Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок как основная форма обучения химии

Поиск

Лекция № 7

Урок как основная форма обучения химии

Урок является основной формой обучения, так как на нем реализуется учебная программа по химии (или другому предмету). Урок должен выполнять образовательную, воспитывающую и развивающую функции.

В качестве вспомогательных форм обучения используются факультативные занятия, внеклассные занятия, экскурсии.

Виды уроков

Уроки по химии можно характеризовать по дидактическим (учебно-воспитательным) целям и по методам, применяемых на них.

В зависимости от дидактических целей уроки могут быть следующие:

I. Уроки изучения нового материала – приобретение учащимися знаний.

II. Уроки формирования и совершенствования умений и навыков.

 III. Уроки обобщения и систематизации знаний.

 IV. Проверка знаний, умений, навыков и их корректировка.

В зависимости от применяемых методов обучения выделяют такие уроки:

1. Изложение учителем учебного материала (лекция, рассказ, беседа).

2. Самостоятельная работа учащихся (ученический эксперимент, семинар, деловая игра).

В практике обучения химии применяются различные варианты методов обучения на одном и том же уроке, а один и тот же метод может применяться для решения разных дидактических целей. Например, беседа может иметь целью и изучения нового материала и усовершенствования знаний. А при изучении нового материала могут применяться и изложение учителя, и ученический эксперимент, и различные виды самостоятельной работы учащихся.

Общие педагогические требования к уроку

Ко всем урокам химии можно предъявить следующие требования:

1. Ясное осознание учителем цели и задачи урока, а также разъяснение их учащимся.

2. Установление органической связи между частнометодическими целями каждого урока и общими задачами образования и воспитания.

3. Целесообразный отбор средств для решения определенных учебно-вос­пи­тательных задач, отбор упражнений и задач для усовершенствования и проверки знаний.

4. Целесообразный выбор различных вариантов методов, соответствующих целям и содержанию урока.

5. Организация ученического коллектива: простор проявления индивидуальности каждого ученика в условиях работы всего класса.

6. Соблюдение надлежащей дисциплины.

Структура урока

Структура урока зависит от типа урока и метода его проведения.

II. Уроки формирования и совершенствования умений и навыков

Дидактические задачи:

- повторение и закрепление ранее усвоенных знаний;

- применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;

- формирование новых умений и навыков;

- контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Это уроки выполнения самостоятельных работ, лабораторных работ, практических работ, некоторые виды экскурсий, уроки-семинары.

Организация учебной деятельности:

- повторение полученных знаний, их применение в других ситуациях;

- элементы систематизации знаний;

- закрепление умений и навыков, а также вывод деятельности учащихся на межтематический и межпредметный уровень.

Вместе с повторением можно организовать контроль и систематизацию знаний. Не исключено построение урока, где планируется только текущее повторение в пределах темы (перед контрольной работой).

При повторении надо помнить, что повторение на четырех разных уроках по 10 минут эффективнее, чем в течение 1 урока за 40 минут.

На уроках этого типа обычно используется классическая четырехзвенная структура урока от Каменского и Гербарта, опирающаяся на формальные ступени обучения:

 

Организация работы Повторение      изученного          (актуализация знаний) Изучение                             новых знаний,                               формирование                новых умений Закрепление, систематизация применений Задание на дом
этапы 1 2 3 4

 

V. Проблемный урок

1. Организация учащихся (психологическая подготовка) к активному включению в предстоящую работу.

2. Создание проблемной ситуации: формулировка проблемы, выдвижение гипотезы и варианты поиска, решение, обсуждение результатов.

3. Комментарии и обобщение учителем.

4. Домашнее задание.

5. Окончание урока – подведение итогов.

В последние годы на уроках химии стали широко использоваться коллективные формы организации обучения на основной части урока. Это ролевые игры или метод динамических пар, который особенно успешно используют в школах Красноярска.

При проведении ролевых игр можно имитировать деятельность организации или день работы производства, например, игра в научные заседания, разработку процесса технологии для производства и т.д.

