - Экзамен. Каждый из этих методов может быть использован для различных видов контроля. Например, итоговые знания могут быть проверены с помощью и устного, и письменного метода, а также тестового контроля. В Государственном образовательном стандарте для заключительной итоговой проверки рекомендован тестовый контроль. Устная проверка знаний Устно можно проверить усвоение знаний на трех уровнях: - Уровне воспроизведения (узнавания). - Уровне применения знаний в знакомой ситуации. - Уровне применения знаний в измененной ситуации. Устная проверка знаний и умений производится в виде: а) индивидуального опроса; в) фронтального опроса. Остановимся на некоторых моментах устного опроса. I. Требования к постановке вопроса. Ставя перед учеником вопрос, учитель должен: 1. Исходить из программных требований к качеству знаний по данному вопросу. 2. Формировать вопросы, кратко, ясно, в понятных терминах. 3. Избегать излишней детализации, наводящих и неопределенных вопросов, требующих ответов "Да" и "Нет". Например: Не правильно – "Натрий взаимодействует с водой?". Правильно – "Расскажи об отношении натрия к воде". 4. Нужно иметь в виду, что ученик, вызванный для ответа, волнуется в той или иной степени. Поэтому вызванному надо дать некоторое время для подготовки к ответу. Можно использовать различные приемы. Например: Учитель вызывает не одного, а двух или трех учащихся. Прежде, чем вызвать каждого из них, он формулирует первый вопрос, затем вызывает первого ученика и предлагает ему подготовиться к ответу. После этого формулирует тему другого задания, тоже обращается к классу и вызывает второго ученика, затем третьего. Учитель вызывает первым отвечать наиболее способного и успевающего ученика, которому на подготовку не требуется много времени. Когда задания розданы и разъяснены, первый из вызванных учеников отвечает. Можно, пока учащиеся у доски готовятся, провести фронтальный опрос или короткий диктант. В процессе подготовки учащиеся успокаиваются, их психическое состояние приближается к обычному. Знание учителем характера своих учеников, педагогический такт в некоторых случаях – условие успешного выявления знаний проверяемого. Очень важно внимательно выслушать ученика. Излишняя суровость, как и излишняя заботливость, не приемлемы при проверке знаний. II. Привлечение внимания учащихся во время опроса представляет наибольшую трудность. Некоторые рекомендации: 1. Ограничить число опрашиваемых по одному и тому же вопросу. Иначе теряется интерес. 2. Использовать игровые моменты. 3. Полезно рекомендовать учащимся не только слушать, но и делать заметки для последующего высказывания по тем вопросам, по которым идет проверка знаний. Учитель обращается к классу с вопросом: "Правильно ли ответил?" или "Все согласны с его ответом?". Но нельзя допускать такого способа проявления активности, как поднятие рук слушателей, как только отвечающий допустил какую-либо ошибку, оговорку или неточность. Это может сбить учащегося, задержать ход его мысли. После того, как проверяемый закончит свой ответ, учитель задает дополнительный вопрос и может выяснить, что некоторые ошибки были оговорками, а чего-то ученик действительно не знает. Только теперь учитель предлагает высказаться классу. 4. Если урок полностью посвящен контролю знаний, можно раздать учащимся задания на 10 минут, где каждые два билета одинаковы. Затем один из учеников отвечает, а другой (сдавший письменный ответ учителю) проверяет его ответ. Класс выступает в роли арбитра. 5. Можно дать учащимся небольшие письменные задания, совпадающие по теме, с вопросами, на которые отвечают вызванные к доске учащиеся, и предложить им проверить свои работы в ходе ответов вызванных, а затем сдать. Особенно строго оцениваются неисправленные ошибки. Например, у доски объясняют химические свойства, а на местах пишут цепочки уравнений реакций, основанные на этих свойствах. 6. Нельзя заниматься "обучением" учащихся, вызванных для проверки знаний. Благодаря наводящим вопросам, сообразительный ученик, не подготовивший урока, может догадаться о правильном ответе и совместно с учителем ответить на вопрос. Остальные учащиеся вынуждены сидеть без дела. Следствием такой неправильной организации знаний может явиться: - потеря интереса к уроку многими учащимися; - нарушение дисциплины; - привычка сидеть без дела или заниматься посторонними делами; - поверхностная подготовка к занятиям. 