II . Уроки формирования и совершенствования умений и навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II . Уроки формирования и совершенствования умений и навыков



Дидактические задачи:

- повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

- применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

- формирование новых умений и навыков;

- контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Это уроки выполнения самостоятельных работ, лабораторных работ, практических работ, некоторые виды экскурсий, уроки-семинары.

Организация учебной деятельности:

- повторение полученных знаний, их применение в других ситуациях;

- элементы систематизации знаний;

- закрепление умений и навыков, а также вывод деятельности учащихся на межтематический и межпредметный уровень.

Вместе с повторением можно организовать контроль и систематизацию знаний. Не исключено построение урока, где планируется только текущее повторение в пределах темы (перед контрольной работой).

При повторении надо помнить, что повторение на четырех разных уроках по 10 минут эффективнее, чем в течение 1 урока за 40 минут.

На уроках этого типа обычно используется классическая четырехзвенная структура урока от Каменского и Гербарта, опирающаяся на формальные ступени обучения:

 

Организация работы Повторение      изученного          (актуализация знаний) Изучение                             новых знаний,                               формирование                новых умений Закрепление, систематизация применений Задание на дом
этапы 1 2 3 4

 

III. Уроки обобщения и систематизации знаний

Урок этого типа нацелен на решение двух дидактических задач:

- на проверку и установление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями ключевых вопросов учебного материала;

- на повторение, коррекцию, более глубокое осмысление материала по этим вопросам и взаимосвязь его отдельных элементов.

Уроки этого типа стимулируют учащихся к систематическому повторению больших разделов, крупных блоков, позволяют осознать их системный характер, позволяют раскрыть способы решения типовых задач и постепенно овладеть опытом их переноса в нестандартные ситуации.

Уроки обобщения и систематизации знаний обладают особой спецификой. Обычно учитель заранее называет вопросы для повторения, указывает источники, предварительно проводятся беседы, групповые консультации, индивидуальные собеседования. Наиболее распространенными видами уроков обобщения и систематизации знаний являются уроки-дискуссии, уроки-семинары, уроки решения творческих заданий.

IV. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков

На уроке этого типа можно использовать устный опрос, письменный опрос, химические диктанты, изложение учителя, решение задач и примеров и т.д., зачеты, практикумы, контрольные и самостоятельные работы и др. Такие уроки проводятся после изучения целых разделов.

Урок состоит:

1. Вводная объяснительная часть (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы – решение задач, …).

2. Основная часть – самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультация учителя для поддержки спокойствия и уверенности в себе.

3. Заключительная часть – анализ проведенного контроля и выделение типичных ошибок, проведение коррекционной работы.

Иногда включают организационную часть этого урока – объяснение задания учителем, ответы на вопросы, выполнения учащимися задания, сдача выполненных заданий, задания на дом, окончание урока.

V. Проблемный урок

1. Организация учащихся (психологическая подготовка) к активному включению в предстоящую работу.

2. Создание проблемной ситуации: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и варианты поиска, решение, обсуждение результатов.

3. Комментарии и обобщение учителем.

4. Домашнее задание.

5. Окончание урока – подведение итогов.

В последние годы на уроках химии стали широко использоваться коллективные формы организации обучения на основной части урока. Это ролевые игры или метод динамических пар, который особенно успешно используют в школах Красноярска.

При проведении ролевых игр можно имитировать деятельность организации или день работы производства, например, игра в научные заседания, разработку процесса технологии для производства и т.д.

Метод динамических пар был разработан еще в тридцатые годы Ривиным, но затем отвергнут и забыт. Сейчас к нему возвращаются, особенно успешно в Красноярске, под руководством Дьяченко, модернизировавшего этот метод, который теперь часто носит его имя - метод Дьяченко.

При работе по методу Дьяченко лучше использовать сдвоенные уроки. Обязательно наличие учебника у каждого ученика. Материал темы разбивается на абзацы. В зависимости от числа абзацев формируется число учащихся в группы и организуется их перемещение в ходе урока. Например, материал темы разбивается на три абзаца (раздела), каждый ученик получает задание изучить первый, второй или третий абзац. Обозначим учеников буквами: A, B, C, D, K, N. Схема (I) прочитанных и прослушанных ими абзацев выглядит так:

Номера абзацев, прочитанных учениками, обозначены цифрами после слова "читали".

Изучив раздел, ученики рассказывают их друг другу. На схеме I после слова "слушали" указаны номера абзацев, прослушанных учениками. Затем ученики пересаживаются (по схеме I) и оказываются в роли "преподавателя" прослушанного варианта (схема II). Во всех схемах обведены буквы, обозначающие тех учеников, которые остаются на месте.

После второй пересадки (схема II) пары формируются таким образом, что ученик прослушивает тот раздел, который читал. При этом идет не только закрепление знаний, но и повторный контроль (схема III):

 

Схема III: K D   A N   C B  
Рассказывают: 1 2   3 1   2 3  
Читали: 2 1   1 3   3 2  

Использование КСО возможно только в системе. Использование его только на одном уроке не имеет смысла.

Если коллективные занятия ведутся регулярно, то школьники могут в разное время заканчивать изучение школьных программ, возможно изучение программы экстерном. А если по этой методике преподаются все предметы, то возможно и окончание школы экстерном. Этот метод удобен для малокомплектных школ, так как на одном уроке можно изучать несколько предметов.

Задача учителя:

- правильно разбить тему на абзацы (разделы, части);

- правильно сформировать группы по умственным способностям, психологической совместимости;

- в начале урока кратко объяснить материал;

- в конце урока можно провести контроль в письменной или устной форме;

- возможна помощь учителя слабым учащимся.

Литература: Дьяченко. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. Педагогика, 1989.

Этот метод можно использовать при изучении нового материала и при закреплении знаний.

Лекция № 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.008 с.)