Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2.8. Психологические аспекты современных концепций обучения и организации учебной деятельности.
Вопрос. Образовательный процесс, начиная со второй половины ХVIII века, становится объектом не только педагогического, но и психологического осмысления. Процесс научения трактуется в разных теориях по-разному. На третьем этапе развития пед психологии (во второй половине ХХ века) возникли самостоятельные теории (направления обучения). Направление современного образования редко реализуется в первоначальном варианте. Каждая из них включает элементы другого. Теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения помогает действенно реализовать творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения, программируемость, активность, самостоятельность, учет индивидуальных особенностей учащихся. Все современные направления обучения могут быть рассмотрены с позиции некоторых общих оснований: 1. непосредственности (или опосредованности) взаимодействия обучающегося и обучающего: · контактное (традиционное, программированное и т.д.); · дистанционное; 2. по основанию принципа сознательности выделяется обучение соотносимое с характером опыта: · интуитивное (освоение родного языка); · обучение основанное на принципе сознательности (традиционное, проблемное, программированное); 3. по основанию наличия управления образовательным процессом: · не основывается на управлении (традиционное); · рассматривает управление в качестве основного механизма усвоения (программированное, алгоритмизированное); 4. по основанию связи обучения с будущей деятельностью: · контекстное; · традиционное обучение вне контекстного типа; 5. по основанию способа организации обучения: · традиционное (информативно-сообщающее); · обучение включающее активные формы и методы.
Каждый из типов обучения имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Вопрос. Бихевиоризм, необихевиоризм в середине ХХ века стали ведущими направлениями американской психологии. В середине ХХ века появилась наука кибернетика – наука об управлении, связи и информации. Бихевиоризм перенесенный на педагогику в кибернетике находит концепцию управления обучением. На этой основе возникает и формируется идея программированного обучения (Скиннер, 1954г.). в основу программированного обучения была положена бихевиоральная теория, для которой характерен механический подход к обучению. Программирование – составление программы, составление определенной последовательности учебных действий и операций как учащегося, так и обучающего. В основу программированного обучения положены следующие принципы:
Скиннер предложил линейную программу. Учение – процесс выработки у учащегося новых способов поведения или модификации уже сложившихся. Вероятность того, что ученик овладеет новым знанием возрастает благодаря многократному повторению. Оно не должно быть механическим, т.к. результаты проверяются и контролируются самим обучающимся. Линейное программирование характеризуется тем, что каждое знание имеет один правильный ответ, после него учащийся переходит к следующему. Более сложным является разветвленное программирование, когда на один вопрос допустимы несколько альтернативных ответов (Н.Краудер, 50-е годы ХХ века). Вопрос. Программированное обучение в начале 1970-х годов получило новое преломление в работах Л.Н.Ланде, который предложил алгоритмизировать этот процесс. При алгоритмизированном обучении в содержании выделяются учебные алгоритмы.
Алгоритм (по Ланде) – это правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые, в силу их простоты, однозначно понимаются и исполняются всеми. Алгоритм – система указаний об этих действиях и о том, какие из них и как надо производить. Таким образом, алгоритмический процесс представляет собой систему действий с объектом. Алгоритмы – пошаговая программа деятельности учения и преподавания. Плюсы программированного, алгоритмизированного обучения:
Минусы программированного, алгоритмизированного обучения:
В современной школе возможна работа в компьютерных классах по обучающей программе для отработки навыков и контроля знаний. Полезно использовать для организации деятельности неуспевающих учеников, т.к. обеспечивается индивидуальный темп.
Вопрос. Теория Гальперина, предполагает такое построение учебной деятельности, при котором на основании внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В ходе практической деятельности у человека формируется ООД (ориентировочная основа действия), т.е. система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего действия. Человек должен знать, что произойдет и на чем нужно концентрировать внимание, чтобы выполнить действие безошибочно. Данное положение составляет основу теории, согласно которой обучение строится в соответствии с ООД. Виды ориентировок:
Типы ориентировок: 1. действия методом проб и ошибок; 2. предполагается постановка задачи и разумное изучение сторон действия; 3. есть возможность составить и реализовать ориентировочную основу нового действия. Согласно концепции Гальперина, предметное действие и выражающая его мысль – это звенья единого процесса постепенного преобразования материального действия в идеальное. Гальперин выделяет шесть этапов:
Значение теории Гальперина состоит в том, что она указывает учителю, как надо строить обучение, чтобы эффективно формировать знания и действия.
Плюсы теории:
Минусы теории:
Вопрос. Теории проблемного обучения основаны на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся проблемных ситуациях. Значительный вклад в разработку внесли зарубежные и отечественные исследователи: Оконь, Махмутов, Матюшкин, Кудрявцев, Лернер и др. Одним из первых исследователей данной теории был польский педагог и психолог В.Оконь. Основные вопросы и положения изложил в работе «Основы проблемного обучении» (1964г.). При проблемном обучении учитель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск, т.е. процесс учения уподобляется научному поиску. Она отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, свойства решения, эксперимент, результат поиска. С помощью проблемного обучения пытались решить задачу развития творчества личности. Проблемная ситуация (Матюшкин) – это определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое требует открытия новых знаний. Проблемная ситуация характеризует не задание, а знания ученика.
Виды проблемного изложения (обучения):
Этапы проблемного обучения:
Плюсы проблемного обучения:
Минусы проблемного обучения:
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.014 с.) |