7. Обучающее значение устной проверки и внимание учащихся повышаются при использовании учителем и отвечающими наглядных материалов: таблиц, схем, кинофильмов без звука и т.д. III. Длительность опроса должна находиться в соответствии с тем, в каком классе она ведется, какой сложности вопрос. В начале обучения опрос каждого ученика длится в среднем 5 минут. Появляется возможность чаще спрашивать и лучше контролировать подготовку учащихся к каждому уроку. В старших классах при устном опросе предъявляются особенно строгие требования связного, систематического изложения по определенному плану, без вспомогательных вопросов учителя. Ответ и его правильное обсуждение могут занимать здесь 8-10 минут. Значительный педагогический эффект может быть получен от фронтального опроса. Он дает возможность учителю следить за систематичностью работы учащихся и приучает к ней. Чтобы опросить всех учащихся в течение одного урока, учитель должен затратить на опрос каждого ученика 1-5 минут. Для ускоренного опроса учащиеся отвечают с мест. Оценка в журнале ставится, как правило, по результатам нескольких фронтальных проверок. Или в случае активной работы ученика на уроке. При фронтальной проверке можно использовать метод обратной связи, при котором учитель видит реакцию каждого ученика на вопрос. При этом методе используют сигнальные карточки, индивидуальные доски, дидактический материал. Письменная проверка знаний Письменный опрос может осуществляться в виде: а) письменных одночасовых контрольных работ; б) самостоятельных работ; в) химических диктантов. Сроки часовых работ точно планируются и отдаются завучу (не чаще двух контрольных в одну четверть). Положительные стороны письменного опроса: 1. Проверяются знания всех учащихся. 2. Результаты письменных опросов являются объективными показателями знаний определенных вопросов. Недостаток - проверка ограниченной части курса. Письменные контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку, так как постепенно теряется интерес учащихся и забывается их содержание. Тетрадь для контрольных работ отдельная, на дом, как правило, не выдается. Работа над ошибками должна быть проведена на следующем уроке. Рекомендуется проверять работы по вариантам, ошибки не исправлять, а только подчеркивать (исправлять их будут сами учащиеся во время работы над ошибками). При проверке письменных работ рекомендуется учителю составить сводную таблицу, в которой указываются фамилия ученика, оценки за отдельные ответы и общий результат.
Таблица позволяет судить о том, какой раздел хуже всего усвоен. Именно на нем стоит подробнее остановиться во время разбора работ. Если работа написана всем классом плохо, виноват учитель. Разбору работы в таком случае надо посвятить весь урок, а затем переписать работу во внеурочное время. За повторную работу ставится оценка на балл ниже. Об окончании урока предупреждают учащихся за 5 минут. Не рекомендуется учителю ходить по классу во время контрольных работ, так как это отвлекает учащихся. Самостоятельные работы проводятся в течение 10-15 минут. Число их не ограничено. Как правило, они проводятся по индивидуальным карточкам, которые учитель раздает учащимся. Одним из методических приемов, обеспечивающим успешное усвоение основ химии, является химический диктант. Химический диктант - фронтальная письменная работа, рассчитанная на 10-15 минут. В химический диктант включаются вопросы, требующие: - знания изображения символов химических элементов и их названия; - знания определения валентности и умения составлять формулы по валентности; - знания номенклатуры соединений; - умения составлять уравнения химических реакций и определять тип реакций; - знания химических свойств веществ и др. Общая методика проведения диктанта: 1. Заранее предупредить учащихся о проведении диктанта и дать задание для подготовки. 2. При наличии двух вариантов, в каждый включить вопросы приблизительно одинаковой трудности. 3. Более легкие вопросы лучше ставить в начале, а трудные – в конце. 