Тема 1. 2. Становление пед психологии как науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2. Становление пед психологии как науки



 

  1. Возникновение пед психологии (1й этап)
  2. 2ой этап становления пед психологии
  3. Разработка теоретических основ пед психологии на 3ем этапе ее становления
  4. Возникновение и развитие пед психологии в РБ

 

Вопрос.

       Термин «пед психология» вошел в научный оборот с появлением книги П.Ф. Каптерева «Пед психология» (1876г.).

       Выделяют три этапа становления пед психологии. 1ый этап – середина ХVII – конец ХIХ вв. этот период представлен именами педагогов: Коменского, Песталоцци, Гербарта, Дистервега, Ушинского, Каптерева.

       Первый этап называется общедидактическим с ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику. Если в дидактике Коменского и Песталоцци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще недостаточно, то начиная с работ Дистервега и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя.

       Песталоцци понимал все обучение как дело творчества самого учащегося, все знания как развитие деятельности изнутри, как акты саморазвития. Психологическая сторона образовательного процесса, его основ, частных путей и форм разработана Песталоцци недостаточно, также не понятна роль учителя как важного фактора школы.

       Дидактика Гербарта имеет существенные особенности: она дает психологический анализ педагогического метода, серьезно ставит чрезвычайно важные вопросы об интересе обучения и неразрывно связывает обучение и воспитание.

       Дистервегу принадлежит тезис о главенствующей роли педагога в образовательном процессе. Он первый рассматривает учебный процесс как единство ученика, учителя, изучаемого предмета и условий обучения. По его мнению, залогом и основой воспитывающего обучения становится самосовершенствование, учет особенностей обучаемого и энергетичность действий учителя.

       В книге Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868г.) предложена целостная концепция развития человека. Подчеркнуто, что ребенок стоит в центре воспитания и обучения и необходимо всесторонне изучать психику и личность ребенка. Ушинский предавал решающее значение воспитанию. Психолого-педагогические проблемы развития памти, внимания, мышления и речи в процессе обучения выступают в качестве предметов специального анализа и задачи развития.

       Каптреву принадлежит заслуга фундаментального анализа трудов великих дидактов, а также представление экспериментальной дидактики, разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания. Недостаточная психологичность этого периодапедагогической теории подробно и аргументировано критикуется Каптеревым в книге «Дидактические очерки. Теория образования» (1885г.). «Дидактике Коменского недостает психологии. В этой дидактике еще нет речи о развитии обучения способности учащегося».

       Существенный вклад в зарождение пед психологии внес Шацкий, разработавший целостную концепцию гуманизации и демократизации воспитания в процессе социализации человека.

 

Вопрос.

       2ой период – конец ХIХ – начало 50-х годов ХХ вв.

       этап оформления пед психологии в самостоятельную отрасль, появление первых экспериментальных работ в этой области.

Каптерев по праву считается основателем пед психологии. В его книге «Пед психология» вводится в научный оборот современное понятие об образовании как совокупности обучения и воспитания в связи деятельности педагога и учеников, рассматриваются пед проблемы учительского труда и подготовки учителей.

Этот период опирается на достижения пед мысли предшествующих столетий. Пед психологи развивалась и оформлялась одновременно с интенсивным развитием экспериментальной психологии и разработкой конкретной пед системы. Исследования зарубежных и отечественных психологов и педагогов составили базис пед психологии: работы Нечаева, Бине, Анри, Меймана, Дьюи, Эббингауза, Пиаже, Волона, Уотсона, Толмена, Скиннера, Выготского, Блонского, Штерна, Монтессори и др.

В 1907г. Мейман публикует книгу «Лекции по экспериментальной психологии», где дает обзор работ по экспериментальной дидактике. Следом за Каптеревым появляются труды американского психолога Торндайка (1903г.) и советского психолога Выготского (1926г.) также озаглавленные пед психология.

Этот период характеризуется формирование особого психолого-педагогического направления – педологии (Мейман, Блонский, Выготский), в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических, анатомических, психологических, социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.

В это время появляется много работ посвященных собственно психологическим проблемам учения и обучения: особенности запоминания, развития речи, интеллекта, особенности выработки навыков (Ничаев, Анри, Бине, Эббингауз, Пиаже, Дьюи и др.).

