Тема 2. 2. Научение как психологический феномен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. 2. Научение как психологический феномен



 

  1. Понятие о научении. Соотношение понятий учение, научение, обучение
  2. Виды научения
  3. теории научения

 

Вопрос.

Имеется несколько понятий, которые относятся к приобретению человеком жизненного опыта: научение, учение, обучение.

Научение является более общим понятием. Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека). В зарубежной психологии понятие «научение» часто употребляется как эквивалент учения. В отечественной психологии (советский период развития) принято использовать его применительно к животным. Однако в последнее время ряд ученых (Зимняя, Жружинин, Орлов и др.) используют этот термин и применительно к человеку. Научение включает в себя приобретение опыта во всех идах деятельности, в независимости от его характера.

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного сознательного присвоения им передаваемого социокультурного опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение, в наиболее употребляемом смысле, означает целенаправленную последовательную передачу социокультурного опыта человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирование познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащихся.

Понятия «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличии от учения. Если обучение и учение обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает сам процесс и результат.

На данную триаду понятий существуют различные точки зрения.

Маркова рассматривает научение как приобретение индивидуального опыта, но, прежде всего, обращает внимание на автоматизированный уровень навыков. Обучение трактует как совместную деятельность учителя и ученика, обеспечивающую усвоение школьниками знаний и овладение способами приобретения знаний. Учение представляет как деятельность ученика по освоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.

Талызина придерживается существующей в советский период трактовки «научения», т.е. рассматривает его применительно только к животным. Обучение рассматривается ею как деятельность учителя по организации пед процесса. Учение как деятельность ученика включенного в учебный процесс.

Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, умений, навыков в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром.

 

Вопрос.

У человека имеется пять видов научения, три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой ЦНС.

1. научение по механизму импринтинга;

2. условно-рефлекторное научение;

3. оперантное научение;

4. векарное научение;

5. вербальное научение.

Процесс научения реализуется за счет интеллектуальных механизмов при вербальном научении. Векарное и вербальное научение причисляется к высшим, т.к. не встречается у других живых существ.

Слово «импринтинг» с англ. языка означает запечатление. Как у человека, так и у животных этот механизм ведущий в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения, т.е. безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и малоподдающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, который оказывается в их поле зрения. У человека механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не стали формироваться другие виды научения. Таким образом, элементарное научение необходимо для включения генетически запрограммированных инстинктов.

Условно-рефлекторное научение. В рамках этого вида, жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами Павлова. В результате формирования условных рефлексов у организма вырабатывается реакция на биологически безразличные стимулы, которые не вызывали реакции ранее (собака Павлова). Условные рефлексы у ребенка могут вырабатываться с первых дней жизни, в результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается методом проб и ошибок. Задача, с которой сталкивается индивид порождает у него много разных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция, которая приводит к наилучшему варианту, выделяется и закрепляется в опыте. В последствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в сфере практических действий.

Векарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, т.к. ребенок не владеет символической функцией речи и приобретает опыт путем подражания. Подражать взрослым начинает в младенчестве, к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, т.е. ребенок подражает тем действиям, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификция.

Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы (графическая символика). Научение становится возможным в абстрактной отвлеченной форме на основе ВПФ. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые (до одного года), но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснить значение не понятных для него слов.

Процесс научения реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:

  1. формирование ассоциаций – механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта;
  2. подражание – выступает в качестве основы для формирования умений и навыков;
  3. различение и обобщение – связаны с формированием понятий;
  4. инсайт – является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка;
  5. творчество – служит основой для создания новых знаний, предметов, умений не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.006 с.)