4. Учитель читает медленно и внятно пары вопросов I и II вариантов. Учащиеся ставят номер вопроса (не записывая его) и ответ. Если ученик не может ответить, против номера ответа он ставит прочерк. Необходимо с самого начала приучить учащихся к запоминанию вопроса, прочитанного только один раз. Это развивает внимание и память. Более сложные вопросы можно зачитать дважды. 5. После того, как учащиеся написали ответы на последний вопрос, дают им возможность еще раз просмотреть содержание ответов. Первые три пункта относятся ко всем письменным и устным работам. Диктанты бывают: обучающие, обучающе-проверочные и просто проверочные. Особенность методики обучающего диктанта состоит в том, что учащиеся спрашивают и получают объяснения после написания ответов на последний вопрос. Исправление ошибок не откладывают на будущее, а проводят тотчас же. После каждого вопроса выясняют, кто на него не ответил. Учитель видит количество учеников, не справившихся с заданием, и просит их товарищей, успешно ответивших на вопрос, объяснить им суть ответа. После объяснения учащийся, пропустивший ответ, вписывает его, а допустивший ошибку исправляет ее. Учитель имеет возможность судить, как усвоен материал, выявить типичные ошибки, установить, можно ли переходить к более сложной теме. Такие диктанты можно проводить на каждом уроке. Методика обучающе-проверочного диктанта отличается от обучающего тем, что каждому ученику предоставляют возможность проявить самостоятельность в нахождении и исправлении ошибок. В этом случае учащиеся для проверки своих работ могут воспользоваться учебником, другой литературой. Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчеркивает их при первой проверке. Вторично проверяя работу, можно видеть все исправления, сделанные учеником. Особенно строго выставляются отметки, если ошибки оставлены без исправления. Все найденные исправленные ошибки дают учителю дополнительную информацию об уровне знаний учащихся. Проверочные диктанты проводятся для контроля знаний, когда типичные ошибки с классом разобраны. Существует комбинированная форма проверки знаний. Она заключается в следующем: учитель выделяет один-два ряда столов в классе, усаживает за них несколько учащихся, раздает им тексты контрольных работ, рассчитанные на выполнение в течение 15-20 минут. Затем вызывает для устного опроса двух, трех учащихся. К тому времени, когда заканчиваются ответы у доски, некоторые учащиеся успевают выполнить письменную работу. Учитель предлагает им зачитать письменные вопросы и ответы. При этом учащиеся, не вызванные для опроса, вносят поправки и дополнения. Такой прием позволяет проверить в течение одного урока от 8 до 10 человек, однако у многих учителей данный метод вызвал большие затруднения. Но если учитель владеет классом, освоил технику ведения устного опроса, то этот метод может быть применен как для текущей проверки, так и для проверки знаний по целой теме. Существуют групповые проверочные работы. Выделяют 2 стола (4 ученика), каждому дают по заданию. В группе назначается консультант. После выполнения каждая работа передается по часовой стрелке и проверяется товарищами, которые ставят там свою фамилию. Консультант оценивает работы своих товарищей, рецензирует их и свою собственную. Работа сдается учителю, который ставит итоговую оценку, оценивая и рецензию. Развиваются навыки самоконтроля и контроля. Тестовый контроль В последние годы получил распространение тестовый контроль знаний. В некоторые тесты включают и вопросы, и готовые ответы, часть их которых ‑ правильные, а часть - неправильные, но правдоподобные ответы. В оценке этих тестов нет согласованного суждения среди педагогов. Многие отрицательно относятся к ним по двум мотивам: 1. Подчеркивание готового ответа исключает умственную деятельность, связанную с конструированием ответа. 