 Большое значение в становлении пед психологии имели экспериментальные исследования особенностей научения (Уотсон, Толмен, Скиннер, Халл), развития деятельности речи (Пиаже, Выготский, Блонский), а также развитие специальных пед систем (Вальфдорской школы, школы Монтессори).

Особую роль на этом этапе сыграло развитие тестовой психологии и психологической диагностики. Благодаря Бине, Анри, Кеттеллу были разработаны действующие механизмы не только контроля знаний и умений обучающегося, но и управление подготовкой учебной программы учебных процессов в целом.

В Европе в этот период образовывались психологические лаборатории при школах. В них экспериментально изучались типологические особенности школьников, их физические и умственные способности, а также методы преподавания учебных дисциплин.

Таким образом, второй этап развития пед психологии характеризуется все большим внедрением объективных методов измерения, что сблизило ее с естественными науками.

 

Вопрос.

3ий этап – с середины 50-х годов ХХ в. до наших дней.

Характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения.

1954г. Скиннер на основе идей психологической теории бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения.

60-е годы – Ланда сформулировал теорию алгоритмизации обучения.

70-е годы – Оконь и Махмутов построили целостную систему проблемного обучения.

60-70-е годы – Гальперин и Талызина разработали положения теории поэтапного формирования умственных действий.

70-е годы – Эльконин и Давыдов разработали теорию развивающего обучения.

Концепция экстериоризации знаний разрабатывалась Мячинской и Богоявленским.

Появляется концепция суггестопедии Лазанова. Суггестопедия – пед система приемов и методов обучения, при которой создаются максимально благоприятные условия ускоренного усвоения учебного материала.

Появляется метод активизации резервных возможностей личности (Китай-Городская).

В этот период Рубинштейн в «Основах психологии» дал развернутую характеристику учения как освоения знаний.

Широкое теоретическое обобщение в этой области отражено в трудах Лингарда «Процесс и структура человеческого учения» (1970г.), Ильясова «Структура процесса учения» (1986г.).

Все эти разнообразные теории преследуют одну цель – поиск психологических методов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям обществ в системе обучения и учеия. Поэтому в рамках этих направлений выявлено много общих проблем:

  1. активизация форм обучения;
  2. пед общение;
  3. учебно-педагогическое сотрудничество;
  4. управление усвоением знаний и др.

В наши дни формируются предпосылки перехода пед психологии на новую стадию развития. В связи с повсеместным внедрением компьютерной техники. Информационные системы образования превращают обучающегося в свободного пользователя. При этом существенно меняется и роль педагога. Среди его функций все большую значимость приобретает организация самостоятельной деятельности учащегося по поиску знаний. Изложение готового материала и обучение действиям по заданному образцу все меньше отвечает требованиям современного общества.

       Таким образом, на современном этапе происходит теоретическое обоснование наиболее эффективных систем обучения учебной деятельности, развития способностей и личности учащихся.

 

Раздел 2. Психология образовательной деятельности.

 

Тема 2.1. Психологическая характеристика образования.

 

  1. Образование как многоаспектный феномен
  2. Образование как система, процесс и результат
  3. Основные тенденции и принципы современного образования
  4. Образовательный процесс как единство обучения и учения
  5. Парадигмы организации образовательного пространства: традиционное и личностно-ориентированное

 

Вопрос.

       Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий». Человек был создан по подобию божию и понимание этого образа трактовалось как образование.

Начиная с возрождения, когда сам человек становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения и вхождения в культуру, в мир и общение с другими людьми. Образование становится способом создания своего образа, личности, при этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании. Образование рассматривается как социальный институт, как одна из подструктур общества. Содержание образования всегда отражает состояние общества, переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному или информационному ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и т.д. Связь образования и культуры наиболее тесная, т.к. уже самая ранняя стадия становления института образования связана с культом, ритуалом. Одним из основных принципов существования и развития образования является культуросообразность, при этом образование рассматривается как социальный институт с функцией культурного воспроизводства человека или воспроизводства культуры человека в обществе. Этот принцип пришел на смену выдвинутым Коменским положению природосообразности обучения. Как полагал Коменский, учиться можно легко только идя по стопам природы, в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, которые отражали принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип культуросообразности означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Вопрос.

Образование как система. Образовательная система функционирует и развивается в образовательном процессе обучения и воспитания человека. Еще в конце ХIХ в. Каптерев отмечал, что образовательный процесс представляет собой нечто большее, чем просто передача информации от одного поколения к другому.