Метод динамических пар был разработан еще в тридцатые годы Ривиным, но затем отвергнут и забыт. Сейчас к нему возвращаются, особенно успешно в Красноярске, под руководством Дьяченко, модернизировавшего этот метод, который теперь часто носит его имя - метод Дьяченко.

При работе по методу Дьяченко лучше использовать сдвоенные уроки. Обязательно наличие учебника у каждого ученика. Материал темы разбивается на абзацы. В зависимости от числа абзацев формируется число учащихся в группы и организуется их перемещение в ходе урока. Например, материал темы разбивается на три абзаца (раздела), каждый ученик получает задание изучить первый, второй или третий абзац. Обозначим учеников буквами: A, B, C, D, K, N. Схема (I) прочитанных и прослушанных ими абзацев выглядит так:

Номера абзацев, прочитанных учениками, обозначены цифрами после слова "читали".

Изучив раздел, ученики рассказывают их друг другу. На схеме I после слова "слушали" указаны номера абзацев, прослушанных учениками. Затем ученики пересаживаются (по схеме I) и оказываются в роли "преподавателя" прослушанного варианта (схема II). Во всех схемах обведены буквы, обозначающие тех учеников, которые остаются на месте.

После второй пересадки (схема II) пары формируются таким образом, что ученик прослушивает тот раздел, который читал. При этом идет не только закрепление знаний, но и повторный контроль (схема III):

 

Схема III: K D   A N   C B  
Рассказывают: 1 2   3 1   2 3  
Читали: 2 1   1 3   3 2  

Использование КСО возможно только в системе. Использование его только на одном уроке не имеет смысла.

Если коллективные занятия ведутся регулярно, то школьники могут в разное время заканчивать изучение школьных программ, возможно изучение программы экстерном. А если по этой методике преподаются все предметы, то возможно и окончание школы экстерном. Этот метод удобен для малокомплектных школ, так как на одном уроке можно изучать несколько предметов.

Задача учителя:

- правильно разбить тему на абзацы (разделы, части);

- правильно сформировать группы по умственным способностям, психологической совместимости;

- в начале урока кратко объяснить материал;

- в конце урока можно провести контроль в письменной или устной форме;

- возможна помощь учителя слабым учащимся.

Литература: Дьяченко. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. Педагогика, 1989.

Этот метод можно использовать при изучении нового материала и при закреплении знаний.

Лекция № 8

Устная проверка знаний

Устно можно проверить усвоение знаний на трех уровнях:

- Уровне воспроизведения (узнавания).

- Уровне применения знаний в знакомой ситуации.

- Уровне применения знаний в измененной ситуации.

Устная проверка знаний и умений производится в виде:

а) индивидуального опроса;

в) фронтального опроса.

Остановимся на некоторых моментах устного опроса.

I. Требования к постановке вопроса. Ставя перед учеником вопрос, учитель должен:

1. Исходить из программных требований к качеству знаний по данному вопросу.

2. Формировать вопросы, кратко, ясно, в понятных терминах.

3. Избегать излишней детализации, наводящих и неопределенных вопросов, требующих ответов "Да" и "Нет".

Например: Не правильно – "Натрий взаимодействует с водой?". Правильно – "Расскажи об отношении натрия к воде".

4. Нужно иметь в виду, что ученик, вызванный для ответа, волнуется в той или иной степени. Поэтому вызванному надо дать некоторое время для подготовки к ответу. Можно использовать различные приемы.

Например: Учитель вызывает не одного, а двух или трех учащихся. Прежде, чем вызвать каждого из них, он формулирует первый вопрос, затем вызывает первого ученика и предлагает ему подготовиться к ответу. После этого формулирует тему другого задания, тоже обращается к классу и вызывает второго ученика, затем третьего. Учитель вызывает первым отвечать наиболее способного и успевающего ученика, которому на подготовку не требуется много времени. Когда задания розданы и разъяснены, первый из вызванных учеников отвечает. Можно, пока учащиеся у доски готовятся, провести фронтальный опрос или короткий диктант.

