Системы учебного процесса в высшей школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы учебного процесса в высшей школе



Прежде всего следует отметить, что эти компоненты выражают не только информационный, но и обучающий смысл, обеспечивающий формирование на основе информации знаний, навыков, умений, и являются таким образом методами обучения.

Лекции

Лекция в переводе с латинского означает "чтение" и выражает основное содержание знаний изучаемых дисциплин, организует формирование знаний в систему. Конкретизация знаний идет через семинарские, практические, лабораторные знания, самостоятельную работу.

Лекции вводят студентов в данную научную область и устанавливают связь со всеми видами учебной работы: практикой, лабораторными, семинарскими и другими занятиями. Лекция (Зайцев О.С.) не должна повторять учебник, она должна заставлять обращаться к учебнику. Демонстрационный материал не должен быть избыточным, чтобы не отвлекать учащегося (студента). Темп речи – 60-80 слов в минуту. Для увеличения заинтересованности предлагаются различные приемы (см. Зайцев О.С. Методика обучения химии. М.: Владос, 1999, стр. 228).

По мнению Зайцева О.С., лекция не должна заменять учебника, а должна заставлять учащихся обращаться к учебнику.

Лекция должна быть посильно трудной. Если лекция (по мнению Зайцева О.С.) слишком доступна, то она полностью освобождает учащегося от мыслительной деятельности на лекции, уровень усвоения знаний на такой лекции сильно снижается.

Продолжаются споры о роли и месте лекции. Противники лекционной формы ссылаются на пассивность учащихся, отсутствие самостоятельности, замену лекцией учебника. А также на то, что студенты записывают, не осмысливая материала.

Сторонники лекций считают, что на хороших лекциях процесс рассмотрения учебной информации вполне управляем, есть и обратная связь. Лекция – активный ввод обучаемого в основные проблемы науки.

Зайцев О.С. считает, что большое значение имеет начало лекции. Заставить учащихся вставать при появлении в аудитории лектора – это не только следование определенной традиции или способ приветствия преподавателя, но, главным образом, сигнал, вырабатывающий у слушателей условный рефлекс к быстрому переключению от отдыха к новой деятельности. Аудитория, которая не встала в начале лекции, долго не успокаивается и невнимательно слушает преподавателя.

Демонстрационные таблицы рекомендуется показывать только в момент их обсуждения (Зайцев О.С.), так как в противном случае они отвлекают слушателей.

Важным требованием является требование систематичности и системности изложения. Первое заключается в том, чтобы любое новое знание опиралось на усвоенное предыдущее. Второе включает рассмотрение объекта с точки зрения учений химии, системы химического процесса, системы научной теории и т.п.

Имеются различные приемы повышения заинтересованности учащихся в познавательной деятельности во время лекций. Это могут быть проблемные вопросы, интересные примеры, факты и т.д.

Вопросы на лекции. Отношение к ним различно. Некоторые педагоги считают, что их студенты должны задавать только в конце лекции, причем, многие считают, что в письменном виде. Зайцев О.С. считает, что вопрос должен задаваться учащимися устно, сразу же, когда он возникает. "Лекция без вопросов – это плохая лекция" (Зайцев О.С.). При этом, если вопросы вызваны тем, что преподаватель пропустил что-то или отошел от логики рассуждений, то такие вопросы свидетельствуют о невысоком качестве лекций. Если же вопросы вызваны собственными идеями, предположениями студентов, то это показатель хорошей лекции.

Семинарские занятия

Назначение семинаров: 1)углубление знаний теоретического материала путем регулярной и планомерной самостоятельной работы студентов; 2) развитие научной речи студентов.

Семинарские занятия требуют тщательной подготовки как студентов, так и преподавателя.

Подготовка преподавателя состоит в следующем:

1. Определение формы проведения занятия. Наиболее распространены три формы:

а) свободная – в виде беседы, без предварительного распределения тематики, по заранее известным студентам вопросам;

б) реферативная - заранее назначаются докладчики, остальные готовятся участвовать в обсуждении докладов;

в) смешанная, сочетающая обсуждение докладов и свободное выступление студентов как по теме докладов, так и по смежным темам.

2. Планирование работы семинара, подготовка вопросов.

Вопросы должны не столько контролировать знания студентов, сколько активизировать их мысль, давать направление дискуссии.

Доклады и выступления на семинаре должны ставить задачей углубление и расширение знаний студентов с обязательным учетом специфики их профессиональной подготовки, то есть одни и те же темы у химиков, биологов, геофизиков должны строиться по-разному.

3. Непосредственно перед семинаром рекомендуется:

а) распределить студентов по фамилиям с указанием степени их участия в семинаре;

б) особо продумать все то, что обычно вызывает затруднения студентов и создает "острые" положения при обсуждении тех или иных вопросов;

в) распределить все элементы занятия по времени.