На всем протяжении образовательного процесса основными его задачами являются развитие и саморазвитие человека.

Образование как система может рассматриваться в трех измерениях, в качестве которых выступают:

  1. социальный масштаб рассмотрения – образование в мире, в определенной стране, обществе, регионе и т.д., система государственного и частного образования, общественного и светского;
  2. ступень образования - дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу, высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, магистратура, аспирантура, учреждения повышения квалификации и т.д.;
  3. профиль образования – общее, специальное (математическое, естественно-научное и т.д.), профессиональное и дополнительное.

С этих позиций образование как система характеризуется следующим образом:

  1. образование может быть светским, государственным, частным, муниципальным, федеральным и т.д.;
  2. образование характеризуется удовлетворенностью, ступенчатостью, в основе чего лежит возрастной критерий;
  3. образование характеризуется преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью и направленностью;
  4. образование имеет количественную и качественную характеристику, специфическую для всех подсистем.

Рассмотрение образования как процесса предполагает:

  1. разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения);
  2. со стороны обучающего образовательный процесс всегда представляется как единство обучения и воспитания;
  3. сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практическое действие, личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно изменяется по целям, содержанию и формам. Непрерывность образования характеризует его процессуальную сторону и выступает в качестве основной черты.

       Образование как результат. Под словом «образование» понимается результат, когда имеют ввиду получить образование. Образование как результат рассматривается в двух планах:

1. образ того результата, который должен быть получен образовательной системой и зафиксирован в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определенный курс обучения, к его знаниям и умениям;

2. сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе, его опыт, как совокупность интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений, позволяет ему адекватно действовать на этой основе в различных жизненных ситуациях. В этом смысле результатом образования является образованность.

 

Вопрос.

       Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования:

  1. осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования;
  2. индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая его технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества;
  3. переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;
  4. соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных способов организации учебно-воспитательного процесса, к развивающим, активизирующим, игровым; это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой самостоятельной деятельности учащихся;

5-6. относятся к организации взаимодействия обучающихся и преподавателя, и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Основные принципы современного образования:

  1. интеграция всех воспитательных сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающего поколения;
  2. гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;
  3. дифференциация и индивидуализация обучения – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;
  4. демократизация – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованного взаимодействия учителей и учащихся, и широкое участие общественности в управлении образованием.

Вопрос.

Образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей: учебной и педагогической. Поэтому его можно рассматривать с двух позиций. Каждая из позиций является неповторимой уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т.е. планирует,организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность.

Личностно-деятельностный подход подразумевает учет этих особенностей, как учителя, так и обучаемого. Личностный компонент предполагает, что в центр процесса обучения ставится как сам обучающийся, так и его личностные особенности, т.е. мотивы, цели, психологический склад. Учитель определяет учебную цель каждого занятия и направляет весь образовательный процесс на развитие личности ученика, исходя именно из интересов, знаний, умений обучающихся. Деятельностный компонент подразумевает, что педагог и ученик являются субъектами пед и учебной деятельности. Это означает, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается в ней.

В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли Леонтьев и Рубинщтейн. Согласно им, деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществить целенаправленную активность необходимо знать какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности.

С позиции учителя личностно-деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной учебной деятельностью в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания им смысла обучения. В такой позиции учитель становится для ученика человеком, вызывающим подлинный интерес к учению, учебному предмету. Общение с учеником рассматривается как сотрудничество в решении учебных задач и, как следствие, учитель и класс образуют единый коллективный субъект образовательной деятельности.

С позиции ученика личностно-деятельностный подход предполагает свободу выбора обучающимся метода своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации личностно-деятельностного подхода учителем становится обеспечение безопасности личностных проявлений, создание условий для самоактуализации и личностного роста.

Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования и оно соответственно становится антропоцентричным по цели, содержанию, формам организации.

 

Вопрос.

Начиная с 1960-х годов отечественная психология и педагогика обоготилась идеями диалога и сотрудничества. Переориентировка педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистических традиций стали основой для качественного обновления образовательного процесса.

Братченко предлагает следующие различия классической (традиционной, когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориенторованной) образоватеьной парадигмы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.029 с.)