В процессе подготовки учащиеся успокаиваются, их психическое состояние приближается к обычному. Знание учителем характера своих учеников, педагогический такт в некоторых случаях – условие успешного выявления знаний проверяемого.

Очень важно внимательно выслушать ученика. Излишняя суровость, как и излишняя заботливость, не приемлемы при проверке знаний.

II. Привлечение внимания учащихся во время опроса представляет наибольшую трудность. Некоторые рекомендации:

1. Ограничить число опрашиваемых по одному и тому же вопросу. Иначе теряется интерес.

2. Использовать игровые моменты.

3. Полезно рекомендовать учащимся не только слушать, но и делать заметки для последующего высказывания по тем вопросам, по которым идет проверка знаний.

Учитель обращается к классу с вопросом: "Правильно ли ответил?" или "Все согласны с его ответом?". Но нельзя допускать такого способа проявления активности, как поднятие рук слушателей, как только отвечающий допустил какую-либо ошибку, оговорку или неточность. Это может сбить учащегося, задержать ход его мысли. После того, как проверяемый закончит свой ответ, учитель задает дополнительный вопрос и может выяснить, что некоторые ошибки были оговорками, а чего-то ученик действительно не знает. Только теперь учитель предлагает высказаться классу.

4. Если урок полностью посвящен контролю знаний, можно раздать учащимся задания на 10 минут, где каждые два билета одинаковы. Затем один из учеников отвечает, а другой (сдавший письменный ответ учителю) проверяет его ответ. Класс выступает в роли арбитра.

5. Можно дать учащимся небольшие письменные задания, совпадающие по теме, с вопросами, на которые отвечают вызванные к доске учащиеся, и предложить им проверить свои работы в ходе ответов вызванных, а затем сдать. Особенно строго оцениваются неисправленные ошибки. Например, у доски объясняют химические свойства, а на местах пишут цепочки уравнений реакций, основанные на этих свойствах.

6. Нельзя заниматься "обучением" учащихся, вызванных для проверки знаний. Благодаря наводящим вопросам, сообразительный ученик, не подготовивший урока, может догадаться о правильном ответе и совместно с учителем ответить на вопрос. Остальные учащиеся вынуждены сидеть без дела.

Следствием такой неправильной организации знаний может явиться:

- потеря интереса к уроку многими учащимися;

- нарушение дисциплины;

- привычка сидеть без дела или заниматься посторонними делами;

- поверхностная подготовка к занятиям.

7. Обучающее значение устной проверки и внимание учащихся повышаются при использовании учителем и отвечающими наглядных материалов: таблиц, схем, кинофильмов без звука и т.д.

III. Длительность опроса должна находиться в соответствии с тем, в каком классе она ведется, какой сложности вопрос. В начале обучения опрос каждого ученика длится в среднем 5 минут. Появляется возможность чаще спрашивать и лучше контролировать подготовку учащихся к каждому уроку.

В старших классах при устном опросе предъявляются особенно строгие требования связного, систематического изложения по определенному плану, без вспомогательных вопросов учителя. Ответ и его правильное обсуждение могут занимать здесь 8-10 минут.

Значительный педагогический эффект может быть получен от фронтального опроса. Он дает возможность учителю следить за систематичностью работы учащихся и приучает к ней. Чтобы опросить всех учащихся в течение одного урока, учитель должен затратить на опрос каждого ученика 1-5 минут. Для ускоренного опроса учащиеся отвечают с мест. Оценка в журнале ставится, как правило, по результатам нескольких фронтальных проверок. Или в случае активной работы ученика на уроке. При фронтальной проверке можно использовать метод обратной связи, при котором учитель видит реакцию каждого ученика на вопрос. При этом методе используют сигнальные карточки, индивидуальные доски, дидактический материал.