2. Подчеркивание неправильного, но правдоподобного ответа, может способствовать закреплению ошибки, допущенной при ответе. Более перспективными являются тесты, требующие самостоятельного формулирования ответа. Отличие тестов от обычных письменных работ в том, что их вопросы и задания требуют краткого и точного ответа. При проведении ЕГЭ и при централизованном тестировании абитуриентов встречаются тесты обоих типов: и с выбором ответа, и с самостоятельным формулированием его. Однако чтобы выбрать ответ, надо, например, вначале решить задачу или расставить коэффициенты в уравнении реакции, то есть первый недостаток, о котором мы говорили, исключается. При обучении учащихся работе с тестами необходимо научить их логически мыслить, правильно анализировать условие теста. Например, если в тесте требуется выбрать, в каком из четырех перечисленных соединений (AlCl3, PCl3, CrCl3, FeCl3) массовая доля хлора самая большая, они должны понимать, что считать эту величину совсем не нужно. В молекуле каждого из этих соединений по три атома хлора, поэтому самая большая массовая доля хлора будет в том соединении, относительная атомная масса другого элемента в котором самая маленькая. Таким образом, это AlCl3. Экзамен по химии Экзамен по химии возможен (по выбору) в 9 либо 11 классе. В задачу экзамена входят: 1. Государственный контроль за работой школы. 2. Повышение качества знаний учащихся путем повторения всего курса химии. При повторении курса химии необходимо ознакомить учащихся с программой и экзаменационными билетами. Но из этого не следует, что повторение необходимо вести в плане номеров билетов. Повторять надо по темам, а по билетам учащиеся просматривают материал перед самим экзаменом. В содержание экзаменационных билетов, кроме теоретических вопросов, входят задачи и экспериментальные задания с целью проверки технических навыков и умений применять знания. ЕГЭ проводится в тестовой форме. Учитель должен проявлять индивидуальный подход к каждому ученику. Не ограничиваться только выслушиванием ответа по билету, а задавать дополнительные вопросы для более объективной оценки. Известно, что экзамен не всегда полностью отражает картину подготовки учащихся по химии. Поэтому экзаменационная оценка в выпускном классе может корректироваться с учетом всей работы учащегося в течение года. Следует учесть психическое состояние учащихся, но не стоит вдаваться в крайности и все неудачи ответов учеников относить за счет их волнения. Критерии оценки знаний Оцениваются результаты обучения по 5‑бальной системе. При оценке учитываются не только объем и глубина, но и прочность, осознанность знаний. Министерством образования и науки РФ разработаны рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по химии. I. Оценка устных ответов учащихся: Отметка " 5 " 1. Дан полный и правильный ответ на основе изученных теорий. 2. Материал понят и изучен. 3. Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком. 4. Ответ самостоятельный. Отметка " 4 " 1, 2, 3, 4 – аналогично отметке "5". 5. Допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, наблюдалась "шероховатость" в изложении материала. Отметка " 3 " 1. Учебный материал, в основном, изложен полно, но при этом допущены 1-2 существенные ошибки (например, неумение применять законы и теории к объяснению новых фактов). 2. Ответ неполный, хотя и соответствует требуемой глубине, построен несвязно. Помогает учитель (наводящие вопросы). Отметка " 2 " 1. Незнание или непонимание большей или наиболее существенной части учебного материала. 2. Допущены существенные ошибки, которые не исправляются с помощью учителя, материал изложен несвязно. Отметка " 1 " Полное незнание и непонимание основного и существенного в учебном материале. II. Оценка умения решать задачи: Отметка " 5 " 1. В решении и объяснении нет ошибок. 2. Ход решения рациональный. 3. Если необходимо, решение произведено несколькими способами. 4. Допущены ошибки по невнимательности (оговорки, описки). Отметка " 4 " 1. Существенных ошибок нет. 2. Допущены 1-2 несущественные ошибки или неполное объяснение, или использование 1 способа при заданных нескольких. Отметка " 3 " 1. Допущено не более одной существенной ошибки, записи неполны, неточности. 2. Решение выполнено с ошибками в математических расчетах. Отметка " 2 " 1. Решение осуществлено только с помощью учителя. 2. Допущены существенные ошибки. 3. Решение и объяснение построены не верно. Отметка " 1 " Ставится при полном неумении решать задачу. III. Оценка письменных работ: Критерии те же. Из оценок за каждый вопрос выводится средняя итоговая оценка за письменную работу. Лекция № 9
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.014 с.) |