Известны некоторые типичные методические ошибки, которые допускают начинающие преподаватели. К таким нарушениям относятся:

а) превращение вступительного слова в лекцию с изложением основного содержания темы, подмена выступления студента своим сообщением;

б) излишнее корректирование речи студентов;

в) превращение семинара в занятие по повторению пройденного материала.

Интерес и активность студентов на занятиях во многом зависят от преподавателя. В процессе занятий следует активизировать студентов путем обращения к ним с вопросами, а также вызывать студентов, отвлекающихся от участия в семинаре.

Большое значение в ходе семинара, как уже отмечалось выше, имеет формирование у студентов умения выражать свои знания через устную речь. Речь – средство мышления, общения, а также координации коллективной деятельности. Таким образом, семинары служат и для развития научной речи студентов.

Итоги каждого семинара (как и практических и лабораторных работ) фиксируются в журнале или тетради учета, где отмечается посещаемость занятий, уровень знаний студентов, отмечается каждая тема.

Лабораторные работы

1. Лабораторные работы в высшей школе обычно проводятся для решения трех основных задач:

а) учебных;

б) экспериментальных;

в) исследовательских.

Лабораторные работы сближают методы обучения с методами науки.

2. Главной учебной задачей лабораторных работ является установление связи теории с практикой на основе выполнения практических заданий в специально подготовленных помещениях – лабораториях. (Под практическими занятиями в нашем учебном плане понимают занятия по высшей математике, иностранному языку, ЭВМ, физическому воспитанию).

3. На 1-2 курсах лабораторные работы связаны, главным образом, с проработкой и закреплением материала лекций (учебная задача).

На первых курсах практикуются небольшие семинары перед выполнением работы, разбор теоретического материала у доски, так как 1курс – переходный между школьной и вузовской системой обучения.

На старших курсах в лабораторные работы все более включаются элементы самостоятельного исследования (например, в "Органическом синтезе" и "Синтезе элементоорганических соединений" – получение веществ, ранее не описанных в литературе, и т.д.).

Лабораторные работы обычно проводятся параллельно с изучением теоретической части курса или чуть отстают. На 1-2 курсах в процессе лабораторных работ студенты также приобретают необходимые им практические навыки, как, например, взвешивание, фильтрование, перегонка и т.д.

На старших курсах эти навыки используются при самостоятельном выполнении более сложных лабораторных работ.

На старших курсах студенты получают экспериментальные навыки работы не только с реактивами, но и с оборудованием, приборами.

Оборудование лабораторий должно соответствовать задачам проведения работ, согласно программе данного курса. Для занятий со студентами 1‑2 курсов это оборудование должно быть доступным, понятным, позволяющим работать с ним уверенно и самостоятельно. На старших курсах рекомендуется более сложное лабораторное оборудование (полярографы, хроматографы, спектрометры и т.д.).

Перед началом лабораторных работ всегда проводится вводное занятие, на котором студенты знакомятся с организацией рабочих мест, порядком выполнения заданий, с техникой безопасности (обязательны инструктаж и роспись в журнале!).

Перед проведением лабораторных работ практикуется проверка подготовленности к ним студентов. Такая проверка должна носить индивидуальный характер, можно использовать тестовый контроль.

Для проведения лабораторных работ студентам выдаются методические указания (пособия), составление и разработка которых является обязанностью преподавателя.

Работа считается выполненной, если студент провел все опыты и представил отчет преподавателю. Лабораторные работы заканчиваются зачетом.

На лабораторных занятиях используются методы: фронтальный (используется на 1-2 курсах), когда все студенты выполняют одну и ту же работу; циклический (физическая химия, химическая технология и др.), когда в группе одновременно ведутся различные работы в определенной последовательности; индивидуальный, когда каждый студент выполняет определенный вид работы по специальному расписанию (спецкурсы).

Лабораторные занятия проходят обычно с подгруппой в 12-15 человек (при работе с источниками лазерного, УФ‑, ВЧ‑излучения, высоким напряжением, вакуумными установками в подгруппе должно быть не более 6 человек).

Главное заключается в том, чтобы у студентов при проведении лабораторных работ, помимо приобретения определенных знаний и навыков, развивалось творческая инициатива и самостоятельность в решении учебных задач.

Успех проведения лабораторных и практических занятий зависит от ряда условий. К важнейшим из них относятся:

1. Дидактически обоснованное планирование, исходя из задач предмета изучения.

2. Организация контроля работы, определение состояния знаний студентов, их подготовки к занятиям.

3. Подготовка самих заданий, методических указаний. Задания к практическим работам могут носить разнообразный характер: описание работ, тексты задач и упражнений, тестовые задания и т.д.

4. Четкая организация и порядок проведения работ.

5. Рекомендуемая литература, указания путей самостоятельной подготовки к занятиям.

Выполнение этих условий является необходимым и существенно важным для проведения лабораторных занятий в соответствии с их ролью, целями и задачами в системе обучения высшей школы.

Лекция № 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.019 с.)