Письменная проверка знаний

Письменный опрос может осуществляться в виде:

а) письменных одночасовых контрольных работ;

б) самостоятельных работ;

в) химических диктантов.

Сроки часовых работ точно планируются и отдаются завучу (не чаще двух контрольных в одну четверть).

Положительные стороны письменного опроса:

1. Проверяются знания всех учащихся.

2. Результаты письменных опросов являются объективными показателями знаний определенных вопросов.

Недостаток - проверка ограниченной части курса.

Письменные контрольные работы должны быть проверены к следующему уроку, так как постепенно теряется интерес учащихся и забывается их содержание.

Тетрадь для контрольных работ отдельная, на дом, как правило, не выдается.

Работа над ошибками должна быть проведена на следующем уроке. Рекомендуется проверять работы по вариантам, ошибки не исправлять, а только подчеркивать (исправлять их будут сами учащиеся во время работы над ошибками).

При проверке письменных работ рекомендуется учителю составить сводную таблицу, в которой указываются фамилия ученика, оценки за отдельные ответы и общий результат.

 

Фамилия, имя ученика Оценка за 1‑ый вопрос Оценка за 2‑ой вопрос Оценка за 3‑ий вопрос Итоговая оценка
Иванов А. 5 3 4 4

Таблица позволяет судить о том, какой раздел хуже всего усвоен. Именно на нем стоит подробнее остановиться во время разбора работ.

Если работа написана всем классом плохо, виноват учитель. Разбору работы в таком случае надо посвятить весь урок, а затем переписать работу во внеурочное время. За повторную работу ставится оценка на балл ниже.

Об окончании урока предупреждают учащихся за 5 минут. Не рекомендуется учителю ходить по классу во время контрольных работ, так как это отвлекает учащихся.

Самостоятельные работы проводятся в течение 10-15 минут. Число их не ограничено. Как правило, они проводятся по индивидуальным карточкам, которые учитель раздает учащимся.

Одним из методических приемов, обеспечивающим успешное усвоение основ химии, является химический диктант.

Химический диктант - фронтальная письменная работа, рассчитанная на 10-15 минут. В химический диктант включаются вопросы, требующие:

- знания изображения символов химических элементов и их названия;

- знания определения валентности и умения составлять формулы по валентности;

- знания номенклатуры соединений;

- умения составлять уравнения химических реакций и определять тип реакций;

- знания химических свойств веществ и др.

Общая методика проведения диктанта:

1. Заранее предупредить учащихся о проведении диктанта и дать задание для подготовки.

2. При наличии двух вариантов, в каждый включить вопросы приблизительно одинаковой трудности.

3. Более легкие вопросы лучше ставить в начале, а трудные – в конце.

4. Учитель читает медленно и внятно пары вопросов I и II вариантов. Учащиеся ставят номер вопроса (не записывая его) и ответ. Если ученик не может ответить, против номера ответа он ставит прочерк.

Необходимо с самого начала приучить учащихся к запоминанию вопроса, прочитанного только один раз. Это развивает внимание и память. Более сложные вопросы можно зачитать дважды.

5. После того, как учащиеся написали ответы на последний вопрос, дают им возможность еще раз просмотреть содержание ответов.

Первые три пункта относятся ко всем письменным и устным работам.

Диктанты бывают: обучающие, обучающе-проверочные и просто проверочные.

Особенность методики обучающего диктанта состоит в том, что учащиеся спрашивают и получают объяснения после написания ответов на последний вопрос. Исправление ошибок не откладывают на будущее, а проводят тотчас же.

После каждого вопроса выясняют, кто на него не ответил. Учитель видит количество учеников, не справившихся с заданием, и просит их товарищей, успешно ответивших на вопрос, объяснить им суть ответа. После объяснения учащийся, пропустивший ответ, вписывает его, а допустивший ошибку исправляет ее.

Учитель имеет возможность судить, как усвоен материал, выявить типичные ошибки, установить, можно ли переходить к более сложной теме. Такие диктанты можно проводить на каждом уроке.

Методика обучающе-проверочного диктанта отличается от обучающего тем, что каждому ученику предоставляют возможность проявить самостоятельность в нахождении и исправлении ошибок. В этом случае учащиеся для проверки своих работ могут воспользоваться учебником, другой литературой.

Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчеркивает их при первой проверке. Вторично проверяя работу, можно видеть все исправления, сделанные учеником.

Особенно строго выставляются отметки, если ошибки оставлены без исправления. Все найденные исправленные ошибки дают учителю дополнительную информацию об уровне знаний учащихся.

Проверочные диктанты проводятся для контроля знаний, когда типичные ошибки с классом разобраны.

Существует комбинированная форма проверки знаний. Она заключается в следующем: учитель выделяет один-два ряда столов в классе, усаживает за них несколько учащихся, раздает им тексты контрольных работ, рассчитанные на выполнение в течение 15-20 минут. Затем вызывает для устного опроса двух, трех учащихся. К тому времени, когда заканчиваются ответы у доски, некоторые учащиеся успевают выполнить письменную работу. Учитель предлагает им зачитать письменные вопросы и ответы. При этом учащиеся, не вызванные для опроса, вносят поправки и дополнения. Такой прием позволяет проверить в течение одного урока от 8 до 10 человек, однако у многих учителей данный метод вызвал большие затруднения. Но если учитель владеет классом, освоил технику ведения устного опроса, то этот метод может быть применен как для текущей проверки, так и для проверки знаний по целой теме.

Существуют групповые проверочные работы. Выделяют 2 стола (4 уче­ника), каждому дают по заданию. В группе назначается консультант. После выполнения каждая работа передается по часовой стрелке и проверяется товарищами, которые ставят там свою фамилию. Консультант оценивает работы своих товарищей, рецензирует их и свою собственную. Работа сдается учителю, который ставит итоговую оценку, оценивая и рецензию. Развиваются навыки самоконтроля и контроля.

Тестовый контроль

В последние годы получил распространение тестовый контроль знаний. В некоторые тесты включают и вопросы, и готовые ответы, часть их которых ‑ правильные, а часть - неправильные, но правдоподобные ответы.

В оценке этих тестов нет согласованного суждения среди педагогов. Многие отрицательно относятся к ним по двум мотивам:

1. Подчеркивание готового ответа исключает умственную деятельность, связанную с конструированием ответа.

2. Подчеркивание неправильного, но правдоподобного ответа, может способствовать закреплению ошибки, допущенной при ответе.

Более перспективными являются тесты, требующие самостоятельного формулирования ответа.

Отличие тестов от обычных письменных работ в том, что их вопросы и задания требуют краткого и точного ответа.

При проведении ЕГЭ и при централизованном тестировании абитуриентов встречаются тесты обоих типов: и с выбором ответа, и с самостоятельным формулированием его.

Однако чтобы выбрать ответ, надо, например, вначале решить задачу или расставить коэффициенты в уравнении реакции, то есть первый недостаток, о котором мы говорили, исключается.

При обучении учащихся работе с тестами необходимо научить их логически мыслить, правильно анализировать условие теста.

 Например, если в тесте требуется выбрать, в каком из четырех перечисленных соединений (AlCl3, PCl3, CrCl3, FeCl3) массовая доля хлора самая большая, они должны понимать, что считать эту величину совсем не нужно. В молекуле каждого из этих соединений по три атома хлора, поэтому самая большая массовая доля хлора будет в том соединении, относительная атомная масса другого элемента в котором самая маленькая. Таким образом, это AlCl3.

Экзамен по химии

Экзамен по химии возможен (по выбору) в 9 либо 11 классе.

В задачу экзамена входят:

1. Государственный контроль за работой школы.

2. Повышение качества знаний учащихся путем повторения всего курса химии.

При повторении курса химии необходимо ознакомить учащихся с программой и экзаменационными билетами. Но из этого не следует, что повторение необходимо вести в плане номеров билетов. Повторять надо по темам, а по билетам учащиеся просматривают материал перед самим экзаменом.

В содержание экзаменационных билетов, кроме теоретических вопросов, входят задачи и экспериментальные задания с целью проверки технических навыков и умений применять знания. ЕГЭ проводится в тестовой форме.

Учитель должен проявлять индивидуальный подход к каждому ученику. Не ограничиваться только выслушиванием ответа по билету, а задавать дополнительные вопросы для более объективной оценки.

Известно, что экзамен не всегда полностью отражает картину подготовки учащихся по химии. Поэтому экзаменационная оценка в выпускном классе может корректироваться с учетом всей работы учащегося в течение года.

Следует учесть психическое состояние учащихся, но не стоит вдаваться в крайности и все неудачи ответов учеников относить за счет их волнения.

Критерии оценки знаний

Оцениваются результаты обучения по 5‑бальной системе. При оценке учитываются не только объем и глубина, но и прочность, осознанность знаний.

Министерством образования и науки РФ разработаны рекомендации по оценке знаний и умений учащихся по химии.

I. Оценка устных ответов учащихся:

Отметка " 5 "

1. Дан полный и правильный ответ на основе изученных теорий.

2. Материал понят и изучен.

3. Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком.

4. Ответ самостоятельный.

Отметка " 4 "

1, 2, 3, 4 – аналогично отметке "5".

5. Допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя, наблюдалась "шероховатость" в изложении материала.

Отметка " 3 "

1. Учебный материал, в основном, изложен полно, но при этом допущены 1-2 существенные ошибки (например, неумение применять законы и теории к объяснению новых фактов).

2. Ответ неполный, хотя и соответствует требуемой глубине, построен несвязно. Помогает учитель (наводящие вопросы).

Отметка " 2 "

1. Незнание или непонимание большей или наиболее существенной части учебного материала.

2. Допущены существенные ошибки, которые не исправляются с помощью учителя, материал изложен несвязно.

Отметка " 1 "

Полное незнание и непонимание основного и существенного в учебном материале.

II. Оценка умения решать задачи:

Отметка " 5 "

1. В решении и объяснении нет ошибок.

2. Ход решения рациональный.

3. Если необходимо, решение произведено несколькими способами.

4. Допущены ошибки по невнимательности (оговорки, описки).

Отметка " 4 "

1. Существенных ошибок нет.

2. Допущены 1-2 несущественные ошибки или неполное объяснение, или использование 1 способа при заданных нескольких.

Отметка " 3 "

1. Допущено не более одной существенной ошибки, записи неполны, неточности.

2. Решение выполнено с ошибками в математических расчетах.

Отметка " 2 "

1. Решение осуществлено только с помощью учителя.

2. Допущены существенные ошибки.

3. Решение и объяснение построены не верно.

Отметка " 1 "

Ставится при полном неумении решать задачу.

III. Оценка письменных работ:

Критерии те же. Из оценок за каждый вопрос выводится средняя итоговая оценка за письменную работу.

Лекция № 9

Анализ темы

Это первая теоретическая тема курса химии 8‑го класса. Основным теоретическим вопросом темы является атомно-молекулярное учение. Чтобы восприятие основных положения этого учения не было формальным, вначале дают первоначальные понятия о веществе, атомах, молекулах, химическом элементе, химической реакции, валентности, которые и сами по себе очень важны, определяют химическую грамотность учащихся. Основные положения атомно-молекулярного учения затем закрепляются в течение всего курса 8‑го класса.

Большое значение на этом этапе обучения (накопление фактов) имеет химическая символика.

Выделяют следующие элементы усвоения химической символики:

1. Усвоение смысла химического знака.

2. Усвоение смысла химической формулы.

3. Усвоение смысла химического уравнения.

4. Составление формул с привлечением валентности.

5. Расстановка пропущенных коэффициентов в уравнении.

6. Самостоятельное составление химических уравнений.

В курсе химии средней школы

Система понятий "химический элемент" состоит из трех блоков:

1. Распространение и круговорот химических элементов.

2. Классификация и систематизация химических элементов.

3. Понятие об атомах химических элементов.

Все три блока связаны друг с другом, и с каждым из них учащиеся знакомятся на протяжении всего курса химии.

С распространением и круговоротом химических элементов учащиеся знакомятся при изучении свойств конкретных элементов и образованных ими химических веществ.

Понятие о классификации химических элементов усложняется от класса к классу. Первоначально учащиеся знакомятся с делением элементов на металлы и неметаллы, затем узнают об условности такого деления при знакомстве с элементами, оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Знакомство с периодическим законом и строением атома позволяет ввести классификацию на s‑, p‑, d‑, f‑элементы, в зависимости от заполнения электронами атомных орбиталей данного элемента.

Понятие об атомах химических элементов также усложняется от теме к теме. Но в каждой теме сохраняется единый подход: свойства атомов связывают с их строением. Различают следующие стадии формирования понятия "химический элемент":

1. На основании атомно-молекулярного учения.

2. На основе периодического закона и теории строения атома.

3. На основе теории электролитической диссоциации.

4. На основе теории Бутлерова.

На основе атомно-молекулярного учения дается первое представление об относительной атомной массе и сущности понятия "химический элемент", как виде атомов, отличаются друг от друга атомной массой. Дается представление о валентности, как свойстве атома присоединять к себе определенное число атомов другого элемента, свойстве образовывать молекулу.

Схематично это можно изобразить так:

Атомно-молекулярное учение

 

Строение Свойства
Атом – неделимая частица. Масса атома, валентность.

Очень важно на первом этапе разграничить понятия "химический элемент" и "простое вещество". Для этого можно использовать химические диктанты. Например, проставить в столбиках номера предложений, в которых речь идет о простом веществе или химическом элементе.

Простое вещество                            Химический элемент

1. "Мы дышим кислородом."       2. "В состав воды входит кислород."

В столбик "Простое вещество" ставится цифра "1", а в столбик "Химический элемент" – цифра "2". Сами предложения не записываются.

Дальнейшее усложнение этого понятия дается на основе периодического закона и теории строении атома.

"Химический элемент - вид атомов с определенным зарядом ядра". Вводится понятие об изотопах – элементах, имеющих одинаковый заряд ядра, но разную атомную массу.

Периодический закон

 

Строение Свойства
Атом – сложная система. Понятие об ядре, электронных оболочках, атомных радиусах, формах орбиталей, изотопах. Электроотрицательность, валентность, как свойство образовывать связь. Степень окис­ления.

Далее идет углубление этого понятия на основе теории электролитической диссоциации.

 

Строение Свойства
Понятие об ионе в растворе. Зависимость свойств вещества от свойств входящих в него атомов элементов. Например, общие свойства кислот определяются наличием иона H+, а общие свойства ос­но­ваний – OH.

В курсе органической химии теория строения органических веществ ведет к дальнейшему углублению этого понятия:

 

Строение Свойства
Гибридизация орбиталей. Взаимное влияние атомов в соединении.

Лекция № 11

Факультативные занятия

В задачу факультативных курсов входит:

а) углубление знаний;

б) развитие разносторонних интересов и способностей учащихся;

в) оказание им помощи в сознательном выборе профессии.

В организационном и методическом отношении они имеют свои особенности и отличаются от обычных классных занятий.

Организуются они по решению педсовета школы, на добровольных началах, по письменным заявлениям учащихся, которые подаются на имя директора в мае. Перечень факультативных курсов утверждается педсоветом. Группы комплектуются по 12-15 учащихся из одной параллели классов и утверждаются приказом директора не позднее 10 сентября. После этого факультативные занятия вносятся в расписание.

Объём факультативных часов: 8 класс - 2 часа в неделю, 9 класс - 2 часа, 10-11 классы - по 4 часа в неделю.

При наличии в школе параллельных классов можно организовать несколько факультативных курсов. Например, если в школе три десятых класса, общее число финансируемых факультативных часов равно 12 часам, то есть можно организовать шесть различных факультативов (по химии, физике, литературе и т.д.) по 2 часа каждый.

В аттестат вносятся названия прослушанных факультативов.

Виды факультативных занятий

По химии различают несколько видов факультативов:

1. Дополнительные главы повышенного уровня.

2. Спецкурсы.

3. Прикладные факультативы (практикумы).

Факультативы повышенного уровня следуют за соответствующими темами основного курса и углубляют его содержание. Они обычно увеличивают и долю химического эксперимента. К таким курсам относятся "Основы общей химии" для 8 класса и "Строение и свойства органических веществ" для 10 класса. Например, в программу факультатива по органической химии (9-10 классы) введены понятие о механизмах реакции, ряд реакций и классов соединений, которые не изучаются в школьной программе (Фриделя-Крафтса, двухатомные фенолы, кетоны, металлорганические соединения и т.д.).

Спецкурсы находятся в меньшей зависимости от основного курса, их программа более обособлена.

Задача спецкурсов – углубленное изучение отдельных направлений или разделов химических наук. Например, "Химия ВМС и полимеров", "Вопросы биохимии" и др.

Прикладные практикумы. Например, "Основы химического анализа". Этот факультатив включает разделы: техника лабораторных работ, теоретическое введение в аналитическую химию, качественный и количественный анализ. Факультатив рассчитан на 10-11 классы (2 года), всего 136 часов (по 68 часа в каждом классе). Каждое занятие должно быть продолжительностью не менее 2‑х часов (особенность предмета). В условиях школы данный факультатив в полном объёме не реален.

Таким образом, практикумы – это экспериментальные занятия, которые знакомят школьников с вопросами применения законов и теорий на практике.

При выборе факультатива необходимо учитывать местные условия, промышленное окружение, наличие ВУЗов и т.д.

Для факультативов разработаны и утверждены программы, есть учебные пособия для учителей. Однако учитель может и по своей инициативе организовать факультативные занятия, если это требуется.

В опубликованные министерством программы учитель имеет право вносить изменения, дополнения, менять последовательность тем, число часов и т.д.

Методы обучения на факультативных занятиях приближаются к методам высшей школы (лекции, семинарские занятия). Большая роль отводится самостоятельной работе, защите рефератов, проведению экспериментальных исследований, изготовлению приборов, работе с литературой.

Рекомендуется широко использовать экскурсии.

Довольно широко применяется и метод беседы. Особенностью его считается то, что вопросы задает не столько учитель, сколько учащиеся, стараясь выяснить те вопросы, которые им кажутся сложными, непонятными или особенно интересуют.

Большая роль принадлежит на факультативных занятиях проблемному подходу. Например, на занятиях факультативного курса "Химия в промышленности" учащиеся самостоятельно решают проблемы выбора оптимальных условий проведения химических процессов, проектирования технологических схем, изыскания способов использования отходов производства. Гипотезы учащихся сопоставляются с реальным решением производственных проблем.

Формы внеурочных занятий

По количеству учащихся, вовлеченных во внеурочную работу, она может быть разделена на три вида:

- индивидуальную;

- массовую;

- групповую.

Индивидуальное занятие – это, в основном, работа с отстающими учениками. Но и с успевающими учащимися надо заниматься дополнительно.

Плутарх: "Ученик - не сосуд, который мы должны наполнить, а факел, который мы должны зажечь".

К массовой внеклассной работе относятся следующие формы:

- Внеклассное чтение научно-популярной литературы по химии и обсуждение прочитанного на читательской конференции.

- Химические вечера.

- Химические олимпиады.

- Химические кинолектории.

- Недели химии.

- Научные конференции.

Основу внеурочной работы составляют групповая форма или химический кружок.



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.013 с.)